Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НА РУБЕЖЕ РЕШАЮЩИХ СТОЛЕТИЙ (XIX–XX ВВ.)Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Ефес. 6, 1).
Патриарший период русской церковной жизни богат и своими благодатными подвижниками, которые ярко сияли на церковном небе. Они были и архиереи, как например, святой Тихон Задонский, Иоасаф Белогородский, Димитрий Ростовский и простые иереи, иеромонахи и миряне. В конце XIX века светлой звездой, озарившей закат патриаршего периода, был преподобный Серафим Саровский. Это дивный и благодатный старец был последним светильником земли Русской в XIX веке. Он был дан Богом русскому народу в тяжелые дни сомнения и разложения, когда интеллигенция духовно гибла от безбожия и разного рода противоречий. Господь, в лице преподобного Серафима, показал России и всему миру духовную красоту жизни с Богом. Смотрите, мол, вот он новый человек во Христе, — чистый, счастливый, любящий, прекрасный. Он стал с Богом как бы “сверхчеловеком” — целит больных, воздвигает полумертвых, живет со зверями, питается Духом Божиим. Он видит Ангелов, созерцает херувимов и Самого Господа, а Матерь Божия с сонмом девственниц сходит к нему в келию и благословляет его. Сатана обольщал интеллигенцию прелестью свободы и независимости от Бога и всякого начальства. А Господь, устами преподобного Серафима, говорил: “Смотрите, люди, вот где истинная свобода духа и подлинное блаженство человека, только в союзе с Богом и Его детьми, достигается совершенное развитие личности и конечная цель его жизни…” Если говорить аллегорически, то можно сказать, что пламенный Серафим слетел с неба на землю и стал жить среди людей России. Он слетел для того, чтобы еще раз убедить русского человека в твердой вере в Бога, чтобы еще раз показать дивную красоту Богоподобия. Для России наступила пора тяжких, невиданных испытаний и потрясений. Революционная волна быстро надвигалась на русский народ. Эта волна должна была смести с лица земли все старое, традиционное, Божественное. И что было бы с Россией, если бы Бог заранее не дал бы ей преподобного Серафима?! Что было бы с Русской Православной церковью, если бы она не имела у себя этого предивного молитвенника?! На рубежах апокалипсических столетий явился великий старец Серафим в дремучих саровских лесах и засиял несказанным светом любви и милосердия к людям. Тяжелый физический труд и духовный подвиг воспитали в нем тайнозрителя небесных откровений. Он видел телесными очами Христа — Царя Славы, видел пророков, апостолов, мучеников, всех святых, стоящих окрест Престола, видел Херувимов, Серафимов, Архангелов, Ангелов, летающих и прославляющих Господа. А Матерь Божия — Царица неба и земли — приходила к нему 12 раз с сонмом Ангелов и преподобных. Ну, скажите, кто из святых от века сподобился такой дивной славы и благодати от Бога?! И все это потому, что преподобный Серафим должен был стать огненной стеной для русского народа в период грядущих социальных потрясений. А предсказания преподобного Серафима о будущих служителях Православной русской церкви делают его пророком последних времен. Он ясно говорит, что будет такое время, когда архиереи земли русской и другие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте. И за то гнев Божий поразит их. “Три дня, — говорит преподобный Серафим, — стоял я и просил Господа помиловать их; просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не приклонился на просьбу убогого Серафима. Он сказал, что не помилует их, ибо они будут учить заповедям и учениям человеческим, сердце же их будет стоять далеко от Господа”. Какое страшное пророчество! Какой страх наводит оно на православного христианина! И как это ни ужасно, а это пророчество преподобного Серафима исполняется в наши дни. Последняя четверть двадцатого столетия довершит все… Теперь же развернута огромная работа по линии “обновления” Православия. Значительный процент русского православного духовенства (высших его кругов) вовлечены в эту работу и активно проводят ее… О Великий и убогий Серафим, ходатай земли русской! Может быть, еще не поздно умолить о нас Бога? Может быть, теперь Он склонится на твое прошение — помиловать русское духовенство? Или уже… Кажется, слышится отдаленный голос народного покаяния? Нет! Это гул самолетов, закрывших от нас небо. А где же всеобщий плач смиренного покаяния и молитвы? Он будет. Но не слишком ли поздно?..
ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ СЕРАФИМЕ, МОЛИ БОГА О НАС!
Вот он идет по заросшей лесной тропочке. Все такой же как и раньше… Согбенная фигурка, приветливое и светлое лицо, белые, как снег, волосы, шапочка на голове, котомочка за плечами, лапотки на ногах, в руках — топорик. Боже мой! Неужели Преподобный идет посекать нас, безплодных смоковниц?.. Но лицо его мягко, глаза голубые и лучезарные, хотя и не без печали… Вот он вышел из лесочка, кажется, усталый и печальный. Подходит к “дальней” своей пустыньке, а там… там мать с детьми: мальчик и девочка лет двенадцати. Старец хотел было укрыться за большой елью, но мать уже увидела его издалека и показала детям. Девочка рванулась, как молодая лань, к святому старцу. Она бежала, размахивала своими ручками, волосы на ее головке развевались по ветру, красивое личико порозовело от радости и волнения. Увидев бегущую к нему девочку, преподобный остановился. Он стоит, опершись на топорик, его уставшее лицо выражало радость и сожаление. Между тем мальчик не спешил. Он шел ленивой походкой, и было видно, что ему страшно не хотелось идти к старцу. Его юное круглое лицо выражало отчужденность и какое-то безразличие. Преподобный встретил обоих детей радостно и ласково. Он поцеловал их в головки и усадил около себя на пне. С неподкупной добротой и каким-то загадочным старческим движением он из-за пазухи вынул ветхое Евангелие, благословил им детей, дал поцеловать обоим. Потом по-детски сказал радостно: “Вот я вам, милые дети, сейчас покажу вашего Спасителя”. Девочка озарилась и всплеснула руками от радости. Мальчик вел себя независимо. Он с каким-то холодком смотрел на старца и не выражал никакого чувства восторга. В это время подошла мать. Она с благоговением приняла от старца благословение и молча села на траву, не сводя своих глаз с Преподобного. Старец открыл Святое Евангелие и стал читать о блудном сыне. Весь его светлый лик дышал любовью и каким-то таинственным вдохновением. Со всей очевидностью казалось, что старец не просто читает книгу, нет! Но еще он беседует с кем-то невидимым. Он видит Кого-то Великого и Доброго и слушает Его голос… У некоторого отца было два сына, и сказал младший из них отцу: “Отче! Дай следующую мне часть имения”. И отец раздал им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно… Мягкий голос старца оборвался. Было заметно, что он расстроен. Отерши слезы краем своей полумантии, Преподобный взглянул на мальчика… 2–3 секунды он смотрел на него с каким-то страхом, потом перевел взор на мать. Она плакала, закрыв лицо свое обеими руками. Девочка ласково прижалась к матери и не сводила своих больших глаз со старца. Успокоившись, Преподобный стал читать дальше: “Когда же он прожил все, великий голод в той стране настал, и он начал нуждаться”… (Лук. 15, 13–14). В это время со стороны поля послышались голоса. Видимо, толпа заметила старца и двинулась к нему в лес. Закрыв святое Евангелие и озабоченно положив его за пазуху, Преподобный быстро встал. Он подошел к плачущей матери и, положив свою руку ей на голову, сказал: “Судьбы России исполняются здесь. Но ты молись за сына, радость моя, труден путь”… Ласково взглянув на девочку, он взял свой топорик и быстро скрылся в лесу. Где ты теперь, наш великий молитвенник и печальник земли русской? Вещие слова твои сбылись!.. Россия плачет о своем блудном сыне… а его все еще нет… и вернется ли он в свой дом отчий?.. Когда возмужал я, раздела просил, И он на раздел согласился. Он часть от имений своих отделил, И я с ним надолго простился… На рубеже решающих столетий (XIX-XX) Господь дал земле нашей великого молитвенника и ходатая — преподобного Серафима Саровского чудотворца. Яркое светило осияло собой всю великую Русь, весь мир и зашло медленно за темный горизонт… Но светлые и теплые лучи его все еще сияют в мире и мы, бедные, слабые, оставленные, беззащитные, оледеневшие, согреваемся ими… Чувствуешь ли ты, дорогой читатель, теплоту этих благодатных лучей? Святое Евангелие преподобный Серафим всегда носил за пазухой. А жизнь его была открытым радостным благовестием. Там, где он подвизался, теперь шумит ветер. Птицы садятся на развалины великих святынь и печально поют… Густая и колючая проволока держит в заключении дивный ансамбль Саровской пустыни. (Сейчас деятельность монастырей в Сарове и Дивееве возобновлена, 1 августа 2003 г. произошли всенародные празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского — прим. ред.) Но истоки святой Великой любви преподобного Серафима ничем не связать! Ничем не заключить! Они разлились по всем благородным сердцам и всему миру. “Рыдай,кипарис, ибоупал кедр” (Зах. 11, 2). ПРОЛОГ Генерал, увешанный орденами, пришел в келью преподобного Серафима. “Радость моя!”, — приветствовал его старец, поцеловал и усадил на деревянную скамью. Затем, тыча пальцем в ордена, стал приговаривать: “Этот вот — за турков, а этот — за Альпы, а этот — за Париж, а этот вот — за Рим, а этот — за… ром”. Глядя на генерала, старец хитро улыбался: “Вот, радость моя, сколько их у тебя!” Карьерист понял, что Преподобному все открыто. Опустившись на колени, он стал снимать свои ордена и класть в кучу. “Вот оно что, радость моя, жизнь-то какая, — говорил старец, — правда-то всего дороже!” Губернатор города Н., здоровый, цветущий, пришел к старцу. “Идем, радость моя”, — сказал ему Преподобный и поманил за собой. Вошли в темные сени. Во тьме стоит гроб. Старец молча зажигает свечи и ставит их по углам гроба. У губернатора — лед на спине, волосы на голове поднялись. Преподобный печально смотрит ему в глаза. “Когда?” — весь дрожа спрашивает губернатор. “Завтра, в двенадцать”, — тихо говорит старец, и ведет его исповедовать. На следующий день ровно в 12 часов губернатор умирает. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(XIX–XX вв.) (Мф. 20, 6)
Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Ефес. 1, 10).
Атомный век или Каменный… Речь идет о духовном умонастроении, с каким вступает человек в новою эру. Об атмосфере, в какой он живет и дышит, о нравственном его существе, о нацеленности воли его, о незримом мире его души… (“Новый мир”, 1971 г. стр. 118). Этот период (эсхатологический) называется потому, что по святой Библии он должен стать последним в истории человечества. А так как конец мира закончится судом Божиим, где добро и зло получат по своим заслугам, то и век, предшествующий этому, называется Эсхатологическим, т. е. последним, или решающим. Господь сказал: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.” (Мф. 24, 14). Отсюда XX век — век всемирной проповеди Евангелия, век небывалого массового отпадения от Христа. Для России это век коренного переворота и социального переустройства, технического и культурного прогресса, а также духовного одичания. В этот тяжелый период Господь дает России одного за другим двух Великих светильников. Преподобный Серафим уже “догорал” в глухих Саровских лесах (он умер в 1833 г.). В другом краю России, в Архангельской губернии, в 1829 году возродилось новое “светило” — отец Иоанн Кронштадтский. Столп православия XX века, отец Иоанн Кронштадтский жил уже не в пустыне и лесах, а в огромном стольном Петрограде, где были люди из всех стран мира. И голос его был не в простом старческом (неученом) слове, а в грамотном, академическом стиле и в точных, научных выражениях. Словом, в лице преподобного Серафима Господь призывал к вере простой народ, в лице святого Иоанна Кронштадтского призывал ученых, мудрых, дотошных до всего людей, потерявших всякую веру в Бога и доверие к человеку. Одним из важнейших мероприятий отца Иоанна Кронштадтского была борьба за святое русское Православие. Он знал, что искажение или измена Православию есть фактически измена Богу, Церкви и святым отцам. Сам, опытно испытав истинность Православной веры, отец Иоанн убеждал и других любой ценой держаться святого Православия. Чтобы уничтожить веру христианскую на земле, сатана прежде всего обрушивается на Православие. А подорвав Православие, он легко может победить и все прочее христианство. Нам очень важно знать, как отец Иоанн учил о Православной вере. Вот некоторые его выдержки. МЫСЛИ О ПРАВОСЛАВИИ
Ни одно исповедание христианской веры не может привести человека к совершенству, святости, как святое Православие. Другие исповедания “содержат истину в неправде” (Рим. 1, 18). Они примешали суемудрие и ложь к истине. Опыт истории показал истинность и богоугодность Православной веры как нельзя лучше. Сколько святых и праведных людей дала нам святая Православная церковь. Другие исповедания: католическое, лютеранское, англиканское — святых не имеют. Всеобъемлющая любовь Православной церкви и за гробом печется о своих чадах. В лютеранской и англиканской церквях этого нет: о своих усопших братьях они не молятся.. Наша святая Церковь непорочная, с чистым, смыслом, близка к Богу. Она дерзновенно молится о своих чадах, живых и умерших, и вымаливает им спасение. Другие церкви, уклонившись от истины, не могут иметь такого дерзновения к Господу и бывают не услышаны Богом. Та вера есть истинная, которая ежедневно, ежечасно истребляет в человеке всегубительный грех, освящает человека, обновляет его, оживляет, укрепляет, а не та, которая производит вражду и раздражения, пытки и казни (католическая) или которая приводит к лжемудрованию и растлению разума (господство его над Божественным откровением), к отвержению апостольской иерархии, таинств, постов и пр. (протестантская). Не та церковь истинная, которая отпала от живоносного и плодоносного древа Церкви апостольской. Не та церковь истинная, которая дерзостно пресекла связь с “Церковью первородных, на небесах написанных” (Евр. 12, 23), угодивших Богу… Множество существует отдельных исповеданий христианских… Нельзя считать их за истинные и спасительные… Безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к окончательному безверию и атеизму, способствует нерадению в исполнении правил и уставов церковных. “Симоне, Симоне! Се сатана просит, чтобы сеять вас как пшеницу” (Лк. 22, 31). Это он, сатана, и сделал, т. е. породил разделения, расколы, ереси. Строго держитесь единой истинной веры и Церкви и спасетесь. Православная Церковь превосходит все церкви неправославные. Во-первых. Своей истиной, своим Православием, соблюденным и сохраненным от святых Апостолов. Во-вторых. Она вернейшим образом ведет ко спасению ровным, прямым и верным путем. Она в полноте очищает, освящает, обновляет через преемственную от апостолов иерархию. В-третьих. Православная Церковь учит наилучшим образом угождать Богу и спасать свою душу; наилучшим образом руководит ко спасению, покаянию, молитве, благодарению. Где есть такие молитвы, моления, благодарения, богослужения как в Православной церкви? Нигде! Православие, как солнце, сияет в поднебесной! И хотя православных меньше, чем католиков или протестантов, однако истина — не в количестве, а в качестве… “Не бойся,малое стадо, ибоОтец дает вам Царство” (святое Евангелие). Так, в самом начале XX века, когда святому Православию на Руси угрожала опасность, предстояли тяжкие испытания, Господь возжег новый светильник и поставил великий столп (отца Иоанна Кронштадтского), на который оперлась Православная Русь в дни потрясения. Отец Иоанн Кронштадтский скончался в 1908 году, т. е. в самом начале XX-го столетия. А спустя 8 лет русское Православие потрясли страшные удары, от которых оно и до сих пор не может поправиться. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |