Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческие цели: понятие, факторы влияния,




выполняемые функции, предъявляемые требования

 

Цели представляют собой субъективное отра­жение реальностей, характеризующих данную организацию, таких, как ее роль в обществе, характер производственного и кадрового по­тенциала. До­стижение цели сопряжено обычно с активными действиями, поэтому она должна быть полезна данному субъекту или окружающим.

В логике целеполагания определяющее значение имеет исходная посылка или первый шаг. Цель является мысленным предвосхищением результатов деятельности, направляющей и регулирующей мотивацией человеческой активности. Цели – это конкрет­ное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. В объективной реальности существуют только субъектные цели. Организационные цели представляют собой их трансформацию.

На формулировку организационно-управленческих целей наиболее существенное влияние ока­зывают интересы многочисленных самостоятельных субъектов внешней среды, связанных с деятель­ностью коллектива:

• учредители, владельцы, собственники организации, вышестоящие инстанции;

• персонал организации;

• контрагенты;

• потребители производимых товаров и услуг;

• органы государственного, регионального и местного управления;

• общество в целом.

В дополнение к этому каждый управленец, как самостоятельная личность, подвержен влиянию личностных моментов:

○ личная система ценностей;

○ материальное положение;

○ возраст;

○ среда, в которой он функционирует;

○ среда, в которой он воспитывался;

○ семейное положение;

○ состояние здоровья.

Выполняемые совокупностью организационных целей функции[137]:

легитимизация (оправдание в глазах общественности необходимости и законнос­ти существования данной организации);

отражение философии организации, концепции ее деятельности и развития;

поведенческое регулирование;

потребностная устремленность (сплочение вокруг себя энтузиас­тов, побуждение их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения);

конкретизация;

средовая адаптация (уменьшение неопределенности текущей дея­тельности как организации, так и отдельного человека, выполнение для них роли ориентиров в окружающем мире, помощь в приспособлении к нему, концентрация на достижении желаемых результатов, противостояние сиюминутным порывам и желаниям, регулирование собственных поступков и поведе­ния в целом);

конструирование (определение характера и особенностей общей и управленческой структуры);



стандартно-оценочная (основа критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов дея­тельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились).

Основные характеристики целей:

○ множественность;

○ иерархичность;

○ включение в нелинейную сеть.

Общие требования к формированию цели в организации (расположены по мере убывания значимости):

реальность и достижимость (нереальные цели не могут быть достигнуты никогда, поэтому они приводят к демотивации работников и потере ими ориентира деятельности и перспектив);

измеримость (представление целей не только качественно, но и в количественных пока­зателях позволяет сотрудникам легче их воспринимать, их легче согла­совывать, устранять между ними конфликты; они являются хоро­шей основой составления планов);

конкретность (чем более конкретна цель, тем легче ее достижение);

гибкость (способность к трансфор­мации и корректировке в соответствии со стремительно меняющи­мися условиями деятельности организации);

подразделенческая детализированность;

однозначность (четкость в формулировке цели не позволяет исполнителю трактовать ее на свое усмотрение);

совместимость (цели не должны противоречить друг другу);

ясность (сотрудники должны признавать их в качестве своих личных целей, что позволит им заинтересованно подходить к реализации та­ких целей и повышать эффективность своего труда);

проверяемость (что связано с необхо­димостью оценивать степень их достижения и соответствующим об­разом стимулировать сотрудников);

концентрация усилий и выявление приоритетов;

предопределенность;

направленность;

системность (они должны быть совместимыми друг с другом во временном и пространственном отношении, не ориентиро­вать членов организации на действия, противоречащие друг другу);

определение средств исполнения.

Типы целей в организации

 

Основания классификации видов целей (рис. 16.1):

по степени важности для организации:

○ стратегические – ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняю­щих жизнь и лицо организации;

○ тактические – яв­ляются промежуточными по отношению к стратегическим, отража­ют отдельные этапы их достижения;


 


Рис. 16.1. Типы целей в организации


 

 

по временному периоду, необходимому для реализации:

○ долгосрочные;

○ среднесрочные;

○ краткосрочные;

по содержанию:

○ социальные (создание благоприятных ус­ловий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образова­тельного и квалификационного уровня, налаживание отношений социаль­ного партнерства в организации, обеспечение людей высококачес­твенным медицинским обслуживанием);

○ экономические (укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала);

○ технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производствен­ных зданий);

○ производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффек­тивности производства, снижение себестоимости);

○ административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в ра­боте);

○ организационные (реструктуризация оргструктуры, эффективное делегирование полномочий, формирование системы исполнительской дисциплины);

○ политические (защита интересов социальной группы, обеспечение демократических основ человеческого сосуществования);

○ этические (защита традиций и ценностей, обязательства);

○ психологические (оказать давление, избежать давления, разрешить конфликт, ролевое самоопределение);

○ воспитательные и т. д.;

по признаку приуро­ченности к той или иной стадии жизненного цикла организа­ции:

○ цели, связанные со стадией проектирования и создания системы уп­равления;

○ цели, связанные со стадией развития («роста») систе­мы;

○ цели, связанные со стадией зрелого стабильного, устойчивого функционирования;

○ цели, связанные со стадией завершения жиз­ненного цикла системы;

по форме выражения:

○ цели, характеризуемые количественными показателями (производство продукции в руб­лях, тоннах, штуках);

○ цели, описываемые качественно (достижение благоприятного мо­рально-психологического климата в коллективе);

по признаку приоритетности их реализации:

○ особо приоритетные (неотлож­ные);

○ приори­тетные;

○ отсроченные;

по нацеленности на среду:

○ внешние;

○ внутренние;

по уровню, к которому они относятся:

○ общие – отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности, формируются в совместном диалоге высшего руководства организации, руководи­телей подразделений, консультантов по вопросам управления, а так­же представителей трудового коллектива и профсоюзной организа­ции:

генеральная цель или миссия;

общеорганизационные це­ли;

○ специфические – разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализа­ции им общих целей:

операционные (ставятся перед от­дельными работникам);

оперативные (ставятся перед подразделениями).

 

Миссия организации

 

Важнейшей основой управленческого целеполагания выступает миссия организации. Существует широкое и узкое пониманиемиссии[138]:

• широ­кое понимание – миссия рассматривается как констатация:

○ филосо­фии организации – определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность;

○ предназначения существования организации – определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организа­цией она намеревается быть;

• узкое понимание – миссия рассмат­ривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия по­нимается как утверждение, раскрывающее смысл существования ор­ганизации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссия организации должна отра­жать интересы всех многочисленных самостоятельных субъектов внешней среды, связанных с деятель­ностью коллектива (рис. 16.2).

 

 


Рис. 16.2. Факторы влияния на формирование миссии организации

 

Миссия формулируется высшим руководством, которое несет пол­ную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации (табл. 16.1)[139].

Кроме того, миссия должна учитывать:

• историю организации, в процессе которой вырабатывалась филосо­фия организации, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т. п.;

• существующий стиль поведения и способ действия собственни­ков и управленческого персонала;

• состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может привести в действие для достиже­ния своих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организация.

Таблица 16.1
Примеры формулировок миссии
Организация Миссия
Коммерческий банк   Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спект­ра банковских услуг, высокого качества обслуживания кли­ентов и эффективного развития с учетом интересов акци­о-неров, клиентов и сотрудников
Ювелирно-художе­ственная фирма Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком
Государственное предприятие, опыт­но-конструкторское бюро Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и куль­туры производства, сохраняющей и защищающей окружа­ющую среду
Компания, произ-водящая оборудование для офисов Наша цель – это решение ваших проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие про­блемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда
Инвестиционная компания Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста, направленного на приумножение национального богатства

 

Миссию должны отражать следующие ха­рактеристики организации:

целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

сфера деятельности организации, отражающая то, какой про­дукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

философия организации, находящая проявление в тех ценнос­тях и верованиях, которые приняты в организации;

возможности и способы осуществления деятельности организа­ции, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличи­тельные возможности для выживания в долгосрочной перспек­тиве, каким способом и с помощью какой технологии организа­ция выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника;

имидж организации.

Миссия выполняет ряд функций:

• дать субъектам внешней среды общее представ­ление о том, что собой представляет организация, к чему она стремит­ся, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п.;

• сформи­ровать или закрепить определенный имидж организации в представлении субъектов внешней среды;

• способствовать формированию единения внут­ри организации и созданию корпоративного духа;

• сделать ясной для сотрудников общую цель, предназна­чение существования организации;

• способствовать идентификации сотрудников с организацией;

• способствовать установлению определенного микроклимата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации;

• создать возможность для более действенного управления организацией в силу того;

• обеспечить непротиворечивость набора целей;

• обеспечить стандарты для распределения ресурсов организа­ции и создать базу для оценки использования ресурсов в процес­се функционирования организации;

• расширить для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволить применять более широкий набор при­емов мотивирования.

Цель как атрибут свободы выбора концентрирует активность сотрудников на желаемых результатах. Общеорганизационная цель есть совокупность целей структурных единиц, согласование которых возможно в форме договоренности двух типов: по горизонтали и по вертикали. Дерево целей в организации повторяется в ее структуре. С точки зрения эффективности каждая должность должна соответствовать конкретной цели.

Особен­ность иерархического построения целей в организации состоит в том, что:

во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более ши­рокий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;

во-вторых, цели более низкого уровня выступают свое­го рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Трудность целевой организации поведения работников заключает­ся в том, что цели организации надо постоянно соотносить с целями подраз­делений, а цели подразделений – с жизненными целевыми ориентира­ми работников. Если цели не соотнесены, то в организационной среде могут возникать противоречия и даже конфликты. Если же при­нимать во внимание, что личные цели часто бывают скрытыми, то со­отнести (а тем более совместить) все эти цели кажется просто невоз­можным. Потому-то руководители определяют и даже формулируют цели организации (если только это происходит), как правило, сами, спуская их «сверху вниз». Работники же должны (обязаны) принять эти цели как руководство к действию.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08; просмотров: 722

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...