Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всем ли умершим следует читать разрешительную молитву, если ее должны быть лишены те, которые умерли без напутствия св. Таин?

 

Из прошений разрешительной молитвы, чтобы Господь простил умершему согрешения, в которых он «сердцем сокрушенным покаялся и елика за немощь естества забвению предаде», видно, что она представляет собою усиленное моление священника о даровании усопшему прощения от Господа всех отрытых духовнику прегрешений, а также и тех, в которых почивший не раскаялся или вследствие свойственного человеку забвения грехов, или потому, что не успел раскаяться в них, застигнутый смертью но, представляя собою усиленное моление о прощении усопшему грехов, молитва эта и в собственном смысле является разрешительною, так как ею скончавшийся разрешается от клятвы и запрещения церковного, если он не имел возможности освободится почему-либо от них при жизни. Православная Церковь всегда смотрела и смотрит на клятву и запрещение, как на меры исправительные, а не карательные, применяя их к человеку лишь при жизни; а потому, Церковь никогда не останавливалась и не останавливается пред разрешением от клятвы и запрещения даже тяжких грешников на смертном их одре (Правила соборов — Анкирского 6, 22; Неокесарийского 2; I Никейского 13; Карфагенского 7; св. отцов — Василия В. 73, Григорий Нисского 2), и тем более — по смерти, если, конечно, сами наказуемые и отлучаемые от церковного общения не оказывались враждебно настроенными против Церкви и не отвергали в деле спасения ее руководительства.

Таким образом, если разрешительная молитва читается над умершим, «дабы», как выразился митроп. Московский Филарет, «подтвердить мир душе его против согрешений, может быть, случившихся после последнего покаяния, и дабы никто не сомневался, что он умер в общении с Церковью» (Собр. мн. и отвз., т. дополнит. с. 511–512); то, понятно, разрешительная молитва должна быть читаема при отпевании над всеми без исключения православными христианами (см. Р.д.С.П. 1860 г., №№11–12; 1862 г., №10; 1899 г., с. 356–358).

 

Где должен стоять священник при чтении разрешительной молитвы над умершим: у головы ли покойника, или у ног его?

 

При отпевании взрослых покойников читается разрешительная молитва, изложенная не в просительной форме, обращенная к Богу, а к почившему: да сотворит чрез мене смиренного прощенно и сие по духу чадо и проч.; при отпевании же младенцев читается молитва, выраженная в форме просительной и обращенная прямо к Богу: Ты Сам, владыко Христе, душу раба Твоего младенца N приими с миром. Таким образом, из самого содержания и характера той и другой молитв видно, что первую священник должен читать, стоя у ног покойника или на стороне подле гроба и обратившись лицом к почившему, а вторую следует читать, стоя у головы младенца и обратившись лицом к алтарю, так как было бы неприлично читать ее, стоя спиною к праху младенца (Р.д.С.П. 1888 г., т. II, с. 99).

Для чего разрешительная молитва влагается в руку умершего?

По объяснению митроп. Моск. Филарета, разрешительная молитва в руке умершего служит внешним знаком того, что он умер в общении с Церковью, каковое удостоверение может оказаться потребным «на случай, если когда-нибудь откроют погребенное тело» (Собр. мн. и отз., т. дополнит., с. 512).

 

В какое время погребения следует сыпать землю на покойника?

 

Так как в Требнике под именем «гроба» разумеется не гроб в общепринятом смысле этого слова, а могила, то посыпание землею или пеплом из кадильницы и поливание елеем должно быть совершаемо по опущении гроба в могилу (Ц. Вестн. 1895 №17).

 

Должен ли священник, провожая покойника, иметь в левой руке крест со свечей, а в правой — кадильницу и читать на пути св. Евангелие, как это обыкновенно делается в Киевской, напр., епархии, или же следует провожать покойника без креста и св. Евангелия, только с одной кадильницей?

 

Указанный обычай при сопровождении покойников, соблюдаемый в Киевской епархии, есть обычай местный, а потому нельзя следовать ему там, где он не принят. В Великороссии этого Киевского обычая не знают (Р.д.С.П. 1886, №29, с. 366–367; 1900, №37, с. 45–46).

 

При провождении покойников на кладбище кто должен преносить икону: священник или кто-либо другой?

 

В северо-восточных епархиях при провождении покойника на кладбище св. икона предносится кем-либо из мирян, преимущественно кем-либо из малолетних родственников их, а священник сопровождает покойников обыкновенно с одною кадильницей в правой руке; в юго-западных же губерниях — большой крест (а не икона) предносится кем-либо из взрослых мирян, а священник сопровождает с горящею свечею в правой руке и с небольшим крестом в левой или, за отсутствием диакона, с кадильницею в правой и горящею свечею в левой руке, что также находит для себя оправдание в древне-русской практике церковной (см. в Требнике Петра Могилы в начале «Последования погребения тел мирских человек» рисунок, на котором изображены, между прочим, два иерея, участвующие в погребальной процессии, и каждый из них представлен с горящею свечею в правой руке и с небольшим крестом в левой). (Р.д.С.П. 1888 г., т. II, с. 100).

 

Дозволяется ли колокольный звон во время погребения умерших на Пасхальной седмице?

 

Во дни Пасхальной седмицы (в 1-й день Пасхи до вечерни совершать погребение умерших запрещается) умершие погребаются по особому пасхальному чину, исключающему скорбь и сетование об умерших. Естественно, что при погребении умерших по этому чину было бы несообразно и не согласно с радостью и веселием великого праздника Пасхи производить обычный погребальный — печальный звон (Р.д.С.П. 1888 г., т. III, стр. 248).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...