Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Различия между миссией и целями предприятия
Любое предприятие как сложная социально-экономическая система имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам (табл. 18). Таблица 18 Примерная классификация целей предприятия
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективное, будущее состояние предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, Предъявляемых к их содержанию и форме (схема 45). Схема 45 ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом — собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов (схема 46). Схема 46 ПРОЦЕСС ПОСТАНОВКИ И ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
При постановке нескольких целей в организации важное значение приобретает всесторонний учет горизонтальных и вертикальных связей и взаимодействия между ними (схемы 47, 48). Схема 47 СВЯЗИ МЕЖДУ ЦЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Схема 48 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ЦЕЛЕЙ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ (ПЕРЕСМОТР)
Для упорядочения целей предприятия и его структурных подразделений специалисты рекомендуют моделировать их иерархию, т.е. использовать настроение древовидного графа, основание которого образуют задачи нижнего уровня — рабочих мест (схема 49).
Схема 49 ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Структуризация целей предприятия может быть произведена по различным критериям, в том числе: · по уровню декомпозиции или обобщения (корпоративный, средний и оперативный); · по видам деятельности и функциям (менеджмент, маркетинг и т.д.); · по стратегическим направлениям (развитие, выживание, стабилизация и др.); по внутреннему содержанию и назначению (социальные,- экономические и др.) (схема 50).
Схема 50 ПРИМЕР СТРУКТУРИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены примерно следующим образом: · предоставление необходимых (соответствующих) обществу товаров и услуг; · достижение передовых позиций в отрасли, на рынке; · накопление необходимых средств для развития бизнеса; · увеличение доли рынка на %; · повышение качества выпускаемой продукции; · сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на дней/часов; · выход на новые рынки сбыта; · снижение затрат на единицу товара %; · на освоение новых видов товаров и услуг. На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц (табл. 19). Схема 19 Примеры постановки целей функциональным службам предприятия
Основная цель товара производителя — создание высокорентабельного предприятия по производству конкурентоспособной продукции (изделий) мирового уровня качества и оказание различного рода услуг потребителям на основе постоянного повышения личной заинтересованности, в том числе и материальной, непосредственных участников производства, его сотрудников, а также акционеров. Достижение этой цели невозможно без всестороннего учета возрастающих запросов потребителей, дилеров, поставщиков, государства и всех тех, чьи интересы близки к производителю. Поступая справедливо, добросовестно и разумно со всеми, с кем производитель имеет дело, можно наилучшим образом защищать интересы акционеров, сотрудников и обеспечивать долгосрочную рентабельность предприятия. Если действовать по такой схеме, то предприятие может успешно и эффективно решать целую систему взаимосвязанных целей: · предоставлять потребителям разнообразную продукцию (изделия) и услуги высокого качества; · обеспечивать рост продаж и прибыли, добиваться устойчивого финансового положения предприятия и неуклонного повышения дохода с общего акционерного капитала; · сохранить конкурентоспособность за счет повышения качества выпускаемой продукции (изделий), снижения производственных издержек, совершенствования ценовой политики, постоянно сопоставляя достигнутые результаты с реалиями рынка; · непрерывно совершенствовать практику руководства как с точки зрения поставленных целей, так и оценки достигнутых результатов; · создавать и поддерживать на предприятии такую деловую атмосферу и такие взаимоотношения, которые будут способствовать достижению высокого уровня удовлетворенности результатами собственного труда каждым в отдельности и всеми работниками предприятия, чувства гордости за причастность к нему; · добиваться хороших дивидендов для акционеров за счет эффективного управления текущей деятельностью и постоянным поиском новых возможностей. Если в работе производственного подразделения совершаются ошибки, то в большинстве случаев их причины кроются в том, что энергия, знания и опыт работников не были востребованы и использованы в должной мере. Необходимо призывать работников к участию в совершенствовании методов работы и достижению наилучших результатов, ибо это положительно отражается на деятельности предприятия в целом; необходимо, что-бы личная заинтересованность работников, в том числе материальная, была тесно связана с экономическим благополучием предприятия. Как правило, предприятие располагает определенным объемом информации о своих сотрудниках, которая необходима для ведения документации в соответствии с действующим законодательством. Однако нежелательно вторгаться в чужую жизнь сотрудников, необходимо проявлять максимальную объективность и обеспечивать конфиденциальность имеющейся информации. Записи в личных делах сотрудников должны носить чисто практический характер, относиться к выполняемой работе и быть предельно точными. Если какие-либо данные окажутся ошибочными,они должны быть исправлены и изъяты. Сотрудник вправе ознакомиться со всеми собранными о нем личными данными , за исключением особых, не подвергающихся разглашению данных,относящихся, например, к планированию его профессионального и должностного роста. Необходимо: · во взаимоотношениях с персоналом руководствоваться положениями трудового законодательства Российской Федерации; · предоставлять только такую работу, которая является производительной и способствует достижению целей, поставленных предприятием; · разъяснять каждому работнику цель выполняемых им функций и настаивать на необходимости добросовестной и эффективной работы с его стороны; · создавать на предприятии благоприятные условия для изобретательской и рационализаторской деятельности персонала, совершенствования методов работы; устанавливать справедливые и разумные нормы работы, предоставляя сотрудникам возможность наилучшим образом проявлять свои способности. Обеспечивать благоприятные условия работы для выполнения работниками установленных норм выработки (заданий); · обеспечивать достойный уровень заработной платы и ее стабильную выплату каждому работнику предприятия в зависимости от его личного трудового вклада и качества выполняемой работы; · поощрять стремление работников к повышению своего образовательного и квалификационного уровня, помогать им в совершенствовании приобретенных навыков в работе; · обеспечивать охрану здоровья и жизни работников на предприятии за счет внедрения в производство экологически чистых и безопасных условий труда; · своевременно предоставлять работникам информацию о деятельности и достижениях предприятия, а также о других, связанных с их работой и интересующих их вопросах; · делать все возможное, чтобы между предприятием и профсоюзами, действующими на предприятии, устанавливались отношения, основанные на взаимном уважении и доверии; · придерживаться стабильной кадровой политики, нацеленной на долговременное процветание предприятия, стараться обеспечить надежную занятость; · воздерживаться от принятия на работу лиц, состоящих в близком родстве с администрацией предприятия. Прием на работу родственников других сотрудников следует осуществлять только после изучения профессиональных и деловых качеств принимаемых; · принимать решения, по возможности на более низком административном уровне предприятия, там, где они могут быть компетентно выполнены; · создавать на предприятии рабочую обстановку, атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, побуждающую людей к работе. По возможности избегать бюрократических и других аналогичных процедур, свойственных другим организациям. Цели, как и стратегии, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовое состояние должников и др. Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспропорции и т.п. Поэтому в процессе обработки миссии предприятия, целей и стратегий его развития на третьем этапе необходимо оценить многочисленные факторы, которые будут влиять на его деятельность (схема 52). Практическая эффективность стратегии предпринимательского акта зависит от правильной оценки и анализа внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, сразу не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие полисе макроэкономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую ситуацию и ряд других важных параметров (схема 51). Кроме того, для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.
Схема 51 |
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |