Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЫБОР МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Вводные положения

 

Местоположение существенно влияет на конечные результа­ты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решение о местоположении бизнеса является стратегическим.Поэтому обо­снованию места размещения предприятия в бизнес-плане долж­но уделяться особое внимание.

Объективную основу размещения составляет территориаль­ная дифференциация (неоднородность) природных и экономи­ческих условий в пространстве. Экономическая неоднородность пространства, соответственно и мест размещения бизнеса, воз­никает в результате возможной комбинации следующих основ­ных факторов:

· различной интенсивности потребления тех или иных ви­дов продукции и услуг;

· неодинакового распределения необходимых ресурсов;

· неполной мобильности факторов производства (сырья, трудовых ресурсов, недвижимости и др.);

· транспортных расходов на поставки сырья и распределение готовой продукции потребителям;

· особенности местного законодательства (налоги, ограничения, поддержка органов власти и др.);

· естественные и инфраструктурные условия.

Задача состоит в том, чтобы согласовать предъявляемые тре­бования к размещению данного вида бизнеса и реально суще­ствующие или прогнозируемые условия его расположения.

Вопрос о выборе местоположения возникает:

· при создании новой коммерческой организации;

· при необходимости перебазирования фирмы в другое мес­то по тем или иным причинам;

· при создании и перебазировании отдельных структурных подразделений предприятия.

Решение о перебазировании фирмы обычно определяется вы­явленными недостатками прежнего местоположения и (или) очевидными преимуществами нового места. Одновременно по­является риск нарушения старых территориальных связей, так новые еще не созданы и не всегда оказываются оправдан­ии предполагаемые преимущества нового размещения.

При создании нового предприятия принятие решения о место­положении усложняется, так как сохраняется неопределенность исходной информации. Часто предприниматель недостаточно знает будущее поле деятельности, а необходимую информацию он по­дучит только тогда, когда начнет действовать в выбранном месте. Создание новых или перебазирование действующих подразделений фирмы направлено на реализацию специфических преимуществ нового местоположения или устранение недостатков прежнего размещения для определенных потребительских функ­ций, например, близость новых производственных филиалов предприятия к покупателям, перебазирование трудоемких центров в места с более низкой оплатой труда или использование государственных субсидий в особых зонах и районах страны.

В любом случае сначала делается общий выбор региона (зоны, округа, района), т.е. макрорасположения, безотносительно к детальным характеристикам на местности. Далее определяется мик­рорасположение — реальная точка, заданная в конкретных про­странственной и плоскостной структурах и связях с окружающей средой. Выбор наиболее эффективного местоположения осуще­ствляется последовательной разработкой альтернативных вари­антов размещения фирмы и/или ее подразделений.

Альтернативными вариантами местоположения могут быть:

· пространства (площади), пригодные для размещения ком­мерческой организации (ее филиалов) внутри страны и за границей, в больших, средних и малых городах, в дерев­нях и поселках, в центре или на окраине, на центральных магистралях и узловых точках или вдали от них и т.д. — конкретно для каждой определенной точки.

Возможны следующие способы оформления размещения: с помощью покупки, аренды, лизинга или договора о совмест­ном использовании.

Качество местоположения бизнеса определяется соответствием избранного участка принятому в данном районе типу землеполь­зования и близостью к экономической среде. Вместе эти харак­теристики составляют ситус, или экономическое местоположе­ние объекта (схема 89).

 

Схема 89

СИТУС (ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ) МАГАЗИНА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Ситус определяется взаимодействием конкретного варианта землепользования и экономической среды, по крайней мере, на четырех уровнях. На схеме 89 они отмечены условно концен­трическими окружностями, обозначающими ближайшие окрес­тности (2), примыкающую территорию (3), торговую зону (4) и весь регион для торгового бизнеса. Зависимости и связи крупных предприятий могут расширяться до региона, страны или в меж­дународном масштабе (схема 89а).

Внешняя среда для компаний имеет два кольца окружения: ближнее и дальнее. Отношения компаний с организациями ближ­него окружения более широкие, а с организациями дальнего окружения более узкие.

К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами или соглашения­ми в их составе: клиенты, контролирующие организации, парт­еры по бизнесу, финансово-кредитные учреждения, заинтере­сованные внешние физические и юридические лица, конкуренты, законодательная база в соответствующей области деятельности и другие (схема 89а).

Схема 89а

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...