Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно ли венчать браки соборне?

 

Не все одинаково отвечают на этот вопрос, и одни находят, что не следует допускать соборного венчания брака, так как совершитель таинства есть и должен быть один, а другие не видят ничего предосудительного, если для сообщения большей торжественности чину брака в сослужении с совершителем таинства примут участие еще два священника и составят, таким образом, собор священнослужителей. Мы склоняемся ко второму мнению, тем более, что в некоторых епархиях издревле существует обычай усугублять торжество богослужения таинства брака приглашением собора иереев; при этом есть обычай разделять между тремя священниками чтение молитв в чине: первенствующий читает первую молитву венчания: «Боже пречистый, и всея твари Содетелю», второй — другую молитву: «Благословен еси, Господи Боже наш», третий — «Боже Святый, создавый от персти человека». Чтением молитв ограничивается видимое участие второго и третьего священника в богослужении брака. Все прочее и важнейшее совершает предстоятель, который, как справедливо говорят, и есть собственно совершитель таинства. Прочие священники только участвуют в богослужении. И в этом нет ни умаления значения первенствующего священнослужителя, ни нарушения порядка в богослужении. Если в литургийном богослужении вместе с предстоятелем, освящающим Тайны, участвуют иногда другие иереи, то почему нельзя быть соборному служению и при совершении таинства брака?.. Другое дело, если где-нибудь соборное венчание явится новшеством и будет вызывать против себя различные толки в народе. Пастыри поступили бы там опрометчиво, если бы стали заводить новые порядки, не взирая на несочувствие к ним прихожан и как бы забывая то общее правило, что вообще вводить новые порядки следует только тогда, когда сказывается в них настоятельная необходимость, и когда есть для них удобная и подготовленная почва. Что хорошего, если, вместо благодарности, пасомые начнут роптать на пастырей, заподозрив в них мало уважения к тому, к чему все так привыкли и с чем так сжились?!.. Основательно, поэтому, рекомендуют в таком случае вместо соборного венчания, которое явилось бы в известной местности бросающимся в глаза новшеством, усугубить торжество брачного богослужения соборным молебном после чина венчания. В молебне и могут принять участие все священники, которые дотоле, т. е. во время венчания, присутствовали в храме только как богомольцы.

 

Какие священные одежды надевать иерею при совершении таинства брака?

 

В требнике Петра Могилы указывается, что во время венчания иерей бывает облачен в фелонь и епитрахиль. Но кроме фелони и епитрахили некоторые священники надевают еще и поручи. Против этого ничего нельзя возразить. Символическое значение поручей — напомнить совершителю таинства «всезиждительную силу Божию» (Симеон Солунский) и внушить ему при благословении брачущихся упование на эту силу Божию, — находить вместо и в священнодействии таинства брака.

 

За неимением у жениха и невесты обручальных перстней, могут ли священники благословлять брачущихся именословным благословением, с произношением слов: обручается раб Божий, или вовсе опускать обручение?

 

В Последовании, бываемом о обручении, ясно сказано: лежит на десный ступан святые прапезы перстки их (жениха и невесты) два, златый и серебряный: серебряный убо уклоняяся к песным, златый же к левым. Два перстня для обручающихся — золотой и серебряный — полагаются вблизи друг друга на св. престол, в знаменование того, что брачущиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию и от Господа, от Его св. престола, испрашивают благословения на свое обручение; поелику серебряный перстень после перемены достается жениху, а золотой невесте, то первый, как принадлежащий мужу, полагается с правой стороны от золотого. Таже взем священник персты, дает первые мужу златый, таже серебряный жене, и глаголет мужу: обручается раб Божий… Таже и жене глаголет: обручается раба Божия… И егда речет на едином коемждо трижды, творит крест перстнем на главах их, и полагает я на десных перстех. Таже изменяет перстни новоневестных восприемник. Священник берет с престола перстни новоневестных восприемник. Священник берет с престола перстки и возлагает на безыменные пальцы правой руки, жениху — золотой, в знак того, что он, как солнце, должен светить своей жене светом благоразумия и благочестия, а невесте — серебряный (в случае неимения таковых, у жениха должен быть медный — желтый, а у невесты оловянный — белый), во образ того, что она, как луна от солнца, заимствует свой свет от мужа и должна покоряться ему. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатью и утверждением: троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полная взаимная доверенность лиц брачущихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, и эта взаимность между ними будет постоянной, бесконечной (как в перстне — круге нет конца, так и союз супружеский должен быть вечер, неразрывен). Жених, во свидетельства своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой золотой перстень невесте, а эта, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой серебряный перстень взаимно отдает жениху. По возложении перстней на десницы жениха и невесты священник глаголет молитву (Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый в средоречии…), в которой перечисляет несколько случаев и событий из ветхозаветной, а частию и новозаветной свящ. истории, где Сам Господь перстню давал особенную знаменательность и чудодейственную силу Свою. Ты Сам, Господи, показал, чтобы было обручение, чтобы оно служило утверждением всего. Перстнем была дана власть Иосифу в Египте (Быт. 41, 41, 42), перстнем прославился Даниил в стране Вавилонской (Дан. 6, 18), перстнем открылась истина Фамари (Быт. 38), перстнем Отец небесный показал Свою любовь к сыну Своему, сказав: дайте перстень на десницу его и заколите тельца откормленного, и станем петь и веселиться (Лук. 15, 22, 23). Вот и теперь, как бы так молится священник, пред очами Твоими, Всеблагий Господи, перстни, вот чета, ожидающая мановения десницы Твоей для их благословения. «Сам и ныне благослови возложение перстней сих благословением небесным: и ангел твой да предъидет пред ними во все дни живота их». После всего этого вполне понятно, насколько непозволительно искажать находящееся в требнике последование бываемое о обручении или вовсе опускать последнее. В чем будет состоять обручение, если не будет самого обруча (кольца), и к чему будут тогда относиться молитвы обручения?.. (Рук. д. с. п. 1894, №46).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...