Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная безопасность фирмы

Информационная безопасность предусматривает защиту сведений о фирме, использование которых конкурентами фирмы может серьезно повредить ее текущему и планируемому бизнесу. К таким сведениям относится информация о планах фирмы, системе взаимоотношений с партнерами, ценовой политике. В этот список входят данные о показателях, характеризующих финансовое и экономическое состояние отдельных подразделений фирмы, источников ее дохода и прибыли. Коммерческую тайну представляют инвестиционные планы и стратегические проекты в стадии разработки.

Часть этих данных входит в бухгалтерские и статистические сводные отчеты, которые предприниматель обязан предъявлять в налоговые и статистические органы, утверждать на собраниях учредителей и акционеров, сообщать в кредитные и страховые фирмы для получения кредитов и оформления договоров о страховании. При этом государственные органы и частные фирмы, получающие эти сведения, обязаны хранить коммерческую тайну (см. следующий подраздел). Открытые акционерные общества по закону обязаны публиковать бухгалтерские балансы в средствах массовой информации.

Объем информации о фирме, доступный внешним пользователям без ограничений, определяет информационную открытость фирмы, характеризует ее «прозрачность». В странах развитой рыночной экономики прозрачность фирмы необходима для привлечения инвесторов на фондовом рынке. В России еще не создались условия для привлечения на фондовый рынок мелких и средних акционеров и поэтому для книжного предпринимательства, как и для остальных сфер предпринимательской деятельности, характерна информационная закрытость, «непрозрачность». В современных экономических и политических условиях российского рынка, когда законодательство не обеспечивает в полной мере защиты бизнеса, информационная открытость фирмы может привлечь внимание не инвесторов, а конкурентов, стремящихся вытеснить предпринимателя с рынка путем использования административных ресурсов и силовых приемов. Эпоха «силового предпринимательства», к сожалению, еще не прошла.

В силу вышесказанного информационная безопасность фирмы имеет особо важное значение, пренебрежение ею повышает риск разорения фирмы и ее ликвидации либо риск перехода фирмы к другим владельцам. Крупные фирмы вынуждены создавать систему информационной безопасности, хотя они гораздо более устойчивы, чем малые фирмы.

Прочность информационной безопасности фирмы определяется степенью цивилизованности методов, используемых в конкурентной борьбе, т.е. в борьбе за потребителя. Для книжного дела характерна внутриотраслевая конкуренциямежду издателями, между книготорговыми фирмами. Цивилизованные методы конкуренции включают развитие новых каналов книгораспространения, ассортиментную и ценовую политику, рекламу, снижение затрат и использование информационных технологий. К нецивилизованным методам следует отнести силовые методы, промышленный шпионаж, сообщение неверной информации, включение в договоры пунктов, которые заведомо невозможно выполнить и нарушение которых ведет к ликвидации фирмы. Последний прием наиболее часто применяется к начинающим предпринимателям или к малым фирмам, не имеющим правовой службы. Юридическая безграмотность предпринимателя может обернуться тяжелыми последствиями для его дела: лучше затратить средства на квалифицированную юридическую консультацию, чем «просмотреть» риск потерять все.

 

Коммерческая тайна и ее защита

В системе информационной безопасности фирмы, преграждающей доступ конкурентам к достоверной информации о деятельности фирмы, ведущее место занимает понятие коммерческой тайны. В российском законодательстве дана характеристика служебной, коммерческой и банковской тайны.

«Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору» (ст. 139 ГК РФ).

В Федеральном законе от 26 января 1996 г. «О банках и банковских вкладах» в ст. 26 говорится, что кредитная организация, Банк России, гарантирует тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, т.е. соблюдает банковскую тайну. В ст. 32 Налогового кодекса установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. В ст. 102 этого кодекса разъясняется, что налоговую тайну составляют «любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике». Исключения составляют сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о нарушениях налогового законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Более общим понятием, чем коммерческая тайна, является предпринимательская тайна, в которую наряду с коммерческой входят техническая, производственная и служебная тайна.

Для создания системы защиты предпринимательской тайны предприниматель должен принять решение о том, какие сведения:

· нельзя скрывать от партнеров по рынку;

· необходимо скрывать от юридических и физических лиц;

· подлежат обязательной охране, что для этого следует сделать и сколько это будет стоить.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся:

· учредительные документы;

· документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью;

· документы о платежеспособности фирмы;

· сведения о финансовых результатах, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также сведения о наличии вакансий.

Остальные сведения предприниматель обязан предоставлять по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и ряда других.

Для формирования перечня (номенклатуры) сведений, составляющих коммерческую тайну, на фирме создается группа из специалистов, занимающихся финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями о конкурентах, проведением договорной работы с поставщиками и покупателями, ведущими разработчиками новых каналов и методов продаж, менеджеров по формированию издательских портфелей и планов выпуска, юриста и др. Получают защиту сведения о планируемой продукции издательства (до определенной стадии, на которой необходимо обозначить издание в перспективной информации, начинать развертывание рекламной кампании); нововведения, представляющие ноу-хау фирмы; новые методы организации производства, труда, финансирования; результаты научных исследований; программное обеспечение. К защищаемойделовой информации обычно относят: сведения о заключенных и подготавливаемых договорах; данные о поставщиках и покупателях; обзоры рынка; результаты маркетинговых исследований; информацию о переговорах; калькуляцию себестоимости товаров и услуг, структуру и уровень цен, уровень планируемой прибыли; планы инвестиций; данные об отдельных категориях персонала фирмы и др.

Для всех сведений устанавливается срок, в течение которого они составляют коммерческую тайну, а также уровень доступности к ним для разных категорий персонала (например, уровень особой важности, 1-й уровень, 2-й уровень). Информация в электронном виде обеспечивается электронной системой защиты и системой доступа через пароли и идентификаторы, которые разрешают или запрещают доступ при совпадении или несовпадении идентификатора пользователя и электронного документа. Документы на бумажных носителях хранятся в канцелярии или текущем архиве делопроизводства и имеют гриф степени секретности. Для ознакомления с документом при отсутствии права доступа выдается соответствующее разрешение, о доступе к документу делается отметка в его формуляре. Для такого рода документов при необходимости формируется особая система делопроизводства и документооборота.

Особую группу составляют меры противодействия скрытым способам получения коммерческой информации (промышленному шпионажу). К ним относятся:

· проверка и опломбирование телефонных аппаратов на предмет обнаружения подслушивающих закладок («жучков»);

· контроль вводных телефонных коробок;

· создание собственной службы обслуживания телефонных аппаратов и телефонных линий;

· установка на телефонные аппараты устройств защиты (скрэмблеров);

· установка закрытой телефонной связи;

· введение в телефонные переговоры условных шифров;

· контроль на прослушивание помещений, в которых ведутся конфиденциальные переговоры или проводятся закрытые заседания;

· противодействие средствам технической разведки на вычислительной технике;

· ограничение доступа к вычислительной технике;

· использование локальных вычислительных сетей для обработки информации, представляющей собой коммерческую тайну.

Служба безопасности фирмы

Система безопасности фирмы направлена на устранение определенных видов рисков. К системе безопасности относятся:

· техника безопасности производства и торговли;

· охрана труда;

· юридическое обеспечение правовой безопасности договоров и контрактов;

· система охраны материальных ценностей;

· повышение квалификации и заинтересованности персонала;

· обеспечение личной безопасности предпринимателя и персонала.

Крупные западные фирмы тратят на содержание системы безопасности до 25% своего дохода. Предприниматель должен не только позаботиться о системе безопасности, но и предусмотреть соответствующую статью затрат. Для обеспечения комплекса мер по безопасности на крупных фирмах создаются службы собственной безопасности. Примерная структура такой службы:

 

Далеко не каждая фирма может позволить себе создавать и развивать собственную службу безопасности в полном масштабе, к тому же избыточная служба безопасности влечет не только повышенные траты, но может сама по себе стать источником, отрицательно влияющим на эффективность предпринимательской деятельности. Принцип эффективной безопасности: стоимость мероприятий по безопасности не должна превышать стоимость потерь от несанкционированного доступа к «секретам фирмы». Для средних и малых фирм выгоднее заключать договор с соответствующими охранными фирмами.

 

Проверьте себя

· Дайте определение предпринимательства в книжном деле.

· Какие объективные причины возникновения риска в предпринимательской деятельности?

· Основные принципы классификации рисков.

· Принципы нейтрализации рисков включают … ?

· Объясните сущность диверсификации.

· Почему диверсификация обеспечивает устойчивость фирмы?

· Виды страхования.

· В чем состоит риск страхователя?

· Дайте определение эластичности спроса по цене.

· Почему невыгодно снижать цены на учебники для школ в летний период?

· Что представляет собой предпринимательская тайна?

· В чем отличие предпринимательской тайны от коммерческой?

· Какие сведения составляют предпринимательскую тайну?

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...