Организационная деятельность состоит из организационных процессов и организационных механизмов. Основные группы организационных процессов (В. М. Кожухар назвал их предметами и продуктами по видам организационного труда[89]):
• процессы формирования – эффективны при использовании преимуществ организационного проектирования, так как своей целью имеют оформление исполнительной организационной системы (основные формы: структуризация; композиция; регламентация; ориентация);
• процессы совершенствования (рационализации) – обеспечивают отработку сформированной системы, уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков; данный процесс постоянен, поэтому его воплощение возможно в планах организационно-технических мероприятий;
• процессы функционирования – предполагают минимальную организационную активность субъектов управления по поддержанию режима устойчивости.
Организационный механизм – это процесс формирования и регулирования организационных процессов, который выполняет вспомогательно-технологическую роль. Основные группы организационных механизмов (в трактовке А. А. Богданова[90]):
• формирующие оргмеханизмы:
° конъюгация как простое соединение (сотрудничество) комплексов с тремя возможными результатами: предельная совместимость, предельное противостояние, комбинирование;
° цепная связь как соединение посредством общих звеньев (однородное соединение и неоднородное);
° ингрессия как соединение комплексов при участии «посредствующего» звена для создания общих элементов;
° дезингрессия как разъединение комплекса посредством внедрения «посредника» из внешней среды;
° отдельность комплексов;
• регулирующие оргмеханизмы:
° прогрессивный – сохранение системы за счет внедрения новых структурных элементов стабилизации и ликвидации устаревших элементов, получивших статус сопротивлений;
° консервативный – приоритет зарекомендовавшихся элементов внутриорганизационной стабильности;
° подвижное равновесие – возникающее изменение уравновешивается противоположным изменением.
Методы реализации функции организации
Методы реализации функции организации называют организационно-распорядительными. Они предполагают прямое волевое воздействие руководителя на подчиненных. Основные группы методов:
• организационно-директивные – ориентированы на удовлетворение потребностей среднего уровня, могут быть представлены в трех формах (обязательная, согласительная, рекомендательная), могут иметь самостоятельное значение (должностная инструкция, Устав, Положение и проч.) и выступать средством осуществления других методов (методов мотивации, контроля):
° методы прямого воздействия (распоряжения, команды, указания, приказы, методы распорядительного воздействия, постановления, совет, разъяснение, консультация, методы организационного воздействия, регламентирование, нормирование, методическое инструктирование) – например, инструктирование может быть осуществлено тремя методами:
1) метод постановки общих задач – передача подчиненным конечной цели деятельности без средств и способов, объектом контроля являются только результаты (применение этого метода обосновано при высокой квалификации подчиненных);
2) метод детального инструктирования – руководитель выдает распоряжение в виде подробных и детальных инструкций, объектом контроля являются все элементы выполнения рабочих заданий (применение этого метода обосновано в случаях, когда руководитель обладает высоким авторитетом, при низкой квалификации подчиненных или когда необходимо обеспечить оперативность, а также в случаях, когда надо поднять дисциплину труда);
3) метод параллельного поручения задания – руководитель поручает задания двум и более исполнителям, что позволяет исследовать предмет разными методами или для получения выигрыша во времени за счет параллельной работы самостоятельных групп исполнителей, позволяющих повысить вероятность получения качественных характеристик задания в указанный срок;
° методы косвенного воздействия (методы установления и использования неформальных взаимоотношений);
• экономические – ориентированы на удовлетворение потребностей первого уровня:
° метод коммерческого расчета;
° метод хозяйственного расчета;
° ценовая политика;
° бюджетирование;
° финансовое планирование;
° экономический анализ;
• социально-психологические – ориентированы на удовлетворение потребностей высшего уровня:
° методы повышения социальной активности;
° обмен опытом;
° критика;
° самокритика;
° коллективный договор;
° соглашения;
° наставничество;
° внушение;
° личный пример руководителя;
° создание ориентирующих условий;
° методы управления индивидуально-личностным поведением сотрудников;
° деловая, управленческая и профессиональная этика.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте развернутое определение функции управленческой организации.
2. Охарактеризуйте основные задачи и пути организационных мероприятий.
3. Охарактеризуйте принципы осуществления организаторской деятельности.
4. Охарактеризуйте исполнительную организационную структуру.
5. Охарактеризуйте основные этапы технологии организаторской деятельности.
6. Назовите и охарактеризуйте организаторские способности современного руководителя.
7. Охарактеризуйте организационные процессы и механизмы.
8. Охарактеризуйте применение методов реализации функции организации.
Список литературы
1. Баранников, А. Ф. Теория организации: учебник / А. Ф. Баранников. – М., 2004.
2. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003.
3. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебное пособие / А. В. Карпов. – М., 1999.
4. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В. И. Кнорринг. – М., 2001.
5. Лафта, Дж. К. Теория организации: учебное пособие / Дж. К. Лафта. – М., 2003.
6. Общий менеджмент: дайджест учебного курса / под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999.
7. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003.
8. Подлесных, В. И. Теория организации: учебник / В. И. Подлесных. – СПб., 2003.
9. Теория организации: учебник / под ред. В. Г. Алиева. – 2-е изд. – М., 2003.
10. Теория управления: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М., 2004.
|