Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аргументы «за» и «против» признания прецедента формой российского права
2.3. Договор с нормативным содержанием Договор, по мере развития общества, постепенно становится одним из первостепенных и весьма значительных источников права, роль которого существенно повышается в демократическом государстве, в эпоху глобализации экономики, социальной сферы жизни. С помощью договора в международно-правовой сфере регулируется весь спектр экономических, политических и иных отношений. В пределах национальных социально-политических и экономических систем договор также приобретает особую значимость. Договор с нормативным содержанием стал одним из основных источников современного российского права, с его помощью регламентируются различные стороны общественной и государственной жизни. В юридической науке имеются различные подходы к понятию договора: · договор в частном праве – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ГК РФ ст. 420); · договор в публичном праве – соглашение сторон, выражающее их волю к установлению, изменению или прекращению их прав или обязанностей, к совершению или воздержанию от совершения юридических действий.[121] Договор с нормативным содержанием представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках международного и национального права. Это соглашение двух и более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.[122] Более пространное определение можно сформулировать следующим образом: нормативный договор – это договорный акт, устанавливающий правовые нормы, обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.[123] Анализ признаков нормативного договора позволяет уяснить его сущность, а также соотношение нормативного договора с гражданско-правовым договором и нормативным актом. Нормативные договоры обладают следующими признаками: во-первых, универсальные договорные признаки: согласительный характер; добровольность заключения, т.е. свободное волеизъявление сторон; взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; во-вторых, особые признаки, присущие только нормативному договору: · содержат в себе правовые нормы – правила общего и обязательного характера. Общий и абстрактный характер нормы заключается в многократности ее применения, а также в распространении е действия на неопределенный круг лиц. Обязательность норм такого договора обеспечивается возможность государственного принуждения; · является актом договорного (согласительного) правотворчества, а не актом реализации права или его толкования. Исходя из этого, нормативный договор исследователи рассматривают, как «договор о правовых нормах, как соглашение об установлении, изменении или отмене норм права;[124] · преимущественно публичный характер, который проявляется в том, что: сторонами данного договора чаще всего выступают публичные институты (государство в целом, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и их филиалы, органы местного самоуправления, общественные объединения и т.д.); в нормативном договоре, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а публичная воля – воля его сторон, субъектов договора; основной целью заключения нормативного договора является публичная, общественно полезная цель; · нормативные договоры возникают только на основе конституционных и обычных законов, а не подзаконных актов; · наличие в содержании, наряду с традиционными правовыми нормами, иных норм – норм-намерений, норм-согласований и др., а также возможность в плане реализации «договорных» принципов и норм, содержащихся в нормативных договорах, издания подзаконных актов и заключения на их основе новых, частных договоров и др.; · специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с исполнением договора (Конституционный Суд РФ, уставные суды или специальные согласительные процедуры).[125] На основе собственных особых признаков осуществляется квалификация нормативных договоров: - по отраслевой принадлежности – конституционные, административные договоры с нормативным содержанием, соглашения и коллективные трудовые договоры; - по функциональным, целевым и содержательным особенностям – учредительные договоры, договоры-соглашения о разграничении компетенции и др.; - по временным параметрам – срочные и бессрочные договоры; - по особенностям предмета регулирования – договоры по общим вопросам, договоры специального характера и др. Договоры с нормативным содержанием можно классифицировать на внутригосударственные и международные. Внутригосударственные договоры представляют собой общий договор, определяющий основы формы государственного устройства страны и взаимоотношений между государством и его частями, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти страны и органами государственной власти субъектов, соглашения о делегировании полномочий, соглашения между общими и региональными органами власти.[126] Международный договор - это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления или прекращения их прав и обязанностей. Например, Договор о Содружестве Независимых Государств, Договор о нераспространении ядерного оружия и другие. Международные договоры классифицируются по различным основаниям: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры по специальным вопросам. Каждый из них содержит в себе общие правила поведения и выступает как результат согласования воль субъектов – участников договора. В ряде государств, включая Россию, международные договоры, в которых они участвуют, рассматриваются как составная часть правовой системы. Союзы государств также образуются на договорной основе. Так, например, конфедерации и федерации являются чаще всего результатом соглашений, которые устанавливают новый порядок и, следовательно, имеют значение формы права. Такие договоры называют учредительными.[127] Международные договоры делятся на межгосударственные, заключаемые на уровне руководителей государств; межправительственные, заключаемые руководителями исполнительной власти государств; межведомственные, регулирующие отношения на уровне органов государственной власти различных государств. Юридическая сила нормативного договора определяется статусом субъекта договорного правотворчества. Одни из них приобретают юридическую силу и правовой характер по причине того, что сторонами их, или одной из сторон, являются официально признанные правообразующие субъекты правотворчества – государство в целом – федерация, государственные органы, субъекты федерации и т.д. Например, договоры об образовании федерации, договоры о сотрудничестве между субъектами федерации. Другие нормативные договоры приобретают юридическую силу и правовой характер по причине того, что их образование и функционирование в виде правовых и, собственно, в виде источников права, санкционируется государством (например, коллективный трудовой договор). Нормативный правовой акт Ведущей, наиболее распространенной формой современного права являются нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.[128] Свойства нормативного правового акта: - письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствует правилам юридической техники; - издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции в установленной форме; - нормативный характер, предназначен для регулирования общественных отношений; - обладает юридической силой; - входит в единую систему законодательства, в соответствии со строгой иерархией. Юридическая сила нормативного правого акта определяет его место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования, и означает: во-первых, обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим органом, акту, принятому вышестоящим органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне; во-вторых, место акта в иерархии нормативных правовых актов, соответствие, соподчиненность актов.[129] Классификация нормативных правовых актов возможна по различным основаниям. За основу классификации традиционно берутся такие критерии как юридическая сила, сфера действия, компетенция правотворческого органа и т.д.
Понятие и виды законов Нормативные правовые акты классифицируются на законы и подзаконные акты по признаку юридической силы. Закон – это нормативный правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений. Законы отличаются от иных нормативных правовых актов следующими признаками: · особый порядок принятия, изменения и отмены. Процедура принятия закона отличается определенной сложностью и ее основные требования устанавливаются конституцией. Принятие закона может быть инициировано ограниченным кругом лиц – субъектами законодательной инициативы, осуществляется законодательным органом власти или гражданами на референдуме. Создание закона осуществляется в соответствии с установленными правилами законодательного процесса, в котором участвует большой круг лиц. Как правило, обсуждение законопроекта осуществляется в несколько стадий и имеет открытый характер. Закон принимается голосованием и подлежит официальному опубликованию. Изменение и отмена закона осуществляется в таком же порядке, что и принятие. Это объясняет относительную стабильность и неизменность закона, по сравнению с иными нормативными правовыми актами; · опосредование наиболее важных общественных отношений, преследование стратегических целей, интересов и задач. Предмет регулирования является одним из наиболее неопределенных признаков закона как нормативного правового акта. Можно выделить следующие группы вопросов, подлежащие регулированию федеральными законами: · первичный характер содержащихся в законе норм. В отличие от большинства подзаконных актов закон может регулировать отношения, которые ранее правом не регулировались. Следовательно, закон имеет первичный характер по отношению к подзаконным актам, которые развивают его положения и издаются на его основе и во исполнение; · обладание высшей юридической силой. Закон обладает высшей юридической силой, которая выражается в том, что иные нормативные правовые акты должны соответствовать законам, отмена и изменение законов такими нормативными правовыми актами невозможны. При несоответствии подзаконного акта закону подлежит применению закон, па противоречащий ему акт должен быть приведен в соответствие с законом. Наивысшей юридической силой обладает конституция. При этом федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам, а законы субъектов федерации – принятым по вопросам совместного ведения и ведения федеральным законам; · принятие законодательным органом власти или непосредственно населением. Именно в законе, а не в подзаконных актах, воля народа получает более непосредственное выражение: в создании подзаконных актов ни сами граждане, ни избранные ими представители могут не участвовать; · типичность и устойчивость регулируемых отношений. Закон призван урегулировать, прежде всего, «сложившиеся и прошедшие длительную проверку практикой общественные отношения».[130] Классификация законов может проводиться по различным основаниям: I. По юридической силе – конституционные и обыкновенные, II. По субъектам законотворчества – принятые в результате референдума или законодательным органом. III. По предмету правового регулирования – конституционные, административные, гражданские, уголовные, трудовые и т.д. IV. По сроку действия – постоянные и временные. V. По характеру – текущие и чрезвычайные. VI. По сферам действия – общефедеральные и региональные. VII. По степени систематизации – обычные и кодифицированные. VIII. По объему регулирования – общие и специальные.[131] Самое большое значение среди всех законов отводится конституции – нормативному правовому акту высшей юридической силы, закрепляющему основы государственного и общественного строя, правовой статус личности, разделение властей и иные важнейшие государственные положения. Ей присуще юридическое верховенство в иерархии действующих источников права. По степени возрастания легитимности, т.е. одобрения народом конституционных положений, конституции можно различать как принятые непосредственно народом на референдуме; парламентом; учредительным (конституционным) собранием, депутаты которого избираются путем всеобщего голосования; путем октроирования (жалования монархом основного закона своему народу).[132] По форме закрепления положений конституции могут быть: · едиными, представленными одним официальным документом; · комплексными, состоящими из группы конституционных законов; · комбинированными, складывающимися из различных частей: судебных прецедентов, конституционных соглашений, обычаев и традиций. По возможности внесения конституционных изменений основные законы могут быть классифицированы как гибкие, меняющиеся на основе принятия обычных законов; жесткие, требующие референдума по данному вопросу или принятия специальных законов о поправках в конституцию.[133] По юридической силе, порядку принятия и предмету регулирования в Российской Федерации различаются следующие виды законов: I. Федеральный уровень: 1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года:Конституция является основным законом, обладающим высшей юридической силой по отношению ко всем источникам права, имеет прямое действие и применяется на всей территории государства. Она служит базой для текущего законодательства, которое развивает ее положения. Ее принятие и изменение – специально усложненный процесс, который может быть инициирован ограниченным кругом лиц.[134] Конституция имеет многоцелевой и многофункциональный характер, являясь не только юридическим, но и политическим, идеологическим, социальным и экономическим актом, учредительным документом.[135] 2. Законы о поправке к Конституции Российской Федерации. Данными законами вносятся любые изменения в гл.3-8 Конституции Российской Федерации. Например: Закон РФ о поправке к Конституции России от 30.12.2008 N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». Порядок внесения предложения о поправке к Конституции, принятия, одобрения и вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». 3. Федеральные конституционные законы (ФКЗ). Например: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Такие законы принимаются только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией России, и должны быть приняты и одобрены квалифицированным большинством голосов парламента Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции России и им должны соответствовать федеральные законы. 4. Федеральные законы (ФЗ): а) федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Особенность этих актов в том, что в результате их принятия международные акты включаются в отечественную правовую систему. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции России, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Поэтому, такой документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами. Например: Федеральный закон от 29.05.2003 N 62-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов»; б) кодифицированные федеральные законы. Кодифицированные акты создаются в соответствии с особенными правилами юридической техники и характеризуются сложной структурой и высокой степенью обобщенности норм.[136]. Конституция Российской Федерации не предусматривает большей юридической силы кодифицированных актов, но в тоже время системообразующая роль требует признания за ними большего авторитета. Многими кодексами закрепляется приоритет их норм по отношению к иным нормативным правовым актам. Например, ст. 3 Семейного кодекса РФ гласит: «Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации»; в) текущие федеральные законы, например ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». II. Региональный уровень 1. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. Например: Конституция Республики Татарстан 1992 года; Устав города Москвы от 28 июня 1995 года; Устав Архангельской области от 23 мая 1995 года. 2. Конституционные законы субъектов Российской Федерации. Например: Конституционный Закон Чеченской Республики от 2 декабря 2008 г. N 2-РКЗ «О Парламенте Чеченской Республики». 3. Законы субъектов Российской Федерации: текущие и кодифицированные. Например: Закон Вологодской области от 26.04.2005 N 1261-ОЗ (ред. от 26.10.2009) «О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области». Подзаконные акты Подзаконные акты– это разновидность нормативных актов, которые принимаются в соответствии с законом, на основании его и не должны противоречить ему. Признаки подзаконных актов: · их принятие, опубликование и вступление в действие осуществляется в упрощенном порядке. Порядок принятия подзаконных актов существенно различается в зависимости от вида, но в целом они принимаются по более простой процедуре, чем законы, и поэтому используются для оперативного реагирования на потребности общества в правовом регулировании. Они подлежат обязательной государственной регистрации, которая имеет разрешающий характер (кроме актов президента правительства);[137] · правотворческая компетенция органов, их принимающих, определяется в законе или ином нормативном правовом акте. Правотворческая компетенция издающих подзаконные акты органов определяется законами или иными нормативными правовыми актами. · они опосредуют нормы законов. Содержательная зависимость подзаконных нормативных правовых актов от закона заключается в том, что последние конкретизируют, дополняют, организационно и иным образом обеспечивают реализацию норм закона, т.е. подзаконные акты создают механизм реализации законов. · высокая степень неоднородности, которая обусловлена относительно большим количеством субъектов подзаконного правотворчества и с различными целями принятия подзаконных актов. · их соотношение с законами выражается в таких юридических формулах, как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и т.п.[138] Подзаконные нормативные правовые акты, в зависимости от субъекта правотворчества и юридической силы можно разделить на подзаконные акты государственной власти (федеральный и региональный уровни), а также выделить две особые группы: нормативные акты органов местного самоуправления и локальные нормативные правовые акты.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |