Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
типы, элементы коммуникационного процесса
Коммуникация, наряду с интеракцией (организация взаимодействия между людьми) и перцепцией (процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения), является составной частью процесса общения. Коммуникация представляет собой процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания обмениваемой информации. Коммуникации имеют решающее значение для менеджеров и их работы. Однако необходимо иметь в виду тот факт, что по мере удаления от верхушки организаций доля времени, затрачиваемая руководителем на коммуникации, уменьшается. Коммуникативные потоки могут иметь горизонтальное и вертикальное (нисходящее и восходящее) направление. Основные модели коммуникации: • коммуникации как действие; • коммуникации как взаимодействие; • коммуникации как процесс. Наиболее важна коммуникация в организациях и частях организаций, которые[153]: ○ имеют дело с неопределенностью; ○ являются комплексными; ○ чья технология не дает возможности легкой рутинизации; ○ ориентированы на людей и идеи. Типы коммуникаций: • формальная и неформальная; • вертикальная (восходящая и нисходящая); • горизонтальная; • диагональная; • внутриличностная; • межличностная; • коммуникация в малых группах; • общественная; • внутренняя оперативная коммуникация; • внешняя оперативная коммуникация; • личностная. А. А. Беляев и Э. М. Коротков предложили свой классификатор коммуникаций (рис. 17.6)[154].
Рис. 17.6. Виды коммуникаций
Основные составляющие коммуникационного процесса: исходная идея + источник информационного сообщения → кодирование → передатчик → шум → приемник → декодирование → полученная идея + пользователь информационного сообщения → обратная связь (рис. 17.7)[155].
Рис. 17.7. Общая схема коммуникационного процесса
Источник информационного сообщения – сотрудник организации, имеющий определенные идеи, намерения, сведения и цель сообщения. Сообщение – это смысл и содержание информации, которые источник передает пользователю, то, ради чего и осуществляется коммуникация. Передатчик – устройство, передающее сообщение по коммуникационному каналу пользователю. Кодирование – это перевод сообщения в форму, приспособленную для передачи, и заключается в преобразовании сообщения в символы и сигналы. Коммуникационный канал – это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к пользователю, путь физической передачи сообщения. Приемник – устройство, превращающее сигналы в сообщения. Декодирование – это преобразование символов в значения, понятные пользователю. Пользователь информации – сотрудник организации, наиболее важный компонент коммуникационного процесса, так как цель коммуникации состоит в изменении его поведения. Обратная связь – это реакция пользователя на сообщение источника. К основным средствам коммуникационной техники относятся: • средства и системы стационарной и мобильной телефонной связи; • средства и системы телеграфной связи; • средства и системы факсимильной передачи информации и модемной связи; • средства и системы спутниковой связи. Коммуникативные роли менеджера: • «лидер»; • «делопроизводитель»; • «связной»; • «сторож»; • «координатор»; • «проводник». Требования к коммуникациям: • корректность; • конкретность; • краткость; • полнота; • ясность; • исключительность (руководство данного уровня получает в данный момент только ту информацию, которая действительно требует его внимания, остальное исключается). Существенное влияние оказывают природа источника информации, особенности формы делового общения и содержание самих сообщений, обстановка получения информации. Для диагностики результативности коммуникационного процесса служит эффект коммуникации (изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения): изменения в знаниях, изменение установок, изменение поведения получателя. Для эффективного управления особое значение имеют межличностные коммуникации, которые являются основой построения коммуникационных систем, т. е. цепочки связей между участниками определенного процесса, в результате которого перемещается информация, необходимая для осуществления процессов управления. Информация тем точнее, чем меньше этапов она проходит в процессе продвижения от источника к получателю. Основными коммуникативными преградами являются те, что обусловлены восприятием, семантикой, использованием невербальной информации, неэффективной обратной связью, неумением слушать. Отдельную группу представляют организационные преграды: искажение сообщений (сознательное искажение, несознательное искажение, искажение в результате фильтрации); информационные перегрузки; неудовлетворительная структура организации. На каждом из этапов коммуникационного процесса причины искажения информации специфичны[156]. При этом под искажением понимается утрата или изменение смысла передаваемой информации при ее движении по этапам информационного процесса. 1. Отправитель информации. Искажение информации на этом этапе может возникнуть по следующим причинам: • правильный ответ на неправильно заданный вопрос, причем в данном случае причиной искажения информации будет не отправитель, а лицо, сформулировавшее ему задание на сбор информации; • недостаточная квалификация лица, собирающего информацию, так как собранная информация будет недостоверной и ненадежной, недостаточно полной, вместо фактического массива данных будут использованы средние или частичные данные, не полностью характеризующие процесс; • несовпадение полученной информации со сложившимися представлениями человека, в результате чего полученные данные либо отметаются вообще, либо подгоняются под имеющиеся стереотипы; • более поздняя информация налагается на предыдущую и поглощает ее; • сознательное искажение информации с целью представить положение дел лучше, чем оно есть на самом деле, скрыть допущенные ошибки во избежание конфликтных ситуаций или из корыстных интересов. 2. Кодирование информации, или формирование сообщения. Искажение информации на этом этапе может возникнуть по следующим причинам: • чрезмерная краткость сообщения; • излишняя подробность, перегруженность ее нерелевантной информацией; • алогичность изложения. 3. Канал связи. Искажение информации на этом этапе может возникнуть по следующим причинам: • канал связи – устная речь: ○ дефекты речи; ○ неприятный тембр голоса; ○ неумение лица, передающего информацию, построить устное сообщение исходя из потребностей аудитории; ○ многократная передача информационного сообщения; • канал связи – письменная форма: ○ неразборчивость почерка; ○ дефекты в воспроизведении; • канал связи – технические средства: ○ низкое качество техники; ○ преднамеренное искажение информации с помощью хакеров и вирусов. 4. Получатель информации. Искажение информации на этом этапе может возникнуть по следующим причинам: • недоверие к источнику информации; • невладение кодом (например, информация поступила на иностранном языке, которым получатель владеет слабо); • предрассудки и стереотипы, которые не позволяют получателю отнестись к информации как к достоверной; • ситуация, в которой получена информация (позитивная информация воспринимается, как правило, более адекватно, чем негативная); • уровень квалификации получателя (квалифицированный человек обычно воспринимает информацию, в том числе и негативную, более спокойно, чем человек, слабо разбирающийся в ситуации); • психологический тип личности: ○ аналитик воспринимает только логичную, правильно организованную информацию; ○ деловик проникает в суть информации, концентрируясь на главном; ○ эгоцентрист воспринимает информацию импульсивно, только с личной точки зрения; ○ коммуникатор откликается преимущественно на «живую» информацию, ориентируясь на групповое мнение; ○ инноватор воспринимает информацию интуитивно, дает субъективную оценку преимущественно той информации, которая созвучна его идеям; • физическое и психическое состояние получателя информации.
Виды коммуникационных сетей
Связь между источником и получателем, оформленная в виде определенных фиксированных связей, носит название коммуникационной сети.Коммуникационные сетипредполагают наличие разнообразных способов связей между участниками информационного процесса и характеризуются определенным техническим и структурным взаимодействием. Складывающаяся система коммуникационных сетей зависит от: • размеров организации; • сложности производственного процесса; • географического расположения структурных подразделений организации; • квалификации руководителя и того внимания, которое он уделяет созданию и успешному функционированию коммуникационных сетей. Основными для коммуникационных сетей являются[157]: • вертикальные связи-коммуникации: ○ нисходящие (движение информации от руководителей к подчиненным); ○ восходящие (отчет подчиненных перед руководством); • горизонтальные связи-коммуникации (используются для обмена информацией между участниками производства, находящимися на одном уровне иерархии, и выступают обычно в форме консультативной информации); • диагональные связи-коммуникации (возникают, как правило, между участниками процесса производства, не находящимися в фиксированных формальных отношениях, и потому в большинстве случаев носят неформальный характер). Виды коммуникационных сетей (по классификации В. Р. Веснина)[158]: • открытые (движение информации может быть остановлено, попадая в тупик, т. е. к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала, или натыкаясь на «посредника» (промежуточное звено в сети, которое нельзя миновать), и он имеет возможность воспрепятствовать этому движению – останавливать, искажать, направлять в другую сторону): ○ сети типа змея; ○ сети типа звезда; ○ сети типа шпора; ○ сети типа тент; ○ сети типа палатка; ○ сети типа дом; • замкнутые (тупики и «посредники» либо отсутствуют, либо могут быть обойдены, сети основаны преимущественно на неформальных или полуформальных внутренних связях, «посредники» играют роль связников, облегчающих взаимодействие между участниками этих структур): ○ сети типа круг; ○ сети типа колесо; • комбинированные (сочетают оба принципа построения и присущи в основном крупным, многоуровневым организациям): ○ сети типа соты. Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети – линейная – типа змея (рис. 17.8).
Рис. 17.8. Принципиальная схема сети типа змея
Она характеризуется тем, что элементы структуры управления А и Б, которые она соединяет, находятся в тупиках, а элемент В не только выполняет роль посредника коммуникаций, но и может контролировать их. Такая сеть соединяет работников одного уровня или является элементом более сложной сети и чаще всего имеет неформальный характер. Двух- и более уровневые сети присущи прежде всего формальным иерархическим структурам и имеют центральное звено, служащее исходным пунктом вертикальных коммуникационных каналов. Если число звеньев, принадлежащих к нижнему уровню управленческой структуры, не выходит за пределы нормы управляемости, наиболее подходящей для нее является коммуникационная сеть типа звезда (рис. 17.9).
Рис. 17.9. Принципиальная схема сети типа звезда Она позволяет оперативно получать информацию, концентрировать ее в центральном звене А и в кратчайшие сроки направлять исполнителям Б, В, Г. Звену А здесь легко поддерживать порядок в управлении, поскольку при коммуникациях отсутствуют посредники и неформальные каналы, что делает невозможным появление различного рода «возмущений». Однако для крупных управленческих структур такая коммуни-кационная сеть непригодна, наиболее подходящей для нее является коммуникационная сеть типа шпора (рис. 17.10).
Рис. 17.10. Принципиальная схема сети типа шпора
Центральное звено А уже не в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и доводить их до исполнителей, поэтому появляется посредник Б, конкретизирующий команды и распределяющий информацию между исполнителями В, Г, Д. Выступая представителем среднего уровня управления и играя де-юре второстепенные роли, де-факто он получает огромную власть, так как контролирует информацию и может навязывать свою волю первому лицу. В сетях типа звезда и шпора число коммуникационных каналов, сходящихся к центральному элементу, на практике может бесконечно расти и в конце концов превысить возможности одного человека их контролировать. Это обстоятельство ставит естественный предел развитию управленческих структур, а следовательно, препятствует расширению самих организаций, обусловленному ростом масштабов производства. Поэтому для крупных, многопрофильных функциональных структур свойственны иные коммуникационные сети, например, тент и его модификации (рис. 17.11).
Рис. 17.11
Суть этих вариантов состоит в официальном допущении, наряду с вертикальными каналами, горизонтальных коммуникационных каналов, посредством которых подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что позволяет руководству не отвлекаться на них, а сосредоточиться на главном. В сети палатка допускается один уровень горизонтальной коммуникации – между вторыми лицами; в сети дом такие каналы возможны на всех уровнях управленческой структуры, что придает этому типу сети замкнутый характер. Основой замкнутых сетей является сеть типа круг (рис. 17.12). В крупной организации этот тип сетей может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми (вариант II). Он характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом, помогает объединять людей, облегчать обмен информацией и идеями, стимулирует творческие процессы.
Вариант I Вариант II
Рис. 17.12. Принципиальная схема сети типа круг Координация может быть обеспечена с помощью коммуникационной сети типа колесо, в которой имеется центральный субъект, облегчающий и ускоряющий процесс коммуникаций (рис. 17.13).
Рис. 17.13. Принципиальная схема сети типа колесо
В крупных организациях возможно создание коммуникационной структуры типа coты (рис. 17.14). Это комбинированная сеть, в сущности представляющая собой единство открытой змеи и замкнутого колеса или круга.
Рис. 17.14. Принципиальная схема сети типа соты
Б. З. Мильнер сравнил эффективность некоторых видов сетей по трем принципиально важным показателям (табл. 17.4)[159]: Таблица 17.4
Коммуникационные сети не являются раз и навсегда данными и могут меняться в зависимости от изменения задач, стоящих перед организацией, объема выпускаемой продукции и внутренней управленческой структуры.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение информации и коммуникации. 2. Охарактеризуйте основные свойства и требования к управленческой информации. 3. Охарактеризуйте основные свойства и требования к управленческой коммуникации. 4. Дайте развернутую характеристику информационной системы. 5. Дайте развернутую характеристику коммуникационных сетей. 6. Охарактеризуйте основания классификации управленческой информации. 7. Охарактеризуйте основные виды коммуникаций. 8. Дайте развернутую характеристику основным структурным элементам коммуникационного процесса.
Список литературы 1. Беляев, А. А. Системология организации: учебник / А. А. Беляев, Э. М. Коротков. – М., 2000. 2. Бирман, Л. А. Управленческие решения / Л. А. Бирман. – М., 2004. 3. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М., 1999. 4. Годин, В. В. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17 / В. В. Годин, И. К. Корнеев. – М., 2000. 5. Информационные технологии управления: учебное пособие / под ред. Г. А. Титоренко. – М., 2003. 6. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003. 7. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В. И. Кнорринг. – М., 2001. 8. Кравченко, Т. К. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: учебное пособие / Т. К. Кравченко, В. Ф. Пресняков. – М., 2003. 9. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. 10. Переверзев, М. П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М., 2002.
[1] См. в кн.: Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. – М., 1995. – с. 31. [2] Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980. – с. 33–37. [3] Примечание. Здесь рассмотрены наиболее общие случаи связей между элементами системы. [4] Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973. – с. 188–191. [5] См. в кн.: Гиг Джон Ван. Прикладная общая теория систем: В 2 т. – М., 1981. – с. 70. [6] Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации. – СПб., 2003. – с. 135. [7] Общая теория управления: Курс лекций. – М., 1994. – с. 166–187; Беляев А. А., Коротков Э. М. Системология организации. – М., 2000. – с. 73–80; Социальный менеджмент / Под ред. Д. В. Валового. – М., 1999. – с. 124–135; Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент. – М., 2002. – с. 40–49; Лафта Дж. К. Теория организации. – М., 2003. – с. 209–210. [8] Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1991. – с. 199. [9] Файоль А. Общее и промышленное управление. – М., 2000. [10] Фатхутдинов Р. А. Организация производства. – М., 2001. – с. 35–38. [11] Мильнер Б. З. Теория организаций: Учебник. – М., 1999. – с. 24–26. [12] Коротков Э. М. Исследование систем управления. – М., 2000. – с. 72–75. [13] Смирнов Э. А. Основы теории организации. – М., 1999. – с. 245–298. [14] Щербина В. В. Социальные теории организации: Словарь. – М., 2000. – с. 147–152, 170–171. [15] Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации. – СПб., 2003. – с. 138. [16] Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. – 2-е изд. – М., 2003. – с. 142–158. [17] Паркинсон С., Рустомджи М. Искусство управления. – М., 1999. [18] Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. – СПб., 2003. – с. 164–165. [19] Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999. – С. 199. [20] Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. – СПб., 2003. – с. 162–163; Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999. – с. 202–204; Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – с. 301–303. [21] Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. – СПб., 2003. – с. 161. [22] Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб., 2002. – с. 35. [23] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 85–95. [24] Катков В. М. Система распределения полномочий // Консультант директора. – 2000. – № 22. – С. 15–17. [25] Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лиса. – М., 2001. – С. 534. [26] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 480. [27] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 2002. – С. 494. [28] Баранников А. Ф. Теория организации: Учебник. – М., 2004. – С. 120–121. [29] Смирнов Э. А. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2000. – С. 80. [30] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 212–214. [31] Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лиса. – М., 2001. – С. 536–539. [32] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – с. 265. [33] Управление организацией: Учебник / Под ред. 3. П. Румянцевой, А. Г. Поршнева, Н. А. Соломатина. – М., 1999. – с. 77–78. [34] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – с. 337–338. [35] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1996. – С. 12–13; Вихан-ский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 2000. – С. 250–257; Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. – Минск, 1996. – С. 58–59; Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2000; Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 267–271; Румянцева З. П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3. – М., 1999. – С. 75–77 и др. [36] Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера. – СПб., 2001. – С. 842. [37] Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2000. – С. 72. [38] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 342–345. [39] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 265–273. [40] Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. – М., 1981. [41] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 2000. [42] Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999. – С. 77–78. [43] Коротков Э. М. Концепция менеджмента. – М., 1997. – С. 80–81. [44] Kapлoф Б. Деловая стратегия. – М., 1991. – С. 85–86. [45] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 365–366. [46] Юкаева В. С. Управленческое решение. – М., 1999. – С. 170. [47] Бирман Л. А. Управленческие решения. – М., 2004. – С. 101–103. [48] Тренев Н. Н. Зачем предприятию нужен консультант. Основы управленческого консультирования // Консультант директора. – 2003. – №6. – С. 3. [49] Смирнов Э. М. Разработка управленческого решения: Учебник. – М., 2002. – С. 21. [50] Кулагин О. А. Принятие решений в организациях. – СПб., 2001. – С. 63. [51] Бачурина С. С., Максимов В. И., Мамышева Е. Г., Райков А. Н. От архетипов к когнитипам в менеджменте // Консультант директора. – 2003. – №1. – С. 2–5. [52] Тренев Н. Н. Зачем предприятию нужен консультант. Основы управленческого консультирования // Консультант директора. – 2003. – №6. – С. 6. [53] Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М., 2001. – С. 70–71. [54] Емельянов А. Онтология аналитики, или Оборотная сторона красивых должностей // Консультант директора. – 2001.– №18. – С. 15–17. [55] Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. – М., 1997. – С. 103–105. [56] Глущенко В. В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – Железнодорожный, 2000. – С. 251. [57] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. – М., 2002. – С. 227. [58] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 100–105. [59] Литвак Б. Г. Управленческие решения. – М., 1998. – С. 118–132. [60] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 69. [61] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. – М., 2002. – С. 229–232. [62] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 128. [63] Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2000. – С. 199–202. [64] Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. – М., 1997. – С. 51–54. [65] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 130–133. [66] Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Минск, 1996. – С. 174–175. [67] Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебник. – М., 2000. – С. 238–239. [68] Юкаева В. С. Управленческие решения. – М., 1999. – С. 47. [69] Бирман Л. А. Управленческие решения. – М., 2004. – С. 160. [70] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 355–356. [71] Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебник. – М., 2000.– С. 22–27. [72] Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999. – С. 114. [73] Тренев Н. Н. Планирование и его роль в управлении предприятием // Консультант директора. – 2000. – №5. – С. 12. [74] Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг: Учебник. – М., 2003. – С. 10. [75] Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999. – С. 108. [76] Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М., 2004. – С. 223. [77] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 387–388. [78] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М., 1995. – С. 188–189. [79] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 91–94. [80] Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М., 1992. [81] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 391. [82] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 81–82. [83] Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. – 2-е изд. – М., 2003. – С. 406–411. [84] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 398. [85] Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления: Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. – М., 2003. – С. 13, 34–35. [86] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 297–298. [87] Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М., 2004. – С. 226. [88] Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-прак-тика. – М., 1991. [89] Кожухар В. М. Основы теории организации: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 41. [90] Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2-х т. – М., 1989. [91] Мильнер Б. З. Теория организаций. – М., 2001. – С. 133–138. [92] Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999. – С. 146. [93] Тренев Н. Н. Организационные структуры // Консультант директора. – 2003. – №6. – С. 11–13. [94] См.: Быкова А. А. Организационные структуры управления. – М., 2003. – С. 72. [95] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 373–380. [96] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 321–323. [97] Бурцев В. В. Методология внутреннего контроля // Консультант директора. – 2000. – №18. – С. 19–23. [98] Бурцев В. В. Методология внутреннего контроля // Консультант директора. – 2000. – №18. – С. 21. [99] Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М., 2001. – С. 120–122. [100] Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. – М., 2001. – С. 58. [101] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 143–144. [102] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 315–319. [103] Верхоглазенко В. Система мотивации // Консультант директора. – 2002. – №4. – С. 27–28. [104] Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебник. – М., 2002. – С. 213–214. [105] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1999. – С. 295–299. [106] Верхоглазенко В. Система мотивации // Консультант директора. – 2002. – №4. – С. 32–34. [107] Дряхлов Н. И., Куприянов Е. А. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе // Социс. – 2002. – №12. – С. 88–89. [108] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 151–158. [109] Синк Д. С. Управление производительностью. – М., 1989. – С. 20–100. [110] Иванова Т. Ю., Приходько В. И. Теория организации. – СПб., 2004. – С. 147, 149–150; Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. – 2-е изд. – М., 2003. – С. 139. [111] Райченко А. В. Прикладная организация. – СПб., 2003. – С. 125. [112] Гибсон Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х. Доннелли-мл. – М., 2000. – С. 427. [113] Быкова А. Организационные структуры управления. – М., 2003. – С. 14–22. [114] Тренев Н. Н. Организационные структуры // Консультант директора. – 2000. – №6. – С. 9–11. [115] Тренев Н. Н. Организационные структуры // Консультант директора. – 2000. – №6. – С. 17–18. [116] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 244. [117] Подлесных В. И. Теория организации: Учебник. – СПб., 2003. – С. 232, 234. [118] Иванова Т. Ю., Приходько В. И. Теория организации. – СПб., 2004. – С. 148. [119] Мильнер Б. З. Теория организаций: Учебник. – М., 1999. – С. 78. [120] Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 248–258. [121] Румянцева З. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 / З. П. Румянцева, Н. Б. Филинов, Т. Б. Шрамченко. – М., 1999. – С. 197–198. [122] Брэддик У. Менеджмент в организации. – М., 1997. – С. 122–124. [123] Быкова А. Организационные структуры управления. – М., 2003. – С. 140–151. [124] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000. [125] Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1996. – С. 33. [126] Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М., 2001. – С. 164–165. [127] Фролов С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учебное пособие. – М., 1997. – С. 23. [128] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 205–208. [129] Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): Учебное пособие / Под ред. В. А. Абчука. – СПб., 2001. – С. 192. [130] Райченко А. В. Прикладная организация. – СПб., 2003. – С. 48–50. [131] Переверзев М. П. Менеджмент: Учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М., 2002. – с. 232. [132] Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. – М., 1981. – С. 318–320. [133] Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера. – СПб., 2001. – С. 846–849. [134] Переверзев М. П. Менеджмент: Учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М., 2002. – С. 234. [135] Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): Учебное пособие / Под ред. В. А. Абчука. – СПб., 2001. – С. 202–204. [136] Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. – М., 2001. – С. 372–373. [137] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1999. – С. 132–133. [138] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 1999. – С. 205–209. [139] Управление организацией: Учебник / Под ред. З. П. Румянцевой, А. Г. Поршнева, Н. А. Соломатина. – М., 1999. – С. 61. [140] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 1999. – С. 215–217. [141] Гражданский кодекс России (Ст. 50, ч. 1). – М., 1996. [142] Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. – СПб., 1998. – С. 53–58. [143] Управление организацией: Учебник / Под ред. З. П. Румянцевой, А. Г. Поршнева, Н. А. Соломатина. – М., 1999. – С. 63. [144] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1999. – С. 232. [145] Бирман Л. А. Управленческие решения. – М., 2004. – С. 63–64. [146] Тренев Н. Н. Внедрение информационных систем // Консультант директора. – 2002. – №11. – С. 6–7. [147] Кравченко Т. К., Пресняков В. Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 16–18. [148] Годин В. В., Корнеев И. К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. – М., 2000. – С. 24–27. [149] Сизов А. В. Институциональные проблемы внедрения информационных технологий // Материалы Международной конференции по управлению. – М., 2001. – С. 267. [150] Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Титоренко. – М., 2003. – С. 9–11. [151] Тренев Н. Н. Внедрение информационных систем // Консультант директора. – 2002. – №11. – С. 10. [152] Кравченко Т. К., Пресняков В. Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 15. [153] Холл Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб., 2001. – С. 273. [154] Беляев А. А., Коротков Э. М. Системология организации: Учебник. – М., 2000. – С. 142. [155] Калигин Н. А. Принципы организационного поведения. – М., 2003. – С. 113–114. [156] Бирман Л. А. Управленческие решения. – М., 2004. – С. 77–83. [157] Троицкая Е. В. Управленческие решения фирмы. – М., 1998. – С. 24. [158] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1999. – С. 104–108. [159] Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М., 2000. – С. 153–155. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |