Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и типы управленческого контроля




 

Условия действенности управленческого контроля:

• конкретизация наиболее важных исходных факторов;

• построение модели контроля;

• особое внимание динамике модели;

• постоянная корректировка выбранных исходных факторов;

• оценка расхождения между планируемым и фактическим;

• определение возможных корректирующих действий.

Контроль не является вопросом доверия или недоверия к сотрудникам. Это обязательный компонент системы управления, который реализуется в обязательном порядке при соблюдении ряда принципов:

всеохватность;

централизованность (руководитель должен первым знать обо всех серьезных отклонениях, сбоях от установленного плана, а если это невозможно, то контролировать самые важные участки работы);

адекватность содержанию деятельности (система контроля должна быть приспособлена к характеру деятельности конкрет­ной организации);

контроль должен быть прямым (осуществляется непосредственным руководи­телем, отвечающим за выполнение соответствующих планов);

стратегическая направленность (отражение общих приоритетов организации и их поддержка);

объективность (недопустимость исполь­зования личных симпатий и антипатий руководителя в отноше­нии кого-либо из подчиненных и, более того, использования кон­троля как «карательного» средства в работе с персоналом, в особенности когда у руководителя имеется предубеждение против того или иного сотрудника; достигается введением системы кон­троля по объективным показателям, понятным и принятым все­ми членами коллектива);

гибкость (приспособление к происходящим изменениям);

опережающим (должен давать сигнал об отклонениях еще до того, как они произойдут, чтобы можно было вовремя попра­вить положение);

нацеленность на решение проблемы (а не на ее выявление и констатацию);

простота (обеспечивает лучшее по­нимание целей и инструментов контроля, а значит, и поддержку суще­ствующей системы контроля персоналом организации);

приоритетность мониторинговых точек (руководителю нет необходимости про­верять все до мелочей, достаточно сосредоточить внимание на узловых моментах деятельности, по которым можно проверять ход выполнения работ);

постоянство (чем меньше промежуток времени между операциями контроля, тем выше активность контроля и тем бо­лее действенные меры можно принять);

стандартизированность (критерии эффективности работы должны быть выражены в поддающихся проверке количествен­ных или качественных показателях, дающих четкое и однознач­ное представление о результативности деятельности);

своевременность (обеспечение воз­можности устранять отклонения прежде, чем они примут серьез­ные размеры);



экономичность (пре­имущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование);

автоматизация (должен осуществ­ляться автоматически при минимальном вмешательстве руководите­ля);

адекватность системы контроля личности руководителя (система контроля должна выбираться индивидуально для каждо­го руководителя с учетом его личностных особенностей);

ориентация на человеческий фактор и т. д.

Известно чрезвычайно много видов управленческого контроля. Их классификация возможна по многим основаниям (рис. 12.6):

по времени осуществления контрольных действий – предварительный, текущий, итоговый (последующий) контроль;

по временной направленности контроля – стратегический, тактический, операционный контроль;

по масштабу – всеобщий, коллегиальный и индивидуальный (вопрос справедливости) контроль;

по иерархичности объектов контроля – контроль системы объектов в целом (всей организации), контроль подсистем системы объектов, контроль отдельных объектов;

по степени открытости – открытый, полуоткрытый, скрытый контроль;

по возможности дальнейшего использования объекта контроля – разрушающий и неразрушающий контроль;

по характеру контрольных мероприятий – плановый и внезапный контроль;

по источнику данных контроля – документальный, фактический, автоматизированный контроль;

по характеру отношения к объекту – направляющий и фильтрующий (этапный) контроль;

по принимаемому решению – активный и пассивный контроль;

по методике проведения – формализованный и визуальный контроль;

по способу взаимоотношений работников – односторонний (функционально-принуди­тельный), взаимный (двусторонний или многосторон­ний) контроль;

по характеру взаимоотношений контро­лирующего и контролируемого работников – контроль, обусловленный отношениями подчиненности (формальный) и контроль, не обусловленный отношениями подчиненности (неформальный);

по этапу получения информации – первичный и сводный контроль;

по объекту контроля – контроль предмета труда, контроль за средствами производства, технологический контроль, информационный контроль, экологический контроль и т. д.;

по величине (сложности) объекта контроля – тематический и комплексный контроль;

по стадии производственного процесса – входной контроль, операционный, контроль хранения, контроль транспортировки, контроль готовой продукции и т. д.;

по исполнителю – самоконтроль, управленческий контроль, государственный контроль, международный контроль, контроль силами органов местного самоуправления, партийный контроль, врачебный контроль, этический, религиозный и т. д.;

по режиму – усиленный контроль, нормальный (в облегченном режиме) контроль;

по пространственному аспекту – входной, процессный, выходной контроль;

по полноте охвата объекта контроля – сплошной (тотальный) контроль и несплошной (выборочный) контроль;

по периодичности проведения контроль­ных мероприятий – систематический, периодический и эпизодический контроль;

по степени механизации – ручной, механизированный, компьютеризированный, технологизированный и т. д.;

по способу получения и обработки информации – статистический, расчетно-аналитический, регистрационный контроль;

по степени мотивационной значимости – жесткий и мягкий, констатирующий и делающий выводы, карательный и носящий характер помощи;

по фазе воспроизводственного цикла – контроль снабженческо-заготовительной деятельности, контроль производственной деятельности, контроль финансово-сбытовой деятельности;

 


Рис. 12.6. Типы управленческого контроля

по функциональной направленности – администраторский, финансово-экономический, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации;

по направленности на сферу организации – внешний (осу­щест-вляемый внешними по отноше­нию к организации субъектами управ­ления (органы государства, контр­агенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, обществен­ность) и внутренний (осуществляемый субъектами самой организации (собственники, админис­трация, персонал) и т. д.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08; просмотров: 14944

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...