Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть III. Семь этапов исследований с помошою интервьюсамостоятельное обучение, иметь руководство лучше, чем не иметь ничего. В этой книге оговорены практические принципы проведения исследовательского интервью, приведены случаи и примеры использования обсуждаемых методов, даны примеры нарушения правил, которые столь же многочисленны, как исключения в немецкой грамматике. Владение интервьюированием основано не столько на определенных правилах метода, сколько на примерах использования метода. Цель — достичь такой степени понимания технического оснащения, при которой профессионал сосредоточивается не на методе, а на задаче, — у М. Хайдеггера в его анализе мастерства плотник сосредоточен не на молотке, а на гвозде и доске. Приведенные здесь методические этапы и специальные принципы замещают обучение на практике, это подготовительные средства постепенного приобретения мастерства в интервьюировании. Однако для того, чтобы счастливо избежать опасности в бурных водах, недостаточно просто управлять кораблем; необходимо еще и подробное знание течений и береговой линии, как и личный опыт плаваний. В опросе с помощью интервью солидное знакомство с темой и контекстом опроса является необходимым условием использования метода интервью на уровне эксперта. В качественном исследовательском интервью метод как следование правилам заменяется у исследователя прекрасным знанием исследуемой темы и владением техниками, которые требуются для проведения интервью. Вопрос о том, на чем основано исследование — на выполнении правил или на квалифицированных личностных суждениях, касается не только аспекта знания в исследовательском интервью, но и морального аспекта проведения опроса. К этому я обращаюсь в главе 6, рассматривающей этику исследований с помощью интервью. ГлаВа 6. Этика проведений исследования С помошью интервью Проведение интервью — событие, имеющее моральный аспект. Межличностное взаимодействие в ходе интервью влияет на интервьюируемого, а получаемое в процессе интервью знание влияет на наше понимание человеческого бытия. В главе 5 планирование интервью рассматривалось с точки зрения получения знаний о жизненной ситуации человека. Настоящая глава посвящена моральным аспектам применения интервью в опросах. Вряд ли можно выделить эксплицитные правила или ясные решения этических проблем, возникающих в процессе исследовательского интервью, но можно предложить контекст, на фоне которого исследователь мог бы осмысливать проблемы норм и ценностей. Во-первых, некоторые этические вопросы, возникающие на различных этапах исследовательского проекта, уже обсуждались в связи с этическими принципами осознанного согласия, конфиденциальности и последствий. Соответственно, в качестве более широкого контекста осмысления моральных дилемм, встречающихся в процессе проведения интервью, предлагаются три этические теории: долга, пользы и блага. Центральная задача общественных наук состоит в расширении знания для улучшения условий существования и укрепления достоинства человека. В преамбуле к этическим принципам Американской психологической ассоциации говорится: «Психологи уважают достоинство и ценность индивидуума и стремятся к сохранению и защите фундаментальных прав человека. Они обязуются расширять знание о человеческом поведении и понимание людьми самих себя и других людей, а также способствовать использованию этих знаний на благо человека» (American Psychological Association [АРА], 1981. P. 633). Исследования людей должны служить научным интересам и интересам людей: «Решение о том, чтобы начать исследование, опирается на обоснованное суждение отдельного психолога о том, как наилучшим образом способствовать обогащению психологической науки и благу человека» (Там Же. Р. 637). _1 I Часто III. Семь этапов исследований с no/иошью интервью Этические проблемы Но семи этапам исследований Принятие решений, касающихся этических вопросов, не является прерогативой какой-либо отдельной стадии исследования с помощью интервью; эти ситуации возникают на протяжении всего исследования. То, что вопросы этики обсуждаются как часть этапа планирования, еще раз указывает на важность принятия во внимание этих вопросов с самого начала исследования вплоть до финального отчета. Врезка 6.1 дает общее описание этических проблем, которые могут возникать на протяжении семи этапов исследования с помощью интервью. Вопросы, связанные с выбором темы и этапом планирования, обсуждаются в этой главе, а те, что касаются более поздних этапов, рассматриваются в следующих главах. Этические принципы ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Предвидя моральные вопросы, возникающие обычно на всех стадиях исследовательского интервью, исследователь может сделать осознанный выбор еще на этапе планирования исследования и обратить внимание на критические или болезненные моменты, которые могут возникнуть во время опроса. Профессиональный этический кодекс исследователей в науках о человеке и философские теории этики служат контекстом для осмысления конкретных этических решений. Этический кодекс и теории редко дают определенные ответы относительно правильных выборов, которые следует делать в процессе исследования. Они больше похожи на тексты для интерпретации, чем на свод правил, которым должно следовать: они дают схему или принципы, подлежащие оценке, исходя из их пригодности в данной конкретной ситуации. Примеры и описание случаев могут служить помощью в переносе общих принципов в конкретную практику. Во время подготовки плана всего исследования полезно также сделать набросок этического протокола, в котором нашли бы отражение этические проблемы, предвидимые во время исследования. В некоторых случаях это может быть официальное требование; так, в дополнение к исследовательскому протоколу, предоставляемому преподавателям или спонсорам, еще до того, как проект будет принят, может потребоваться «протокол по проблемам человеческих отношений с респондентами» этического комитета (см- Глава 6. Этика проведений исследований... «Принципы защиты людей, участвующих в исследованиях в качестве испытуемых» — Guidelines..., 1992). Даже когда формально этого не требуется, подготовленный заранее протокол позволит исследователю принимать во внимание этические и моральные проблемы и помнить о них и во время планирования исследования и при принятии нормативных решений в процессе реализации проекта. Некоторые из вопросов, которые могут быть зафиксированы в этическом протоколе исследовательского интервью, представлены во врезке 6.1. Врезка 6.1 Этические проблемы семи этапов исследования Выбор темы. Цель исследовательского интервью, помимо научной ценности добываемого знания, должна оцениваться под углом зрения содействия исследования улучшению изучаемых в нем сторон человеческого бытия. Планирование. Этические вопросы планирования включают получение от исследуемого осознанного согласия участвовать в исследовании, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возможных последствий исследования для данного человека. Ситуация интервью. На этом этапе необходимо прояснить конфиденциальность ответов исследуемого и принять во внимание такие возможные для него последствия взаимодействия в интервью, как стресс во время самого интервью и изменения в образе Я. Следует учитывать и потенциальную близость исследовательского интервью терапевтическому. Расшифровка. Здесь снова возникает проблема конфиденциальности и встает вопрос соответствия письменной расшифровки устному высказыванию интервьюируемого. Анализ. Этические проблемы на этапе анализа включают вопрос о том, насколько глубоко и остро может быть проанализировано интервью, а также имеет ли право голоса интервьюируемый в отношении интерпретации его высказываний. Верификация. Вопросом моральной ответственности исследователя является публикация данных, верифицированных и защищенных настолько, насколько это возможно. Написание отчета. При публикации интервью снова возникает проблема конфиденциальности, а также вопрос о последствиях опубликования отчета как для самих интервьюируемых, так и для той группы или организации, которую они представляют. 116 Часть III. Семо этапов исследования с помошью интервью Кроме принятия проекта этическим комитетом, есть еще возможность проводить постоянные консультации по существенным вопросам с более опытными коллегами-исследователями. Навыки разрешения этических проблем, выработанные конкретным профессиональным сообществом, существенно дополняют этические принципы, правила и примеры, зафиксированные в документах. Теперь более подробно обсудим три этических принципа проведения гуманитарных исследований: осознанное согласие, конфиденциальность и последствия (см., например, Eisner, Peshkin, 1990; Kimmel, 1988). ОСОЗНАННОЕ СОГЛАСИЕ Осознанное согласие предполагает информирование респондентов об общих целях исследования и основных пунктах плана, так же как и обо всех возможных потерях и выгодах от участия в исследовании. Осознанное согласие включает также и получение добровольного согласия респондента с сохранением за ним права в любой момент отказаться от участия в исследовании — таким образом создается заслон возможному злоупотреблению властью и принуждению (см. Moustakas, 1994 и Yow, 1994 — образцы письменных контрактов с респондентами). На уровне принципа требование предоставления полной информации для получения от респондентов согласия на участие в исследовании выглядит вполне здраво и обоснованно. Однако на практике реализация принципа осознанного согласия осложняется некоторыми проблемами — такими, как вопрос о том, кто должен давать согласие. Вопросы о согласии могут возникать при проведении интервью в организациях, где согласие руководства на проведение исследования может повлечь за собой более или менее выраженное давление на работников, которых заставляют в нем участвовать. Когда в качестве респондентов выступают школьники, то возникает вопрос о том, кто должен давать согласие на участие — сами дети, директор школы, попечительский совет школы, учитель или родители? Осознанное согласие также предполагает вопросы о том, сколько информации надо предоставлять и когда. Полная информация о плане и целях исследования исключает обман респондентов. Предоставление информации об исследовании предполагает тщательно выверенный баланс, избегающий крайностей — как пропуска тех аспектов плана, которые могут быть важны для респондентов, так и сверхдетализированной избыточной информации. В некоторых исследованиях с помощью интервью конкретные цели исследования вначале скрываются, чтобы получить естествеН- ГлоВо 6. Этика проведений исследований... ный взгляд респондента на тему исследования и избежать навязывания им определенных ответов. В таких случаях после исследования все заблуждения, в которые исследователи ввели респондентов, должны быть рассеяны. В нашем исследовании об оценках старшеклассников интервьюировали в школе. Директор владел всей информацией о плане и целях исследования воздействия оценок. Ученикам предварительно сказали лишь, что интервью будут касаться школьной ситуации в целом и участие добровольное. Согласие было получено легко, так как учеников на время интервью освобождали от уроков. Решение скрыть информацию о том, что основной целью интервью являются оценки, было принято для того, чтобы понять, насколько заметна роль оценок в повседневной школьной жизни учащихся. Таким образом, первые пять минут вопросы задавались о ситуации в школе в целом, и чем раньше ученик спонтанно упоминал оценки, тем выше был показатель того, что оценки в его жизни играют важную роль. После интервью каждому ученику объясняли цель и основную тему беседы, которые и так уже были ясны из самого течения разговора. Утаивание информации в данном случае посчитали не противоречащим интересам учеников. Намерение в данном случае состояло в том, чтобы получить знание, по возможности незамутненное гипотезами исследователей. Требование раскрывать всю информацию полностью бывает трудно выполнить, если в процессе реализации проекта из-за появления новых знаний и возникшего нового понимания меняются цели исследования. Некоторые советы по этике могут требовать заранее обосновать каждый вопрос, тогда как полуструктурированное интервью, о котором здесь идет речь, основано на возможности следовать за непредвиденным течением мысли респондента и задавать вопросы, не подготовленные заранее. В книге «Можно ли информировать о качественном исследовании?»* И. Эйзнер утверждает, что понятие осознанного согласия предполагает, что исследователь знает о том, что за событие он будет наблюдать и какие возможные эффекты могут возникнуть, еще до наступления события. Это возможно в тщательно спланированном экспериментальном исследовании, но вряд ли осуществимо в полевых условиях и в исследовательских проектах, где важнейшей составляющей является следование непредвиденным поворотам: «Таким образом, нам всем нравится идея осознанного согласия, но мы не слишком уверены в том, кто должен дать это согласие, до какой степени оно Должно быть осознанным и что нам говорить тем, кто должен нам это согласие дать, потому что мы сами не можем сказать, на что, собственно го-в°ря, они должны согласиться» (Eisner, 1991. Р. 215). ' Eisner E.W.Czn Qualitative Studies Be Informed? 1991. • |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |