Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРЕПОДОБНЫЙ САВВАТИЙ (27 сентября)

 

“На Соловки! На Соловки!” — кричат одни, угрожая другим суровым наказанием. А вот преподобный Савватий с Германом сами поехали на Соловецкий остров, что находится в Белом море. На утлой лодке, преодолевая ужасную бурю, они находят этот суровый каменистый остров и поселяются на нем. Зимой страшные морозы, летом ветры и дожди делают жизнь на острове невыносимой и обреченной. Но для рабов Божиих все под силу, лишь бы было уединение и молитва, лишь бы подальше от суетного и грешного мира. И святые труженики живут, неся ужасные лишения и беды, и в счастье славят Бога.

“Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев”… Так в дремучих лесах, на далеких суровых островах, на берегах диких рек и озер русские подвижники искали Бога, находили Его и, найдя, уже не хотели с ним расстаться никогда. Они переносили добровольные лишения, голод, холод, опасности, но все это считали за ничто по сравнению с тем сокровищем, которое давало им уединение, молитва и общение с Господом. А какую неоценимую услугу они сделали для народа русского! Сколько утешительной отрады, сколько правды евангельской, веры, терпения, любви влили они в народные сердца! Недаром и простой русский человек глубоко чтит и любит своих подвижников и усердно молится им во своих нуждах.

Когда будете плыть по Белому морю, посмотрите на Соловецкую обитель. Она стоит печальная, как невеста, в своем северном убранстве, стоит на скалистом острове, подняв очи к небу, молится… И есть ей о ком молиться…

НА “МАКОВКЕ”

 

(гора, где стоит Лавра преподобного Сергия).

Поста уставы славные

Даны нам Волей Горнею,

На подвиги нас бранные

Ведут дорогой дольнею.

Там Моисей беседовал

С Творцом душою бодренной,

Там Илия до звезд достичь

Возмог в квадриге огненной.

Там Даниил, смиритель львов,

Проникнул в тайны Божии,

Там Иоанн, глашатай слов,

Христа стал друг пригожий.

Смири, Бог, силу гордую,

Открой постом путь сладости,

Умножь в нас силу твердую,

Дай свет духовной радости.

* * *

 

Вместе с руками — наручников звон,

С верною дружбой — предательство.

Знай же, поправ святой правды закон,

Узришь в аду обстоятельства…

Выйдем мы, брошенные на распыл,

Выраженные в категории,

Будем стучаться из братских могил

В тяжкие двери истории!…

Ныне слышней, чем задолго назад,

Шепчет весь род человеческий,

С лаврских святынь бьет немолчный набат

На трехмиллиардное вече.

* * *

 

Как моя вселенная мала!

В десяти шагах стена тумана,

И тревога в сердце, будто рана,

И в ушах звенят колокола.

Как могучий маяк средь житейского моря,

Преподобного лавра стоит.

С континентов земли мчится радость и горе,

В необъятных морях гневный рокот бурлит…

Но ты бодро стоишь, невзирая на бурю,

Силы мало содержится в старой груди.

Волны хлещут кровавою пеной и дурью,

Ты в грядущее смело и ясно гляди.

Твои чада — вся Русь, все народы земные,

Все толкутся в тебе, суетясь, не молясь.

И глаза их — фото, что колеса стальные,

Торгашами слывут, и клянясь, не боясь…

Преподобный отец! Вложи дух небоязни,

В сердца верных детей, приютившихся там,

Отгони от святынь все грядущие казни,

Обрати юных души к их славным отцам…

* * *

 

Боже! Терпеньем меня награди,

Жить научи меня резво и здраво,

Больно уж сердце бунтует в груди.

Не перескочит ли слева направо?

Все почему, почему? — говорят,

Это не так, а это не эдак.

Зло уж готово, добра не творят,

Надо же делать что напоследок?

Боже! Смиреньем меня награди

И молитв святых обо мне не презри.

Голгофский крест слезой снабди

И бесов победа вмиг исчезнет!..

ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ НАШИ СЕРГИЕ, СИЛЬВЕСТРЕ, ГЕРАСИМЕ, НИЛЕ, САВВАТИЕ И ВСЕ СВЯТЫЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! АМИНЬ. АЛЛИЛУЙЯ!

ИТОГИ

 

Святоотеческий период включает в себя золотое подвижничество, начиная от далеких египетских пустынь, греческих христологических споров и кончая нашими русскими равнинами, горами, дебрями и лесами. Этот емкий и благодатный период — самый насыщенный, самый активный в борьбе за духовную свободу христианина, подвижника, служителя Церкви. Не касаясь сторон эволюции христианской жизни западной Церкви, мы коснулись главным образом Восточного Православия, к которому относится наша Русская Православная Церковь. Здесь за весь долгий святоотеческий период Господь посылал Церкви дивных мужей, стойких борцов за чистоту Православия и решительных сторонников свободы христианской совести. Мирская власть всегда стремилась поработить себе Церковь. Так было у греков, так было в царской России, так есть и теперь. Но поскольку Церковь Христова есть организм чисто духовный, не от мира сего, то она должна заниматься духовными делами. Однако, были духовные чины, которым мало было церковных дел, и они лезли в гражданские сановники и таким образом мешали гражданское с духовным, становясь более светскими политиками чем духовными отцами. В таком вавилонском смешении могло ли быть успешным дело Евангельской проповеди? Могло ли слово Божие свободно пленять души и сохраняться чистым сущность Христова учения?

Многих святых отцов и подвижников мы не коснулись в этих записях ввиду их многочисленности. И все они шли по жизни с Евангелием не только в руках, но и в сердце; они показали нам воочию, что духовная жизнь выше жизни мирской, что дело спасения души выше всех прочих дел житейских как бы они ни казались значительными. Отсюда вывод: если ты — христианин, то будь уж настоящим, преданным христианином, а не лжехристианином; если ты — монах, то будь уж настоящим монахом, а не лицемером и карьеристом; если ты, тем более, духовное лицо — иерей или архиерей, то будь уж истинным, жертвенным, безкорыстным пастырем, а не торгашом своей совестью. Теперь время поисков, время нахождения новых, более совершенных форм и методов работы, но это в мире техники, медицины, электромеханики и пр. В духовной науке все остается так, как сказал Христос, как вымучили святые мученики, как пережили святые богоносные отцы. Нового нам теперь выдумать, найти, изобрести нельзя, да мы и не в силах… Какие мы теперь “Златоусты”, умудренные подвижники?! Какой у нас духовный аскетический или благодатный опыт?! А если так, то остается нам смиренно следовать учению и наставлению богомудрых отцов, бывших прежде нас. Если же мы ухитряемся создать какое-то новое христианство, какое-то смешение или даже слияние Православия с католичеством, протестантством и даже социальными философиями мира сего, тогда добра ждать нечего…

Святоотеческий период переходит дальше в патриарший. События и примеры этого периода касаются исключительно Русской Церкви. Главная нить повествования будет вестись на ярких примерах тех избранников Божиих, которые безбоязненно говорили правду сильным мира сего, кто бы они ни были: князья или цари, или другие правители. И хотя они, как и Христос, увенчались венцами мученичества, зато показали царям и владыкам, а также и народу, что святая ПРАВДА ЕВАНГЕЛЬСКАЯ дороже всего на свете, что если жить с Евангелием — значит за него и надо умереть.

ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД

 

(XII–XIX вв.) (Мф. 20, 5)

 

И буду пасти овец, обретенных на заклание, овец поистине бедных (Захария 11, 7).

 

С конца XII-го и начала XIV-го веков Русь и Русская Церковь начинают набирать темп быстрого роста. Татарское засилье было сломлено, русские князья стали стремиться к “великокняжеству”, а церковная власть — к митрополии и даже — патриаршеству. Экономически русский народ стал жить более зажиточно, и потому мощь Русского государства крепла все больше и больше.

Церковь Русская также расширялась и укреплялась: строились монастыри, духовные училища, соборы, храмы и русская церковная иерархия управлялась Митрополитом.

1. СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР был первым Московским митрополитом. Он содействовал Великому Московскому князю Иоанну Калите образовывать московский центр управления с главным столичным городом Москвой.

С тех именно времен Москва, бывшая маленьким деревянным поселением, начинает расти и набирать силу.

Святой Петр был поистине родным отцом для Москвы и Московского князя Иоанна. Он заботился о том, чтобы собрать русских князей под единую власть московского князя. Богомудрый святитель знал, что в единении — сила. Хватит страданий, раздоров, вражды и междоусобных кровопролитий! Надо соединиться всем русским в единую могучую семью и стать непобедимым государством. И этого святой Петр, митрополит Московский, успешно добился.

Тем более, что власть Церкви была велика. Ее волю слушали князья и бояре. К Русской церкви нередко приезжали Восточные патриархи: из Иерусалима, Константинополя, Антиохии. Этими приездами они еще больше усиливали авторитет русских митрополитов.

Святитель Петр поистине был Божий избранник. Его жизнь — сплошной подвиг страданий и забот о русском народе. Хотя татарское иго было сильно надломлено, но его еще надо было сломить окончательно. И вот святой Петр вместе с Московским князем Иоанном Калитой набирают моральные и физические силы.

Господь помогал великому святителю. Святое Евангелие распространялось все шире и шире по необъятной стране.

Святитель Петр скончался в глубокой старости. Церковь причислила его к лику святых. (Память его 9 января).

2. СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ был вторым Московским митрополитом. Он продолжал дело, начатое святым Петром. Личная подвижническая жизнь сделала его великим пастырем земли русской. Пост, молитва, богослужения, заботы о благоустроении церквей, монастырей, духовных общин были постоянным его делом. Святитель сам лично ездил по княжествам, улаживая различные неполадки и разногласия. С этой же целью он посылал и влиятельных людей, как, например, преподобного Сергия Радонежского, с которым был в самых дружественных отношениях. За великую духовную жизнь Господь даровал святому Алексию дар чудотворений. Так, он исцелил от слепоты Тайдулу, жену хана, благодаря чему добился для русского народа больших льгот от татарского повелителя. Любил святитель монашескую жизнь и способствовал ее распространению. Он испрашивал у Московского князя позволения на постройку монастырей и располагал богатых купцов к милости для обителей и бедных людей.

В этот “митрополичий период” наблюдается полное согласие и духовное сотрудничество светских властей с церковными. Князья охотно слушались митрополитов московских и почитали их своими личными отцами духовными и покровителями своих княжеских семей и княжеств, малейшее уклонение от норм нравственности вызывало нарекание со стороны митрополита, и князь смирялся, прося прощение как духовный сын, он каялся перед митрополитом и исправлял свою жизнь. Какое великое поле деятельности для духовенства, какая свобода выбора для добрых дел!

“Кроткие наследуют землю…” (Мф. 5, 5), — сказал Господь.

И вот кроткие служители Церкви, подвижники и рачители народного блага с усердием и самоотвержением пекутся о русском народе. Сами они живут бедно и, часто — без пищи и сна; зато отечески благоустраивают бедных, безродных, вдовиц, многосемейных, бедные храмы, обители и пр. Никто им в этом благородном Божьем деле не мешает, никто не противоречит. Святое Христово Евангелие становится в этот период подлинной Божественной книгой, каждое слово которой звучит законом для мирской власти и для церковной, для каждого русского человека. Слово Божие люди выполняли более, чем читали. Да и как читать, когда большинство было неграмотно! Зато уж, услыша слово Божие в церкви, народ нес его домой, как сокровище, и исполнял его в своей жизни.

“Эх, Петровна, — сказал мужичок в новой холщевой рубахе соседской бабе, — ты, кажись, нынче и в церкви не была?” “Истинно так, Егорыч, — отвечает, покраснев, смущенная баба, — вот промыкалась на базаре, каналья, а купить — ничего не купила, да и мужик мой хворый лежит”. “И взаправду хворый?” — удивляется Егорыч. “Знамо, хворый, — говорит Петровна, — зашел бы вот к больному и рассказал, какой Евангель читали в церкви”. И вот Егорыч идет к больному соседу, дает ему маленькую просфорочку и рассказывает, как дьяк читал “Евангель” о блудном сыне. Больной от радости плачет и благодарит Егорыча, а вместе и кается, что Бог наказал его за то, что он прошлой ночью украл из соседского амбара 10 пудов пшеницы. “Неужто украл?” — спрашивает с удивлением Егорыч. “Вот истинно, Егорыч, украл”, — и больной крестится. “Да у кого же это ты?” — спрашивает Егорыч. “Да у тебя, Егорыч, прости Христа ради,” — признается сосед. Егорыч в недоумении, он молчит. В его душе буря поднимается, негодование, гнев… Но он вспомнил чтение про блудного сына и разом смяк. “У тебя что, есть, что ли, нечего?” — уже спокойно спрашивал он больного. “Не уродилось, Егорыч, детей куча…” — сосед плачет, утирая слезы грязным рукавом рубахи. “Так тебе ищо нада? Вот хвороба у тебе пройдет, — мягко говорит Егорыч, — приходи, насыплю еще десять…” Сосед благодарит, целует руку у Егорыча. А он тихо встал, перекрестился на образа и вышел. На душе у него так сладко-сладко, что самому плакать хочется от умиления.

А вот другая картина: по грязной улице деревянной Москвы едет князь. Он окружен блестящей свитой. Народ приветствует своего князя радостными возгласами и ликованием. Вдруг конь, на котором ехал князь, остановился, как вкопанный. Он даже пятится назад. Князь ударяет верного коня золотой плетью. Конь — на дыбы, но вперед не идет. “Что за беда такая?” — думает в недоумении князь. “Иваша! Иваша!” — слышится в народе. Князь видит, как его свита окружила человека и готова его бить. Один из приближенных князя спрыгнул с коня и пытался свернуть руки назад неизвестному человеку. “Иваша! Иваша!” — кричит народ. Странный человек, которого народ называл “Иваша”, вдруг нагнулся, взял ком грязи и кинул в князя. Все замерли от ужаса немедленной расправы. Но все получилось совсем не так. Князь спокойно сошел с коня, стряхнул со своего белого кафтана грязь и подошел к неизвестному, которого крепко держали приближенные. “Кто это?” — быстро спросил он, оглядывая странного человека, увешанного цепями. — “Иваша! Иваша!” — шумел народ. “Ты — Иваша?” — строго спросил князь неизвестного. “Грязная твоя душа, как это пятно на твоей одежде”, — ответил ему юродивый. Рядом стоящие выхватили мечи. “Оставьте”, — кротко сказал им князь. “Бедная вдова жует солому”, — снова громко произнес Иваша неопределенную фразу. Князь потупился. Эта фраза юродивого сильно его потрясла. Он быстро повернулся, вскочил в седло и сунул руку под полу кафтана… Люди думали, что князь выхватит меч. Но он, вынув золотой, подал оскорбителю. Тот швырнул монету в грязь, опять схватил ком грязи. Но князь уже скакал по улице деревянной Москвы. Он ехал прямо к дому митрополита. За ним следовали его приближенные. “Иваша! Иваша!” — кричали в народе. Войдя к митрополиту, князь упал в ноги и просил прощения за то, что он оскорбил бедную вдову, приказав забрать у нее участок земли. “Бог простит тебя, сын мой, — сказал ему митрополит, — не обижай никогда бедного человека”. “Враг попутал, Владыка”, — смиренно ответил князь, вставая с пола. “За бедного человека стоит Бог, — нравоучительно произнес митрополит, целуя голову князя, — верни землю обиженной вдове”.

Когда князь возвращался обратно в свой княжеский дом, то сопровождающие его видели, как лицо его светилось тихой радостью и необыкновенной добротой…

Вот так наши добрые предки выполняли на деле святое Евангелие. Так они своим личным примером давали народу святые заветы, как надо жить, как исправлять свои ошибки.

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру,

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

(А.С.П.)

 

Особую силу голос народа стал приобретать потом, когда светская власть от князя перешла к царю. Теперь каждый правитель чувствовал свою сугубую власть. Он гордился своей абсолютной царской державой, и голос совести стал затихать в его сердце. Хотя русские цари были христианами, однако и они допускали человеческие немощи в своем царском деле. Допускали излишества, оскорбления невинных, захват чужого добра, даже убийства и казни по наговору коварных людей. Словом, делали то, чего не должен был делать православный царь. Но в этих уклонениях от норм правды русских царей жестоко обличали или народ, в лице юродивых, или духовенство — в лице митрополитов Московских.

Характерно, что духовенство в описываемый период пользовалось всеми духовным правами, всеми привилегиями. Они могли бы спокойно и благоустроенно жить, как им хотелось, однако, они пренебрегали личным благоустроением, душой они болели о других, главным образом о народе, если видели, что их спасению грозит опасность соблазна и искажения веры в благочестивой жизни. Тогда-то вот святители московские не молчали. Они не мирились с тем, что делает царь плохого. Они не подлаживались под волю и наклонность сильного самодержца. Нет! Они грозно обличали его грехи, чувствуя и остро сознавая свое призвание от Бога — быть хранителями чистоты веры и нравственной жизни народа, они безбоязненно и мужественно говорили царю, что это делать неправильно, а это — нехорошо. Если же самодержец не хотел признать своих ошибок и не смирялся, тогда митрополиты обличали их всенародно в храме или на площади.

Надо понять, что подобные обличения были делом нелегким. Они часто кончалась казнью или, в лучшем случае, тяжелой ссылкой для обличителя. Но долг правды был дороже для служителей Церкви. Евангельская истина горела в их сердцах священным огнем, пламенем непримиримости ко злу, и они мужественно говорили правду. Некоторые говорят, что так может “не ладить” с христианским правительством фанатичное духовенство, т. е. то, которое, якобы, “завышало” свою духовную власть и потому так жестоко обличало своих же христианских царей. “Можно было бы, — говорят они, — обойтись без жертв и казней духовенства, если бы умело и дипломатично указывать ошибки. А резкие формы обличения вызывают неизбежно и ответные жестокие наказания”.

Если так рассуждать, то можно говорить, что и Иисус Христос в неправильной форме обличал книжников и фарисеев. И святые апостолы, мученики неверно обличали мучителей — надо было “ладить”, надо было идти на сделку со злом и с несправедливостью. Так думать честная и боголюбивая душа не может, и тем более — поступать так она не согласится. Она скорее сама пойдет на страдание, смерть, но правду скажет в глаза и кому угодно.

ПРАВДА ИЛИ СМЕРТЬ

 

…Восстанут дети на родителей и умертвят их (Мф. 13, 12).

 

В наилучшие времена патриархальной жизни русского народа имеется немало случаев, когда, наряду с благочестием царя, выявлялись его кровожадность и жестокость в наказании невинных. Идя в церковь причащаться, он отдает приказ убить или задушить невинного христианина или даже епископа.

Вот к такому периоду относится XV век, когда на московском престоле восседал царь Иван Грозный. Этот человек оставил после себя удивительно запутанную и сложную ситуацию. Он сам был полон противоречий добра и зла, и такое же сознание оставил в людях. Его царство омрачено страшными преступлениями с одной стороны, а с другой — неописуемым благотворением и построением монастырей и храмов.

Особенно в последние годы своего царствования Иван Грозный был болезненно подозрителен и зол. Он не останавливался ни перед какими жертвами, убивал невинных и карал самых близких и нужных ему людей, которые действительно были истинными его доброжелателями и друзьями.

Святые богоносные отцы говорят, что когда народ начинает духовно разлагаться, тогда Господь выдвигает мучеников, чтобы их жертвами оздоровить, излечить народную жизнь.

Так, например, русское общество начала XVI века стало уклоняться от евангельской чистоты. Появились пороки: национальная гордость, излишество и пресыщение, особенно в правящих классах, насилие над бедными, вымогательство и пр. Надо было пробудить народную общественность от духовной спячки. И вот Господь выдвигает ревнителей Евангелия. Они готовы умереть за чистоту учения Христова, только бы пробудить совесть властей и народа в целом.

Есть на свете скорбь земная,

Ее удел — одна тоска.

Печалью сердца надрывая,

Она смыкает нам уста.

Но есть другая скорбь — СВЯТАЯ,

Она на жертву нас ведет,

И буйство злобы усмиряя,

Здоровье обществу дает…

Явись же Праведная Тень,

Любовной мукой искаженна,

Опять настал твой светлый день,

Святая Правда осуждена…

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...