Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология организационного процессаОсновные технологические этапы выполнения организаторской функции[86]: 1 этап – построение исполнительной организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций. 2 этап – установление соподчиненности и взаимосвязей, с четким определением прав, обязанностей и ответственности структурных подразделений и отдельных лиц, что достигается путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций, определяющих внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации. Регламентирование – это, отраженное в уставах, положениях о подразделениях, должностных инструкциях, закрепление функций или работ за определенными исполнителями, установление статусов звеньев управления, их места в системе взаимосвязи с другими, области автономии. Нормирование – это установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности. Результат нормирования – норматив, некоторый стандарт. Инструктирование – это ознакомление, посредством выдачи инструкций, с обстоятельствами выполнения работ, разъяснение норм, условий реализации нормативных актов. В процессе совместной деятельности как основе организационного функционирования возникает объективная необходимость решения двух основных задач: во-первых, необходимо распределить все содержание совместной деятельности между сотрудниками таким образом, чтобы каждый из них вносил свой вклад в нее, т. е. осуществить функциональное разделение труда; во-вторых, необходимо не только разделить, но и обязательно согласовать, соорганизовать индивидуальные «вклады» в общую цель. С помощью инструктирования важно попытаться создать условия для осуществления процессов, не зависящих от индивидуальных качеств людей, а вытекающих из требований системы управления (унификация, стандартизация). Задачами инструктирования являются знакомство с условиями производства, обстановкой, консультации по выполнению конкретных видов работ, обеспечение информацией. Эти задачи реализуются как посредством инструкций (должностных, рабочих), так и с помощью методических указаний. На этом этапе разрабатываются также нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб. Чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктированию, тем меньше возникает потребности в третьем этапе. 3 этап – распорядительство, т. е. доведение до подчиненных распорядительных актов. Перед управляющей и управляемой системами ставятся конкретные задачи обеспечения технического, организационного и экономического регулирования процесса производства, предупреждаются отклонения, восстанавливаются ранее предусмотренные параметры. Регулирование в рамках функции организации имеет в большей степени превентивный (предупреждающий) характер. Технологическая схема может быть представлена в более дробном виде (вариант Ю. С. Дульщикова[87]): 1 этап – установление общих целей предприятия или учреждения. 2 этап – формулирование производственных целей, планов и направлений работы. 3 этап – выявление и классификация видов деятельности, необходимых для их осуществления. 4 этап – группировка этих видов деятельности, исходя из максимально эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов. 5 этап – наделение руководителя каждой группы полномочиями, необходимыми для ее продуктивной работы. 6 этап – горизонтальная и вертикальная взаимоувязка этих групп через должностные связи и систему информационного обеспечения. Основными препятствующими технологической работе факторами являются: ° злоупотребление регламентированием (мелочное регламентирование) – как проявление тенденции к чрезмерной централизации управления заключается в необоснованно частых вмешательствах вышестоящего звена управления в дела нижестоящего, что приводит к нарушению прав нижестоящего звена, размыванию ответственности; ° неправильная структура порождаемой документации: нечеткое разграничение сфер деятельности образуемых подразделений, неполное прописывание разделов прав, обязанностей и ответственности, одним и тем же уровнем управления порождаются документы, вступающие в противоречие между собой, – так как тексты документов готовятся специалистами, а утверждаются руководителями, то любые отклонения в их содержании могут быть рассмотрены в контексте интеллектуальных возможностей, профессиональных ценностей и принципов руководителя; ° ограничение руководителя соответствующими нормативами (нормативами численности, нормативами заработной платы), так как необходимо осуществлять организационную деятельность при условии включенности субъекта этой деятельности в определенную жестко регламентируемую организационную структуру, результатом чего руководитель за счет перераспределения обязанностей и делегирования полномочий создает как бы теневую, но реально действующую систему, в которой материальное стимулирование оказывается либо неадекватным вкладу работника, либо руководителем изобретаются всякие полузаконные способы компенсировать разницу в заработной плате, порождаемую несовпадением реального и формального статуса в организации; ° влияние личностных факторов на эффективность реализации функции организации – лицам, принимающим решения, приходится делать выбор между экономической целесообразностью и групповыми интересами, интересами конкретных людей. Стремление избежать напряженности в сложившихся группах, сохранить подразделение с тем, чтобы сохранить статус конкретного лица, диктует подчас организационно нелепые, экономически невыгодные решения; ° неоптимальное делегирование полномочий. Специалисты выделяют также некоторые ограничения, которые чаще всего препятствуют эффективной коллективной работе[88]: ° непригодность руководителя – руководитель либо не способен по своим личным качествам, либо не желает использовать коллективный подход, сплотить сотрудников, настроить их на эффективные методы работы; ° неквалифицированные сотрудники – что связано с несбалансированностью функций работников, отсутствием сочетания профессиональных и человеческих качеств; ° неконструктивный климат – наличие людей с различными ценностными установками и жизненными планами, отсутствие преданности задачам коллектива и высокой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой о благосостоянии отдельных членов группы; ° нечеткость целей – отсутствие ясного видения целей приводит к недостаточному согласованию личных и коллективных целей, неспособности руководителей и членов коллектива к компромиссу; ° низкие результаты работы – если при положительном климате и эффективном руководстве не удается получить результаты, отвечающие потребностям организации, то такой коллектив не оправдывает своего существования; ° неэффективность методов работы – методы работы должны обеспечивать эффективный процесс принятия решений в коллективе; ° нехватка открытости и наличие конфронтации – свободная критика, обсуждение слабых и сильных сторон проделанной работы, существующих разногласий не должны нарушать делового этикета и вызывать конфронтацию; при этом если позитивный конфликт может привести к ослаблению напряженности, открытости, улучшению отношений и росту доверия, то негативный конфликт создаст атмосферу недоверия и враждебности; ° недостаточный профессионализм и культура сотрудников – каждый руководитель желает иметь в коллективе сильных сотрудников с высоким уровнем индивидуальных способностей, среди основных характеристик сотрудника выделяют его способность управлять своими эмоциями, быть готовым ясно излагать свое мнение, изменять свою точку зрения под воздействием аргументов и т. д.; ° низкие творческие способности персонала – непременным условием развития организации являются наличие творческих способностей у работников и возможности реализовать их творческий потенциал, умение выделить и поддержать интересные предложения и идеи, наличие возможности использовать жизненные силы и энтузиазм людей; ° неконструктивные отношения с другими коллективами – умение продуктивно сотрудничать с другими подразделениями организации, находить приемлемые пути для сотрудничества является непременным условием повышения эффективности и продуктивности работы организации.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |