Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональная («равновесная») модель

Считается, что с точки зрения понимания устройства общества и его струк­туры социологи придерживаются одной из двух принципиальных позиций: теории функционализма и теории конфликта (иногда их также называют «равновесной» и «конфликтной» моделями).

Первоначальные попытки социологов создать общую социологическую тео­рию основывались на равновесных моделях общества, на представлениях об относительно стабильной и интегрированной природе его устройства. Пози­ция функционализма (исторически более ранняя) первоначально была сфор­мулирована Гербертом Спенсером, затем развита не менее известным ученым Эмилем Дюркгеймом и продолжает находить своих последователей и сегодня.

Основные принципы функционализма___________________________________

1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них сущест­
вуют внутренние механизмы контроля.


34 Часть I. Основы изучения конфликтов

3. Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или в конце
концов укореняются в обществе.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тка­
нью, сотканной из различных нитей, формируются на основе согласия боль­
шинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Эта систе­
ма ценностей — самый устойчивый остов общественной системы (Смелзер,
1994, с. 24).

«Равновесная» модель исходит из предположения о функциональном един­стве, т. е. гармоничном соответствии и внутренней согласованности различ­ных частей социальной системы. При этом социальный конфликт рассматри­вается как некая патология в существовании социальных систем. Только если по тем или иным причинам их внутренняя гармония нарушается, возможно возникновение рассогласований и конфликтов.

Подобной точки зрения, в частности, придерживался Т. Парсонс, идеи ко­торого нередко оцениваются как наивысшее достижение функционалистско-го направления в социологии. Для Парсонса конфликт деструктивен, дис­функционален и разрушителен. Слову «конфликт» Парсонс предпочитает термин «напряжение» ((епхюп или з!гат), рассматривая конфликт как «энде­мическую» форму болезни социального организма. Озабоченность возмож­ностями социального контроля над конфликтами и их минимизации привела Парсонса к убеждению, что психоаналитики и другие специалисты по психи­ческому здоровью могут играть значительную роль в уменьшении социаль­ных отклонений. По мнению Л. Козера, социологи этой генерации были ори­ентированы на обеспечение поддержания порядка, «равновесия», «сотрудни­чества», что, например, стало программным положением для Э. Мейо и его школы индустриальной социологии. Анализ конфликта начинает подменять­ся изучением неэффективного функционирования и психологической непри­способленности (Созег, 1956, р. 15-31).

Конфликты — вражда, междоусобицы, соперничество и их наиболее ост­рые формы, такие как вооруженные столкновения и войны, — всегда описы­вались в учебниках истории в ряду национальных бедствий, таких как эпиде­мии болезней, голод, стихийные бедствия, разруха и др. Естественно, что в контексте идей согласия, стремления к внутренней интеграции конфликты не могли рассматриваться иначе как «аномалии», которые должны и могут быть исключены из жизни общества при его более правильном и разумном устройстве.

«Конфликтная модель»

Однако реалии социальной жизни доказывали, что эти так называемые «от­клонения» встречаются слишком часто, чтобы рассматривать их как некое досадное исключение из правил или «ненормальность».


Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 35

Уточняя структурно-функционалистекую модель общества, Р. Мертон прежде всего критиковал идею «функционального единства общества», во­преки которой не однородность и единодушие, но конфликт ценностей и столкновения культур являются типичными для современного общества (Бог-линд, 1993, с. 54-55). Таким образом, идее «социального равновесия» была противопоставлена идея «социального изменения» (Танчер, 1994, с. 267), ко­торая в литературе также часто именуется «конфликтной» моделью, или «теорией конфликта».

Основные тезисы теории конфликта Дарендорфа________________________

1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство,
конфликт и подчинение.

2. Общественная структура основана на власти одних групп людей наддруги-
ми, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами,
преподавателей над студентами и т. д.

3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо оттого, осознают
их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различ­
ны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между дело­
выми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами
движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воз­
духа и воды.

4. Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный
класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения,
лобби политической партии и т. д.

5. Классовый конфликт обостряется, если:

а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные
почти полностью лишены ее;

б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить;

в) люди могут свободно организовывать политические группы (Дарендорф,
1959, цит. по: Смелзер, 1994, с. 26).

Таким образом, для функционалистов общество — это устойчивое единое целое, главным элементом которого является согласие его членов в отноше­нии общих ценностей. Сторонники теории конфликта, напротив, исходят из того, что в обществе постоянно происходят изменения и возникают конфлик­ты, в том числе связанные и с подавлением одних членов общества другими.

Модель конфликта и модель согласия изначально были ценностно окра­шены. Даже социал-дарвинисты, признававшие «естественный» характер происхождения конфликтов, расходились во мнении относительно того, яв­ляются ли конфликты «неизбежным злом» или «позитивным фактором есте­ственного отбора» (Социальные конфликты..., 1991, с. 36-37). В то же время для большинства социологов перспектива устранения напряженных ситуа­ций из жизни общества представлялась, бесспорно, гораздо более привлека­тельной, а значит, и конфликты рассматривались главным образом как вре­менное негативное явление, вызванное «неправильностями» в общественном


36 Часть I. Основы изучения конфликтов

устройстве. Усилия ученых были сосредоточены на поиске возможностей из­бегания конфликтов. Сами конфликты интересовали их гораздо меньше.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...