выполняемые функции, предъявляемые требования
Цели представляют собой субъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию, таких, как ее роль в обществе, характер производственного и кадрового потенциала. Достижение цели сопряжено обычно с активными действиями, поэтому она должна быть полезна данному субъекту или окружающим.
В логике целеполагания определяющее значение имеет исходная посылка или первый шаг. Цель является мысленным предвосхищением результатов деятельности, направляющей и регулирующей мотивацией человеческой активности. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. В объективной реальности существуют только субъектные цели. Организационные цели представляют собой их трансформацию.
На формулировку организационно-управленческих целей наиболее существенное влияние оказывают интересы многочисленных самостоятельных субъектов внешней среды, связанных с деятельностью коллектива:
• учредители, владельцы, собственники организации, вышестоящие инстанции;
• персонал организации;
• контрагенты;
• потребители производимых товаров и услуг;
• органы государственного, регионального и местного управления;
• общество в целом.
В дополнение к этому каждый управленец, как самостоятельная личность, подвержен влиянию личностных моментов:
○ личная система ценностей;
○ материальное положение;
○ возраст;
○ среда, в которой он функционирует;
○ среда, в которой он воспитывался;
○ семейное положение;
○ состояние здоровья.
Выполняемые совокупностью организационных целей функции[137]:
• легитимизация (оправдание в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации);
• отражение философии организации, концепции ее деятельности и развития;
• поведенческое регулирование;
• потребностная устремленность (сплочение вокруг себя энтузиастов, побуждение их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения);
• конкретизация;
• средовая адаптация (уменьшение неопределенности текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, выполнение для них роли ориентиров в окружающем мире, помощь в приспособлении к нему, концентрация на достижении желаемых результатов, противостояние сиюминутным порывам и желаниям, регулирование собственных поступков и поведения в целом);
• конструирование (определение характера и особенностей общей и управленческой структуры);
• стандартно-оценочная (основа критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились).
Основные характеристики целей:
○ множественность;
○ иерархичность;
○ включение в нелинейную сеть.
Общие требования к формированию цели в организации (расположены по мере убывания значимости):
○ реальность и достижимость (нереальные цели не могут быть достигнуты никогда, поэтому они приводят к демотивации работников и потере ими ориентира деятельности и перспектив);
○ измеримость (представление целей не только качественно, но и в количественных показателях позволяет сотрудникам легче их воспринимать, их легче согласовывать, устранять между ними конфликты; они являются хорошей основой составления планов);
○ конкретность (чем более конкретна цель, тем легче ее достижение);
○ гибкость (способность к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации);
○ подразделенческая детализированность;
○ однозначность (четкость в формулировке цели не позволяет исполнителю трактовать ее на свое усмотрение);
○ совместимость (цели не должны противоречить друг другу);
○ ясность (сотрудники должны признавать их в качестве своих личных целей, что позволит им заинтересованно подходить к реализации таких целей и повышать эффективность своего труда);
○ проверяемость (что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и соответствующим образом стимулировать сотрудников);
○ концентрация усилий и выявление приоритетов;
○ предопределенность;
○ направленность;
○ системность (они должны быть совместимыми друг с другом во временном и пространственном отношении, не ориентировать членов организации на действия, противоречащие друг другу);
○ определение средств исполнения.
