Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть III. Семо этапов исследований с помощью интервью

мые вопросы или может применять подход «вокруг да около», с непрямы­ми вопросами, раскрывая цель только по завершении интервью.

Далее, интервью могут различаться и по тому, подчеркивается ли в них исследование или проверка гипотезы, что было упомянуто при обсуждении

планирования. Интервью также различаются и по параметру описание__

интерпретация. Интервьюер может концентрироваться преимущественно на получении нюансированного описания исследуемого феномена, а может попытаться совместно с собеседником прояснить и интерпретировать в процессе интервью полученное описание. Интервью различаются и по па­раметру интеллектуальноеэмоциональное — от рационального логично­го обсуждения между интервьюером и интервьюируемым, аналитически проясняющего концепции исследуемого феномена, до попытки интервьюе­ра получить спонтанное и эмоциональное описание предмета изучения и реакций на него. Два интервью, представляющие крайние случаи по пара­метру интеллектуальное—эмоциональное, были приведены в главе 2 — дискурсивная аргументация Сократа и эмоциональное терапевтическое взаимодействие, представленное К. Роджерсом (Rogers, 1965).

Ромки интервью

Проведение собственно интервью — это стадия исследования, когда во взаимодействии ролей интервьюера и интервьюируемого конструи­руется знание. Здесь предложены некоторые направления организации ведения интервью, которые стимулировали бы интервьюируемого к выска­зыванию собственных взглядов на жизнь и мир в целом. Эти приемы орга­низации интервью соответствуют культурным традициям представителей среднего класса северной Европы и Северной Америки. В других культу­рах люди могут в разговоре с незнакомцем придерживаться других правил касательно проявления инициативы, директивности, открытости и тому подобного.

Необходимо задать для собеседника контекст интервью, проведя с ним короткие собеседования до и после собственно интервью. Для задания кон­текста служит предварительный брифинг, в котором интервьюер определя­ет ситуацию для собеседника; коротко рассказывает о цели интервью, ис­пользовании диктофона, и т.д.; спрашивает у собеседника, не хочет ли он задать какие-нибудь вопросы до начала интервью. Дальнейшие разъясне­ния относительно всего исследовательского проекта предпочтительно от­ложить до окончания интервью.

Глава 7. Ситуация интервью

Первые минуты интервью решают все. Прежде чем позволить себе го­ворить свободно, раскрывать свои переживания и чувства незнакомцу, со­беседник захочет получить представление об интервьюере. Хороший кон­такт возникает, когда интервьюер внимательно слушает, показывает свою заинтересованность, понимание и уважение к тому, что говорит собесед­ник; в то же время интервьюер должен чувствовать себя свободно и не­принужденно, а также четко сознавать, что именно он хочет узнать.

Кроме краткого собеседования, предшествующего интервью, должно быть проведено собеседование после интервью или дебрифинг. По оконча­нии интервью может возникнуть напряжение или тревога, потому что в разговоре респондент раскрывает личные эмоциональные переживания и может тревожиться относительно целей интервью и использования полу­ченных данных в дальнейшем. Может возникнуть и ощущение опусто­шенности: собеседник делится очень большим количеством информации о своей жизни и ничего не получает взамен. Это возможно, но как правило, по окончании исследовательского интервью респонденты чувствуют себя реально обогащенными, получая удовольствие от свободной беседы с вни­мательным слушателем и делая иногда открытия при обсуждении важных для их жизненного мира тем.

Интервьюер может закончить беседу, перечислив некоторые основные моменты, выявленные в интервью. Затем собеседник может захотеть про­комментировать эту обратную связь. Вслед за этим интервьюер может заключить беседу, сказав, к примеру: «У меня больше нет вопросов. Хо­тите что-нибудь добавить или спросить, прежде чем мы закончим ин­тервью?». Это даст собеседнику дополнительную возможность обратиться к проблемам, о которых он думал или которые взволновали его в процессе интервью.

Дебрифинг лучше проводить, когда диктофон уже выключен. После первого вздоха облегчения интервьюируемый может поднять темы, кото­рые ему не хотелось обсуждать при включенном диктофоне, так как он не чувствовал себя достаточно безопасно. И теперь уже интервьюер может, если собеседнику это интересно, побольше рассказать о целях и построе­нии всего исследовательского проекта.

Живая ситуация интервью, когда высказывания респондента со­провождаются интонациями, мимикой и жестами, обеспечивает более ши­рокий доступ к смыслу высказываний респондента, чем впоследствии рас­шифрованный текст. Поэтому было бы очень неплохо, если бы интервьюер после интервью минут 10 посидел в сторонке, чтобы осознать и восстано­вить то, что он узнал в данном конкретном интервью, включая информа­цию, полученную в межличностном взаимодействии. Эти непосредствен-

Часть III. Семь этапов исследования с помощью интервью

Глава 7. Ситуация интервью

ные впечатления, основанные на эмпатическом подходе интервьюера к пе­реданным ему смыслам, могут — в виде заметок или записи на ту же кассе­ту — обеспечить ценный контекст для последующего анализа расшифро­ванного текста.

- 1

Снемо интервью

Схема интервью указывает на темы, затрагиваемые в интервью, и их последовательность. Схема может содержать только некоторые общие те­мы, которых нужно коснуться, или может представлять собой детализиро­ванную последовательность тщательно сформулированных вопросов. Это зависит от выбора определенной формы интервью, которая или строго оп­ределяет вопросы, их последовательность и связи между ними или остав­ляет все на усмотрение интервьюера — он может, сообразуясь со своим чувством такта, сам решать, насколько ему нужно придерживаться схемы интервью и до какой степени следовать за реакциями собеседника.

Каждый вопрос интервью можно оценить как тематически, так и в динамическом отношении. Тематически — значит с точки зрения его соот­ветствия теме исследования, динамически — с точки зрения межличност­ных отношений в интервью. Хороший вопрос должен приносить необходи­мые знания и одновременно способствовать хорошему взаимодействию в интервью.

Тематически вопросы соотносятся с темой интервью, с теоретически­ми концепциями, лежащими в основе исследования, и с процедурой даль­нейшего анализа. В интервью, направленном на получение спонтанных описаний жизненного мира, и в интервью, предполагающем концептуаль­ный анализ взглядов собеседника на данную проблему, используются раз­ные вопросы. Проще говоря, чем более спонтанна процедура интервью, тем больше вероятность получить спонтанные, живые, неожиданные ответы респондентов. И наоборот — чем более структурирована ситуация интер­вью, тем легче впоследствии структурировать данные анализа интервью.

В соответствии с принципом «толкания» исследовательского проекта, во время подготовки вопросов необходимо принимать во внимание после­дующие стадии проекта. Если процедура анализа предполагает категориза­цию ответов, то в процессе интервью придется постоянно прояснять смысл ответов, приводя его в соответствие с категориями последующего анализа. Если используется нарративный анализ, то собеседнику предоставляется достаточно свободы и времени для развертывания его рассказа, а вопросы

задают лишь для прояснения основных эпизодов и характеров действую­щих лиц этого повествования.

Динамически вопросы должны способствовать позитивному взаимо­действию, поддерживать течение разговора и стимулировать собеседника на рассказ о своих чувствах и переживаниях. Вопросы должны быть понят­ными, краткими и не содержать научного языка.

Хороший вопрос для концептуального тематического исследования не должен походить на вопрос динамического интервью. Во время подготовки интервью бывает полезно разработать сразу две схемы: одну с основными тематическими исследовательскими вопросами проекта и другую — с во­просами, которые являлись бы одновременно и тематически и динамичес­ки ориентированными.

В таблице 7.1 представлен перевод тематических исследовательских вопросов исследования об оценках в вопросы интервью, направленных на получение знаний по теме и динамически способствующих естественно­му течению разговора. Абстрактно сформулированные исследовательские вопросы вряд ли приведут к тому, что старшеклассники будут отвечать раскованно, неофициально. Для того, чтобы получить спонтанные подроб­ные описания, академические исследовательские вопросы необходимо пе­ревести в легкую разговорную форму. При этом один исследовательский вопрос может быть прояснен с помощью нескольких вопросов интервью. Таким образом, рассматривая тему с разных сторон, можно получить бо­гатую, разнообразную информацию. С другой стороны, в ответе на один вопрос интервью могут содержаться ответы на несколько исследовательс­ких вопросов.

Роль вопросов «Зачем», «Что» и «Как» может не совпадать в исследо­вательских вопросах и вопросах интервью. Можно еще раз подчеркнуть, что, планируя исследовательский проект, нужно задавать и отвечать на воп­росы «Зачем» и «Что» прежде, чем поднимать вопрос «Как». В ситуации интервью приоритет типов вопросов меняется. В самом интервью главные вопросы следует задавать в дескриптивной форме: «Что случилось и как это случилось?»; «Как вы тогда себя чувствовали?»; «Что вы переживали?» и тому подобные. Цель состоит в том, чтобы вытянуть из собеседника спон­танные описания, а не в том, чтобы получить его более или менее спекуля­тивные объяснения того, почему что-то случилось. Вопрос «Почему», ка­сающийся собственных причин действий собеседника может быть важен сам по себе. Однако слишком много вопросов «Почему» в процессе интер­вью могут привести к интеллектуализации беседы и, возможно, напомнить собеседнику устный экзамен. Выявление причин и объяснений того, поче-^У что-то случилось, — это задача в первую очередь исследователя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...