Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом. Простейшие методики самооценки работоспособностиЦель занятия: Формирование у обучающихся общекультурной компетенции (ОК-5) –готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (ПК-7)– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. 1. Знать: простейшие методики самооценки работоспособности; методы определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) по частоте сердечных сокращений (ЧСС), измерению артериального давления (АД); симптомы утомления и переутомления после нагрузок различной величины; примерную форму ведения дневника самоконтроля. 2. Уметь: использовать простейшие методы самооценки работоспособности; определять функциональное состояние ССС по ЧСС, измерять АД; проводить самонаблюдение, используя объективные и субъективные показатели контроля; вести дневник самоконтроля. 3. Владеть навыками самоконтроля. План занятия: 1. Сущность самоконтроля. Дневник самоконтроля. 2. Простейшие методики самооценки работоспособности. 3. Ход занятия.
Сущность самоконтроля. Дневник самоконтроля
Самоконтроль – самостоятельные регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм занятий физкультурно-спортивной деятельности с помощью простых и доступных приёмов. Самостоятельные регулярные наблюдения имеют воспитательное значение, учат: осознанно относится к занятиям физической культурой и спортом; правильно планировать свой распорядок дня, рационально питаться; соблюдать правила гигиены, закаливания и т.д. Самоконтроль позволяет своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, внести коррективы в учебно-тренировочный процесс, предупредить переутомление или перетренированность [19]. Показатели, которыми пользуются для самонаблюдения, условно делят на субъективные и объективные. Субъективными показателями считаются самочувствие, настроение, сон, аппетит, состояние функции пищеварения, работоспособность, желание тренироваться и другие ощущения. Показатели, которые можно выразить в количественных (цифровых) обозначениях называются объективными, к ним относятся: частота ударов пульса (ЧСС); число дыханий (кол-во вдохов за 1 мин.); вес (кг.); жизненная ёмкость лёгких (мл.); сила кисти (кг.); спортивные результаты (мин., сек., кг., м., см. и др.) и т.д. [42]. Результаты самонаблюдений записывают в специальный дневник – дневник самоконтроля (Таблица 1) [19]. Объём показателей самоконтроля зависит от контингента занимающихся и задач спортивной тренировки. Для студентов достаточно 5-6 показателей (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, пульс, вес тела), а для спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, кроме перечисленных ещё и данные физического развития и тренировочных нагрузок, а также спортивные результаты (достижения).
Таблица 1
Ведение дневника самоконтроля (примерная форма)
При длительной и напряжённой мышечной активности может наступить утомление. Чаще всего это происходит вследствие истощения энергетических ресурсов организма человека при чрезмерном накоплении в работающих мышцах и в крови продуктов обмена [42]. Такое состояние приводит к снижению работоспособности, уменьшению мышечной силы, ухудшению точности и координации движений и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не совместимые с жизнью. Скорость наступления утомления зависит от многих факторов. Чаще всего утомление связано с длительной и интенсивной физической нагрузкой. Чем выше интенсивность нагрузки, тем быстрее появляется утомление. Оно может возникнуть и при длительной монотонной работе умеренной интенсивности, а также при нервно-психических нагрузках и по другим причинам. Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма человека в работоспособное состояние [19; 57; 87]. Эффективное средство снижения утомляемости – правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц. О степени утомления можно судить по внешним субъективным признакам (Таблица 2) [49].
Таблица 2 Схема оценки степени утомления (цит. по С.Н. Кучкину и В.М. Ченегину, 1981)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |