Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура во второй половине XVIII века

 

1. XVIII век — время крупных перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку, складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличиваетсячисло печатных изданий, создаются шедевры церковного зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещения глубоко проникает во все сферы культурного процесса.

2. Образование. Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Первыми появляются специальные школы еще при Петре 1 (Школа математических и навигационных наук, Первая медицинская школа, Горная, инженерные школы и т.д.).

В развитии образования в середине и во второй половине XVIII века можно проследить две тенденции:

1) утверждение принципа сословности;

2) необходимость создания общеобразовательной школы приводит к расширению сети учебных заведений.

Сословные школы. Еще в 30-х гг. в системе образования возобладала школа закрытого типа, прежде всего для дворян, которые находились под особым попечением правительства. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). Наиболее распространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы. Система сословных школ в последней четверти XVIII в. выглядела так:

o для дворян — шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский), благородные пансионы (Институт благородных девиц, 1764 г.);

o для духовенства - духовные академии, епархиальные училища;

o для купцов — коммерческие школы;

o для разночинцев — Академия художеств. Горная, Медицинская, штурманская школы, ремесленная школа;

o для солдатских детей — солдатские школы.

Сословные школы не удовлетворяли потребностей в грамотныхи образованных людях, и с 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений.

В 1736 г., согласно "Уставу народных училищ", учреждались главные народные училища — 4-классные (в губернских городах) и малые народные училища — 2-классные (в уездных городах). "Устав" также предусматривал создание единой системы светской школы от малых народных училищ до университета. Появление новых учебных заведений связано с деятельностью Бецкого И.И., считавшего, что поскольку "корень всему злу и добру" воспитание, основной задачей государства становятся воспитание новой породы людей. Кроме народных училищ им были созданы: училище при Академии художеств, Коммерческое училище, мещанское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Продолжается развитие высшего образования. 12 января 1755 года был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, обучение в нем было бесплатным и для всех сословий (кроме крепостных крестьян). При университете создаются лаборатории, библиотека, типография. Растущая потребность в квалифицированных педагогических кадрах привела к созданию Учительской семинарии при Московском университете (1779) и Петербургского главного народного училища (1782), впоследствии Преобразованного в Педагогический институт.

Создание и расширение сети школ потребовало появления новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Были созданы: "Первые основания металлургии". "Риторика", "Краткий российский летописец", "Российская грамматика" М.В. Ломоносова, "Географическое и историческое описание Российской империи" Х. А.Чеботарева.

3. Наука и техника. С распространением образования было связано и развитие науки. Основными центрами научной деятельности в этот период являлись Академия наук. Горное училище в Петербурге (1773), Российская академия наук (1783), Киевская академия. Уже во второй половине XVIII в. отечественная наука достигла общеевропейского уровня благодаря деятельности таких ученых, как Эйлер Л., Бернулли Д. Особая роль в становлении и развитии русской науки принадлежит М.В. Ломоносову, научная деятельность которого отличалась необычайной многогранностью (известны его работы в области математики, физики, химии, астрономии, филологии, истории).

Особое развитие в XVIII в. получили естественные науки: в 20-50-е гг. Академия наук осуществила Великую Северную экспедицию (исследование Северного Ледовитого океана, северо-востока Азии и северо-запада Америки, Камчатки). В 60-80-е гг. была проведена комплексная экспедиция по исследованию севера европейской части России (Поволжья, Приуралья, Урала, Южной Сибири). Результатом этих экспедиций явилось составление карт страны. 1731 г. — первый русский географический атлас; 1745 г. — издание "Атласа Российского". Значительными успехами ознаменовалось развитие математики (Эйлер Л., Бернулли Д., Ломоносов М.В.), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин, С.Г. Зыбелин), химии, (Ломоносов М.В., Севергин В.М.).

Техника. Во второй половине XVIII в. наблюдается взлет технической мысли, связанный, прежде всего, с деятельностью выдающихся русских изобретателей И.И. Ползунова (создание парового двигателя) и И.П. Кулибина (проект одно-арочного моста через Неву, создание часовых, оптических механизмов). Известны также изобретения мастера Фролова К.Д. (первая гидравлическая машина), Нартова А.К. (создал новые станки для сверления орудийного ствола, подъемный механизм, новые способы отливки пушек).

4. В более сложных условиях проходило становление гуманитарных наук: в Академии наук им уделялось меньше внимания, и развивались они в основном за пределами Академии. Значительный шаг вперед сделали правовая наука, языкознание и, прежде всего, история. Крупнейшими историками этого времени являлись В.Н. Татищев («История Российская», положившая начало русской исторической науке), М.М.Щербатов ("История Российская", отличавшаяся консервативностью политической концепции), И.Н. Болтин ("Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка", отличавшиеся появлением целого ряда новых и важных наблюдений касательно норманнской теории, об общности исторического процесса, о процессе и причинах оформления крепостного права).

В этот период зарождается также историческое краеведение — В.В. Крестинин (работы по истории Поморья), Рычков П.И. (автор истории Оренбургского края) и начинается публикация документов и исторических сочинений.

 

5. Все сферы духовной жизни России середины и второй половины XVIII в. пронизывают идеи Просвещения (философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности). Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещенному монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Именно поэтому вопрос о характере государственной власти оставался одним из самых главных (формируется идеология "просвещенного абсолютизма"). Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли (Сумароков А.П., Щербатов М.М.), либеральной (Новиков Н.И., Фонвизин Д.И.), революционной (Радищев А.Н.).

Просветительство являлось главным направлением в общественной мысли второй половины XVIII — начала XIX вв. Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение, прежде всего, в деятельности Н.И. Новикова (1744-1818) — крупнейшего издателя и журналиста (изд. сатирических журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек") и А.Н. Радищева (1749-1802), стоящего на позиции радикального просветительства ("Путешествие из Петербурга в Москву").

30-е гг. XVIII в. — время появления нового духовно-общественного движения — масонства. Его проникновение в Россию связано с определенным разочарованием в просветительском рационализме и поиском путей выхода из нравственного тупика. Движение состояло из нескольких "партий" (французской, английской, рыцарской, иллюминатской), общей чертой которых являлись религиозно-нравственные искания.

6. Литература XVIII в. представлена тремя направлениями:

1) классицизмом — творчество Сумарокова А.П. (трагедия "Дмитрий Самозванец", комедии "Опекун", "Лихоимец"; основной задачей для писателя являлось исправление и просвещение дворянства);

2) художественно-реалистическим — становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина. Комедии "Бригадир" и "Недоросль" внешне схожи с сочинениями классицизма, но само содержание отличается (вних выведены живые люди, художественно обобщенные характеры. Они не сводятся к бичеванию недостатков характера, они обличают пороки крепостничества);

3) сентиментализмом — Карамзин Н.М. (повесть "Бедная Лиза"). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности.

7. Архитектура. В I половине XVIII в. в архитектуре господствует барокко, отличавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой русского барокко является сплав европейских стилей (классицизма и рококо) и отечественных традиций.

Петербург: крупнейшим зодчим этого направления был Растрелли Ф.Б. (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монастыря). Одно из выдающихся достижений Растрелли — это создание комплексов парадных интерьеров (обилие золота, света, лепнины, бронзы, зеркал).

В Москве также создаются постройки в стиле барокко, отличавшиеся более спокойными архитектурными формами. Крупнейшим зодчим, работавшим в этом направлении в Москве, считается Ухтомский Д.В. (колокольня Троице-Сергиевой лавры).

В 60-е годы на смену барокко приходит классицизм, использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой (стиль в литературе и искусстве XVIII - нач. XIX в.в., обратившийся к античному наследию, как к норме и идеальному образцу).

В развитии классицизма во второй половине XVIII века можно проследить два этапа:

1) ранний классицизм (60-80-е гг.), когда ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;

2) строгий классицизм (80-90-е гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой. Крупнейшими зодчими классицизма являлись:

В Петербурге: Кваренги Д. (Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе); Львов Н.А. (Главный почтамт в Петербурге):

Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга (в Царском Селе, Камеронова галерея, в Павловске); Старое И.Е. (Таврический дворец);

В Москве: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова); Казаков М.Ф. (Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).

8. Живопись. Русская живопись вступает в новый этап своего развития, выразившийся, прежде всего, в совершенствовании портретной живописи и в появлении ранее отсутствовавших жанров: пейзажа, исторического, бытового. Расцвет портретной живописи связан с многочисленными заказами двора, вельмож и развивался в двух направлениях: парадного портрета и камерного.

Выдающимися художниками этого жанра являются: Рокотов Ф.С. (портреты Новосельцевой В.Е.. Струйской А.И.), Левицкий Д.Г. (цикл портретов "Смолянки", портреты Дидро, М.А. Дьяковой); В.П. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой, М.И. Лопухиной). В творчестве последнего происходит становление реалистической живописи. Начало жанровой живописи было положено творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни ("Крестьянский обед", "Сговор"). Родоначальником пейзажной живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петербурга), Алексеев Ф.Я. ("Красная площадь"). Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой").

9. Скульптура. В XVIII веке скульптура получает свое развитие и достигает замечательных успехов. Среди русских скульпторов выделяются двое:

Ф.И.Шубин, представляющий реалистическое направление в скульптуре, являвшийся мастером скульптурного портрета (портреты Орлова, Зубова, Потемкина, Павла I, Ломоносова и др.), и Козловский М.И. - родоначальник русского классицизма в скульптуре, считавший своей главной задачей раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима (памятник Суворову А.В., скульптура "Самсон, раздирающий пасть льва").

Из иностранных ваятелей крупнейшим является Фальконе Э. ("Медный всадник" (памятник Петру Первому)).

10. Театр и музыка. Во второй половине XVIII в. происходит становление русского театра. Были созданы: в 1756 г. русский театр для представления трагедий и комедий (руководителем труппы являлся Ф. Волков — блестящий актер, поэт, драматург, музыкант); в 1779 г. — частный театр в Царицыном лугу под руководством известного актера Дмитриевского; в 1780 г. - Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр (например, наиболее известен театр Шереметьева).

В последней трети столетия началось формирование национальной композиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром в музыке становится опера (Соколовский М.М. "Мельник колдун, обманщик и сват", Фомин В.И. "Орфей" и др.).

В числе ведущих композиторов XVIII века считают:

Березовского Михаила Созонтовича – создателя оперы «Демофонт» - 1773 г.

Бортнянского Дмитрия Степановича – создателя нового типа русского хорового концерта, оперы «Сын – соперник» - 1787 г.

Фомина Евстафия Ипатовича – создателя песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщики на подставе» - 1787 г., «Американцы» - 1788 г., мелодрамы «Орфей» - 1792 г.

Хандошкина Ивана Евстафьевича – русского скрипача, композитора, основоположника русской скрипичной школы.

Пашкевича Василия Алексеевича – русского композитора, скрипача, дирижера, одного из создателей русской комической оперы «несчастье от кареты» - 1779 г., «Скупой» - 1782 г., сказочной оперы «Февей» - 1786, второй редакции оперы «Санкт-Петербургский гостиный двор» - 1792.

 

Важнейшей частью культуры XVIII века является развитие просветительской мысли. Носителями идей просветительства были А.Я. Поленов, А.Н. Радищев.

Их идеи сводились к проблемам:

- уничтожения крепостничества;

- ликвидации самодержавия.

Императрица Екатерина II очень негативно относилась к идеям просветительства. Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 года), вызвавшая великое любопытство, была ею запрещена. Изданную книгу Екатерина II распорядилась конфисковать и уничтожить. Из тиража в 600 экземпляров было продано лишь 25 экземпляров. Официально «Путешествие» находилось под запретом более века. Книга была напечатана А.И. Герценом в 1858 году в Лондоне. Поскольку ею интересовались в Российском обществе, она распространилась в многочисленных рукописных списках. Радищев, не желающий менять своих убеждений 11 сентября 1802 г. покончил с собой с последними словами: «Потомство за меня отомстит».

Идеи просветительства позднее продолжал И.П. Пнин в книге «Опыт о просвещении», в одах «Человек» и «Бог» где требования и необходимость ликвидации крепостных порядков связывалось с распространением в России бессословного просвещения. Наиболее последовательным «радищевцем» в просветительских идеях заявил о себе В.В. Попугаев, который заявил о необходимости в России бессословного образования, всеобщего и равного общественного воспитания.

Отличительной чертой культуры XVIII века было появление интереса к отечественному языку, его истории, необходимости его изучения, развития и сбережения.

В понятие «русской язык» в тот период включалось многое: славяно-русское красноречие, приказной язык, иностранные заимствования, устная речь с диалектами и областными говорами.

Впервые лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов в своем сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757г.). В нем Ломоносов разделил литературный язык на три стиля: высокий, средний и низкий.

В России создаются общества, занимающиеся разработкой русского языка. В Петербурге в 1783 году создана Российская Академия как научный центр по изучению русского языка и словесности. Академией был впервые в России подготовлен «Словарь Российской Академии» - словарь русского языка.

Руководила Академией Екатерина Романовна Дашкова, княгиня, общественный деятель, писательница. Помогла в дворцовом перевороте взойти на престол Екатерине II. По инициативе Е.Р. Дашковой издано собрание сочинений М.В. Ломоносова, переиздано «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенинникова, продолжена публикация «Дневных записок» И.И. Лепехина, издавался журнал «Собеседник любителей российского слова», к участию в нем она привлекла Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста и других. При участии Е.Р. Дашковой также издавался журнал «Новые ежемесячные сочинения» (1786 – 1796 гг.). Под ее наблюдением выходил сборник «Российский Феатр, или полное собрание всех российских феатральных сочинений». После опубликования в названном сборнике трагедии Княжнина «Вадим новгородский»

Екатерина II отстранила Дашкову от управления Академией. После смерти императрицы в 1801 члены Академии предложили Дашковой занять место ее президента, от чего она отказалась. Ее произведения издавались во многих странах мира.

В становлении русского языка значительную роль сыграл Н.М. Карамзин. Пушкин о нем писал «он освободил язык от чужого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова». Принцип его был «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Позже в 1804 году в университетах России были открыты словесные отделения.

Именно в XVIII веке, который считается временем становления российской науки, растет интерес к основам народной культуры, их собиранию, изучению, освоению. Впервые издаются российские пословицы, сказки, народные песни, фольклор, былины. Н.М. Карамзин говорил, что в песнях найдешь образование души нашего народа. Многие настаивали на необходимости знать историю предков, уважать собственную историю.

Видными литераторами XVIII века были М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов - «Риторика», «Письмо о правилах российского стихотворства»; А.П. Сумароков «Хореев» - трагедия, «Синав и Трувор»; Д.И. Фонвизин «Недоросль»; Г.Р. Державин «Властителям и судьям»; ода «Фелица», «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Они боролись за чистоту русского языка, против помещичьего невежества, внимание к конкретному человеку и его судьбе, против жестокостей крепостничества.

Ведущим музыкальным жанром в XVIII веке становится опера. В театральном репертуаре преобладала комическая опера. Героями ее были простые люди, которые не терялись в трудных ситуациях благодаря находчивости, сметливости и уму. Большим успехом пользовалась опера О.А. Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват», музыка М.М. Соколовского, а также опера В.А. Пашкевича на слова М.А. Матинского «Санкт-петербургский гостиный двор, или как поживешь, так и прослывешь». Комическая опера сближала профессиональную сцену с русским фольклором, танцами, бытовыми обрядами, разговорной речью.

В живописи складывается система жанров – портреты, монументально-декоративное искусство, пейзаж, театрально-декоративное искусство, историческая живопись. В числе художников можно назвать

А.П. Лосенко

- «Владимир перед Рогнедой»;

- «Прощание Гектора с Андромахой» (1770);

Г.И. Угрюмов

- «Взятие Казани» (1800);

А.П. Антропов

- портрет А.. Измаиловой;

- портрет Ф.С. Рокотова;

- портрет Петра III;

- портрет А.К. Воронцовой

Д.Г. Левицкий

- портрет М.А. Дьяковой;

- портрет Дидро;

- портрет Н.И. Новикова;

- портрет П.А. Демидова;

- портреты воспитанниц Смольного института «Смолянки»;

В.Л. Боровиковский

- аллегорические картины, изображавшие Петра I и Екатерину II;

- портрет М.И. Лопухиной;

- портрет В.И. Арсеньевой;

- портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке;

- портрет А.А.Долгорукого;

- иконы для иконостаса в Казанском соборе в Петербурге;

- портрет госпожи де Сталь;

Ф.С. Рокотов

- портрет В.И. Майкова;

- портрет А.П. Струйской;

М. Шибанов

- «Крестьянский обед»;

- «Свадебный сговор»;

И.П. Аргунов

- портреты Б.П. и А.П. Шереметевых;

- портреты К.А. и Х.М. Хрипуновых;

- «Портрет неизвестной в русской костюме»

 

В скульптуре проявили себя:

Карло Бартоломео Растрелли

- статуя анны Иоанновны с арапчонком (1741);

Ф.И. Шубин

- галерея портретов М.В. Ломоносова,

- портреты полководца П.. Румянцева-Задунайского;

Э. Фальконе

- «Медный всадник» (Петру I)

М.И. Козловский

- памятник К. Минину и Д. Пожарскому;

- надгробие Н.П. Собакиной

 

В числе известнейших архитекторов XVIII века в России были:

М.Ф. Казаков

- Сенат в Московском кремле;

- голицынская больница;

- Дом-усадьба Демидова;

- псевдоготический Петровский дворец;

- здание университета в Москве;

- дои князей Долгоруких;

В.В. Растрелли

- Зимний дворец в Ленинграде;

- Собор Смольного монастыря;

- Екатерининский дворец а Царском селе;

- Грот в Царском селе

В.И. Баженов

- проект реконструкции Московского Кремля и сооружение дворца;

- дом-дворец Пашкова в Москве;

- дом Юшкова на Мясницкой;

- увеселительные строения на Ходынском поле;

- усадебная церковь в селе Быкова под Москвой;

- Таврический дворец в Петербурге

И.К. Коробов

- здание Адмиралтейства в Петербурге

 

Вопросы для семинарского занятия

 

1. Назовите деятелей российской культуры, занимающихся развитием и защитой русского языка.

2. Назовите знаменитых архитекторов России XVIII века и их труды. Особенности градостроительства.

3. Знаменитые художники России XVIII века, их полотна и портреты.

4. Назовите условия, причины и возможности создания Эрмитажа и Академии 3-х наук в России

5. Просвещение в России XVIII века, изменения в нем в постпетровские времена, тенденции развития

6. Видные книгоиздатели России, их роль в просвещенческой деятельности

7. Роль Волкова как актера и организатора российского театра.

 

 

Вопросы для рефератов

1. Екатерина Дашкова – президент двух Академий.

2. Эрмитаж: история и современность.

3. Политика Екатерины II в образовании.

4. Масонство в России.

 

Тест

 

1. Кто из известных представителей XVIII века сказал о русской песне «В ней найдешь образование души нашего народа»?

- Н.М.Карамзин;

- М.В.Ломоносов;

- Д.И.Фонвизин;

- А.П.Сумароков.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...