Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управленческая информация: свойства,требования, операции
Управленческая информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем организации, о ее внутренней и внешней средах. Само управление в известном смысле может быть определено как процесс восприятия, преобразования и передачи информации. Информация, работа с ней пронизывает весь управленческий цикл и является его смыслом. Информация обладает двумя свойствами, делающими ее незаменимой в процессе управления: ○ способностью отображать события, процессы, явления; ○ возможностью преобразовываться, обрабатываться, храниться, многократно использоваться, обеспечивая тем самым возможность получения сведений о прошлом, настоящем и будущем. Требования к управленческой информации: • объективность (отражение объективных закономерностей посредством представления их в виде документа); • надежность (с определенной степенью риска, так как обеспечивает уверенность в качестве полученных сведений и возможности их использования в широком спектре проблем); • достоверность (с определенной вероятностью, так как чем точнее информация отражает реальное состояние объекта, т. е. чем ближе она к реальным процессам и характеристикам изучаемого объекта, тем выше качество управленческой работы); • полнота (информация должна дать комплексное виденье, что обеспечивает рациональность ее использования); • логичность (в информационном сообщении должны быть причина, следствие и связь между ними; если связь отсутствует, то сообщение может утерять свою логичность); • доступность (краткость, наглядность, выразительность); • оптимальность; • оперативность; • своевременность (с момента сбора информации до ее получения, обработки и использования проходит определенный промежуток времени, в течение которого информация стареет, теряет актуальность и в конце концов вообще не может быть использована, поэтому необходимо определение оптимальной периодичности сбора информации с учетом динамики изменений внешней и внутренней среды организации); • соответствие информации полномочиям и компетенции субъекта управления; • возможность многократного использования; • соответствие информации диапазону управления субъекта; • релевантность (необходимость, достаточность по объему) и т. д. Перечисленные требования на практике совместить весьма проблематично, так как полнота информации и ее достоверность требуют определенного периода времени, что противоречит требованию своевременности. В свою очередь, критерий достаточности может противоречить требованию своевременности, поскольку этот критерий весьма субъективен и может меняться по мере углубления в рассмотрение проблемы и изучение альтернатив возможного выхода из создавшегося положения. Источники информации условно можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние[145]. Внешняя информация может быть получена различными путями: ○ во-первых, информация, являющаяся результатом деятельности других организаций и зафиксированная в монографиях, статьях в журналах и сборниках, докладах на семинарах и совещаниях; ○ во-вторых, сведения, которые получены в ходе деловых встреч и переговоров, проводимых сотрудниками функциональных подразделений фирмы (снабжение, сбыт, маркетинг, технология), о состоянии дел у партнеров и конкурентов, а кроме того полученные от третьих лиц – покупателей, сотрудников государственных и частных кредитных, страховых, инвестиционных организаций; ○ в-третьих, официальные публикации законодательных актов, инструкций, отчетов крупнейших банков и акционерных обществ о состоянии баланса, размерах прибыли и т. п.; ○ в-четвертых, сведения из Интернета и долговременной памяти собственной компьютерно-информационной системы; ○ в-пятых, коммерческий шпионаж, т. е. скрытый сбор сведений об инновационном, маркетинговом, финансовом потенциале конкурента, объекта инвестирования или кредитования, которые не могут быть получены из других источников. Внутренняя информация – это информация о результатах (положительных или отрицательных) предыдущих решений, являющаяся следствием обратной связи – отчетов нижестоящих работников и организаций, поступающих в процессе контроля: бухгалтерская и статистическая отчетность, внутренний аудит и т. п. Важную роль играют способы фиксирования информации. Наиболее распространенными являются различного рода документы: приказы, инструкции, служебные записки, т. е. материальные объекты, закрепляющие информацию в письменной форме. Операции с управленческой информацией: ○ сбор; ○ производство (исследования, изобретения, разработки); ○ аналитико-синтетическая переработка (описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование); ○ кодировка (раскодировка); ○ хранение (материальный носитель); ○ преобразование; ○ передача (обязательные элементы данного процесса: отправитель, сообщение, канал, получатель); ○ сортировка (классификация по заданным признакам); ○ синтез (объединение различных информационных блоков для получения полного сообщения); ○ размножение; ○ использование (в виде, необходимом для осуществления управленческих операций); ○ оценка (зависит от потребности в ней); ○ контроль за эффективностью использования; ○ уничтожение (устаревание информации). Виды управленческой информации
Виды управленческой информации (рис. 17.1): • по функциональным задачам: ○ собственно управленческая, ○ технологическая, ○ социально-психологическая, ○ идейно-воспитательная, ○ организационно-экономическая; • по характеру восприятия: ○ визуальная, ○ звуковая, ○ тактильная, ○ обонятельная, ○ комбинированная; • по носителю: ○ электронная, ○ вещественная; • по времени использования: ○ постоянная, ○ переменная; • по степени надежности: ○ достоверная, ○ вероятностная (обусловлена принципиальной невозможностью получить из существующего источника надежные сведения, так как имеющиеся методы не позволяют это сделать из-за неизбежных искажений при их передаче, распространения заведомо ложных сведений); • по отношению к системе: ○ внутриорганизационная, ○ входящая, ○ исходящая; • по роли в процессе управления: ○ основная информация, ○ вспомогательная информация; • по форме представления: ○ аналоговая, ○ знаковая цифровая, ○ знаковая буквенная, ○ знаковая кодированная; • по возможности закрепления и хранения: ○ фиксируемая на носителях, ○ нефиксируемая; • по возможностям использования: ○ полезная, ○ избыточная, ○ ложная, ○ лживая, ○ шум; • по степени готовности для использования: ○ первичная информация (совокупность несистематизированных данных, полученных непосредственно из их источника и содержащих много лишнего), ○ промежуточная информация (содержит сведения, прошедшие через процесс предварительной «очистки» и систематизации, позволяющие решить вопрос о конкретных направлениях и способах их дальнейшего использования), ○ конечная информация; • по содержанию: ○ экономическая, ○ финансовая, ○ нормативно-правовая, ○ кадровая, ○ техническая; • по спектру применимости: ○ одноцелевая (связана с решением одной конкретной проблемы), ○ многоцелевая (используется при решении нескольких различных проблем); • по назначению: ○ отчетная (служит для анализа деятельности организации): статистическая (т. е. собираемая в определенные сроки в стандартной форме и частично предоставляемая государственным органам), нестатистическая, ○ оперативная (служит для корректировки деятельности организации); • по степени важности: ○ особо важная (включает сведения, необходимые для выполнения задачи: указания, предписания, инструкции),
Рис. 17.1. Виды управленческой информации
○ желательная (включает сведения об итогах работы, перспективах на будущее, внутренней жизни и т. п., без которых можно обойтись); • по полноте: ○ частичная информация (может использоваться лишь в совокупности с другой), ○ комплексная (дает всесторонне исчерпывающие сведения об объекте управления); • по предназначению: ○ универсальная информация (необходима для решения любых задач), ○ функциональная информация (необходима для решения родственных задач), ○ индивидуализированная (необходима для решения данной, конкретной, уникальной проблемы). Специфической разновидностью управленческой информации являются слухи. Они представляют собой продукт творчества людей, пытающихся объяснить сложную, эмоционально значимую для них ситуацию при отсутствии или недостатке официальных сведений. При этом исходная версия, переходя от одного работника к другому, дополняется и корректируется до тех пор, пока не сформируется вариант, в целом устраивающий большинство. Достоверность этого варианта зависит не только от истинности исходного, но и от потребностей и ожиданий аудитории.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |