Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение понятий видов разделения труда

 

Виды разделения труда Определение понятия
Функциональный   Выделение функций, выполнение которых закрепляется по определенным работникам аппарата управления
Иерархический   Распределение комплексов работ из реализации функций, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование их полномочий
Технологический   Распределение процесса управления на операции: сбора, передачи, хранения и превращения
Профессиональный   Дифференциация управленческих работников согласно их профессиональной подготовке
Квалификационный   Распределение работ по функциям управления и закрепления их по управленческим работникам согласно квалификации
Должностной   Распределение управленческих работников согласно их компетенции (компетенция – совокупность прав, обязанностей и ответственности работника)

Менеджер и его обязанности

Менеджер – это руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность и наделенный полномочиями в принятии решений за конкретными видами деятельности фирмы, которая функционирует в рыночных условиях.

Когда говорят о предпринимателе, имеют в виду человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новых идей, продукции, видов услуг, предлагаемых обществу.

Менеджер – это наемный работник, который владеет специальной профессиональной подготовкой в отрасли менеджмента (теории и практики управления). Его доходы зависят от качества его труда.

Из этих исходных позиций вытекают характерные черты предпринимателя и менеджера.

1. Стратегическая ориентация. Менеджер ориентирован на выполнение плана и достижение эффективности использования тех ресурсов, которые есть в его распоряжении, а предприниматель – на поиск новых возможностей.

2. Осуществление задуманного. Менеджер принимает решение и кто-нибудь выполняет это решение, а предприниматель – рискует и может изменять идею, которая оказалась нежизнеспособной.

3. Привлечение ресурсов. Менеджер привлекает ресурсы с целью обеспечения, а предприниматель – для достижения поставленной цели.

Поэтому менеджер заинтересован в нагромождении фондов, а предприниматель действует более приспособленно к условиям внешней и внутренней среды, рискует, использует аренду, кредит, лизинг и.т.д.

4. Организационная структура. Менеджер применяет ту организационную структуру управления, которая сложилась и имеет иерархическую природу, а предприниматель отдает преимущество горизонтальным организационным структурам, которые опираются на неформальные связи.

В теории управления и на практике руководителей (менеджеров, управляющих) разделяют на линейных и функциональных. К линейным менеджерам относят лица, которые действуют на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации (предприятия) или ее подразделений (цехов, участков, бригад): это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. К функциональным менеджерам относят работников, которые отвечают за определенную сферу в системе управления и возглавляют функциональные подразделения. Управляющий маркетингом, главный экономист, начальник отдела труда и заработной платы, начальник строительного отдела, начальник отдела информационных технологий (рис. 1.5).

 

 


 

 
 

 

 


Рис. 1.5. Функциональные роли управленческих работников

 

Американский экономист Минцберг выделил 10 управленческих ролей (видов деятельности) менеджеров, которые он разделил на три группы.

Межличностные роли:

– главный руководитель;

– лидер;

– звено, которое связывает с внешними организациями и лицами.

Информационные роли:

– получатель информации (внутренней и внешней);

– распространитель информации;

– представитель (при внешних контактах организации).

Роли, связанные с принятием решений:

– предприниматель, который ведет поиск возможностей усовершенствования организации;

– ликвидатор нарушений в деятельности организации;

– распределитель ресурсов;

– ответственный за переговоры, которые ведет организация.

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций, обусловливают особенные требования, которые предъявляют к менеджерам (рис. 1.6).

Эта проблема, всегда была в центре внимания практиков и теоретиков управления. Интересна эволюция ее с начала XX ст. и до этого времени. В период становления системы управления предприятием (организацией) и дальше в течение длительного времени (приблизительно до 70-х годов) качества, которыми должны владеть менеджеры, связывались с характером и содержанием деятельности самой организации. Причем перечень этих качеств со временем постоянно расширялся.

 

 


Рис. 1.6. Специфика деятельности менеджера

 

Да, по мнению классика научного менеджмента Ф.У. Тейлора, менеджер обязан иметь такие качества, как «ум, образование, специальные или технические познания, физическую силу или ловкость, такт, энергию, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».

У руководителей больших предприятий должно быть, в соответствии с утверждением другого специалиста в отрасли управления А. Файоля:

1. Здоровье и физическая выдержка.

2. Ум и умственная работоспособность.

3. Моральные качества: сознательная, твердая воля; активность, энергия и (в известных случаях) отвага; мужество ответственности; чувство долга, беспокойство об общем интересе.

4. Значительный круг общего познания.

5. Административные способности; дар предвидения и умения разрабатывать программы действий; организаторские качества, особенно умение строить социальный организм; распорядительность, искусство руководить людьми, координировать и контролировать их действия.

6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям.

7. Возможна более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии.

В 70-ые годы XX ст. отмечалось то, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей с окружающей средой, что ее функционирование зависит не только от внутренних обстоятельств, но и от внешних. Разнообразие, сложность и динамизм внутренней и внешней среды, отрицают возможность существования универсального способа управления организацией; оптимальным становится тот способ, что больше всего отвечает сформированным условиям, ситуации (ситуационный подход). Происходят, соответственно, изменения во взглядах на деятельность руководителя в организации, в критериях его оценки; главным признается умение адаптироваться к динамике условий внутренней и внешней среды.

С учетом всего вышеупомянутого сегодня к важнейшим требованиям к менеджерам любого уровня принадлежат: профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в отрасли менеджмента; знание техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация за видом и характером своей деятельности (особенно для менеджеров низового и среднего звена); проинформированность в теории экономики и права, психологии и педагогики; владение навыками администрирования, умения, самостоятельно и вовремя принимать обоснованные решения и настойчиво добиваться их выполнения путем влияния на подчиненных; чувство нового, способность предусматривать тенденции развития фирмы. Исключительно важны, конечно, организаторские качества: целенаправленность, умение подбирать и эффективно использовать работников, определять их задачи и функции, делегировать им обязанности; личная организованность, без которой трудно, в частности, правильно распределять время на решение текущих и перспективных заданий. Относительно умения руководить людьми, то здесь нужно знание способностей и возможностей подчиненных, защита их интересов и беспокойство об условиях их труда и быта, способность наладить хорошие взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимном уважении и доверии, создать, иначе говоря, благоприятный социально психологический климат.

Среди личных качеств, которые высоко ценились и ценятся сегодня, выделяют ум, энергичность, упорство в достижении цели, принципиальность и решительность, честность, чувство долга и ответственности.

В условиях становления рыночной экономики и общей экономической дестабилизации деятельность руководителей значительно осложняется, поскольку они вынуждены временами контролировать беспрецедентные для западной практики, неуправляемые с ее позиций ситуации. Менеджеры должны уметь принимать решение в условиях наивысшего риска и неопределенности. Здесь нужны особенная оперативность, самостоятельность и ответственность. При таких обстоятельствах менеджеры обязаны владеть и навыками собственно предпринимательскими, в частности способностями быстро ориентироваться в переменчивой рыночной ситуации, перераспределять ресурсы в наиболее выгодные области применения. Менеджеры вынуждены из-за этого интенсивно овладевать знанием в отрасли маркетинга и теории финансов, заниматься «ориентацией персонала на клиента», что, по мнению ряда отечественных специалистов, является одной из «формул успеха» организации.

Специально следует остановиться на таком вышеупомянутом качестве менеджера, как умение работать с людьми. Это, в первую очередь, их непосредственные подчиненные. «У босса есть своя работа, и он делает ее руками подчиненных», – пишет Дон Фуллер.

Почему необходима именно работа в команде? Одна из главных причин заключается в том, что все подразделы современной организации настолько тесно взаимозависимые, что разнородные менеджерские стили просто неэффективны. Другая, не менее важна причина – многогранность и сложность решаемых проблем, их комплексный характер. Сочетание в одном лице технической компетентности, владение экономическими, правовыми и управленческими знаниями, при их нынешнем объеме – явление невероятное. Поэтому менеджер обязан опираться на опыт и интеллект коллег, которые отвечают за разные направления деятельности в организации, а это нелегко по таким причинам.

Во-первых, каждый руководитель является официальным лидером, привык придерживаться принципа единоначалия, и перебороть этот традиционный подход не так просто. Во-вторых, каждый член потенциальной команды обычно стремится к лидерству. В-третьих, в связи с необходимостью принимать быстрые конкретные решения не всегда есть время для коллективного обсуждения проблем. В-четвертых, практически во всех организациях действует система вознаграждения за личные, а не групповые результаты деятельности. В-пятых, на современных украинских фирмах «наибольшую проблему для управленческой команды представляют профессионалы. Несоответствие между их высоким творческим потенциалом и необходимостью выполнять рутинную работу для зарабатывания денег нередко создает повышенную напряженность, с которой не всегда удается справляться лидеру и команде». В-шестых, управление требует общей и профессиональной культуры, которая в большинстве случаев отсутствует.

Сегодня формируется, наконец, новый подход к рядовым работникам организации. Необходимо осознание того факта, что они являются партнерами, каждый из которых делает свой вклад в ее развитие. Для этого в организации необходимо создать такие условия, чтобы каждый, зная цель организации, мог найти с ними свои личные установки, принять участие в решении возникающих проблем. И это становится одним из важнейших заданий деятельности современного менеджера, для реализации которого он должен иметь возможность постоянно информировать о состоянии дел в организации.

Данная концепция получила название теории «партисипативного управления» и широко применяется в странах развития рыночной экономики.

Методы менеджмента

 

Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочивания всей совокупности путем классификации за определенными критериями (рис. 1.7).


 

 

 


Рис. 1.7 Критерии классификации методов управления

 

Одним из общих подходов классификации является выделение групп общенаучных и специфических методов по критериям их использования в областях знаний.

Общенаучные методы, как следует из их названия, представленные методическим инструментарием, применяемым не только в науке управления, но и в других областях знаний. Они составляют основу системы методов менеджмента, образуют его общенаучную методологию.

Экономико-математические методыформализации процессов, суть, разновидность математического моделирования. Благодаря им создается возможность не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, которые обеспечивают вероятность и объективность анализа. Экономико-математические методы применяют для решения заданий, оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, и др. В связи с этим широко используют линейное и динамическое программирование, теорию массового обслуживания, теорию игр, методы множественной корреляции и дисперсионного анализа.

Экспериментированиекак общенаучный метод допускает проведение экспериментов. В отличии от простого опыта, эксперимент – это научно поставленный опыт, проведенный на базе методики, разработанной специалистами с целью проверки тех или других гипотез, нововведений и изменений, в системе управления. При осуществлении экспериментов используются такие важнейшие принципы, как целенаправленность, «чистота» и методическая разработанность вопросов выделения и фиксирования исходных факторов; даются оценки достигнутых результатов эксперимента. Тремя возможными результатами управленческого эксперимента могут стать:

1) решение о принятии нововведения, которое проверяется, негативная его оценка;

2) формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления;

3) развитие системы методов научного менеджмента, повышения их научной обоснованности.

В современных условиях перехода к принципиально новым экономическим и управленческим отношениям, роль экспериментирования неизменно растет. Экспериментальной проверки требуют много управленческих нововведений, направленных на изменения политики управления, его структуры, процессов, техники и др. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, полезных для решения целей и заданий организации. Таким образом, ценность управленческого экспериментирования не только в его практической направленности на теоретические положения, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления.

С помощью социологических исследований изучаются причины отклонения от запланированных целей, определяются направления действий и возможные мотивы поведения людей. В социологических исследованиях широко применяются такие методы, как анкетирование, тестирование, интервью, опрос, наблюдение, анализ документации. Результаты же могут быть представлены в виде прогнозов реакции персонала на определенные управленческие решения, рекомендаций по формированию социально психологического климата в организации

В отличие от общенаучных методов во второй упомянутой группы методический инструментарий разработан и использован специально для решения проблем и заданий собственно управленческой деятельности.

Специфические методы, примененные в управлении,характеризуются большим разнообразием, которое отражает множественность целей, преследуемых организацией. Под этим понимается возможность разных подходов к определению состава и выбора наиболее приемлемых для организации способов решения ее проблем. Задание облегчается проведением классификации всей известной совокупности методов менеджмента. В специальной литературе чаще всего используются такие критерии классификации методов менеджмента, как их содержание, мотивация, организационные формы и область применения.

По первому критерию содержание методов управления– выделяют группы организационно-распорядительных, экономических, социально- психологических методов влияния.

В группу организационно-распорядительных методов включают все средства влияния на исполнителей путем построения и усовершенствования структуры управления, установления полномочий, прав и обязанностей работников, а также такие, которые носят методический характер (административные распоряжения, инструкции и руководящие документы), необходимые для четкого взаимодействия в процессе управления.

Экономические методы: хозяйственный расчет, планирование, экономическое стимулирование, а также экономические инструменты в виде цен, финансов, кредита.

Группу социально психологических методов составляют: влияние на поведение личности, коллектива и на состояние всего общества путем активизации инициативы трудящихся и создание благоприятного климата в организациях. При этом используется такой инструментарий, как планирование социального развития, предания огласке результатов социологических исследований, поддержка традиций и национальной культуры, распространения передового опыта и др.

По мотивационномукритерию выделяют методы:

а) материальной мотивации;

б) моральной мотивации;

в) властной, принудительной мотивации.

Главная роль в этой классификации уделяется повышению заинтересованности работников в реализации управленческих решений.

По организационным формамметоды управления разделяются на единичные, коллегиальные и коллективные.

По области примененияметоды могут быть общими (относительно всей системы) и локальными (примененными в ее отдельных частях).

В условиях становления рыночной экономики организациям можно рекомендовать использование при классификации методов управления таких критериев: функции управления, процессы принятия управленческих решений, функциональные подсистемы и содержание управления (см. рис. 1.7).

Для реализации функций управлениянужна разработка и применение разных средств, приемов, подходов, к планированию организации, координирования, мотивации и контроля, что составляют содержание любого процесса управления. Назовем для примера методы, которые использованы при планировании: прогнозирование, программно-целевая, балансовая, нормативная, сетевая и ленточная графики, дерево решений, эвристические методы, но др.

Применение каждого из них зависит от вида планирования. Главной особенностью стратегического планирования в условиях рыночной экономики является отказ от ссылки, в соответствии с которой будущее должно быть обязательно лучше прошлого; первым шагом стратегического планирования становится анализ перспектив и тенденций, способных существенно изменить ситуацию, которая складывается, моделирование ли предпосылок развития, которое должно быть. Второй шаг – тщательный анализ разных ситуаций и позиций организации в конкретной борьбе, которая прогнозируется. Третий шаг – сравнение перспектив разных видов деятельности, установления приоритетов, и распределение ресурсов, то есть выбор стратегии. Ключевой в стратегическом планировании считается стадия оценки текущего состояния и распределения ресурсов.

Исходя из специфики заданий стратегического планирования в процессе их решения используются такие основные методы: исследование операций; прогнозирование (главным образом методы экспертных оценок – метод Дельфи, метод мозговой атаки); моделирование.

Основным заданием оперативно тактического планирования является реализация стратегических программ. Она допускает использование балансового и нормативного методов, ленточных графиков, сетевых моделей.

Выполнение функции организации базируется на методах, которые учитывают потребности и мотивацию работающих в организации. Для ее выполнения используются организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы. Они имеют прямое и непрямое влияние на мотивы поведения, интересы и потребности людей.

Функция координации обеспечивает непрерывность и эффективность протекания всех процессов в управлении организацией путем использования таких методов, как межличностные коммуникации, сбор, обработка и передачаинформации.

При выполнении функции контроля используют целый «букет» аналитических методов. В их составе методы: функционально-стоимостного, дисперсионного, корреляционного, сравнительного, диагностического, качественного анализа и др.

За этапами и стандартами процесса принятия (и воплощения) управленческого решения методы управления можно разделить на те, которые применяются при диагностике проблемы, формировании ограничений и критериев принятия решения, определении и оценке альтернатив, выборе альтернатив, реализации решения, установлении обратной связи.

Методы управления функциональными подсистемами имеют соответствующий состав методического инструментария, необходимого, специалистам по производству, маркетингу, персоналу, инновациям, финансами др.

Очень важна классификация методов управления по критериям содержания последнего. В ней можно выделить четыре основные группы методов управления: деятельность, люди, связи вне организации и организационные изменения.

В условиях реформирования экономики последняя группа методов управления особенно важна. Как показывает опыт предприятий, которые активно адаптируются к рыночным условиям, главное внимание уделяется именно организационным изменениям.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность термина "менеджмент" и укажите его отличие от термина "управление".

2. Назовите и охарактеризуйте функции менеджмента?

3. Какие основные функции менеджеров и предпринимателей? Охарактеризуйте их.

4. Сформируйте портрет современного менеджера: черты, качества, функции, роли.

5. Назовите и охарактеризуйте уровни руководителей в системе управления.

6. Назовите функциональные роли управленческих работников.

7. Сущность и классификация методов менеджмента.

8. В чем состоит необходимость деления управленческой работы? Что предопределяет вертикальное и горизонтальное деления?

9. Обоснуйте преимущества и недостатки трактовки термина "менеджмент". Изберите оптимальный вариант.

10. Какая роль менеджеров и предпринимателей в развитии национальной рыночной экономики?


РАЗДЕЛ 2

ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Эволюция развития менеджмента.

Системный менеджмент.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...