Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

Мы уже рассматривали особенности книжного рынка и принципы его сегментации. Направление исследования книжного рынка зависит от того, в каком сегменте (нише) книжного рынка предприниматель намерен реализовать свою идею. Выбор сегмента определяет миссию и цель предпринимательства, организационно-правовую форму фирмы, выбор партнеров, поставщиков и покупателей.

Принципиальный выбор книжного дела как объекта предпринимательства необходимо начинать с оценки межотраслевой конкуренции. Следует учесть, что в последнее время все больше возрастает конкуренция между книжными и периодическими изданиями, теле- и видеопрограммами, мультимедийными и сетевыми средствами, традиционной и электронной книгой. За выбор карьеры в книжном бизнесе говорят устойчивые перспективы. В развитых странах книжный бизнес обеспечивает до 2,5% валового продукта, в нашей стране – менее 1%, следовательно, возможности отраслевого роста далеко не исчерпаны.

Начинающий предприниматель должен определить, к какой сфере книжного дела относится его идея, какой вид книжного бизнеса он будет развивать: типографский, издательский (т.е. производственные виды предпринимательства) либо книготорговый.

В нашем пособии мы подробно не касались типографского бизнеса в силу его специфики. Здесь отметим, что создание современной крупной типографии для выпуска больших тиражей под силу только корпоративному предпринимательству, так как требует вложения больших средств в основные фонды, которые в структуре стартового капитала занимают более 50%. Частный бизнес успешно развивается в отдельных нишах полиграфии: в оперативной полиграфии, множительных работах, в исполнении по заказам отдельных этапов допечатных процессов (цветоделение, набор, верстка, подготовка оригинал-макетов и пленок для изготовления печатных форм), не требующих кооперации труда большого количества сотрудников. В организации финансирования полиграфической фирмы большую помощь оказывает лизинг, т.е. аренда полиграфического оборудования или его закупка на условиях лизинга через специализированную лизинговую компанию.

В издательском бизнесе предпринимательская идея формулируется в виде издательской программы, т.е. не в проектировании просто отдельного издания, а в планировании издательского направления. Знание рынка и издательской технологии даст предпринимателю правильный ориентир: например, издание собрания сочинений или исторической серии, издание альбомов по искусству, подготовка изданий по определенной узкой тематике, причем для уменьшения стартового капитала рекомендуется начинать издательский бизнес с безгонорарных изданий. Подготовка издательской программы – сложный творческий процесс, во время которого конкретизируется миссия и цели предпринимательства.

На инициативной стадии определяются поставщики полиграфических материалов, выбирается полиграфическая база. Необходимо учесть, что для высококачественных и многотиражных изданий используется также и зарубежная полиграфическая база. Стартовое издание можно выпустить как совместное издание, когда между издателями-партнерами распределяются затраты, а следовательно, и риски на отдельные элементы издательского процесса. Тираж распределяется в соответствии с затратами каждого участника, при его распространении обычно заключается картельное соглашение об издательских ценах и рынках сбыта.

При подготовке издательской программы и первого (пилотного) тиража необходимо установить читательский адрес и соответствующую цену издания, провести доступное исследование рынка. Последовательность планирования издания:

 

Издательский рынок при исследовании сегментируется по различным принципам, в том числе:

По глубине специализации:

· универсальное издательство;

· специализированное издательство, выпускающее литературу по одному-двум разделам (или жанрам) литературы, например фантастика, детективы, история, спорт, изобразительное искусство и т.д.

По читательскому назначению:

· книги для детей;

· литература для школ;

· литература для молодежи;

· литература для отдыха;

· книги для семейного чтения;

· путеводители;

· книги-подарки и т.д.

По оформлению:

· книги в бумажных обложках;

· альбомы;

· буклеты;

· книги-игрушки и т.д.

По ценовому диапазону:

· дешевые издания;

· издания со средней ценой;

· дорогие издания.

По источникам авторских оригиналов:

· книги, издание которых требует авторского или лицензионного договора;

· заказные издания;

· совместные издания;

· репринтные издания.

По каждому из направлений необходимо принять решение, учесть все «за» и «против». Например, необходимо определить, что планировать к изданию – авторский оригинал или репринтное издание.

Книжный рынок дифференцируется на множество сегментов, но в конечном итоге предпринимательская идея в издательском деле на инициативной и организационных стадиях должна «вписаться» в одну из ниш или их комбинацию, так как именно этот фактор определяет маркетинговые характеристики издания, его связи с полиграфией, рынком полиграфических материалов, потребительским рынком, ценовую политику. В любом случае проектирование издания необходимо начинать с составления издательской программы.

Предпосылка успешного распространения издания состоит в заблаговременном установлении связей с книжной торговлей, проведении маркетинга в магазинах.

Организация оптовой книготорговой фирмы – наиболее рискованное предприятие, требующее больших инвестиций в оборотные средства, в складское помещение, информационные технологии, требующее наличия квалифицированных менеджеров с наработанными связями с поставщиками и покупателями. Необходимо также тщательно продумать ценовую политику, которая не должна вести к повышению уровня розничных цен, иначе предложения не будут конкурентоспособны. Оптовая торговля прибыльна лишь при больших оборотах, так как оборачиваемость запасов в ней ниже, чем в розничной торговле.. Предприниматель сможет заинтересовать поставщиков только наличием разветвленной сети, покупателей – широтой ассортимента, системой скидок и режимом оплаты. Фирмы, специализирующиеся в оптовом звене, также классифицируются по ряду признаков (по объему продаж, охвату территории, номенклатуре предоставляемых услуг).

В оптовом звене существует ряд «ниш», в которых предприниматель, планирующий открыть свое дело в оптовой книжной торговле, может начать деятельность, не прибегая сразу к большим затратам. К ним относятся следующие виды посредничества: посредник, агент, дилер, комиссионер, маклер, экспедитор, организатор библиотечного коллектора, оптовые поставки малотиражной узкоспециальной литературы.

В розничной книжной торговле при исследовании рынка можно выделить следующие ниши:

По глубине специализации:

· универсальная,

· специализированная.

По форме организации:

· магазин,

· лоточная торговля,

· книготорговая сеть,

· интернет-магазин,

· коммивояжерство,

· книга-почтой.

По месторасположению:

· торговый центр,

· деловой центр,

· «спальный район»,

· развлекательный центр,

· туристический центр,

· места отдыха и гостиницы,

· транспортные узлы и аэропорты,

· учебный центр.

По объему оборота:

· крупная розничная торговля (свыше 100 тыс. экземпляров в месяц),

· средняя розничная торговля (от 10 тыс. экземпляров в месяц),

· мелкорозничная торговля (менее 10 тыс. экземпляров в месяц).

Если предприниматель собирается открыть книжный магазин, ему необходимо тщательно изучить район его расположения, транспортную доступность, социальную характеристику («спальный район», деловой или торговый центр, культурные и туристские достопримечательности и т.д.). От этого зависит ассортимент магазина, режим его работы. Заранее установите связи с поставщиками, продумайте ценовую политику. Не рекомендуется начинать с ларька или киоска – в этом случае сложно выйти на уровень прибыли, достаточный для открытия магазина. Хороший старт в розничной торговле дает система франчайзинга.

Розничная торговля часто служит источником накопления средств для организации издательского дела. Издатель, проработавший в торговле, лучше знает потребителя, ему проще прогнозировать и учитывать его реакцию.

 

10.4. Организационный бизнес-план

Бизнес-плану фирмы в пособии посвящен подраздел 6.3, в котором показана структура бизнес-плана развития, или инжинирингафирмы. Организационный бизнес-план (ОБП) содержит план организации фирмы и не имеет по содержанию принципиальных отличий от бизнес-плана развития, за исключением организационной части. В ОБП концентрируются результаты инновационной и инициативной стадий создания фирмы, производится расчет и определяется структура стартового капитала, определяется, какая часть его может быть покрыта за счет собственных средств (уставный капитал), товарных кредитов и заемных средств.

При создании собственного дела рекомендуется включать в организационный бизнес-план следующие разделы:

1. Общая характеристика фирмы (резюме);

2. Характеристика товара (раздел литературы, целевое назначение книг, ценовой диапазон), формы обслуживания;

3. Конкуренция на оптовом и розничном книжном рынке, основные факторы конкурентоспособности;

4. План маркетинга (каналы товародвижения, дизайн, ассортимент, цены, реклама);

5. Организационный план (схема управления, кадровая политика);

6. Риски в деятельности фирмы;

7. Финансовый план (расходы, доходы, безубыточность, структура активов и пассивов, источники финансов);

8. Приложения.

Принципиальное место в ОБП занимает выбор способа создания фирмы и ее организационно-правовой формы.

Одним из способов создания собственного дела является покупка фирмы и последующая государственная регистрация сделки. Согласно Гражданскому кодексу РФ предприятие или его часть могут быть объектом купли/продажи, аренды и других сделок, связанных с правами на имущество. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, в том числе земельные участки, основные и оборотные фонды, включая дебиторскую и кредиторскую задолженность, наименование, товарный знак, и т.д. При подписании договора продажи стороны рассматривают акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о стоимости и составе фирмы, перечень всех долгов фирмы. Все эти документы должны быть приложены к договору продажи фирмы.

Он подлежит государственной регистрации и с момента регистрации считается заключенным. Продажа осуществляется по передаточному акту, после подписания которого фирма считается переданной покупателю.

Чем выше прибыльность фирмы, ее финансовая устойчивость, тем больше ее привлекательность для покупателей, тем выше ее ликвидность.

Для создания фирмы может быть использована также аренда другой фирмы. Согласно Гражданскому кодексу РФ аренда включает «участки, здания, сооружения, оборудование и др., входящие в состав предприятия, основные средства, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия …» (ст. 656 ГК РФ). В книжном деле применима аренда типографии, склада, книжного магазина. Аренда оформляется договором аренды между арендодателем и арендатором. В договоре указывается срок аренды (если не указан, то аренда считается бессрочной) и арендная плата.

При организации малых фирм используется франчайзинг. При этом, согласно договору, фирма-франчайзер (обычно крупная, с достаточно известным названием и товарным знаком – брэндом) предоставляет своему партнеру (франчайзи) право заниматься предпринимательством с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, торговой марки. Различаются товарный франчайзинг (право на продажу товаров с торговой маркой франчайзера),производственный франчайзинг (передача технологии), деловой франчайзинг (право на открытие магазина или групп торговых точек для продажи товаров и услуг под именем франчайзера). Деловой франчайзинг часто используется в книжном деле для развития книготорговой сети. Способы оплаты зависят от вида франчайзинга и ценовой политики франчайзера.

 

Расчет стартового капитала

Под стартовым капиталом понимается стоимость и структура средств, необходимых для начала работы фирмы. Общий размер стартового капитала рассчитывается по формуле

.

Формула отражает структуру стартового капитала , состоящего из основного ( ) и оборотного ( ), определенную долю составляют организационные расходы ОР на регистрацию, оформление документов фирмы и др. К основному капиталу следует отнести затраты на организацию фирмы (регистрация, консультирование, лицензирование и т.д.), арендную плату за помещение, стоимость минимально необходимого оборудования.

Затраты на оборотный капитал в полном объеме включают денежные средства:

· для оплаты наемных работников,

· товарные кредиты в виде сырья и материалов,

· для оплаты услуг сторонних организаций.

Для формирования стартового капитала используются следующие источники:

· уставный капитал ( ),

· денежные кредиты ( ),

· товарные кредиты ( ),

· лизинг,

· льготы по налогообложению и помощь из фондов поддержки малого предпринимательства (для малых предприятий).

Формула для расчета стартового капитала и его баланса с источниками формирования имеет вид

,

где Д – другие источники финансирования.

Схема связи элементов структуры источников финансирования с элементами структуры стартового капитала:

 

Уставный капитал обычно расходуется на организационные расходы и на необходимые основные фонды. Денежные кредиты необходимы для приобретения основных фондов. Для начала работы фирмы в книжном деле главную роль играют оборотные фонды в виде производственных запасов для издательств и товарных запасов для книжной торговли, поэтому связи предпринимателя, основателя фирмы, с кредиторами для получения товарных кредитов на основе доверия к нему имеют первостепенное значение. Следует отметить, что оборот денежных ресурсов гораздо быстрее происходит в розничной книжной торговле, практически с первого дня работы магазина. В издательстве денежные ресурсы начинают свое обратное движение только с поступлением первых выплат за проданное издание. В этом состоит финансовая причина того, что многие издательские проекты начинают свою деятельность с книжной торговли.

 

Учреждение и регистрация фирмы

Организация фирмы предполагает несколько этапов. На начальном этапе формируются состав учредителей и учредительные документы: устав фирмы, договор о ее создании с указанием организационно-правовой формы, оформляется протокол № 1 общего собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии.

Устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать главы:

· Общие положения: наименование общества, фамилии учредителей, юридический адрес.

· Участники общества: фамилии и паспортные данные учредителей.

· Цели и задачи общества.

· Виды деятельности общества.

· Права и обязанности общества.

· Права и обязанности участников общества.

· Выход участника общества из общества.

· Уставный капитал общества.

· Органы управления обществом.

· Реорганизация и ликвидация общества.

В устав также вносятся положения о филиалах, представительствах, дочерних и зависимых фирмах, регламент перехода доли участника к другим участникам и третьим лицам, принципы распределения прибыли и др.

В учредительном договоре о создании ООО указывается название общества, решение о создании, фамилии и паспортные данные учредителей, размер уставного капитала, основные виды деятельности общества и др.

Протокол № 1 общего собрания участников должен содержать: перечень присутствующих, дату и номер протокола, повестку дня, перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений, результаты голосования. В повестку дня первого собрания необходимо включить вопросы: создание общества, состав учредителей, размер уставного капитала, избрание генерального директора, регистрация общества.

Следующий этап – государственная регистрация фирмы в качестве юридического лица. Необходимость регистрации возникает при создании, реорганизации и ликвидации фирм. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». После регистрации фирма приобретает статус юридического лица. При регистрации данные о фирме вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, данные об индивидуальном предпринимателе вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Федеральным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации для осуществления государственной регистрации, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ). Для регистрации юридического лица в течение пяти дней со дня утверждения устава в местный территориальный орган МНС РФ представляются следующие документы:

· заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Правительством РФ;

· решение о создании фирмы (протокол, договор или иной документ в соответствии с законодательством);

· учредительные документы: учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо устав (в зависимости от организационно-правовой формы, подлинники или нотариально удостоверенные копии);

· документ, удостоверяющий статус иностранного юридического лица, если оно является одним из учредителей фирмы;

· документ (квитанция) об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

В заявлении указываются фамилии и ИНН (при его наличии) учредителей, паспортные данные, размер вклада в уставный капитал и адрес местожительства. На каждого учредителя подается отдельное заявление, подпись каждого заявителя должна быть нотариально заверена.

Для регистрации общества с ограниченной ответственностью (ООО) представляются следующие учредительные документы:

· устав ООО;

· нотариально заверенный учредительный договор о создании ООО (если учредителей два или более) или нотариально заверенное решение о создании общества (если учредитель один);

· протокол собрания учредителей (участников);

· документ, подтверждающий право учредителей на адрес постоянно действующего исполнительного органа общества.

По закону отказ в государственной регистрации создаваемого общества может последовать только в двух случаях: при предоставлении неправильно оформленного комплекта документов или при подаче их в ненадлежащий регистрирующий орган (адрес фирмы не входит в зону действия регистрирующего органа).

Регистрация осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании фирмы за основным государственным тринадцатизначным регистрационным номером. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица выдается налоговой инспекцией в течение пяти дней со дня подачи необходимых документов или 30 календарных дней после даты почтового оправления, с этого момента фирма получает статус юридического лица.

Сразу же после получения свидетельства о регистрации заказывается изготовление печати фирмы. В региональный орган Госкомстата России подается заявление о присвоении кодов статистики с приложением копий устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о присвоении ИНН учредителям как физическим лицам. Присвоение кодов статистики (например, ОКПО, ОКОНХ) производится через несколько дней.

На временный счет в банке кладется не менее 50% уставного капитала.

В течение 10 дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица фирма обязана стать на учет в налоговый орган по месту ее нахождения. Для этого подается заявление в установленной форме, предоставляются нотариально заверенные копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации, а также коды статистики, документы на адрес, приказы на руководителя и главного бухгалтера, копии паспортов руководителя, главного бухгалтера, учредителей, доверенного лица и копии свидетельств о присвоении им ИНН. Налоговый орган в течение 5 дней присваивает фирме двенадцатизначный индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), вносит в Единый государственный реестр налогоплательщиков и выдает свидетельство о постановке на учет для открытия расчетного счета в банке.

После регистрации фирмы в налоговом органе фирма регистрируется в Фонде социального страхования и Пенсионном фонде. После этого она имеет право открыть расчетный счет в банке, для чего пишется заявление, к которому прилагаются:

· договор на расчетно-кассовое обслуживание (для фирм, занимающихся торговлей);

· нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации;

· нотариально заверенная копия учредительного договора;

· нотариально заверенная копия устава;

· нотариально заверенные образцы подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиска печати;

· приказ о назначении руководителя и лиц, имеющих право на первую и вторую подпись;

· нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;

· анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта);

· справка из регионального отделения Фонда социального страхования о постановке на учет.

Об открытии расчетного, депозитного или валютного счета в банке необходимо уведомить налоговую инспекцию.

Важным завершающим элементом организации фирмы является разработка товарного знака фирмы и его регистрация в Патентном ведомстве Российской Федерации, в том числе через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве. Не допускается регистрация товарных знаков:

· состоящих только из обозначений;

· не обладающих разъяснительной способностью;

· включающих изображение государственного герба, а также флаги и эмблемы, официальные названия государств и т.д.;

· вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

· являющихся общепринятыми символами и терминами;

· указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место производства или сбыта;

· имеющих обозначения, воспроизводящие известные на территории РФ фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам;

· воспроизводящих произведения искусства или их фрагменты без согласия владельца авторского права или его правопреемников;

· использующих фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия этих лиц или их наследников.

Завершение организационных мероприятий позволит перейти к действиям от имени соответствующего юридического лица.

При создании фирмы путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) в регистрирующий орган подаются:

· заявления установленной формы о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица;

· учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица;

· решение о реорганизации юридического лица;

· договор о слиянии или присоединении;

· передаточный акт или разделительный баланс;

· документ об уплате государственной пошлины.

Изменения, внесенные в учредительные документы, и изменения в сведениях о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, должны пройти государственную регистрацию в порядке, определенном законом о регистрации.

Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) также обязан пройти государственную регистрацию в налоговом органе по месту жительства и уплатить государственную пошлину. Индивидуальным предпринимателем может стать гражданин Российской Федерации, гражданин другого государства, лицо без гражданства. Для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо представить:

· заявление установленной формы с указанием вида (видов) деятельности;

· копию паспорта (для граждан РФ);

· копию документа, установленного Федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором (для иностранных граждан);

· копию документа, установленного Федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором в качестве документа, удостоверяющего личность (для лиц без гражданства);

· копию свидетельства о рождении или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения;

· копию документа, подтверждающего право временного или постоянного проживания в Российской Федерации (для иностранных граждан или лиц без гражданства);

· подлинник или копию документа, подтверждающего адрес местожительства;

· нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя (для несовершеннолетних);

· документ об уплате государственной пошлины.

Свидетельство о регистрации – основной документ индивидуального предпринимателя – не имеет ограничения срока действия (бессрочно). Сведения об индивидуальном предпринимателе вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Если предприниматель решил заняться деятельностью, не указанной в его заявлении и, следовательно, не указанной и в свидетельстве о регистрации, необходима перерегистрация.

В течение 10 дней со дня регистрации в качестве ПБОЮЛ гражданин обязан стать на налоговый учет. Для этого подается заявление в установленной форме, копия свидетельства о регистрации, данные о личности и местожительстве заявителя. Налоговый орган присваивает предпринимателю двенадцатизначный индивидуальный номер налогоплательщика(ИНН) и выдает справку о постановке на учет для открытия расчетного счета в банке. При открытии расчетного, депозитного или валютного счета в банке необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию.

 

Стадии развития фирмы

Жизненный путь фирмы состоит из начальной стадии, стадии роста (фирма достигает определенного масштаба), стадии устойчивости (зрелости), спада.

 

Последняя стадия требует организационных и финансовых действий (реинжиниринга), призванных удержать положение фирмы на рынке в условиях изменения его конъюнктуры, повысить конкурентоспособность, максимизировать прибыль. Даже в фирмах, предпочитающих рутинный бизнес и традиционно избегающих изменений, во время спада возникает острая необходимость в предпринимательских идеях. Реинжиниринг – борьба за выживание фирмы.

Один из методов реинжиниринга фирмы состоит в ее реорганизации, в ходе чего может образоваться новая фирма, к которой переходят все права и обязанности ранее существовавшей фирмы. Реорганизация производится в соответствии с действующим законодательством и по решению либо учредителей, либо уполномоченного на это органа юридического лица. Такая форма является добровольной. Принудительнаяреорганизация в форме выделения или разделения фирмы осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Возможны следующие виды реорганизации:

· слияние фирм – две фирмы или больше подписывают договор о слиянии в новую фирму, которой передают свои права и обязанности, новая фирма проходит государственную регистрацию, старые фирмы ликвидируются;

· присоединение фирмы – одна или более фирм заключают договор о присоединении к некоторой фирме А, которой они передают свои права и обязанности. Фирма А проходит перерегистрацию, присоединившиеся фирмы ликвидируются;

· разделение фирмы – фирма прекращает существование и передает свои права и обязанности вновь создаваемым фирмам;

· выделение фирмы – фирма передает часть своих прав и обязанностей вновь создаваемым фирмам и проходит перерегистрацию, вновь создаваемые фирмы должны пройти государственную регистрацию;

· изменение организационно-правовой формы фирмы;

· ликвидация фирмы как юридического лица без перехода ее прав и обязанностей к другим фирмам.

Ликвидация фирмы может быть произведена:

· по решению общего собрания учредителей либо исполнительного органа, уполномоченного уставом фирмы, в том числе по решению суда, признавшего недействительной регистрацию фирмы;

· по решению судав связи с деятельностью, связанной с нарушением закона, в том числе закона о средствах массовой информации;

· по решению арбитражного суда в случае признания фирмы несостоятельной (банкротом).

Учредители или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны в трехдневный срок письменно уведомить об этом регистрационный орган по месту нахождения ликвидируемой фирмы. Одновременно посылается уведомление о формировании ликвидационной комиссии или ликвидатора и составлении промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации, порядках и сроках заявления требований кредиторов (не менее двух месяцев). Через два месяца после публикации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения об имуществе фирмы и перечень требований кредиторов. Порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Фирма может быть добровольно или в судебном порядке признана несостоятельной (банкротом). Механизм банкротства регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражным кодексом. Признаком банкротства считается неспособность фирмы удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) если обязанности не исполнены фирмой в течение трех месяцев с момента наступления даты действия обязательств. Арбитражный суд может возбудить процедуру банкротства только при превышении совокупной суммы задолженности определенного значения. Заявления в арбитражный суд могут подать кредиторы, налоговые органы, прокурор, фирма-должник.

С момента принятия арбитражным судом заявления за фирмой-должником устанавливается наблюдение, на фирму назначается временный управляющий, только при согласии которого администрация фирмы-должника может совершать сделки по недвижимости и ряд других крупных сделок. В этот период фирма ограничена в правах и не может проводить реорганизацию, слияние с другими фирмами, создавать филиалы, выплачивать дивиденды и т.д. Временный управляющий созывает собрание кредиторов, к компетенции которого относятся:

· решение о введении внешнего управляющего и об обращении в арбитражный суд с ходатайством;

· решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве выносит одно из следующих решений:

· признать должника банкротом, открыть конкурсное производство, назначить конкурсного управляющего;

· отказать в признании должника банкротом;

· ввести внешнего управляющего;

· прекратить производство дела о банкротстве.

Процедура конкурсного производства означает процесс соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника и организует его продажу. Альтернативой банкротству является оздоровление (санация) фирмы, поручаемое внешнему управляющему. Он принимает меры по восстановлению платежеспособности фирмы путем перепрофилирования бизнеса, ликвидации нерентабельных производств, ликвидации дебиторской задолженности, продажи имущества должника, продажи бизнеса должника и др.

Продажа фирмы выгодна ее владельцам, если фирма ликвидна (тема 7), поэтому повышение ликвидности фирмы – одна из главных задач ее руководства, даже если оно и не собирается расставаться со своим бизнесом. Высокая ликвидность фирмы привлекает инвесторов.

Основываясь на материалах этой темы, можно дать несколько советов начинающим предпринимателям:

· Помните, что успех вашего бизнеса будет держаться всегда на трех китах: ассортименте, качестве обслуживания, цене.

· Самое дорогое для предпринимателя – это его репутация надежного и солидного партнера среди поставщиков и потребителей. Имея такую репутацию, вы сможете получить в кредит полиграфические материалы, выполнение типографских услуг, товары для реализации.

· Ведите свой бизнес, соблюдая следующие обязательные принципы: законность, обязательность, честность, твердость и упорство, способность к инновациям. Ваш имидж: профессионализм, порядочность. Выработайте систему ценностей для себя и своей фирмы, не скрывайте ее от окружающих.

· Часто можно слышать высказывание, что главное в предпринимательстве – максимизация прибыли. Это верно с точки экономической теории и то только в долгосрочном периоде. Но прибыль достигается разными методами, которые меняются со временем. Главное остается – миссия того дела, которым вы занимаетесь. Помните систему ценностей «Форд моторс»: народ, товары, прибыль.

· Учитесь, используя знания, полученные в вузе и на практике, оценивать «прозрачные» факторы конкурентоспособности издательств и магазинов, проводить SWOТ-анализ. Профессионал книжного дела после одного-двух посещений фирмы (магазина, офиса, склада) может определить ее положение и перспективы развития, маркетинговую стратегию.

· Постоянно повышайте свою квалификацию, изучайте новейшую литературу по книжному делу, посещайте курсы повышения квалификации. Особенно рекомендуется углублять свои знания в области микроэкономики, финансов, маркетинга.

Последний пункт важен тем, что в реальных условиях предприниматель балансирует между финансовым и маркетинговым подходом к своей деятельности. Финансовый подход диктует необходимость повышения цены для получения прибыли, маркетинговый подход основывается на максимальном увеличении продаж путем снижения цен. Знание конъюнктуры рынка, профессиональное использование таких понятий, как эластичность книжных товаров по спросу и доходу, жизненный цикл товаров, и, разумеется, таких базовых понятий, как доход, затраты, прибыль, себестоимость, безубыточность, рентабельность, позволит будущему предпринимателю выбрать правильное решение и снизить риск.

 

Проверьте себя

1. Что т

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...