Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом. Простейшие методики самооценки работоспособности

Цель занятия:

Формирование у обучающихся общекультурной компетенции (ОК-5) –готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (ПК-7)– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

1. Знать: простейшие методики самооценки работоспособности; методы определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) по частоте сердечных сокращений (ЧСС), измерению артериального давления (АД); симптомы утомления и переутомления после нагрузок различной величины; примерную форму ведения дневника самоконтроля.

2. Уметь: использовать простейшие методы самооценки работоспособности; определять функциональное состояние ССС по ЧСС, измерять АД; проводить самонаблюдение, используя объективные и субъективные показатели контроля; вести дневник самоконтроля.

3. Владеть навыками самоконтроля.

План занятия:

1. Сущность самоконтроля. Дневник самоконтроля.

2. Простейшие методики самооценки работоспособности.

3. Ход занятия.

 

Сущность самоконтроля. Дневник самоконтроля

 

Самоконтроль – самостоятельные регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм занятий физкультурно-спортивной деятельности с помощью простых и доступных приёмов. Самостоятельные регулярные наблюдения имеют воспитательное значение, учат: осознанно относится к занятиям физической культурой и спортом; правильно планировать свой распорядок дня, рационально питаться; соблюдать правила гигиены, закаливания и т.д. Самоконтроль позволяет своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, внести коррективы в учебно-тренировочный процесс, предупредить переутомление или перетренированность [19].

Показатели, которыми пользуются для самонаблюдения, условно делят на субъективные и объективные.

Субъективными показателями считаются самочувствие, настроение, сон, аппетит, состояние функции пищеварения, работоспособность, желание тренироваться и другие ощущения. Показатели, которые можно выразить в количественных (цифровых) обозначениях называются объективными, к ним относятся: частота ударов пульса (ЧСС); число дыханий (кол-во вдохов за 1 мин.); вес (кг.); жизненная ёмкость лёгких (мл.); сила кисти (кг.); спортивные результаты (мин., сек., кг., м., см. и др.) и т.д. [42].

Результаты самонаблюдений записывают в специальный дневник – дневник самоконтроля (Таблица 1) [19]. Объём показателей самоконтроля зависит от контингента занимающихся и задач спортивной тренировки. Для студентов достаточно 5-6 показателей (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, пульс, вес тела), а для спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, кроме перечисленных ещё и данные физического развития и тренировочных нагрузок, а также спортивные результаты (достижения).

 

Таблица 1

 

Ведение дневника самоконтроля (примерная форма)

  № п/п Субъективные и объективные показатели Дата
01.09. ____ г. 02.09. ____ г. 03.09. ____ г.
1. Самочувствие Хорошее Хорошее Удовлетворитель-ное, небольшая усталость
2. Сон 8 ч., хороший 8 ч., хороший 8 ч., засыпаю с трудом
3. Аппетит Отличный Хороший Удовлетворитель-ный
4. Пульс в минуту: лёжа стоя разница до занятия после занятия   60 уд./мин. 72 уд./мин.   60 уд./мин. 72 уд./мин.   62 уд./мин. 72 уд./мин.   62 уд./мин. 78 уд./мин.   68 уд./мин. 78 уд./мин.   64 уд./мин. 70 уд./мин.
5. Масса тела, кг. 64,5 65.0
6. Тренировочные нагрузки Подтягивание 3х10 раз; ускорения 4х20 м.; бег 100 м.; бег в медленном темпе 3000 м. Нет Стритбол; подтягивание 3х10 раз
7. Нарушения режима Нет Пришёл поздно, отмечали день рождения Нет
8. Болевые ощущения Нет Нет Боль в колене
9. Спортивные результаты Подтягивание – 10 раз; бег 100 м. – 13.4 сек. Нет Первое место в составе сборной института по стритболу; подтягивание – результат тот же

 

При длительной и напряжённой мышечной активности может наступить утомление. Чаще всего это происходит вследствие истощения энергетических ресурсов организма человека при чрезмерном накоплении в работающих мышцах и в крови продуктов обмена [42]. Такое состояние приводит к снижению работоспособности, уменьшению мышечной силы, ухудшению точности и координации движений и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не совместимые с жизнью. Скорость наступления утомления зависит от многих факторов. Чаще всего утомление связано с длительной и интенсивной физической нагрузкой. Чем выше интенсивность нагрузки, тем быстрее появляется утомление. Оно может возникнуть и при длительной монотонной работе умеренной интенсивности, а также при нервно-психических нагрузках и по другим причинам. Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма человека в работоспособное состояние [19; 57; 87]. Эффективное средство снижения утомляемости – правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц. О степени утомления можно судить по внешним субъективным признакам (Таблица 2) [49].

 

Таблица 2

Схема оценки степени утомления

(цит. по С.Н. Кучкину и В.М. Ченегину, 1981)

Симптомы Степень утомления Признаки недовосстановления после предельных нагрузок
Лёгкое (незначительная нагрузка) Сильное (большая нагрузка) Очень сильное (предельная нагрузка)
Окраска кожи Лёгкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное в течение несколь-ких дней, необычная бледность Бледность сохраняется
Потоотделение Лёгкое или среднее в зависимости от температуры среды Сильное, выше пояса Очень сильное, в том числе и ниже пояса Потение ночью
Движения Уверенные Увеличение ошибок, появление неуверенности Дискоординация, вялость, стабильная неточность, явные ошибки, «шатающиеся» движения Нарушение в движениях и бессилие в занятиях через 24-48 часов отдыха, сниженная точность
Сосредоточение Нормальное, полное внимание, нет нервозности Невнимательность, понижение восприимчивости, сниженная способность к дифференцировке Сильно сниженная сосредоточенность и замедленная реактивность, нервозность Невнимательность, неспособность к исправлению ошибок, неспособность сосредоточиться при умственной работе через 24-48 часов
Общее самочувствие Нет жалоб, выполнение всех заданий на тренировке Мышечная слабость, затруднённое дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная работоспособность Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота или рвота, «жжение» в груди, «кислое» состояние Расстройство засыпания, боль в мышцах и суставах, бессилие, понижение физической и умственной работоспособности, учащение ЧСС через 24 часа
Готовность к движениям Стойкое желание продолжать тренировку Пониженная активность, стремление затягивать отдых, но готовность продолжать тренировку Желание полного покоя и прекращения тренировки, «капитуляция» Нежелание возобновлять тренировку на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера
Настроение Приподнятое, радостное (особенно в коллективе) «Приглушенное», но радостно при успехе, радость по поводу предстоящей тренировки Сомнения в ценности и смысле занятий перед новой тренировкой Подавленность, сомнения в ценности тренировок, поиск причин для пропуска тренировки

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...