Факторы затруднения и сопротивления координационным действиям:
• различия в функциональном подходе могут привести к радикально отличному решению проблемы, каждое управленческое звено или подразделение подходит к вопросам управления со специальной и ограниченной точки зрения;
• возможность социальных осложнений;
• различия в сроках выполнения управленческих работ, в результате чего организация не может выступать как единое целое;
• неудобство;
• различия в стилях руководства;
• затратность (недостаток средств);
• в некоторых звеньях работа контролируется через короткий промежуток времени, другие – более длительный, что влияет на восприятие звеньев друг другом и может вызывать проблемы их интеграции;
• неуверенность;
• игнорирование изменений во внешней и внутренней среде управ-ления, которые имеют значение для схемы организационной структуры, что приводит к устареванию структуры;
• незначительность эффекта и проч.
Варианты корректирующих действий при преодолении факторов сопротивления:
• заручиться поддержкой коллектива;
• выявить социально-психологическую подоплеку сопротивления;
• конкретизация границ полей силы;
• конкретизация условий преобразований;
• нацеленность на необходимые изменения;
• завоевание доверия через удовлетворение потребности в принадлежности;
• отказ от корректирующих мероприятий;
• преодоление вопреки;
• уменьшение сопротивления;
• изменение существующих стандартов и проч.
Часто координационные мероприятия называют реорганизацией, которая может распространяться на все уровни организационной структуры: страна, отрасль, сфера, организация, подразделение, исполнитель. Реорганизация, ведущая к ухудшению положения сотрудника, будет встречать повышающееся сопротивление и может оказаться бесполезной.
При осуществлении номинальной взаимозависимости организации используют стандартную координацию, не затрагивающую людей непосредственно. Для обоюдной взаимосвязи рекомендуется взаимное регулирование (отдельными и групповыми координаторами), а для последовательной взаимосвязи – планирование (работы людей и производств).
С учетом широты выполняемых координационных процедур необходимо использовать методы осуществления всех функций управления:
функция анализа – социологические методы (групповое и индивидуальное анкетирование, почтовый, прессовый и телефонный опрос, формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование, метод наблюдения, метод эксперимента, метод анализа документов) и методы анализа (метод сравнения, индексный метод, балансовый метод, метод цепных подстановок, метод элиминирования, графический метод, функционально-стоимостной анализ);
функция управленческого прогнозирования – качественные методы (метод «жюри», метод «совокупного мнения», метод «ожидания потребителя», метод экспертных оценок), количественные методы (метод проецирования тренда, методы причинно-следственного моделирования, методы параметрического прогнозирования, методы экстраполяции, индексный метод), неформальные методы, многовариативное-полисценарное прогнозирование, логические и функционально-логические методы, функциональные и комбинированные методы и т. д.;
функция принятия решения – традиционно-стереотип-ные (метод собраний-совещаний, переговоров, деловых бесед, телефонных переговоров) и инновационные (метод мозгового штурма, метод синектики, метод свободных ассоциаций, метод ключевых вопросов, метод эмпатии, метод инверсии, метод многомерных матриц, метод записной книжки) методы;
функция планирования – балансовые методы, методы нормирования (отчетно-статистический метод, опытно-производствен-ный метод, аналитико-расчетный метод), математико-статистические методы (методы линейного программирования, методы оптимального программирования, методы динамического программирования, методы математической статистики, статистический корреляционный метод, комбинаторные методы, методы переводных коэффициентов и балльных оценок, использование условных вероятностей для оценки условной вероятности достижения результата в зависимости от уровня затрат на это), метод сетевого планирования и т. д.;
функция организации – организационно-директивные, экономические, социально-психологические методы.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение функции управленческой координации.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные виды координации и координационных механизмов.
3. Охарактеризуйте основные функции управленческой координации.
4. Перечислите и охарактеризуйте основные подходы к координации.
5. Охарактеризуйте проблему выбора механизма координации и эффективной стратегии координационной деятельности.
6. Охарактеризуйте факторы затруднения и сопротивления координационным действиям и варианты корректирующих действий при преодолении этих факторов.
7. Охарактеризуйте особенности применения методов управленческой координации.
Список литературы
1. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003.
2. Общий менеджмент: дайджест учебного курса / под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999.
3. Теория управления: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М., 2004.
4. Менеджмент: учебное пособие / под ред. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных. – СПб., 2001.
5. Быкова, А. А. Организационные структуры управления / А. А. Быкова. – М., 2003.
6. Лафта, Дж. К. Теория организации: учебное пособие / Дж. К. Лафта. – М., 2003.
7. Мильнер, Б. З. Теория организаций: учебник / Б. З. Мильнер. – М., 2001.
8. Райченко, А. В. Прикладная организация / А. В. Райченко. – СПб., 2003.
|