Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
GG Часть III. Семь этапов исследования с помощью интервьюРичардсон обращается к вопросу о том, как писать исследовательский отчет, при условии постмодернистского понимания того, что все знания конструируются социально: «Писательство — это не просто правдивое отображение объективной реальности, которая существует вокруг нас, ожидая, когда ее заметят. Наоборот, через посредство литературных и риторических структур писательство создает особенное видение реальности» (Richardson, 1990. Р. 9). Это ставит вопрос о критериях оценки текста — таких, как научная основательность, эстетический резонанс и этическая правота. Вместе с кризисом представления появилась неопределенность относительно того, что конституирует реальность. Ричардсон рассматривает вопрос с точки зрения модернистской веры во внешнюю природу фактов и в то, что якобы существует нейтральный ясный язык, при использовании которого научные тексты позволяют читателю видеть внешний мир таким, каков он есть. Она анализирует, как переписывание того, что узнал исследователь, само по себе становится центральной теоретической и методологической проблематикой, и ценностью наделяется само переписывание. «Язык не просто "прозрачно" отражает социальную реальность так, как она объективно существует вокруг нас. Скорее, язык — это конституирующая сила, создающая определенное видение реальности» (Там же. Р. 12). Грамматические, нарративные и риторические структуры языка, которым мы пользуемся, наделяют смыслом и ценностью темы наших писаний и в поэзии и в науке. Автор — это повествователь, человек, который говорит от лица других: «Так как писание всегда создает ценности, всегда существует проблема авторитета и авторства. <...> На практике нарративные объяснения означают, что один человек — писатель — говорит от имени других. <...> Естественно, эта практика поднимает постмодернистскую проблему авторитета и привилегий исследователя. Для кого мы говорим и кому мы говорим, каким голосом, с какой целью, используя какие критерии?» (Там же. Р. 26—27). Выходя за рамки модернистского неуважения к риторике научных текстов, Ричардсон, основываясь на собственных интервью «с другими женщинами», обсуждает стратегии превращения качественного исследования в тексты для разных типов читателей — издателей, профессионалов, Для массового читателя — и подчеркивает использование литературных приемов, например, различных нарративов и метафор при описании голосов жизней своих собеседников. Глава 14. Работа над отчетом В своем президентском послании к Американской ассоциации исследований в образовании Эйснер подходит к представлению качественных исследований с точки зрения художника: «Битва за отвоевывание места качественным исследованиям в образовании, которая когда-то началась, в основном выиграна. <...> Теперь уже стоит вопрос о том, что собственно могут помочь нам понять эти разные формы представления, используемые в разных контекстах исследований в образовании» (Eisner, 1993. Р. 8). Представление, как понимает этот термин Эйснер, не связано с «ментальным представлением» когнитивных наук, но является «...процессом трансформации содержаний сознания в публичную форму, так, чтобы они могли стать стабильными, обозримыми, редактируемыми и разделяемыми с другими» (Там же. Р. 6). Акт представления является одновременно актом изобретения; сами формы представления обеспечивают те средства, которыми создается смысл: «Истории и повествования никоим образом не исчерпывают всех способов изучения или описания процессов образования в школе или вне ее. Фильмы, видео, множественные экраны, которые сделало возможным использование компьютеров, и даже поэтическое повествование уже на подходе. Я уверен, что нам не придется долго ждать момента, когда они займут центральное место» (Там же. Р. 8). Все эти формы, так же, как и более четко формулируемые описания событий, обладают потенциалом выявления аспектов мира. Различные формы представления соответствуют различным темам, требуют от исследователя различных умений, но также знаний различного рода от тех, кто должен оценивать визуальные, нарративные или поэтические формы представления результатов. Эйснер идет даже дальше и не исключает возможности защиты романа в качестве докторской диссертации в Стэнфордской школе образования. Обогащение отчета об интервью Теперь, выходя за рамки стандартных требований к научному отчету, я намечу некоторые пути повышения читабельности отчета об исследовательском интервью. Эти советы прежде всего нужны при таком представлении интервью, когда написание отчета понимается как социальное конструирование знания. I Часть III. Семь этапов исследований с помощью интервью Глава 14. Работа над отчетом ЖУРНАЛИСТСКИЕ ИНТЕРВЬЮ Один из способов написания отчета об интервью представляет собой просто интервью. Исследователь в сфере общественных наук в данном случае может брать пример с журналистов, которые с момента начала любого своего интервью держат в голове конкретную аудиторию, размер необходимого текста и обязательный срок сдачи материала. Журналист, так же как и репортер на радио, в портретном интервью старается встроить в само интервью и ситуацию, и интерпретации. Конкретный контекст и социальная ситуация могут быть введены с помощью вопросов интервьюера, например: «Сейчас мы с вами сидим в гостиной дома, который вы построили, выйдя на пенсию. Из окна гостиной открывается вид на березовую рощу и фьорд. Не могли бы вы рассказать о...?». Основные темы и интерпретации могут быть извлечены из ответов собеседника на вопросы журналиста или могут быть предложены журналистом — тогда собеседнику остается лишь подтвердить их или опровергнуть. Таким образом можно создать контекст и ввести в разговор интерпретации, при этом и журналист и собеседник более или менее помнят о предполагаемой аудитории. Потом журналист может отредактировать последовательность высказываний, чтобы придать интервью плавное течение. Обычно устной речи придают затем форму письменной, в соответствии со стилем, свойственным собеседнику. Поддержание основной линии беседы в течение всего интервью, расшифровка и редактирование призваны помочь тем, кто дает интервью, рассказать свои истории предполагаемой аудитории как можно более подробно. В конце, учитывая требования этики, журналист еще до опубликования показывает отредактированный текст интервью своему собеседнику. Существуют исключения из этих идеальных правил для журналистского портретного интервью — критические разоблачительные интервью. Общественные науки не идентичны журналистике, одно из различий состоит в том, что исследователь обязан честно описать процедуры редактирования и анализа интервью. Кроме того, журналист обладает правом защищать свои источники, что идет вразрез с принципом научного контроля данных. Все же, когда дело доходит до представления результатов, исследователи, использующие интервью, все еще могут учиться у хороших журналистов. ДИАЛОГИ Отчет об интервью может быть написан в форме диалогов. Подчеркнем еще раз — информация берется из взаимодействия в интервью, но определенным образом оформляется и редактируется стилистически. Разговоры Сократа с его философскими оппонентами — классический пример философской дискуссии: вся информация включена в диалог, затем следуют немногочисленные интерпретации репортера — Платона. Историки философии имеют разные точки зрения на то, насколько диалоги Сократа являются прямым заимствованием из реальных философских диспутов — возможно, они были в основном или целиком придуманы Платоном. Независимо от того, являются ли они дословным воспроизведением или литературным творчеством, содержание философских диалогов продолжает нас интересовать и сегодня. В них ставятся принципиальные вопросы о природе истины, добра и красоты. Диалоги Сократа обладают ярко выраженной художественной формой — библиотекари до сих пор затрудняются с определением их в каталог — то ли отнести их к философии, согласно их содержанию, то ли — к литературе, соответственно художественной форме. ИСТОРИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ В отчетах о терапевтических интервью можно найти свободный и осмысленный подход к беседе и повествованию. Рассказы Фрейда о клинических случаях являются примерами захватывающего художественного представления беседы: за свои писательские труды он получил Премию Гете. Работы Р. Лэнга (Laing, 1962) также показывают, что, осторожно используя короткие беседы (проинтерпретированные с точки зрения теории двойного послания, психоанализа и экзистенциальной философии), можно передать совершенно новое понимание терапии в простой понятной форме. Журналы по научной психологии, как правило, требуют придерживаться безличного формального стиля. Если кто-то захочет найти очень личное повествование об экспериментальном исследовании, то стоит обратиться к такому исключению из этого правила, как «История случая в научном методе» Б.Ф. Скиннера (Skinner, 1961; см. также глава 5, «Открытость и эмо-Чии в исследовательском интервью»). Исследование случая — это образец, пример. В моем понимании, использование примеров — это не просто популяризация теоретических взглядов или наращивание «плоти на статистические кости» исследова-Ная. Скорее случай как типичное явление обладает своей собственной |
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |