Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологический аспект безопасности мореплаванияЕжегодно судовладельцы несут миллионные коммерческие убытки. Большая часть этой суммы падает на случаи порчи, повреждения или утраты груза в пути. Это так называемые технологические аварии. Несмотря на то, что в официальной классификации такого класса аварий не существует, опыт тем не менее показывает, что в действительности они есть и занимают одно из первых мест по убыточности. Технологические аварии не ограничиваются только поврежде-нием или утратой груза – они могут вызвать повреждение и даже гибель судна. Так, на теплоходе "Механик Тарасов" вследствие неправильного размещения контейнеров в трюме произошло продавливание обшивки танка, что привело к затоплению трюма, румпельного отделения, потере управляемости, конструк-тивным разрушениям и гибели судна. В результате аварии погибло 32 чел. На теплоходе "Тикси" были перегружены твиндеки, не расчитован груз, что вусловиях качки привело (предположительно) к разрушению твиндечной палубы, смещению груза (тальк навалом) и гибели судна. Погиб весь экипаж — 45 чел. Теплоход "Комсомолец Калмыкии" под прессом эксплуатационных служб вышел в штормовую погоду из порта с незакрепленным грузом длинномерного металла на твиндеках, погруженного без применения сепарации, в результате чего на качке произошло смещение груза и опрокидывание судна. Погибло 9 чел. На теплоходе "Тавричанка" в условиях шторма произошло смещение груза муки в мешках и опрокидывание судна. Погиб весь экипаж — 26 чел. На теплоходе "Людвиг Свобода" при погрузке груза соляра в не де-газированный и не инертизированный танк из-под бензина была превышена скорость подачи груза, в результате чего произошло накопление потенциала статического электричества, разряд и взрыв. Произошло полное конструктивное разрушение судна. Погибло 4 чел. Груз как элемент транспортной системы оказывает большое влияние на безопасность плавания судна. Это влияние зависит от транспортных свойств груза, условий его перевозки, технологи ческой совместимости с другими грузами, технологического соответствия транспортных средств и транспортных характеристик груза и других причин. Одно из основных отличий морских судов как транспортных средств от других видов транспорта состоит в том, что размещаемые в их трюмах грузы обладают значительно большим числом сочетаний различий в массе, размерах, физических и химических свойствах, чем грузы, размещаемые в грузовых помещениях любых других видовтранспорта. Развитие промышленного производства расширило номенклатуру грузов с опасными свойствами, число наименований которых в настоящее время исчисляется тысячами. Произошло значительное изменение качественного состава перевозимых грузов. В условиях морской перевозки, когда на грузы воздействуют качка, динамические удары волн, вибрация судна, статическое давление штабеля высотой до 10м, закрытая атмосфера трюма, свойства этих грузов могут проявиться самым неожиданным образом и явиться причиной возникновения аварий судов и гибели членов экипажа. Исследуя аварийную статистику отечественного флота (CССР) за последние 15 лет, можно увидеть, что значительное число случаев серьезных аварий судов произошло из-за подвижки груза, которые хотя и не привели к полной гибели судна, но поставили судно и экипаж в такое положение, когда судно было Таблица 1.
вынуждено прекратить рейс и следовать в порт-убежище для перегрузки груза или исправления аварийных повреждений (табл. 1.). Исследуя состояние аварийности в международном морском судоходстве, можно прийти к аналогичному выводу. За 1981-1986 гг. число опрокинувшихся и без вести пропавших судов составило в среднем 45,3%, а число аварий от пожаров и взрывов — 17,7%. Основой этих аварий, как правило, являются нарушения технологии погрузки судов или правил перевозки грузов. Все это делает правомерным выделение такого рода аварий в отдельную группу "технологических аварий" для детального изучения их причин и природы возникновения. Изучение причин "технологических аварий" позволит сократить их число и тем самым повысить безопасность мореплавания. Причинами технологических аварий являются недостаточная разработанность технологических нормативов, конструктивное несовершенство и противоречивость технологической нормативной базы, нарушение грузоотправителями и стивидорными компаниями технологических требований по таре и укладке груза, недостаточный контроль со стороны экипажа за соблюдением технологических требований. В этом плане чрезвычайно важна роль нормативной базы. От того, насколько она совершенна, зависит не только сохранность груза, но и безопасность судна. При этом регламентация технологических требований должна быть обязательно выполнимой, так как есть примеры трудно или вообще невыполнимых требований. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |