Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть III. Семо этапов исследований с помощью интервьюмые вопросы или может применять подход «вокруг да около», с непрямыми вопросами, раскрывая цель только по завершении интервью. Далее, интервью могут различаться и по тому, подчеркивается ли в них исследование или проверка гипотезы, что было упомянуто при обсуждении планирования. Интервью также различаются и по параметру описание__ интерпретация. Интервьюер может концентрироваться преимущественно на получении нюансированного описания исследуемого феномена, а может попытаться совместно с собеседником прояснить и интерпретировать в процессе интервью полученное описание. Интервью различаются и по параметру интеллектуальное—эмоциональное — от рационального логичного обсуждения между интервьюером и интервьюируемым, аналитически проясняющего концепции исследуемого феномена, до попытки интервьюера получить спонтанное и эмоциональное описание предмета изучения и реакций на него. Два интервью, представляющие крайние случаи по параметру интеллектуальное—эмоциональное, были приведены в главе 2 — дискурсивная аргументация Сократа и эмоциональное терапевтическое взаимодействие, представленное К. Роджерсом (Rogers, 1965). Ромки интервью Проведение собственно интервью — это стадия исследования, когда во взаимодействии ролей интервьюера и интервьюируемого конструируется знание. Здесь предложены некоторые направления организации ведения интервью, которые стимулировали бы интервьюируемого к высказыванию собственных взглядов на жизнь и мир в целом. Эти приемы организации интервью соответствуют культурным традициям представителей среднего класса северной Европы и Северной Америки. В других культурах люди могут в разговоре с незнакомцем придерживаться других правил касательно проявления инициативы, директивности, открытости и тому подобного. Необходимо задать для собеседника контекст интервью, проведя с ним короткие собеседования до и после собственно интервью. Для задания контекста служит предварительный брифинг, в котором интервьюер определяет ситуацию для собеседника; коротко рассказывает о цели интервью, использовании диктофона, и т.д.; спрашивает у собеседника, не хочет ли он задать какие-нибудь вопросы до начала интервью. Дальнейшие разъяснения относительно всего исследовательского проекта предпочтительно отложить до окончания интервью. Глава 7. Ситуация интервью Первые минуты интервью решают все. Прежде чем позволить себе говорить свободно, раскрывать свои переживания и чувства незнакомцу, собеседник захочет получить представление об интервьюере. Хороший контакт возникает, когда интервьюер внимательно слушает, показывает свою заинтересованность, понимание и уважение к тому, что говорит собеседник; в то же время интервьюер должен чувствовать себя свободно и непринужденно, а также четко сознавать, что именно он хочет узнать. Кроме краткого собеседования, предшествующего интервью, должно быть проведено собеседование после интервью или дебрифинг. По окончании интервью может возникнуть напряжение или тревога, потому что в разговоре респондент раскрывает личные эмоциональные переживания и может тревожиться относительно целей интервью и использования полученных данных в дальнейшем. Может возникнуть и ощущение опустошенности: собеседник делится очень большим количеством информации о своей жизни и ничего не получает взамен. Это возможно, но как правило, по окончании исследовательского интервью респонденты чувствуют себя реально обогащенными, получая удовольствие от свободной беседы с внимательным слушателем и делая иногда открытия при обсуждении важных для их жизненного мира тем. Интервьюер может закончить беседу, перечислив некоторые основные моменты, выявленные в интервью. Затем собеседник может захотеть прокомментировать эту обратную связь. Вслед за этим интервьюер может заключить беседу, сказав, к примеру: «У меня больше нет вопросов. Хотите что-нибудь добавить или спросить, прежде чем мы закончим интервью?». Это даст собеседнику дополнительную возможность обратиться к проблемам, о которых он думал или которые взволновали его в процессе интервью. Дебрифинг лучше проводить, когда диктофон уже выключен. После первого вздоха облегчения интервьюируемый может поднять темы, которые ему не хотелось обсуждать при включенном диктофоне, так как он не чувствовал себя достаточно безопасно. И теперь уже интервьюер может, если собеседнику это интересно, побольше рассказать о целях и построении всего исследовательского проекта. Живая ситуация интервью, когда высказывания респондента сопровождаются интонациями, мимикой и жестами, обеспечивает более широкий доступ к смыслу высказываний респондента, чем впоследствии расшифрованный текст. Поэтому было бы очень неплохо, если бы интервьюер после интервью минут 10 посидел в сторонке, чтобы осознать и восстановить то, что он узнал в данном конкретном интервью, включая информацию, полученную в межличностном взаимодействии. Эти непосредствен- Часть III. Семь этапов исследования с помощью интервью Глава 7. Ситуация интервью ные впечатления, основанные на эмпатическом подходе интервьюера к переданным ему смыслам, могут — в виде заметок или записи на ту же кассету — обеспечить ценный контекст для последующего анализа расшифрованного текста. - 1 Снемо интервью Схема интервью указывает на темы, затрагиваемые в интервью, и их последовательность. Схема может содержать только некоторые общие темы, которых нужно коснуться, или может представлять собой детализированную последовательность тщательно сформулированных вопросов. Это зависит от выбора определенной формы интервью, которая или строго определяет вопросы, их последовательность и связи между ними или оставляет все на усмотрение интервьюера — он может, сообразуясь со своим чувством такта, сам решать, насколько ему нужно придерживаться схемы интервью и до какой степени следовать за реакциями собеседника. Каждый вопрос интервью можно оценить как тематически, так и в динамическом отношении. Тематически — значит с точки зрения его соответствия теме исследования, динамически — с точки зрения межличностных отношений в интервью. Хороший вопрос должен приносить необходимые знания и одновременно способствовать хорошему взаимодействию в интервью. Тематически вопросы соотносятся с темой интервью, с теоретическими концепциями, лежащими в основе исследования, и с процедурой дальнейшего анализа. В интервью, направленном на получение спонтанных описаний жизненного мира, и в интервью, предполагающем концептуальный анализ взглядов собеседника на данную проблему, используются разные вопросы. Проще говоря, чем более спонтанна процедура интервью, тем больше вероятность получить спонтанные, живые, неожиданные ответы респондентов. И наоборот — чем более структурирована ситуация интервью, тем легче впоследствии структурировать данные анализа интервью. В соответствии с принципом «толкания» исследовательского проекта, во время подготовки вопросов необходимо принимать во внимание последующие стадии проекта. Если процедура анализа предполагает категоризацию ответов, то в процессе интервью придется постоянно прояснять смысл ответов, приводя его в соответствие с категориями последующего анализа. Если используется нарративный анализ, то собеседнику предоставляется достаточно свободы и времени для развертывания его рассказа, а вопросы задают лишь для прояснения основных эпизодов и характеров действующих лиц этого повествования. Динамически вопросы должны способствовать позитивному взаимодействию, поддерживать течение разговора и стимулировать собеседника на рассказ о своих чувствах и переживаниях. Вопросы должны быть понятными, краткими и не содержать научного языка. Хороший вопрос для концептуального тематического исследования не должен походить на вопрос динамического интервью. Во время подготовки интервью бывает полезно разработать сразу две схемы: одну с основными тематическими исследовательскими вопросами проекта и другую — с вопросами, которые являлись бы одновременно и тематически и динамически ориентированными. В таблице 7.1 представлен перевод тематических исследовательских вопросов исследования об оценках в вопросы интервью, направленных на получение знаний по теме и динамически способствующих естественному течению разговора. Абстрактно сформулированные исследовательские вопросы вряд ли приведут к тому, что старшеклассники будут отвечать раскованно, неофициально. Для того, чтобы получить спонтанные подробные описания, академические исследовательские вопросы необходимо перевести в легкую разговорную форму. При этом один исследовательский вопрос может быть прояснен с помощью нескольких вопросов интервью. Таким образом, рассматривая тему с разных сторон, можно получить богатую, разнообразную информацию. С другой стороны, в ответе на один вопрос интервью могут содержаться ответы на несколько исследовательских вопросов. Роль вопросов «Зачем», «Что» и «Как» может не совпадать в исследовательских вопросах и вопросах интервью. Можно еще раз подчеркнуть, что, планируя исследовательский проект, нужно задавать и отвечать на вопросы «Зачем» и «Что» прежде, чем поднимать вопрос «Как». В ситуации интервью приоритет типов вопросов меняется. В самом интервью главные вопросы следует задавать в дескриптивной форме: «Что случилось и как это случилось?»; «Как вы тогда себя чувствовали?»; «Что вы переживали?» и тому подобные. Цель состоит в том, чтобы вытянуть из собеседника спонтанные описания, а не в том, чтобы получить его более или менее спекулятивные объяснения того, почему что-то случилось. Вопрос «Почему», касающийся собственных причин действий собеседника может быть важен сам по себе. Однако слишком много вопросов «Почему» в процессе интервью могут привести к интеллектуализации беседы и, возможно, напомнить собеседнику устный экзамен. Выявление причин и объяснений того, поче-^У что-то случилось, — это задача в первую очередь исследователя. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |