Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исполнительные организационные структуры
Исполнительная организационная структура выбирается в соответствии с потребностями сложившейся ситуации и модифицируется при помощи организационного проектирования. Многообразие модификаций вызывается тем, что любая организация являет собой единение семи основных переменных (схема «счастливого атома» Т. Питерса и Р. Уотермена[80]): структура ↔ стратегия ↔ системы и процедуры управления ↔ совместные ценностные установки ↔ совокупность приобретенных навыков и умений ↔ стиль управления ↔ состав работников (рис. 10.3).
Рис. 10.3. Основные компоненты и проблемы организации
Решения о подобных мероприятиях принимаются исключительно высшим руководством. Выбранная структура не остается неизменной и представляет собой совокупность различных прин-ципов внутриорганизационной структуризации (функционального, территориального, временного, количественного, по потребителю, матричного и др.). Формируемые исполнительные организационные структуры отличаются друг от друга: ° сложностью, т. е. степенью разделения деятельности на различные функции; ° формализацией, т. е. степенью использования заранее установленных норм, правил и процедур; ° соотношением централизации и децентрализации, т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения. Проблема типологизации организационных структур чрезвычайно многогранна и будет рассмотрена в последующих главах. В самом общем виде исполнительные организационные структуры делятся на формальные и неформальные (рис. 10.4)[81].
Рис. 10.4. Формальная и неформальная исполнительные организационные структуры
Различия между этими типами достаточно очевидны (рис. 10.5).
Рис. 10.5. Типы взаимоотношений в организации
Необходимой базой для безусловного выполнения подчиненными порученных заданий являются организационно-технические условия для работы. Создавать условия для выполнения заданий может и, следовательно, обязан только тот, кто поручает работу – распорядитель ресурсов, руководитель коллектива. В содержание работы руководителя на этапе организации входит[82]: ° создание гибкой организационной структуры, соответствующей особенностям предприятия и действующим внешним факторам; ° информирование подчиненных о целях, стоящих перед организацией и подчиненным коллективом, четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных; ° проверка обеспеченности всеми видами ресурсов в соответствии с нормативами и объемами работ; . ° делегирование управления; ° разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления; ° соблюдение принципа единоначалия; ° выбор ответственных за программы и конкретных исполнителей; ° доведение до ответственных за программы и исполнителей задач, сроков, норм, связи, подчиненности и прочих требований; ° доведение до ответственных за реализацию программ и исполнителей показателей их работы и ответственности; ° инструктирование ответственных за программы и исполнителей; ° координация и согласование усилий в процессе выполнения работы; ° соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на основе соглашения между организацией и ее работниками; ° наблюдение за выполнением программ, предупреждение ошибок и недоразумений; ° подготовка резерва управленческих кадров; ° обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка; ° поддержание условий труда, охраны труда и пожарной безопасности согласно установленным требованиям; ° разработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ; ° широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений; ° поощрение инициативы работников; ° создание благоприятного психологического климата в коллективе; ° эффективное и гибкое стимулирование работников: справедливое материальное вознаграждение по результатам труда – заработная плата, премии за высокие результаты и т. п.; ° обеспечение социальных льгот – медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.; ° обеспечение нормальных условий и организации труда; ° моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чествование; ° признание личностной значимости сотрудника – уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным; ° обеспечение возможности личностного роста, продвижения в карьере; ° обеспечение требовательности к дисциплине и качеству труда; ° обеспечение обоснованности, справедливости наказания; ° обеспечение конструктивности в разрешении конфликтных проблем; ° создание атмосферы конкуренции, соревнования.
Организаторские способности Современного руководителя
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа[83]: 1. Организационная проницательность, включающая: • психологическую избирательность – умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого; • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач; • психологический такт – способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности. 2. Эмоционально-волевая результативность– умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов: • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели; • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным; • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников. 3. Склонность к организаторской деятельности,т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью. Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами: ° широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе; ° чувством понимания ситуации; ° творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу; ° нестандартным мышлением, изобретательностью, инициатив-ностью и способностью генерировать идеи; ° готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям; ° стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха; ° эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей; ° ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах; ° способностью работать в коллективе и с коллективом; ° умением предвидеть результат; ° внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации; ° способностью и умением рисковать; ° способностью действовать самостоятельно; ° ответственностью за деятельность и за принятые решения; ° способностью увидеть, выделить существенное; ° искусством выполнять планы. Организаторские способности руководителя не должны расходить-ся с его этическими нормами. Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вариантов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» – совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы применительно к решению организационно-экономических задач могут быть сведены к следующим: • результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды; • конкуренция должна осуществляться по честным правилам, т. е. должны соблюдаться «правила» рыночной игры; • распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества; • использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности; • техника должна служить человеку, а не человек технике. В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией: ° умение при управлении учитывать поведение подчиненных; ° способность устанавливать и контролировать дисциплину; ° стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам; ° осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения; ° развитие и поддержание хороших отношений с окружающими; ° отдача четких однозначных указаний и распоряжений; ° регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов; ° стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе; ° системный подход к анализу работы; ° квалифицированное делегирование полномочий; ° избежание слишком частого применения негативного подкрепления; ° создание эффективной обратной связи; ° защита персонала организации от внешних угроз; ° поиск способов повышения результативности работы сотрудников; ° установление системы оценки работы и критериев успеха. Функция организации выступает прежде всего как форма установления связей между руководителями различных уровней. С учетом того, что каждый руководитель является личностью со своей индивидуальностью, функция организации связана с многообразными формальными и неформальными отношениями между людьми, с пере-плетением этих типов взаимоотношений, с личностными качествами людей, с их представлениями о профессионализме, культуре, этике, морали и т. д. Недооценка этих моментов весьма пагубна для творческого труда, для микроклимата коллектива, для достижения целей организации. Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть огромные новые возможности, коллективный подход – решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций. Организация эффективно работающего коллектива – сложный и трудоемкий процесс. Коллектив живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Его нельзя создать без усилий, целеустремленности и доверия. На основе стоящих перед организацией целей и задач руководитель призван обеспечить согласованные и целенаправленные действия подчиненного ему персонала. Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива. В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу. На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость – это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств. Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми. Многофакторность современных организационных и управленческих систем носит объективный характер, поэтому организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Организаторская деятельность весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60–80 %). Предмет этой деятельности – социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы (рис. 10.6)[84].
Рис. 10.6. Организаторская деятельность
Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах[85]: • как искусственное образование – искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет); • как естественно живущее – после завершения создания организации, организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей – целей того коллектива, который организован. Наряду с формализованной исполнительной организационной системой в багаже руководителя есть возможность выполнения рабочих заданий посредством создания рабочих групп. Рабочая группа – это, как правило, временный коллектив, сформированный для решения конкретной краткосрочной проблемы с привлечением представителей различных служб. Достоинством такой группы является возможность ее формирования в сжатые сроки, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |