Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часто III. Сеть этапов исследования с помошью интервьюВрезка 11.1. Продолжение Пятый этап представляет собой повторное интервью. Когда исследователь проанализирует и проинтерпретирует уже проведенное интервью, он может «вернуть» свою интерпретацию респонденту. Продолжая «самокорректирующееся» интервью, респондент получает возможность прокомментировать интерпретацию интервьюера, а также расширить свои первоначальные высказывания. Возможный шестой этап может состоять в расширении континуума описания и интерпретации, а также включении в него действий, которые респондент начинает совершать, исходя из нового понимания, пришедшего к нему во время интервью. В таких случаях исследовательское интервью приближается к психотерапевтическому. Изменения могут вносить и действия в более широком социальном контексте — например, действенное исследование, в котором исследователь и его собеседники участвуют вместе на основе знаний, приобретенных ими в ходе интервью. предполагает сокращение большого текста интервью до более кратких, емких формулировок. Категоризация значений состоит в том, что интервью распределяется по категориям и эти категории кодируются. Длинные предложения сводятся к простым категориям типа «+» или «-» (наличие или отсутствие явления), или вводятся просто номера, или шкала от 1 до 5, например, чтобы обозначить степень выраженности явления. Таким образом, категоризация сокращает и структурирует большой текст, сводя его к нескольким таблицам и рисункам. Категории можно разработать заранее, или они могут появиться ситуативно в процессе анализа. Категории можно взять из теории, из разговорного языка или выбрать из собственных выражений респондента. Представленный здесь обзор пяти основных методических подходов к качественному анализу сам по себе является грубой категоризацией качественного многообразия методов анализа. В данном случае категоризация проводилась с точки зрения того, как различные методы генерируют смысл; другие же углы зрения будут порождать другие категоризации. Таким образом, разные типы анализа, ведущие к получению качественных или количественных данных, лингвистических или психологических, приведут к другим категоризациям методических подходов к анализу интервью. Нарративное структурирование включает временную и социальную организацию текста с целью выявления его смысла. Оно сосредоточено на Глава II. Методы анализа истории, рассказанной в ходе интервью, и выявляет ее структуру и сюжет. Если нет спонтанно рассказанных историй, в нарративном анализе можно попытаться создать последовательную историю из множества событий, о которых сообщалось в интервью. Так же как и в случае конденсации значений, нарративный анализ в основном остается в пределах разговорного языка. Нарративное структурирование обычно сокращает текст интервью, однако оно же может и расширить текст, разворачивая потенциал, заложенный в простой истории, и превращая ее в более разработанное повествование. Интерпретация смысла идет от структурирования явных смыслов текста к более глубоким, в той или иной степени спекулятивным интерпретациям текста. Примеры интерпретации смысла можно найти в гуманитарных областях — например, критические интерпретации фильмов или спектаклей или психоаналитические интерпретации снов пациента. В противоположность категоризации, лишающей высказывания контекста, интерпретация воссстанавливает их контекст, помещая их в более широкую систему координат. К примеру, контекстом для интерпретации отдельного высказывания может быть все интервью в целом, а может — целая теория. В отличие от сокращающих текст категоризации и конденсации, интерпретация с большой вероятностью ведет к увеличению объема текста, как это было при интерпретации интервью Гамлета (глава 8, «Интервью Гамлета») или «вопроса о 1000 страницах» (глава 10). Продуцирование смысла посредством ситуативных приемов представляет собой эклектический подход. Чтобы выявить значения и смыслы различных частей материала, можно использовать многочисленные подходы к тексту интервью, основанные на здравом смысле, как и изощренные методы текстового или количественного анализа. Результат такого смыслопо-рождения может быть представлен в словесной форме, в виде чисел, в рисунках и блок-схемах, а также в их сочетаниях. Теперь мы подробно, на примерах, рассмотрим эти пять подходов к анализу интервью, а более подробные руководства по применению тех или иных техник можно найти в упомянутой выше литературе. Конденсацию смысла можно проиллюстрировать феноменологическим анализом интервью, представленного А. Джорджи, а категоризацию значений — анализом интервью из исследования влияния оценок. Нарративный анализ и ситуативный анализ будут описаны очень коротко, но будет дан список литера-ТУРЫ, где эти подходы рассматриваются более подробно. Интерпретация смысла здесь также будет описана вкратце, так как именно она будет основной темой следующей главы. Часть III. Семь этапов исследований с помошою интервью Конденсаиия смысла А. Джорджи применил основанную на феноменологии конденсацию смысла к интервью по поводу обучения, представленному ранее (глава 2, «Исследовательское интервью, посвященное обучению»). Основной целью этого исследования было «...попытаться точно определить, что такое обучение для обычных людей, занимающихся своими повседневными делами, и как совершается обучение» (Giorgi, 1975. Р. 84). Методологическая цель проекта состояла в использовании феноменологии для качественного исследования: «Мы заинтересованы в том, чтобы показать, что исследование можно провести строго и дисциплинированно, не приводя обязательно данные к количественному выражению, хотя и это имеет свою ценность. Основная задача исследования — показать, как можно систематически работать с данными, которые выражены средствами обычного языка» (Там же. Р. 95—96). В таблице 11.1 представлена конденсация значений первых отрывков из интервью об обучении. «Естественные смысловые единицы» ответов респондента приведены в левой колонке, а их основное содержание — в правой. В этом эмпирическом феноменологическом анализе присутствуют пять стадий. Первая — все интервью читается полностью, чтобы получить о нем общее представление. Вторая — исследователь выделяет из высказываний респондента «естественные смысловые единицы» в том виде, как они были высказаны. Третья — доминирующая в естественных смысловых единицах тема формулируется как можно проще. Здесь исследователь пытается читать ответы респондента без предубеждения и определять тему высказывания с точки зрения респондента, но так, как ее понимает исследователь. Четвертый шаг состоит в проверке смысловых единиц с точки зрения конкретной цели исследования. Основные вопросы исследования: «Что такое обучение?» и «Как совершается обучение?». К содержанию смысловых единиц подходили с точки зрения вопроса: «Что данное высказывание говорит мне об обучении?». На пятой стадии существенные, необходимые темы всего интервью связывались воедино в описательное утверждение. Таким образом, метод состоит в конденсации выраженных значений во все более и более сущностный смысл структуры и стиля обучения. Таблица 11.2 содержит сущностные описания стиля обучения, полученные в ответ на вопрос исследователя «Как происходило обучение?». Суш-ностные описания показывают структуру обучения в обыденных ситуациях. Затем Джорджи рассматривает эти структуры в связи со стандартными психологическими теориями учения того времени, долго считавшими межличностный контекст обучения несущественным, то есть отвергавшими тот факт, что обучение — это ярко выраженный межличностный феномен- Глава II. Методы анализа Таблица 11.1 Естественные смысловые единицы и их основное содержание* Естественная единица Основное содержание 1. В первую очередь приходит в голову то, что я узнала от Миртис о внутреннем декоре. Она рассказала мне, как мы видим окружающее. Она теперь по-другому смотрит на разные помещения. Она сказала мне, что, когда ты входишь в помещение, ты обычно не замечаешь, сколько там горзонтальных и вертикальных линий, по крайней мере, не обращаешь на это внимание сознательно. А еще, если взять кого-то, кто понимает в украшении интерьера, он сразу интуитивно почувствует, столько ли там вертикалей и горизонталей, сколько нужно. 2. Так вот, я пришла домой и начала смотреть на эти линии в нашей гостиной, и сосчитала эти горизонтальные и вертикальные линии, многие из них я никогда и не воспринимала как линии. Балка... Действительно, я никогда раньше не думала о ней как о вертикали, просто выступ стены. (Смеется.) 3. Я обнаружила, что было не так с оформлением нашей гостиной: много, слишком много горизонталей и недостаточно вертикалей. Поэтому я - начала двигать вещи и менять их вид. Я передвинула кое-что из мебели и убрала несколько безделушек, какие-то линии замаскировала и... для меня это действительно стало выглядеть по-другому. 4. Это интересно, потому что когда через несколько часов с работы пришел мой муж, я ему сказала: «Посмотри на гостиную — все по-другому». Не зная того, что я обнаружила, он не мог увидеть все так же, как я. Он видел, что все изменилось, видел, что вещи передвинуты, но не мог сказать, что горизонтальные линии были замаскированы, а вертикальные подчеркнуты. Так я почувствовала, что что-то знаю, чему-то научилась. 1. Роль вертикальных и горизонтальных линий в украшении интерьера. 2. Р-т смотрит на горизонтальные и вертикальные линии в своем доме. 3. Р-т обнаружила слишком много горизонтальных линий в гостиной и удачно изменила ее вид. 4. Муж подтвердил изменения, не зная, почему это произошло. i, 1975. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |