§ 1. Координация в управленческой деятельности:
Понятие и функции
Функция управленческой координации ориентирована на соблюдение принципа обратной связи. Предполагается сбор, обработка и анализ информации о реакции сотрудников на принятое управленческое решение, разработанный план и организацию работ по их исполнению. Именно на этом этапе управленческого цикла управленец получает шанс скорректировать принятое управленческое решение и работу по его реализации. По сути, вновь начинают работу все функции менеджмента: собирается и анализируется информация о принятом решении и предпринятых процессах по его исполнению, вырабатываются прогнозы о внесении возможных корректирующих моментов, которые могли бы их улучшить, в случае необходимости возможно даже отменить принятое решение до его реализации и т. д.
Этап координации или регулирования неразрывно связан с контролем. Дело в том, что выявление отклонений от установленных планов и их причин не является самоцелью. Для достижения запланированных результатов от руководителя требуется активное вмешательство и оперативное устранение возникающих в ходе производственного или управленческого процесса отклонений. В этом заключается суть этапа координации.
Если установление причин отклонений не требует специального изучения и исследования, а опыт работы и квалификация руководителя соответствуют уровню их решения, то корректирующие воздействия по устранению отклонений проводятся сразу.
При осуществлении корректирующих воздействий важно не только временно устранить сбои в ходе процессов, но и предусмотреть меры, позволяющие избежать повторения подобных отклонений, что достигается устранением вызвавших их причин. Вместе с тем величина отклонений в отдельных случаях может достигнуть такого значения, при котором не удается поправить дело и потребуется корректировка самого плана и повторная постановка задачи.
В большинстве случаев, особенно при протекании производст-венных процессов, возникает сразу несколько отклонений, отличающихся по важности, характеру и приоритетности устранения.
Основным правилом координации является устранение в первую очередь тех отклонений, промедление в устранении которых может привести к непоправимым последствиям и серьезным экономическим потерям. К ним можно отнести отклонения, угрожающие жизни и здоровью людей, связанные с пожарной безопасностью объектов, а также те, которые могут помешать выполнению задач другими подразделениями, связанными внутренней, а тем более внешней кооперацией и с выполнением договоров и обязательств.
Объем работы на этапе координации во многом зависит от продуманности и детальности первоначального плана.
Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев управления путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.
Функция координации необходима для отслеживания соответствия цикличного режима функционирования, качества производимых товаров и услуг, выполняемых операций и процедур предписанным стандартам, нормативам, правилам. Координация нацелена на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления.
Благодаря функции координации обеспечивается динамизм системы управления, создается гармония взаимосвязей управленческих звеньев и подразделений, осуществляется рациональное маневрирование управленческими ресурсами внутри организации и на рынке. Объектом функции координирования являются как управляемая, так и управляющая подсистемы. Координация деятельности органов управления призвана обеспечить единство действий всех управленческих звеньев, участников процесса управления и специалистов для наиболее эффективного воздействия на управленческую ситуацию. Таким образом, координация деятельности означает синхронизацию прилагаемых усилий, их интеграцию в единое целое, т. е. это процесс распределения деятельности во времени и пространстве, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достигать поставленных целей и обеспечивать согласованность между системой управления в целом и внешней средой.
Непрерывные изменения внешней и внутренней среды организации с особой остротой ставят вопрос о своевременной адаптации и корректировке, маневрировании ресурсами. Исполнение данной функции носит весьма ответственный характер, так как это одна из форм проявления механизмов саморегулирования и самосохранения системы. Масштабы координационных усилий соответствуют деформационным потребностям. Наибольший уровень сложности принадлежит тем мероприятиям, которые касаются качественного преобразования всей системы.
Потребность в координации может приобретать три варианта[91]:
1) номинальная взаимозависимость, при которой подразделения и сотрудники, объединяемые этой взаимозависимостью, вносят свой вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны, а степень координации их деятельности минимальна;
2) последовательная взаимозависимость, при которой последующие подразделения зависят от предыдущих, а степень координации их деятельности весьма высока;
3) обоюдная взаимозависимость, при которой вводимые факторы производственного процесса одного подразделения становятся выходом другого и наоборот.
Основные функции управленческой координации:
• превентивная (предвидение проблем и трудностей);
• устраняющая (устранение перебоев в работе организации);
• стимулирующая (улучшение деятельности организации даже при отсутствии проблем);
• регулирующая (сохранение существующей схемы работы).
|