Типы целей в организации
Основания классификации видов целей (рис. 16.1):
• по степени важности для организации:
○ стратегические – ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации;
○ тактические – являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы их достижения;
Рис. 16.1. Типы целей в организации
• по временному периоду, необходимому для реализации:
○ долгосрочные;
○ среднесрочные;
○ краткосрочные;
• по содержанию:
○ социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, налаживание отношений социального партнерства в организации, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием);
○ экономические (укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала);
○ технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий);
○ производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства, снижение себестоимости);
○ административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе);
○ организационные (реструктуризация оргструктуры, эффективное делегирование полномочий, формирование системы исполнительской дисциплины);
○ политические (защита интересов социальной группы, обеспечение демократических основ человеческого сосуществования);
○ этические (защита традиций и ценностей, обязательства);
○ психологические (оказать давление, избежать давления, разрешить конфликт, ролевое самоопределение);
○ воспитательные и т. д.;
• по признаку приуроченности к той или иной стадии жизненного цикла организации:
○ цели, связанные со стадией проектирования и создания системы управления;
○ цели, связанные со стадией развития («роста») системы;
○ цели, связанные со стадией зрелого стабильного, устойчивого функционирования;
○ цели, связанные со стадией завершения жизненного цикла системы;
• по форме выражения:
○ цели, характеризуемые количественными показателями (производство продукции в рублях, тоннах, штуках);
○ цели, описываемые качественно (достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе);
• по признаку приоритетности их реализации:
○ особо приоритетные (неотложные);
○ приоритетные;
○ отсроченные;
• по нацеленности на среду:
○ внешние;
○ внутренние;
• по уровню, к которому они относятся:
○ общие – отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности, формируются в совместном диалоге высшего руководства организации, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзной организации:
генеральная цель или миссия;
общеорганизационные цели;
○ специфические – разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей:
операционные (ставятся перед отдельными работникам);
оперативные (ставятся перед подразделениями).
Миссия организации
Важнейшей основой управленческого целеполагания выступает миссия организации. Существует широкое и узкое пониманиемиссии[138]:
• широкое понимание – миссия рассматривается как констатация:
○ философии организации – определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность;
○ предназначения существования организации – определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть;
• узкое понимание – миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Миссия организации должна отражать интересы всех многочисленных самостоятельных субъектов внешней среды, связанных с деятельностью коллектива (рис. 16.2).
Рис. 16.2. Факторы влияния на формирование миссии организации
Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации (табл. 16.1)[139].
Кроме того, миссия должна учитывать:
• историю организации, в процессе которой вырабатывалась философия организации, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т. п.;
• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
• состояние среды обитания организации;
• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
• отличительные особенности, которыми обладает организация.
Таблица 16.1
| Примеры формулировок миссии
| Организация
| Миссия
| Коммерческий банк
| Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акцио-неров, клиентов и сотрудников
| Ювелирно-художественная
фирма
| Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком
| Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро
| Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду
| Компания, произ-водящая оборудование для офисов
| Наша цель – это решение ваших проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда
| Инвестиционная компания
| Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста, направленного на приумножение национального богатства
|
Миссию должны отражать следующие характеристики организации:
• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
• философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
• возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника;
• имидж организации.
Миссия выполняет ряд функций:
• дать субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п.;
• сформировать или закрепить определенный имидж организации в представлении субъектов внешней среды;
• способствовать формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа;
• сделать ясной для сотрудников общую цель, предназначение существования организации;
• способствовать идентификации сотрудников с организацией;
• способствовать установлению определенного микроклимата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации;
• создать возможность для более действенного управления организацией в силу того;
• обеспечить непротиворечивость набора целей;
• обеспечить стандарты для распределения ресурсов организации и создать базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;
• расширить для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволить применять более широкий набор приемов мотивирования.
Цель как атрибут свободы выбора концентрирует активность сотрудников на желаемых результатах. Общеорганизационная цель есть совокупность целей структурных единиц, согласование которых возможно в форме договоренности двух типов: по горизонтали и по вертикали. Дерево целей в организации повторяется в ее структуре. С точки зрения эффективности каждая должность должна соответствовать конкретной цели.
Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что:
во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Трудность целевой организации поведения работников заключается в том, что цели организации надо постоянно соотносить с целями подразделений, а цели подразделений – с жизненными целевыми ориентирами работников. Если цели не соотнесены, то в организационной среде могут возникать противоречия и даже конфликты. Если же принимать во внимание, что личные цели часто бывают скрытыми, то соотнести (а тем более совместить) все эти цели кажется просто невозможным. Потому-то руководители определяют и даже формулируют цели организации (если только это происходит), как правило, сами, спуская их «сверху вниз». Работники же должны (обязаны) принять эти цели как руководство к действию.
|