В организации
Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.
Процесс установления целей в различных организациях может быть либо централизован, либо децентрализован (первая схема – процесс установления целей идет сверху вниз, вторая схема – процесс установления целей идет снизу вверх) (табл. 16.2). Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.
Таблица 16.2
Централизация
целеполагания
| Децентрализация
целеполагания
| Преимущество
| Все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации, поэтому они все подчинены единой ориентации
| В процессе установления целей
участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации
| Недостаток
| На нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей
и даже сопротивление
| Цели могут быть рассогласованы и не сформировать единого дерева целей
| Основные этапы процесса выработки целей[140]:
• выявление и анализ тенденций функционирования внешней и внутренней среды;
• установление целей для организации в целом;
• построение иерархии целей;
• установление индивидуальных целей и определение видов работ.
Первая фаза. Влияние внешней и внутренней среды сказывается на всем процессе целеполагания. Однако они не должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. Руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением.
Вторая фаза состоит из ряда этапов:
• определение, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу;
• выбор системы критериев, которыми пользуются при определении целей, организации, что требует учета:
○ миссии организации;
○ результатов анализа макроокружения;
○ результатов анализа отрасли;
○ результатов анализа конкурентов;
○ результатов анализа положения организации в среде;
○ целей, которые организация имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации;
○ ресурсов организации.
Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей.
Четвертая фаза. Иерархия целей внутри организации должна быть доведена до каждого отдельного работника. В результате каждый работник включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.
В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы цели обычно находятся в определенных отношениях друг к другу – «дерево целей» (рис. 16.3).
Рис. 16.3. «Дерево целей»
Разработка «дерева целей» необходима в нескольких случаях:
○ когда организация только начинает свою деятельность;
○ когда цели уже исчерпали себя на определенном этапе;
○ когда они оказались ошибочными.
Руководителю важно направить поведение работников на преодоление определенных трудностей.
Правила последовательной декомпозиции главной цели на подцели:
• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
• при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
• фундамент «дерева целей» должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Рассмотрим вариант формирования «дерева целей» в условной коммерческой фирме. Любая коммерческая организация имеет своей главной, стратегической целью получение прибыли[141]. Это ее ключевой показатель. Однако достижение этой цели связано с необходимостью производить для рынка товары и услуги. Причем не производство вообще, а производство только той продукции и услуг, которые необходимы потребителю.
При этом менеджмент решает три основные задачи:
• получение прибыли;
• сокращение себестоимости;
• расширение рыночного сегмента.
Выделяют три основных типа ориентации коммерческой организации на прибыль[142]:
○ ее максимизацию;
○ получение «удовлетворительной» прибыли;
○ «минимаксимизацию» прибыли.
Максимизация прибыли. Смысл этой целевой ориентации состоит в получении максимально высокой прибыли в каждой деловой сделке как за счет внутренних резервов, так и за счет (выбора) покупателей. Эта цель не может считаться оправданной с точки зрения ее социальных последствий. Поэтому как долгосрочная стратегия фирмы, она в таком виде применяется относительно редко. Но для краткосрочной, тактической задачи эта ориентация используется в основном в сферах быстрого экономического роста. Политика максимизации прибыли по всем видам деятельности может являться законной с юридической точки зрения, только если положение компании не является монопольным.
Получение «удовлетворительной» прибыли. Смысл этой целевой ориентации состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска. Ориентиром для фирмы в этом случае становится прибыль, которую можно было бы получить при применении данного капитала в какой-нибудь другой отрасли. «Удовлетворительная» прибыль имеет тенденцию к снижению до такого уровня, который не привлечет слишком много конкурентов в эту отрасль, но и не потребуется вмешательство органов, следящих за тем, чтобы позиция фирмы в отрасли не стала монопольной.
«Минимаксимизация» прибыли. Смысл этой целевой ориентации состоит не в максимизации прибыли, а в успешном элиминировании (устранении) влияния рисковых ситуаций. Та или иная операция организации должна приносить такую прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточно средств, создающих реальную возможность преодолевать возможные риски будущего. При следовании этому варианту ориентации стремятся достичь максимум прибыли, но не по всем позициям, как в первом случае. При принятии решений берется в расчет не только степень риска, как во втором случае, но и необходимость страхования от возможных потерь. Поэтому этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.
Достижение прибыли, как стратегической цели осуществляется с учетом адаптации к внешней и внутренней среде бизнеса. Поэтому в каждый конкретный период времени фирма может ставить перед собой цели, производные от стратегической. Кроме того, цели и задачи ставятся перед каждой функциональной областью менеджмента и, следовательно, соответствующими подразделениями.
Для коммерческой организации приоритетны производственный менеджмент, маркетинг и финансовый менеджмент. Каждая составляющая менеджмента имеет свою структуризацию. Например, производственный менеджмент подразделяется на ряд функциональных областей – производство, управление персоналом, техническая служба, снабжение, НИОКР, кадровая служба, каждая со своей стратегической ориентацией, своими специфическими целями (табл. 16.3)[143].
Цели производства определяются главным образом потребителем и тесно взаимосвязаны с маркетингом и финансовым менеджментом. Для определения целей менеджмента можно выделить пять условий реализации товара или услуг, в которых заинтересован потребитель:
Таблица 16.3
Примерные формулировки целей функциональных подсистем
Коммерческих организаций
Функциональная
подсистема
| Ключевая цель
| Маркетинг
| Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на конкретном рынке
|
|
| Производство
| Достичь наивысшего уровня производительности труда
при производстве всех (или определенных) видов продукции
|
|
| Научно-исследовательские разработки (инновации)
| Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж)
|
|
| Финансы
| Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все
виды финансовых ресурсов
|
|
| Персонал
| Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
|
|
| Общий
менеджмент
| Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов
|
○ функциональное предназначение и качество (функции, которые может выполнять изделие, должны соответствовать представлениям о них покупателя, а качество изделия должно быть таковым, чтобы функции выполнялись с определенной надежностью);
○ количество (потребитель нуждается в совершенно определенном количестве товаров и услуг, поэтому количество выпускаемой продукции должно соответствовать количеству, требующемуся на рынке);
○ цена (потребители ограничены в своих доходах и поэтому за те или иные товары могут заплатить лишь определенную сумму, если цены будут слишком высокими, потребитель предпочтет альтернативную покупку у конкурентов);
○ сроки поставки (покупатель хочет получить тот или иной товар или услуги в определенное время, поэтому требования покупателя по срокам поставки должны учитываться при установлении сроков выполнения работ);
○ сервис (коммерческая организация берет на себя ответственность за поддержание работоспособности изделия в течение всего времени эксплуатации).
При результативном руководстве на основе использования фиксированного объема ресурсов получают большой объем продукции.
Однако более важным для менеджера является правильное определение целей, на достижение которых необходимо сосредоточить деятельность фирмы. Правильный выбор целей определяет эффективность деятельности. Результативный менеджер делает правильно, а менеджер, действующий эффективно, делает правильное дело. Без эффективности результативность мало что значит. Можно работать весьма производительно какое-то время, но неправильный выбор целей приводит к нулевому эффекту.
Следует отметить, что наряду с целями определяются и задачи, т. е. предписания работ, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Задачи предписываются не работнику, а должности и находят отражение в должностной инструкции и рассматриваются при этом как необходимый вклад в достижение целей организации.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение управленческой цели и миссии организации.
2. Выделите критерии классификаций управленческих целей.
3. Охарактеризуйте основные этапы управленческого целеполагания.
4. Охарактеризуйте основные правила и принципы управленческого целеполагания.
5. Охарактеризуйте факторы влияния на формирование миссии организации.
6. Охарактеризуйте технологию «дерева целей».
7. Выделите общие характеристики и функции управленческих целей.
Список литературы
1. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М., 1999.
2. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М., 1999.
3. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебное пособие / А. В. Карпов. – М., 1999.
4. Кузнецов, Ю. В. Основы менеджмента / Ю. В. Кузнецов, В. И. Подлесных. – СПб., 1998.
5. Литвак, Б. Г. Управленческие решения / Б. Г. Литвак. – М., 1998.
6. Общий менеджмент: дайджест учебного курса / под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999.
7. Переверзев, М. П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М., 2002.
8. Румянцева, З. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 / З. П. Румянцева и др. – М., 1999.
9. Смирнова, В. Г. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2 / В. Г. Смирнова и др. – М., 2000.
10. Управление организацией: учебник / под ред. З. П. Румянцевой, А. Г. Порш-нева, Н. А. Соломатина. – М., 1999.
|