Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часто III. Семо этапов исслеЭоВания с помошою интервьюточные и соответствующие вопросу интервьюера ответы, он делает логичные выводы, не противоречит постоянно сам себе, он придерживается темы интервью и не уходит раз за разом в сторону. Хороший собеседник может живо и подробно описывать свою жизненную ситуацию, рассказывает захватывающие истории, которые потом легко анализировать. Респонденты в интервью об обучении, представленном Джорджи в интервью об оценках, были, согласно этим критериям, хорошими собеседниками. Какими бы приятными ни казались респонденты интервьюеру, все же в первую очередь, безусловно, они должны давать в процессе опроса ценные знания по теме исследования. Нарисованный выше портрет идеального респондента похож на представителя интеллектуальной элиты среднего класса, взгляды которого не обязательно соответствуют мнению большинства. Отработанное красноречие и гладкость выражений в некоторых случаях могут маскировать довольно неоднозначное отношение к теме исследования. Идеального респондента не существует — для различных видов интервью подходят разные типы людей, поэтому где-то нужны точные наблюдения свидетеля, где-то — тонкие заключения на основе эмоций и личных переживаний, где-то — способность рассказывать захватывающие истории. Таким образом, все интервьюируемые в трех интервью, приведенных в главе 2, были хорошими собеседниками, соответствующими разным целям — Агафон давал Сократу возможность ловить себя на противоречиях, клиент психотерапевта проживал и познавал эмоциональную природу терапевтического взаимодействия, а женщина, которая научилась украшать интерьеры, давала богатые непосредственные описания обучения в обыденной жизни. Понимая, что у некоторых людей брать интервью труднее, мы все же настаиваем на том, что задача интервьюера — мотивировать на беседу практически любого человека, помочь ему высказаться и получить в результате интервью богатый материал. Квалификация интервьюера Интервьюер сам по себе является инструментом исследования. Хороший интервьюер прекрасно разбирается как в предмете обсуждения интервью, так и в человеческих отношениях. В течение всей беседы интервьюер должен быстро решать — что спросить и как спросить; какие аспекты ответа собеседника начать отслеживать, а какие — нет; какие ответы интерпретировать, а какие — нет. Интервьюер должен обладать знаниями по теме Глава 8. Качество интервою исследования, владеть искусством ведения беседы, хорошо владеть языком и быть чутким к лингвистическим особенностям стиля высказываний собеседника. Он должен иметь вкус к хорошему рассказу и быть в состоянии помочь собеседнику развернуть свое повествование. Мастерство интервьюера приходит с опытом. Чтение книг может лишь направить, практика же остается основным способом постижения ремесла интервьюера. Это не исключает чтение интервью, прослушивание записей и наблюдение за работой более опытных интервьюеров, но все же обучение прежде всего заключается в личном опыте проведения интервью. Уверенность интервьюера приобретается в практике; проведение нескольких пилотажных интервью до начала интервью исследовательского проекта увеличивает способность интервьюера создавать безопасное и стимулирующее взаимодействие. В пилотажные интервью для тренировки можно включать разыгрывание ролей, когда собеседники играют такие, например, роли: роль Молчуна, Болтуна, Интеллектуала или Крутого, который старается управлять ходом интервью. Во врезке 8.2 приведены некоторые критерии квалификации интервьюера, желательные для проведения хорошего интервью, то есть интервью, дающего обширные знания и соответствующего этическому требованию создания благоприятной для собеседника ситуации. Врезка 8.2 Критерии квалификации интервьюера 1. Знания. Обладает широкими познаниями по теме интервью, может поддерживать разговор по теме на должном уровне. Знакомство с основными аспектами темы позволит интервьюеру понять, какие проблемы важно исследовать, не стараясь при этом блеснуть своими знаниями. 2. Структурирование. Вводит цель интервью, подчеркивает течение всей процедуры, заканчивает интервью, например, несколькими словами о том, что собеседники узнали в процессе разговора, а также интересуется, нет ли у интервьюируемого каких-либо вопросов, касающихся ситуации. 3. Ясность. Задает ясные, простые и короткие вопросы; говорит отчетливо и понятно; не использует научные выражения или профессиональный жаргон. Исключения делаются для интервью, изучающих стресс. Там вопросы могут быть сложными и запутанными, так как цель этого интервью — выявить реакцию собеседника на стресс. Часто III. Семь этапов исслеЗоВония с помошью интервью Глава 8. Качество интервью Врезка 8.2. Продолжение 4. Мягкость. Позволяет собеседнику закончить то, что он говорит, дает ему возможность думать и говорить в своем собственном ритме. Добродушен, спокойно переносит паузы, обозначает допустимость обсуждения нетривиальных и провокационных мнений, а также возможность проявлять эмоции. 5. Чуткость. Активно прислушивается к содержанию сказанного, слышит в ответе множество смысловых нюансов и старается добиться более подробного описания оттенков смысла. Интервьюер обладает развитой эмпатией, прислушивается к эмоциональным посланиям, вложенным в слова, слышит не только то, что сказано, но и то, как сказано, а также отмечает то, что не сказано. Интервьюер чувствует, когда тема становится слишком эмоциональной для продолжения интервью. 6. Открытость. Интервьюер слышит, какие аспекты темы интервью важны для собеседника. Слушает с неослабевающим вниманием, открыт новым аспектам темы, которые может ввести собеседник, и готов их исследовать. 7. Ведение, управление. Интервьюер, знает, что хочет отыскать: он знаком с целями интервью, с тем, какие именно знания важно получить. Он контролирует ход интервью и не боится пресекать отклонение интервьюируемого от темы. 8. Критичность. Не принимает на веру все, что ему говорят, стремится проверить надежность и валидность того, что говорит ему собеседник. Этой критической проверке могут быть подвергнуты как сами по себе высказывания собеседника, так и логичность и последовательность его положений. 9. Хорошая память. Интервьюер помнит все, что говорил собеседник на протяжении всего интервью, может воспроизвести более раннее высказывание и попросить развернуть его, может соотнести то, что было сказано в разные моменты интервью, и связать все это в единое целое. 10. Способность к интерпретации смыслов. На протяжении всего интервью стремится прояснить и расширить смысл высказываний собеседника, интерпретирует то, что было сказано, причем его интерпретации могут как подтверждаться, так и опровергаться собеседником. Еще раз обратимся к трем интервью из главы 2. Интервьюер, расспрашивающий об украшении интерьера, задает ясные вопросы, ведет себя мягко и открыто по отношению к тому, что говорит собеседник, чутко прослеживает ответы и ведет интервью так, чтобы узнать то, что хочет знать о переживании научения. Интервьюер-терапевт ведет себя мягко и создает ощущение безопасности, позволяя клиентке эмоционально критиковать его, чутко прислушивается к тому, что говорит клиентка, и возвращает ей сказанное с небольшой долей интерпретации. Сократ структурирует свое интервью, начав с речи Агафона и обозначив цель своих вопросов о природе любви. Затем он прогоняет своего собеседника через безжалостный допрос. Хорошо помня высказывания Агафона, он интерпретирует противоречия в его ответах, критически анализирует их логику на основании своего собственного четкого концептуального знания любви и красоты. Можно упомянуть и короткий отрывок интервью насчет разговорчивости и оценок (глава 1, «Беседа как исследование»). Воспроизводя ответ, полученный ранее в интервью, и открыто спрашивая об этом, интервьюер сразу получает две интересные гипотезы учеников о связи между разговорчивостью ученика и его оценками, а также о связи между оценками и согласием с мнением учителя. Интервьюер не принимает высказывание полностью на веру, но прослеживает его, сначала открыто и даже наивно расспрашивая об этой зависимости, а затем, во втором вопросе, открыто оспаривая эту связь, что побуждает ученика, который продолжает держаться своего мнения, приводить примеры в поддержку своего высказывания. Несмотря на критерии, данные во врезке 8.2, не существуют абсолютных стандартов квалификации интервьюера. В интервью с действительно важной темой все технические правила и критерии могут потерять смысл при экзистенциальной значимости предмета разговора. Имея практику проведения различных типов интервью с разными людьми, опытный интервьюер может выйти за пределы технических рекомендаций и критериев, а иногда даже сознательно игнорировать или нарушать правила. Один из случаев нарушения правил в интересах качественного интервьюирования произошел на семинаре, посвященном интервью. Участники разделились на группы и интервьюировали друг друга. По инструкции интервьюер должен был исследовать значение авторитета для собеседника. Все группы, кроме одной, возвратились на пленарное заседание с позитивными отчетами. Негативный опыт был получен в группе, в которой интервьюер держался требовательно, враждебно и отчужденно, постоянно перебивал собеседника, нарушая все правила хорошего интервью, в результате чего вся эта группа вернулась раздраженная и злая. Сам интервьюер дал этому очень простое объяснение — вместо того чтобы расспрашивать о значении авторитета, он сыграл роль авторитарного интервьюера, получив таким образом широкий спектр спонтанных реакций собеседника на феномен авторитета. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |