Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки
Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школы менеджмента. Особенности научных школ и теорий менеджмента (школа научного управления Ф.У. Тейлора, Классическая школа управления, Школа человеческих отношений и т.д.). Понятие принципов менеджмента. Их значение и классификация. Общие и частные принципы. Характеристика принципов менеджмента А.Файоля. История и теория развития кооперативного движения (Вклад Р.Оуэна в кооперативное движение). Трансформация принципов менеджмента в современных условиях Развитие теории и практики управления в России. Вклад А.А. Богданова, И.А. Витке, А.К. Гастева, П.М. Керженцева и др. в теорию и практику управления. Особенности управления в системе потребительской кооперации России. I вариант вопросов для обсуждения.
1. Какими этапами представлена история развития менеджмента? 2. Какой период в истории развития менеджмента считается периодом формирования менеджмента как науки? 3. Каков вклад классической школы управления в развитие менеджмента? 4. Чем обусловлено появление научного направления, основанного на концепции управления с позиций человеческих отношений? 5. Какие принципы кооперативного движения заимствованы в классической школе управления? 6. В каких направлениях развивалось научное управление в России в конце XIX начале XX веков? 7. В чем заключается суть концепции управления в России в дореформенный период? 8. К какому периоду можно отнести появление первых потребительских обществ в России. И чем обусловлено их появление? 9. Какие методы управления наиболее характерны для системы управления в потребительской кооперации?
II вариант заданий для обсуждения.
1. Дать определение менеджмента с точки зрения каждой из школ управления (школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений, количественная школа). 2. Разработать критерии для сравнения японской и американской моделей менеджмента и провести сравнение. 3. Чем характеризуется концепция управления в России в период перехода к рыночным отношениям? 4. Используя принципы А.Файоля и современное представление о принципах управления, определить собственные принципы менеджмента (12 -14 принципов). 5. На основе анализа принципов кооперативного движения разработать принципы управления в системе потребительской кооперации на современном этапе. 6. Принципы какой научной школы легли в основу данных систем управления?
Практическая ситуация №1 Сеть ресторанов «Макдональдс», имеющих высокую репутацию, успешно конкурирует с множеством аналогичных предприятий в области быстрого питания. В основе достижений компании – высокомеханизированная организация оказания услуг, а все торговые точки, которыми часто владеют независимые предприниматели или держатели франшиз, предлагают унифицированный продукт. Система быстрого питания позволяет четко организовывать и контролировать все детали бизнеса – от производства ингредиентов поставщиками, их доставки в торговые точки и хранения до предложения готовых блюд потребителям. Компания набирает молодых людей, которые как она считает, соответствуют принятым в системе критериям и будут следовать ее правилам.
Практическая ситуация №2 Преуспевающая торговая компания поставила сетевую компьютерную систему, связывающую все подразделения с управляющей компанией. Одним из преимуществ системы является повышение уровня дисциплины персонала. Исполнительный директор компании утверждает: «Бумажные носители информации не позволяют нам своевременно получать информацию о продажах в наших магазинах, поэтому мы не можем добиться стандартизации работы по учету товарных запасов. Сотрудники не всегда вовремя заполняют обязательные формы или учитывают не все предусмотренные в них пункты. Мы ожидаем, что введение порядка, когда невозможно отправить в управляющую компанию не в полной мере заполненную форму, заставит наших работников планировать время в своем рабочем графике для этой работы. Тестовые задания для проверки знаний по теме: 1) Универсальные принципы управления, применяемые к любому его объекту разработала школа: 1. психологии и человеческих отношений 2. науки управления (количественная) 3. классическая (административная) 4. научного управления (рационалистическая).
2) Принципами менеджмента являются: □ сочетания прав, обязанностей и ответственности □ неизбежность наказания □ научной обоснованности управления □ сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении □ максимальные полномочия всем сотрудникам □ от каждого по способностям, каждому по возможностям □ оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления
3) ………… - это принцип, сформулированный А Файолем, при котором работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
4) Практика управления возникла: 1. вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена 2. в XX веке, в ходе индустриализации промышленности 3. вместе с созданием Ф. Тейлором Школы управления 4. вместе с возникновением системного подхода.
5) Производственный процесс является объектом изучения школы: 1. психологии и человеческих отношений 2. науки управления (количественный ) 3. классической 4. научного управления.
6)Подход, основанный на том, что управление есть серия взаимосвязанных функций – это ….
7) Представители школы человеческих отношений: □ А. Файоль □ М. Фоллет □ Ф. Тейлор □ Э. Мейо 8) ……….. подход предполагает, что применение тех или иных методов управления определяется ситуацией
9) Основные функции менеджмента в процессе управления были выделены в рамках ……………………… школы управления
Подготовить реферат по теме «Трансформация принципов менеджмента в современных условиях».
Дополнительная литература
1. Вахрушев В. Принципы японского управления. Колл. авт. Эти невероятные японцы. М., 1992. 2. История менеджмента: Учеб. пособие / Под. ред. Д.В. Валового. – М.: Инфра – М,1997. 3. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М., 2000. 4. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. М.:2002. 5. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента: Пер.с англ. А.И. Зак; Научн. Ред и предисл. Е.А. Кочерина М.: «Журнал «Контроллинг»,1991. 6. История менеджмента: Учеб. пособие / Под. ред. Д.В. Валового. – М.: Инфра – М,1997. 7. История предпринимательства в России. Книга 2 . Вторая половина XIX – начала XX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. 8. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. М.:2002.
Занятие №3 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |