Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование общего объема спроса

 

Прогнозирование спроса на товары и услуги включает изучение емкости внутреннего и внешнего рынков. Для составления прогнозов спроса на внутреннем рынке необходимо:

· выявить, обобщить и проанализировать имеющиеся дан­ные о текущем потреблении и темпах изменения конъюн­ктуры рынка за определенный период;

· классифицировать показатели потребления на товары и услуги по сегментам рынка;

· выявить главные факторы, влиявшие на спрос в прошлом;

· составить прогноз эволюции детерминантов в будущем и их влияния на спрос;

· дать оценку спроса путем экстраполирования на основе одного или сочетания нескольких методов, описанных выше.

Прогнозирование спроса для новых изделий — наиболее труд­ная задача. При ее решении необходимо учитывать тенденции спроса в других странах с аналогичным уровнем развития соот­ветствующего производства и экономики в целом. Так, прогно­зируемый спрос на телевизоры в какой-либо конкретной стране или регионе, где телевизионное вещание начато лишь недавно, может быть соотнесен с опытом других стран, находящихся в «аналогичных условиях, но с корректировкой на общий уровень доходов и жизненный уровень населения данной страны.

Факторы будущего спроса в значительной степени зависят от вида изделия и его конечного использования. Они весьма различ­ны для потребительских товаров кратковременного и длительно­го пользования, для промежуточных изделий и средств произ­водства, для изделий одноразового и многократного пользования. Некоторые изделия, например потребительские товары, могут быть непосредственно соотнесены с такими общими экономи­ческими показателями, как численность населения и его струк­тура, уровень доходов, их рост и распределение, доля городского населения. В других случаях рост спроса носит вторичный харак­тер. Например, спрос на электролампы и электроприборы зави­сит от роста выработки электроэнергии и ее распределения. Спрос на средства производства прямо зависит от темпов роста ведущих отраслей промышленности, потребляющих машины. Для потре­бительских товаров длительного пользования и средств произ­водства важное значение имеет фактор замещения. Спрос на не­которые виды продукции может зависеть от некоторых характерных явлений, связанных с использованием вторичной продукции. Так, спрос на газетную бумагу возрастает одновременно с ростом ти­ража газет и журналов, который, в свою очередь, зависит от ро­ста грамотности и уровня образования. Спрос на бензонасосы на станциях техобслуживания зависит от парка транспортных средств и количества станций техобслуживания. Факторы, относящиеся к росту спроса, не поддаются широкому обобщению, поэтому сле­дует выявлять основные факторы по каждому конкретному виду продукции.

Оценка экспортных рынков производится под несколько иным углом зрения, чем оценка отечественных рынков.

Для экспортировавшихся или экспортируемых изделий ана­лиз рынка начинается со сбора и оценки данных о количествен­ных параметрах экспорта, видах экспортируемой продукций, экспортных ценах единицы продукции, странах-импортерах и о любых других специальных параметрах экспортируемой продук­ции (например, данных о качественных показателях или об ис­пользовании определенной марки изделия, иностранной или отечественной, или использовании услуг конкретного иност­ранного агента-продавца). Подробную информацию обычно мож­но получить у экспортера или из страны-импортера данного изделия. Затем она должна быть соотнесена с продукцией, на­мечаемой к производству, и характером предлагаемого предпри­ятия. Далее проводится оценка размеров рынка в странах, им­портирующих данное изделие, или в других странах, аналогичных по уровню развития, политике импорта, издержкам на транс­портировку и т.п.

Для изделий, к выпуску которых только что приступили, исследование начинается с анализа импорта в данную страну в прошлом, цен на аналогичные импортируемые товары, изуче­ния стран-экспортеров и характеристик импортируемой продук­ции. Необходимо определить цену и качество изделия на между­народном рынке. Используя экспортные стимулы и услуги, которые предоставляет страна-получатель, можно определить ос­новные факторы, влияющие на ценообразование. На основе характеристик конкретного изделия следует произвести разбивку возможного экспорта в географическом плане. Хотя большая часть изделий и представлена на международном рынке, некоторые из них не пользуются популярностью. В этих случаях нет необхо­димости проводить подробный обзор всех стран. Обзор экспорт­ного рынка можно начать с исследования основных рынков, на которые намечено проникновение. Затем это исследование можно постепенно расширять, включая в него другие страны, по мере роста мощности предприятия.

Для промежуточной продукции и продукции обрабатываю­щих предприятий экспорт может зависеть от транспортных из­держек при условии, что эти изделия сравнимы по качеству. Экспортные рынки для средств производства должны оцениваться с точки зрения приемлемости конкретных изделий для основных потребителей. Количество таких потребителей значи­тельно меньше, чем покупателей потребительских товаров. Поэтому особое внимание уделяется качеству и надежности этих товаров с учетом цен, наличия запасных частей и гарантийного технического обслуживания.

После географической разбивки возможных экспортных рын­ков, проводимой на основе допустимых прогнозов проникнове­ния на эти рынки, может возникнуть необходимость изучения рынка отдельных стран. Рамки такого исследования определя­ются тем, насколько данный проект ориентирован на экспорт. Таким образом, анализ экспорта может быть весьма различен, начиная с данных об импорте на внешнем рынке в прошлом и общих прогнозов на будущее, до подробного прогнозирования спроса на конкретном внешнем рынке с использованием указанных выше методов.

Общий спрос на предлагаемый товар на отечественных и экспортных рынках следует прогнозировать с учетом поэтапного с проникновения на них конкретной продукции. При исследова­нии спроса или рыночной конъюнктуры должны быть выявле­ны общие потребности таких рынков, касающиеся цен на изделия, их качества, технологии и таких специальных показателей, как предпочтения покупателей в отношении конкретных марок Г изделий. Необходимо определить все аспекты политики по воп­росам сбыта на этих рынках. Только в этом случае исследование спроса может эффективно использоваться для определения мощности предприятия и политики, которая будет проводиться в ходе составления и осуществления проекта.

 

Достоверность прогноза

 

При использовании отдельно взятого метода или сочетания методов для прогнозирования общего объема спроса на товары (услуги) составление прогнозов всегда будет основываться на различных предположениях и допущениях. Спрос зависит от факторов, которые с ним прямо не связаны, которые невоз­можно предвидеть в деталях. Структуру спроса на многие виды продукции могут, например, изменить события, которые не поддаются прогнозированию (энергетические кризисы, земле­трясения, экологические катастрофы и т.д.).

Оценки и прогнозы могут оказаться неверными из-за:

· ошибок в исходных данных;

· несоответствия данных;

· непредвиденных экономических и социально-политичес­ких изменений;

· недостатков статистических методов;

· влияния неизвестных или опущенных факторов и их взаи­мосвязи;

· факторов и взаимосвязей, не поддающихся количествен­ному учету;

· нереальных или неточных предположений;

· технических и технологических изменений;

· изменений в экономических связях страны и субъектов хозяйствования.

К неопределенным моментам, которые следует уточнить, относятся:

· темпы роста национального дохода и дохода на душу на­селения;

· развитие технологии в данной отрасли промышленности и смежных отраслях или в производстве потребляемых ре­сурсов;

· появление или исчезновение ведущего конкурента;

· заметные изменения в структуре семейных бюджетов;

· появление изделия-заменителя;

· изменения перекрестной эластичности спроса;

· подписание двусторонних или многосторонних торговых соглашений или создание региональных таможенных груп­пировок;

· открытие новых источников сырьевых материалов или их заменителей для данной отрасли производства;

· изменение транспортных издержек;

· изменение тарифных барьеров;

· неравномерный инфляционный подъем (или спад) цен на различные товары, повышение издержек на матери­альные факторы производства;

· открытие новых возможностей использования данного из­делия.

Влияние неопределенных факторов можно свести к миниму­му, используя системный подход.

С точки зрения сбыта разумнее не завышать, а несколько сни­жать мощность предприятия.

 

 

Глава 6

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...