Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 22. Конвертируемые ценные бумаги, обмениваемые

ценные бумаги и варранты 993

Конвертируемые ценные бумаги 995

Цена конверсии и коэффициент конверсии 996

Конверсионная стоимость и конверсионная премия 996

Другие характеристики 997


 

Содержание   Финансирование с помощью конвертируемых ценных бумаг    
  Принуждение к конверсии и ее стимулирование
  Стоимость конвертируемых ценных бумаг
  Конвертируемая облигация: облигация плюс опцион
  Стоимость облигационного компонента
  Премии
  Взаимосвязь между премиями
  Обмениваемые облигации
  Свойства
  Обмениваемые облигации как инструмент финансирования
  Оценка обмениваемых ценных бумаг
  Варранты
  Свойства варрантов
  Оценка варранта
  Премия сверх теоретической стоимости
  Связь между значениями стоимостей варранта и акций
  Резюме
  Приложение. Ценообразование опционов
  Оценка опциона на дату истечения
  Оценка опциона до даты истечения
  Хеджирование с помощью опционов
  Модель Блэка-Шоулза для определения стоимости опциона
  Выводы
  Вопросы
  Задачи для самопроверки
  Задачи
  Решения задач для самопроверки
  Рекомендуемая литература
  Глава 23. Корпоративная реструктуризация
  Источники создания стоимости компании
  Увеличение объема продаж и экономия производственных затрат
  Улучшение управления корпорацией
  Информационный эффект
  Перераспределение выгоды от реструктуризации
  Налоговый фактор
  Выгоды от финансового "рычага"
  Гипотеза о самонадеянности
  Личный интерес высших менеджеров
  Стратегическое поглощение
  Влияние EPS
  Влияние на рыночную стоимость акции

 

 

Содержание 23

Слияния и приобретения: факты 1044

Нововведения в слияниях и поглощениях 1046

Поглощения и планирование долгосрочных инвестиций 1047

Свободные денежные потоки и их оценка 1048

Неденежные расчеты и принятие на себя обязательств

поглощаемой фирмы 1049

Оценка денежных потоков 1049

Сравнение подходов на основе оценки денежных потоков

и коэффициента EPS 1050

Технология слияния 1050

Покупка активов или обыкновенных акций 1051

Налогообложение сделки 1052

Особенности бухгалтерского учета объединения компаний 1052

Поглощения, предложения о приобретении и механизмы защиты 1056

Поправки против поглощений и другие способы защиты 1058

Практика использования механизмов защиты от поглощения 1061

Стратегические союзы 1061

Совместные предприятия 1061

Виртуальные корпорации 1062

Продажа активов компании 1064

Добровольная ликвидация корпорации 1064

Частичная распродажа активов 1065

Передача части активов корпорации (отпочкование) 1065

Выделение части собственного капитала 1066

Факты, касающиеся распродажи активов 1069

Реструктуризация собственности 1070

Приватизация 1070

Мотивы 1071

Факты, касающиеся приватизации 1072

Выкуп компании за счет заемных средств 1072

Детальная иллюстрация 1073

Организация долгового финансирования 1073

Резюме 1075

Приложение. Финансовые трудности: варианты

решения проблемы 1076

Добровольные соглашения 1077

Судопроизводство по делам о банкротстве 1077

Ликвидация 1078

Реорганизация 1079

Урегулирование финансовых проблем путем переговоров 1082

Вопросы 1083

Задачи для самопроверки 1085


 

Содержание   Задачи    
  Задачи к приложению
  Решения задач для самопроверки
  Рекомендуемая литература
  Глава 24. Международный финансовый менеджмент
  Вводная информация ПОЗ
  Планирование долгосрочных инвестиций: международный аспект
  Факторы риска
  Налогообложение
  Политический риск
  Типы валютных рисков 11Ю
  Риск пересчета
  Риск по сделкам
  Экономический риск
  Управление валютным риском
  Естественное хеджирование Ш 7
  Управление денежными средствами и регулирование  
  внутрифирменных расчетов
  Международное финансовое хеджирование
  Хеджирование на валютном рынке
  Хеджирование валютного риска: резюме
  Макрофакторы, влияющие на валютный курс
  Финансирование международной торговли
  Международный коммерческий переводной вексель
  Коносамент
  Аккредитив
  Встречная торговля
  Экспортный факторинг
  Форфейтинг
  Резюме
  Вопросы
  Задачи для самопроверки
  Задачи
  Решения задач для самопроверки
  Рекомендуемая литература
  Приложение
  Словарь терминов
  Предметный указатель

 

Посвящается Мими, Дрю, Стюарту и Стефану. Джеймс К. Ван Хорн

Посвящается Эмерсону, Джону, Джун, Лайен и Патрисии. Джон М. Вахович-мл.

 

Предисловие

 

Ф
инансовый менеджмент переживает пору быстрых изменений. Значи­ тельные достижения отмечены не только в области теории финансово­

го менеджмента, но и в его повседневной практике. Один из результатов этих изменений заключается в том, что в своей борьбе за увеличение стоимости корпорации ее финансовому руководству теперь приходится уделять больше внимания стратегическим вопросам.

Сейчас финансовые менеджеры все чаще в дополнение к традиционным методам измерения эффективности деятельности компании используют но­ вые, в которых более значительная роль отводится факторам неопределенно­ сти. В настоящее время просчеты корпоративного руководства, этические проблемы, противоречивые претензии со стороны заинтересованных лиц, гло­ бализация финансов, электронная торговля, стратегические альянсы, все бо­ лее широкое использование аутсорсинга, а также огромное множество других проблем и соображений во многом определяют ландшафт принятия решений по финансовым вопросам. Наше время — это не только время решения очень сложных задач, но и время появления новых благоприятных возможностей. Наше время — время разительных перемен, и мы надеемся донести ощущение их значимости до наших читателей.

Цель настоящего, двенадцатого, издания книги Основы финансового ме­ неджмента — помочь читателям разобраться в ходе принятия решений в фи­ нансовой сфере и научить их правильно интерпретировать влияние, которое оказывают эти финансовые решения на стоимость компании. Книга представ­ ляет собой вводный курс в три основные сферы финансового менеджмента: инвестиции, финансирование активов и управление активами.


 

 

26 Предисловие

 

Мы стараемся рассматривать финансы, в том числе и "передовые рубежи" теории финансов, в максимально понятной для читателя и "дружественной" манере. И хотя эта книга задумана как вводный курс в финансовый менедж­ мент, ею можно пользоваться и как справочником. Надеемся что она окажется полезной, например, слушателям курсов повышения квалификации менедже­ ров; тем, кто готовит к различным профессиональным экзаменам, а также спе­ циалистам-практикам в области финансов. Кроме того, многие материалы нашей книги размещены на соответствующем Web-сайте (о котором мы ска­ жем чуть позже), что придает ей дополнительную ценность при дистанцион­ ном обучении и подготовке специалистов.

В настоящее издание книги внесен ряд существенных изменений. Мы не станем перечислять их все, а укажем лишь основные темы, которые претерпели существенную переработку, а заодно остановимся на некоторых из этих измене­ ний. Прежде всего, был обновлен материал, необходимый для понимания окру­ жения, в котором принимаются основные финансовые решения. С каждым сво­ им новым переизданием книга приобретает все больший международный — по своему охвату — характер. Добавлены новые разделы, примеры и врезки, кото­ рые акцентируют внимание наших читателей на международном аспекте фи­ нансового менеджмента. Кроме того, мы постарались четче и яснее осветить все фундаментальные вопросы.

Каждая глава начинается с перечня целей обучения. Глава 1 "Роль финансово­ го менеджмента" содержит новый раздел, посвященный проблемам корпоратив­ ного управления. Глава 5 "Риск и доходность" дополнена обсуждением использо­ вания скорректированных значений коэффициента бета. Существенно доработано обсуждение возможностей процентного анализа финансовой отчетности, приве­ денное в главе 6 "Анализ финансовой отчетности". В главе 9 "Управление денеж­ ными средствами и ликвидными ценными бумагами" обсуждается вычисление на соответствующих примерах эквивалентной доходности по облигациям и эффек­ тивной годовой доходности для краткосрочных казначейских векселей. В главу 10 "Управление дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами" включен новый раздел, в котором рассматриваются проблемы управления товар­ но-материальными запасами по принципу "точно в срок", управления цепями по­ ставок и роль Интернета.

Глава 13 "Методика планирования долгосрочных инвестиций" содержит но­ вый раздел, посвященный анализу чувствительности, а в главе 15 "Требуемые ставки доходности и стоимость капитала" существенно переработано обсужде­ ние подхода к оценке проектов с учетом ставки дисконтирования, скорректиро­ ванной с поправкой на риск. В главу 17 "Определение структуры капитала" включено обсуждение проблем времени выхода с новыми выпусками ценных бумаг и финансовой гибкости. Здесь же приводится удобный в использовании перечень контрольных вопросов, касающихся долгосрочного финансирования. Недавние изменения в бухгалтерском учете применительно к слияниям и по­ глощениям компаний объясняются и иллюстрируются в главе 23 "Корпоратив­ ная реструктуризация". Значительной переработке подверглась последняя глава книги, посвященная международному финансовому менеджменту, в которую добавлено много нового материала.


 

 

Предисловие 27

Наконец, как и в предыдущих изданиях, мы приложили немало усилий, что­ бы сделать книгу более "дружественной" по отношению к читателю-практику. В настоящем издании он найдет много новых вставок, в том числе советов, во­ просов и ответов. Все эти меры направлены на то, чтобы повысить читательский интерес и наглядно проиллюстрировать рассматриваемые концепции. Авторами многих из этих материалов впервые являются: ССН Business Owner's Toolkit: Ask Alice!(www.toolkit.cch.com/advice/askalice.asp); журналы СТО, СТО Europe, Shareholder Value, The Treasurer и Treasury & Risk Management; газета Tinancial Times; а также корпорации Anheuser-Busch, NASDAQ International, Protiviti, Volkswagen AG ж UBS AG.

Порядок следования глав отражает общепринятую последовательность изло­ жения соответствующего курса, однако преподаватель, который решит взять за основу нашу книгу, может выбрать любую другую последовательность изложе­ ния глав — это не создаст для учащихся никаких трудностей, Например, некото­ рые преподаватели предпочитают сначала изложить материал части III

"Инструменты финансового анализа и планирования" и лишь затем материал части II "Оценка активов". Обширные ссылки на литературу в конце каждой гла­ вы предоставляют читателю возможность воспользоваться источниками, на ос­ нове которых и шла подготовка соответствующих глав. Приложения, помещен­ ные в конце некоторых глав, позволяют читателям рассмотреть отдельные темы более углубленно, однако последовательность изложения курса выдерживает­ ся даже в том случае, если этот материал не освещается.

 

Учебник дополнен рядом материалов. Например, для преподавателей пре­ дусмотрено исчерпывающее Руководство преподавателя, в котором можно найти рекомендации по организации курса, ответы на вопросы к материалам глав и решения задач к каждой главе. Еще одним вспомогательным инстру­ ментом является Test-Item Tile, содержащий широкий спектр вопросов и задач, подготовленных профессором Грегори А. Кюлемайером из Кэрроллского кол­ леджа. Этот дополнительный материал вы можете получить через торгового представителя издательства Prentice Hall либо в печатном виде, либо в виде компьютерной тестовой программы (для Windows). Кроме того, профессор Кюлемайер выполнил чрезвычайно важную работу, подготовив в дополнение к этому тексту обширный набор слайдов в формате Microsoft PowerPoint, ко­ торые выполняют роль обзорного материала (с примерами). Материалы этой PowerPoint-презентации можно загрузить со страниц сайта Prentice Hall: www.booksites.net/wachowicz. Соответствующие рисунки и таблицы можно загрузить в виде оригинала слайдов с того же сайта.

 

Там же имеются подготовленные сотрудником Ричмондского универ­ ситета Аль Фаганом компьютерные шаблоны в формате Microsoft Excel, которые можно использовать в сочетании с задачами, приведен­ ными в конце каждой главы и отмеченными пиктограммами. На Web- сайте издательства "Вильяме" ( www.williamspublishing.com ) размещена русская версия компьютерных таблиц.

На этом же Web-сайте размещено "Электронное руководство по изучению" (Online Study Guide), разработанное профессором Грегори А. Кюлемайером. Каждая глава этого руководства, призванная помочь учащемуся освоить соот-


 

 

28 Предисловие

 

ветствующий материал, включает вопросы, предполагающие множественный выбор, ответы типа "да/нет" или краткий ответ.

В конце каждой главы специально для учащихся предусмотрены "Задачи для самопроверки". Эти задачи приведены в дополнение к "обычным" вопро­ сам и задачам и позволяют учащемуся быстро выяснить, насколько он усвоил соответствующий материал. Как альтернативный вариант задачи для само­ проверки, в сочетании с их подробными решениями, могут использоваться просто в качестве дополнительных примеров решения тех или иных проблем.

Изучение финансов очень напоминает процесс овладения иностранным язы­ ком. Одна из главных трудностей при этом заключается в овладении опреде­ ленным словарным запасом. Вот почему мы решили снабдить нашу книгу об­ ширным словарем терминов, включающим примерно 400 экономических поня­ тий, причем толкование терминов дается как по ходу изложения основного материала, так и в словаре, помещенном в конце книги. Кроме того, на Web- сайте издательства Pearson Education ( www.booksites.net/wachowicz ) можно найти Интернет-версию нашего словаря, а также интерактивные флэш- карточки для проверки знания важнейших терминов и определений по каждой главе.

 

Мы намеренно указываем небольшое количество адресов в Интернете (т.е. адресов, которые вы вводите в специальном поле своего броузера и которые обычно начинаются с "http://www.") Web-сайты — вещь чрезвы­ чайно непостоянная: любой из них, в том числе те, на которые ссылаемся мы, может существенно поменять свое содержание, свой адрес или про­ сто исчезнуть к тому моменту, когда вы будете читать эту книгу. Вот почему мы используем свой Web-сайт для ссылки на другие сайты, которые могут представлять для вас определенный интерес. При этом мы постоянно об­ новляем свои списки и проверяем их на наличие несуществующих ссылок. Мы настоятельно рекомендуем вам по ходу чтения каждой главы пользо­ ваться Web-сайтом нашего учебника. Несмотря на то что этот Web-сайт был рассчитан в первую очередь на студентов, мы рады сообщить, что среди его посетителей оказалось немало профессионалов из сферы биз­ неса. Нужно заметить, что этот Web-сайт получил благоприятные отклики в ряде экономических изданий, в том числе в газете Financial Times, а также в журналах Corporate Finance и CFO Asia.

 

Чтобы учащиеся и преподаватели могли полностью использовать возможно­ сти Интернета как средства изучения финансового менеджмента, мы приглаша­ ем их посетить Web-сайт данного учебника (отмеченный рядом наград) — Wachowicz's Web World ( www.utk .edu /~jwachowi/wacho_world.html) . Ссылку на этот сайт можно также найти на Web-сайте издательства Pearson — www.booksites.net/wachowicz. На этом Web-сайте вы найдете ссылки на сотни других Web-сайтов, посвященных финансовому менеджменту; мы сгруппиро­ вали их таким образом, чтобы они соответствовали основным темам нашего тек­ ста (например, Valuation [оценка активов], Tools of Financial Analysis and Planning [инструменты финансового анализа и планирования] и т.п.). Кроме то­ го, указанный Web-сайт содержит интерактивные вопросники, предусматри­ вающие ответы типа "да/нет" и множественные варианты ответов, свыше тыся­ чи слайдов в формате Microsoft PowerPoint и интерактивные упражнения на ос­ нове Web.


 

Предисловие 29

 

Авторы признательны за комментарии, предложения и помощь, предостав­ ленные профессионалами, работающими как в коммерческих, так и в государст­ венных структурах. В частности, мы хотели бы поблагодарить Дженнифер Бан- нер из Pershing Yoakley & Associates, CPAs and Consultants; Элис Мейгос из CCH, Inc. и Селену Маранджян из The Motley Fool. Наконец, хотели бы поблаго­ дарить Джастинию Симэн, Рейчел Дейли, Эйлини Роджерс) и Келли Мейер из Pearson Education, а также Лайонела Брауни, Патрика Бонэма и Дэвида Баррак- лау, которые помогли нам с выпуском этого издания.

Мы надеемся, что 12-е издание книги Основы финансового менеджмента поможет нашим читателям лучше понять, что же такое финансы, и сделает процесс познания более увлекательным. Вы, читатель, — наш главный судья. Спасибо вам за то, что вы остановили свой выбор именно на этой книге. Лю­ бые ваши отзывы и пожелания будут с благодарностью приняты. Наш элек­ тронный адрес: j wachowi@utk. edu.

Джеймс К. Ван Хорн,Пало-Альто, штат Калифорния

Джон М. Вахович-мл.,Ноксвилл, штат Теннесси


 

От издательства

Вы, читатель этой книги, и есть главный ее критик и комментатор. Мы це­ ним ваше мнение и хотим знать, что было сделано нами правильно, что можно было сделать лучше и что еще вы хотели бы увидеть изданным нами. Нам ин­ тересно услышать и любые другие замечания, которые вам хотелось бы выска­ зать в наш адрес.

Мы ждем ваших комментариев и надеемся на них. Вы можете прислать нам бумажное или электронное письмо, либо просто посетить наш Web-сервер и оставить свои замечания там. Одним словом, любым удобным для вас спосо­ бом дайте нам знать, нравится или нет вам эта книга, а также выскажите свое мнение о том, как сделать наши книги более интересными для вас.

Посылая письмо или сообщение, не забудьте указать название книги и ее авторов, а также ваш обратный адрес. Мы внимательно ознакомимся с вашим мнением и обязательно учтем его при отборе и подготовке к изданию после­ дующих книг. Наши координаты:

 

E-mail: in f o@williamspublishing. com WWW : http: / /www.williamspublishing. com

Адреса для писем из:

России: 115419, Москва, а/я 783

Украины: 03150, Киев, а/я 152


 

 

Благодарности

 

 

М
ы хотели бы вьгразить нашу признательность следующим ученым, а так­ же ряду анонимных рецензентов, ценные замечания которых сыграли ог­

ромную роль при подготовке 12-го издания Основ финансового менеджмента:

Боде Акинванде (Bode Akinwande), Лондонский столичный университет (London Metropolitan University), Великобритания

Жан Беллеманс (Jean Bellemans), VUB , Бельгия

Энрико Таллина (Enrico Gallina), Европейская школа экономики (The European School of Economics), Италия

Питер Вент (Peter Went), университет Бакнелла (Bucknell University), США Михаэль Воатич (Michael Woatich), Нидерланды

Мы признательны следующим лицам и организациям за разрешение пере­ печатать материалы, защищенные законом об авторском праве:

Рис. 10.3 D& B Composite Rating из Reference Book и Key to Ratings. Перепеча- тывается с разрешения, D& B 2003, p. 269 из "What is needed to make a 'just-in-time' system work", в журнале Iron Age Magazine, June 7, 1982. Перепечатывается с раз­ решения, Iron Age; Anheuser-Busch Companies, Inc. — за разрешение воспроизвести их логотип и выдержку из отчета за 2002 год (2002 Annual Report), p. 34. Защище­ но законом об охране авторских прав © 2002 Anheuser-Busch Companies, Inc. Ис­ пользуется с разрешения. Все права защищены; The Association of Corporate Treas­ urers — за разрешение воспроизвести логотип The Treasurer и выдержку из статьи "Money Market Phenomena", The Treasurer (автор — Bedell D.), May 2003. Защище­ но законом об охране авторских прав © 2003 The Association of Corporate Treasur­ ers. Используется с разрешения. Все права защищены; ССН Incorporated — за раз­ решение воспроизвести их логотип и выдержки из материалов Alice Magos, "Ask Alice about Ethics" и "Ask Alice about Accountants", перепечатанные из www. t o o l k i t . cch . com. Воспроизводится с разрешения из ССН Business Owner's Toolkit, опубликованного и защищенного законом об охране авторских прав ССН


 

 

32 Благодарности

 

Incorporated; CFO Publishing Corporation за разрешение воспроизвести логотип CFO Asia и выдержки, заимствованные из статьи "Wheel of Fortune", CFO Asia (авторы — Winton К. и Tsui E., April 2003, p. 28-37) и статьи "Tag Time?" CFO Asia (автор — Deady M.), February 2003, p. 16, www. cf oasia . com. Защищено законом об охране авторских прав © 2003 CFO Publishing Corporation. Используется с раз­ решения. Все права защищены;

CFO Publishing Corporation — за разрешение воспроизвести логотип CFO и выдержки, заимствованные из статьи "The Added Cost of Corruption", CFO (автор — Durfee D.), January 2003, p. 18 и статьи "Natural Performers", CFO (автор — Fink R.), June 2003, p. 37-39. Защищено законом об охране авторских прав © CFO Publishing Corporation. Используется с разрешения. Все права защищены. "Reverse Psychology Today", CFO (автор — Reason Т.), December 2002, p. 19, www. cf о. com. Защищено законом об охране авторских прав © 2002 CFO Publishing Corporation. Используется с разрешения. Все права защищены; CFO Europe (The Economist Group) — за разрешение воспроизвести их логотип и выдержки, заимствованные из статьи "The dividend dilemma", CFO Europe (автор — Wood J.), December 2001/January 2002, p. 16-22. Защищено законом об охране авторских прав © 2001/ 2002 CFO Europe (www. cf oeurope. com). Используется с разрешения. Все права защищены; The Coca-Cola Company — за выдержки из годового отчета (Annual Re­ port, 2002) и за разрешение воспроизвести ее зарегистрированные товарные знаки: Coca-Cola и Contour Bottle. Coca-Cola и Contour Bottle являются зарегистриро­ ванными товарными знаками компании The Coca-Cola Company; Federal Reserve Bank of New York — за выдержку из материала "The Basics of Foreign Trade and Ex­ change", September 2002, опубликованного на Web-сайте www. newyorkfed.org/education/fx/index.html ; Dell Inc.— за выдержки из квартальных и годовых отчетов. Защищено законом об охране авторских прав

© 2004 Dell Inc. Все права защищены; The First Tennessee Bank за разрешение вос­ произвести их логотип и выдержку из статьи "New Accounting Standards are Having a Big Impact on Acquisitions and Goodwill", First Tennessee Business Review, Vol. 12:3, 2002, p. 7. Защищено законом об охране авторских прав © 2002 First Tennessee Bank. Используется с разрешения. Все права защищены; The Economist — за выдержку из материала "The Big-Mac Index", опубликованного на Web-сайте www. economist. com/markets/bigmac/displayStory.cfm?story id =1730909 .

Защищено законом об охране авторских прав © The Economist Newspaper Limited. Используется с разрешения. Все права защищены; Harvard Business Review — за разрешение воспроизвести их логотип и выдержку из статьи "Must Finance and Strategy Clash?" (авторы — Barwise P., Marsh P. R. и Wensley R.), Oc­ tober 1989. Защищено законом об охране авторских прав © 1989 Harvard Business School Publishing Corporation; все права защищены; Institute of Man­ agement Accountants — за разрешение воспроизвести логотип Strategic Finance и выдержку из статьи "Why Automate Payables and Receivables?", Strategic Finance (автор — Hurt S.), April 2003. Защищено законом об охране авторских прав © 2003 IMA. Используется с разрешения. Все права защищены; Interna­ tional Business — за выдержку из статьи "Taking the Bite Out of Exporting", International Business (автор — Resnick R.), April 1992;


 

Благодарности 33

 

Kennedy Information Inc. — за выдержку из статьи "Harmonizing Accounting Standards", Shareholder Value Magazine, January/February 2003. Защищено за­ коном об охране авторских прав © 2003 Kennedy Information Inc. Использует­ ся с разрешения. Все права защищены;

Автору Р. А. Маршалл — за материал "Prepare for paperless payments", 2002

© 2004 MasterCard International Incorporated. Все права защищены. Использу­ ется с разрешения; The Motley Fool — за выдержки из материала, помещенного на Web-сайте www.fool.com , и разрешение воспроизвести их логотип; NASDAQ International Ltd. — за выдержку, заимствованную из статьи "Lessons from the European boardroom?" The NASDAQ & International Magazine (автор — Brummer A.), September/October 2002, p. 54-55. Защищено законом об охране авторских прав © 2002 NASDAQ International Ltd. Используется с разрешения. Все права защищены; The Nasdaq Stock Market, Inc. — за выдержку из материа­ ла "Money Mechanics: A Guide to U.S. Stock Markets (release 1.2)", The NASDAQ Stock Market Educational Foundation, Inc. (автор — Angel J.J.), 2002, p. 7. Защи­ щено законом об охране авторских прав © 2002 The Nasdaq Stock Market, Inc. Используется с разрешения. Все права защищены; Penton Media, Inc. — за раз­ решение воспроизвести логотип Business Finance и выдержки из статьи "A New Chapter in Lockbox Technology", Business Finance (автор — Gamble R.H.), March 2003, p. 35-38, "Asset-Based Financing Gains Ground", Business Finance (автор — Sammer J.), July 2003, p. 31-35 и "Divest and Conquer", Business Finance (автор — Hansen F.), January 2003, p. 7-9, www.bfmag.com. Защищено зако­ ном об охране авторских прав © 2003 Penton Media, Inc. Используется с раз­ решения. Все права защищены; Protiviti Inc. — за разрешение воспроизвести их логотип и за выдержку из статьи "The Sarbanes-Oxley Act of 2002", October 10, 2003, опубликованную на Web-сайте www.protiviti.com. Защищено зако­ ном об охране авторских прав © 2003 Protiviti Inc. Используется с разрешения. Все права защищены; UBS Group — за разрешение воспроизвести их логотип и выдержку из ежегодного обзора UBS Annual Review 2002, p. 44. Защищено законом об охране авторских прав © 2003 UBS AG. Используется с разреше­ ния. Все права защищены; Unisys Corp. за разрешение воспроизвести их логотип и выдержки, заимствованные из статьи "Strategic Alliances: When 1 + 1 = 3", Exec (автор — Schoeniger E.), Vol. 24:4, 2002, p. 13-18, www.unisys . com/execraag. Защищено законом об охране авторских прав © 2002 Unisys Corp. Использу­ ется с разрешения. Все права защищены. "When Not to Focus on Cost Savings", Exec, Vol. 25:1, 2003, p. 4 и "Being a Responsible Corporate Citizen", Exec, Vol. 25:1, 2003, p. 5. Защищено законом об охране авторских прав © 2003 Uni­ sys Corp. Используется с разрешения. Все права защищены; Volkswagen AG — за разрешение воспроизвести их логотип и выдержку из ежегодного отчета Annual Report 2002, p. 57. Защищено законом об охране авторских прав © 2002 Volkswagen AG. Используется с разрешения. Все права защищены; Wicks Business Information — за разрешение воспроизвести логотип Treasury & Risk Management и выдержку, заимствованную из статьи "Bad Company?" Treasury and Risk Management (автор — Sherman J.), March 2003, p. 34-36 ( www.treasuryandrisk.com) . Защищено законом об охране авторских прав © 2003 Wicks Business Information. Используется с разрешения. Все пра­ ва защищены.


 

34 Благодарности

 

Мы признательны Financial Times Limited за разрешение перепечатать сле­ дующий материал:

"A manager's real responsibility" © Financial Times, 30 January 2002; "Companies go back to basics in search for cash" © Financial Times, 1 October 2002; "A deal with strings attached" © Financial Times, 18 July 2002;

"How bigger dividends build trust" из The Financial Times Limited, 7 October 2003 ©Jo e Fuller and Michael Jensen.

В некоторых случаях нам не удалось установить владельцев авторского ма­ териала, и мы будем благодарны за предоставление любой информации, которая позволит восполнить этот пробел.


 

Введение в финансовый менеджмент

Роль финансового менеджмента

 

 

Содержание • Введение

Суть финансового менеджмента

Инвестиционные решения

Решение о финансировании бизнеса Решение об управлении активами

Цель деятельности фирмы

Создание и рост стоимости компании Проблема доверенных лиц Социальная ответственность компании

Корпоративное управление

Роль совета директоров компании Закон Сарбейнса-Оксли от 2002 года.

Место и роль финансового менеджмента в компании

Структура книги

Основы финансового менеджмента Приобретение и управление активами Финансирование бизнеса Специализированные сферы финансового менеджмента

Резюме

Вопросы

Рекомендуемая литература


После изучения материала главы 1 вы должны уметь:

• объяснить, почему в наше время так важна роль финансового менеджера;

• описать финансовый менеджмент с точки зрения трех основных областей принятия решений,

с которыми приходится иметь дело финансовому менеджеру;

• определить цель фирмы и понимать, почему максимизация благосостояния акционеров превалирует над другими целями;

• понимать потенциальные проблемы, обусловленные разделением на руководителей корпорации и ее владельцев (т.е. проблемы, связанные с тем, что руководители выполняют роль доверенных лиц владельцев компании);

• продемонстрировать понимание сущности корпоративного управления;

• обсудить вопросы, касающиеся социальной ответственности фирмы;

• понимать основные обязанности финансовых менеджеров и разницу между казначеем и главным бухгалтером-контролером,


 

Постоянное повышение благосостояния акционеров — конечная цель всей нашей деятельности.

Роберто Гоизуета, бывший исполнительный директор

компании Coca-Cola

Ф
инансовый руководитель высшего звена (финансовый директор, фи­ нансовый менеджер) играет весьма значительную роль в современной компании. Однако так было не всегда. Почти всю первую половину XX столе­ тия финансовые руководители занимались в основном привлечением средств, необходимых для развития бизнеса компании, и организацией эффективного использования ее денежных ресурсов, и этого казалось вполне достаточно. Все большее распространение в финансовом анализе в 1950-е годы концепции приведенной стоимости заставило финансовых руководителей расширить сферу своих обязанностей и взять на себя функцию отбора долгосрочных ин­

вестиционных проектов компании.

В наши дни все большее влияние на финансовых руководителей начинают оказывать внешние факторы бизнес-среды. Практически ежедневно им при­ ходится сталкиваться с такими проблемами, как резкое усиление конкурен­ ции, значительное ускорение научно-технического прогресса, инфляция и ко­ лебания процентных ставок, неопределенность экономического развития во всем мире, неустойчивость валютных курсов, изменения в налоговом законо­ дательстве, а также этические соображения. Все эти факторы им приходится учитывать при решении конкретных финансовых вопросов. В результате стратегическая роль финансов, как никогда ранее, приобрела жизненно важ­ ное значение для развития корпорации. Финансовый менеджер теперь "играет в команде" в общем стремлении фирмы к приумножению ее стоимости. "Тра­ диционный образ действий" уже не отвечает требованиям современного мира, в котором привычные методы деятельности быстро устаревают. Следователь­ но, современный финансовый менеджер должен обладать гибкостью, которая позволяла бы ему адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего окру­ жения его фирмы. В противном случае она не сможет выжить.

Уже завтра, в дополнение к традиционным показателям успешной деятельно­ сти финансового менеджера, будет необходимо использовать новые, позволяющие оценить то, насколько эффективно он учитывает влияние факторов неопределен­ ности. Такой новый подход нужен для оценки альтернативных вариантов опреде­ ленных действий финансового менеджера. Речь идет о таких ситуациях, когда ру­ ководство компании стоит перед выбором: остановить операцию либо продолжить ее выполнение. Причем последний может предполагать несколько разных вариан­ тов действий. Бывает, что правильное решение заключается в том, чтобы выпол­ нить какое-то действие, не представляющее особой ценности сегодня, однако по­ зволяющее достигнуть серьезных результатов в будущем.


 

38 ЧастьI. Введение в финансовый менеджмент

 

Если вы решили стать финансовым менеджером, то ваши способности адаптироваться к изменяющимся условиям, привлекать денежные средства, инвестировать их в необходимые активы и грамотно управлять ими, несо­ мненно, проявятся в росте экономических показателей компании и в успехах экономики в целом. Нерациональное использование ресурсов ведет к замед­ лению темпов экономического роста. Когда потребности членов общества ос­ таются неудовлетворенными из-за неправильного распределения ресурсов, это может нанести серьезный ущерб развитию страны. В любой экономике эффективное распределение ресурсов жизненно важно для обеспечения ее оп­ тимального развития. При этом следует также обеспечить максимальное удовлетворение личных потребностей граждан. Таким образом, эффективные действия финансового менеджера в сфере приобретения, финансирования и управления активами способствуют деятельности его фирмы и вносят опре­ деленный вклад в жизнеспособность и рост экономики в целом.

 

 

Финансовый менеджмент,или управление финансами(financial mana­ gement), касается решений по приобретению, финансированию и управлению активами, направленных на реализацию определенной цели. Таким образом, управленческие решения в области финансового менеджмента можно отнести к следующим трем основным сферам операций с активами: инвестиции, фи­ нансирование и управление ими.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...