Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различия между миссией и целями предприятия

Любое предприятие как сложная социально-экономическая система имеет многоцелевой характер. В процессе функциони­рования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и опе­ративных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам (табл. 18).

Таблица 18

Примерная классификация целей предприятия

Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимае­мыми и сформулированы в терминах, отражающих перспектив­ное, будущее состояние предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, Предъявляемых к их содержанию и форме (схема 45).

Схема 45

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование ме­роприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточне­ние. Цели определяются одним лицом — собственником пред­приятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов (схема 46).

Схема 46

ПРОЦЕСС ПОСТАНОВКИ И ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

При постановке нескольких целей в организации важное зна­чение приобретает всесторонний учет горизонтальных и верти­кальных связей и взаимодействия между ними (схемы 47, 48).

Схема 47

СВЯЗИ МЕЖДУ ЦЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Схема 48

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ЦЕЛЕЙ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ (ПЕРЕСМОТР)

 

Для упорядочения целей предприятия и его структурных под­разделений специалисты рекомендуют моделировать их иерархию, т.е. использовать настроение древовидного графа, основание ко­торого образуют задачи нижнего уровня — рабочих мест (схема 49).

 

 

Схема 49

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Структуризация целей предприятия может быть произведена по различным критериям, в том числе:

· по уровню декомпозиции или обобщения (корпоративный, средний и оперативный);

· по видам деятельности и функциям (менеджмент, марке­тинг и т.д.);

· по стратегическим направлениям (развитие, выживание, стабилизация и др.);

по внутреннему содержанию и назначению (социальные,- экономические и др.) (схема 50).

 

Схема 50

ПРИМЕР СТРУКТУРИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены примерно следующим образом:

· предоставление необходимых (соответствующих) обществу товаров и услуг;

· достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;

· накопление необходимых средств для развития бизнеса;

· увеличение доли рынка на %;

· повышение качества выпускаемой продукции;

· сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на дней/часов;

· выход на новые рынки сбыта;

· снижение затрат на единицу товара %;

· на освоение новых видов товаров и услуг.

На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц (табл. 19).

Схема 19

Примеры постановки целей функциональным службам предприятия

 

Основная цель товара производителя — создание высокорен­табельного предприятия по производству конкурентоспособной продукции (изделий) мирового уровня качества и оказание раз­личного рода услуг потребителям на основе постоянного повы­шения личной заинтересованности, в том числе и материальной, непосредственных участников производства, его сотрудников, а также акционеров.

Достижение этой цели невозможно без всестороннего учета возрастающих запросов потребителей, дилеров, поставщиков, государства и всех тех, чьи интересы близки к производителю. Поступая справедливо, добросовестно и разумно со всеми, с кем производитель имеет дело, можно наилучшим образом за­щищать интересы акционеров, сотрудников и обеспечивать дол­госрочную рентабельность предприятия.

Если действовать по такой схеме, то предприятие может ус­пешно и эффективно решать целую систему взаимосвязанных целей:

· предоставлять потребителям разнообразную продукцию (изделия) и услуги высокого качества;

· обеспечивать рост продаж и прибыли, добиваться устой­чивого финансового положения предприятия и неуклон­ного повышения дохода с общего акционерного капитала;

· сохранить конкурентоспособность за счет повышения ка­чества выпускаемой продукции (изделий), снижения производственных издержек, совершенствования ценовой политики, постоянно сопоставляя достигнутые результа­ты с реалиями рынка;

· непрерывно совершенствовать практику руководства как с точки зрения поставленных целей, так и оценки достиг­нутых результатов;

· создавать и поддерживать на предприятии такую деловую атмосферу и такие взаимоотношения, которые будут способствовать достижению высокого уровня удовлетво­ренности результатами собственного труда каждым в от­дельности и всеми работниками предприятия, чувства гор­дости за причастность к нему;

· добиваться хороших дивидендов для акционеров за счет эффективного управления текущей деятельностью и постоянным поиском новых возможностей.

Если в работе производственного подразделения совершаются ошибки, то в большинстве случаев их причины кроются в том, что энергия, знания и опыт работников не были востребованы и использованы в должной мере. Необходимо призывать работников к участию в совершенствовании методов работы и достижению наилучших результатов, ибо это положительно отражается на деятельности предприятия в целом; необходимо, что-бы личная заинтересованность работников, в том числе материальная, была тесно связана с экономическим благополучием предприятия. Как правило, предприятие располагает определенным объемом информации о своих сотрудниках, которая необходима для ведения документации в соответствии с действующим законодательством. Однако нежелательно вторгаться в чужую жизнь сотрудников, необходимо проявлять максимальную объективность и обеспечивать конфиденциальность имеющейся информации.

Записи в личных делах сотрудников должны носить чисто практический характер, относиться к выполняемой работе и быть предельно точными. Если какие-либо данные окажутся ошибочными,они должны быть исправлены и изъяты. Сотрудник вправе ознакомиться со всеми собранными о нем личными данными , за исключением особых, не подвергающихся разглашению данных,относящихся, например, к планированию его профессионального и должностного роста.

Необходимо:

· во взаимоотношениях с персоналом руководствоваться положениями трудового законодательства Российской Федерации;

· предоставлять только такую работу, которая является про­изводительной и способствует достижению целей, пос­тавленных предприятием;

· разъяснять каждому работнику цель выполняемых им функ­ций и настаивать на необходимости добросовестной и эффективной работы с его стороны;

· создавать на предприятии благоприятные условия для изоб­ретательской и рационализаторской деятельности персо­нала, совершенствования методов работы;

устанавливать справедливые и разумные нормы работы, предоставляя сотрудникам возможность наилучшим обра­зом проявлять свои способности. Обеспечивать благопри­ятные условия работы для выполнения работниками уста­новленных норм выработки (заданий);

· обеспечивать достойный уровень заработной платы и ее стабильную выплату каждому работнику предприятия в зависимости от его личного трудового вклада и качества выполняемой работы;

· поощрять стремление работников к повышению своего об­разовательного и квалификационного уровня, помогать им в совершенствовании приобретенных навыков в работе;

· обеспечивать охрану здоровья и жизни работников на пред­приятии за счет внедрения в производство экологически чистых и безопасных условий труда;

· своевременно предоставлять работникам информацию о деятельности и достижениях предприятия, а также о дру­гих, связанных с их работой и интересующих их вопросах;

· делать все возможное, чтобы между предприятием и проф­союзами, действующими на предприятии, устанавливались отношения, основанные на взаимном уважении и доверии;

· придерживаться стабильной кадровой политики, нацелен­ной на долговременное процветание предприятия, старать­ся обеспечить надежную занятость;

· воздерживаться от принятия на работу лиц, состоящих в близком родстве с администрацией предприятия. Прием на работу родственников других сотрудников следует осу­ществлять только после изучения профессиональных и деловых качеств принимаемых;

· принимать решения, по возможности на более низком административном уровне предприятия, там, где они мо­гут быть компетентно выполнены;

· создавать на предприятии рабочую обстановку, атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, побуждающую людей к работе. По возможности избегать бюрократических и других аналогичных процедур, свойственных другим организациям.

Цели, как и стратегии, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовое состояние должников и др. Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспропорции и т.п. Поэтому в процессе обработки миссии предприятия, целей и стратегий его развития на третьем этапе необходимо оценить многочисленные факторы, которые будут влиять на его деятельность (схема 52). Практическая эффективность стратегии предпринимательского акта зависит от правильной оценки и анализа внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, сразу не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие поли­се макроэкономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую ситуацию и ряд других важных параметров (схема 51). Кроме того, для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.

 

Схема 51

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...