Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть HI. Семь этапов исследований с помощью интервьюИнтервью об оиенкок Для того чтобы проиллюстрировать манеру ставить вопросы в качественном исследовательском интервью, ниже приведен отрывок из интервью. В данном случае заранее была разработана схема интервью, соединяющая в себе исследование и проверку гипотезы. Интервью было проведено перед занятиями на исследовательском семинаре в Сэйбрукс-ком институте (Сан-Франциско) в 1987 году. Хотя ситуация интервью в данном случае является искусственной, данный отрывок в сжатой форме рисует адекватную картину полуструктурированной разновидности интервью. Интервью воспроизведено дословно с очень небольшими стилистическими изменениями. С. Квале (СК): Сейчас я попытаюсь продемонстрировать способ понимания в качественном исследовательском интервью. Мне нужен доброволец. Выберем достаточно нейтральную тему — это не глубинное психоаналитическое интервью. Интервью займет примерно десять минут, а потом мы его обсудим. Женщина лет 30—40 вызвалась быть добровольцем. СК (1): Спасибо за вашу готовность участвовать и быть моим собеседником. В Европе я несколько лет изучал воздействие оценок, и сейчас мне интересно было бы узнать, какое значение придают оценкам американские студенты и школьники. Сначала я хочу задать вам вопрос, на который, может быть, ответить будет непросто. Если попытаться вспомнить время, когда вы ходили в начальную школу, то могли бы вы вспомнить первый раз, когда вы получили оценку? Студентка (1) Я помню это время, но первый раз, может, и не вспомню. СК(2): Вспомним это время. Вы можете сказать мне, что тогда происходило? СТ(2): Я хорошо училась. Я помню, что у меня была красная звездочка на тетрадке с высшим баллом 100. Я помню это время как волнующее и очень интересное. СК(3): Хорошо. Вы помните только красную звездочку, или еще что-то с ней связанное? СТ(3) (смеется): Цвет я очень хорошо помню. Она сияла. Я помню, что меня все время награждали. Я помню, как меня хвалили однокласс- Глава 7. Ситуация интервью ники, и учитель, и родители — они очень суетились вокруг моих оценок. А еще были другие дети, которые не так хорошо отвечали, не так хорошо учились. Там были разные эмоции, но в основном я помню праздничное настроение. СК(4): Вы сказали — разные эмоции. Вы можете их описать? СТ(4): Ну, я была любимицей учительницы, и кто-то мог бы сказать: «Ага, может быть, она этого и не заслуживала, может, это просто оттого, что учительница ее очень любила». И я чувствую сейчас какое-то раздвоение, потому что я была не только любимицей учительницы, но еще и получала самые высокие оценки, и это создавало какой-то диссонанс в том, как меня воспринимали мои одноклассники. СК(5): Вы можете описать этот диссонанс? СТ(5): Я думаю, что существует какое-то разделение между теми, кто хорошо учится, и теми, кто учится не так успешно, и это, особенно в начальных классах, определяется тем, что у тебя стоит в тетрадке. СК(6): Это было в школе с самого начала? С первого класса? СТ(6): С третьего класса. СК(7): С третьего класса. Да, это было очень давно. Вы можете вспомнить, что они говорили? Или... СТ(7): Нет, это было, скорее, чувство... СК(8): Чувство... СТ(8): Да-а, это было чувство, будто я установила какую-то дистанцию между собой и классом... СК(9): Из-за Ваших хороших оценок. , СТ(9):Да-а. СК(10): Вы что-нибудь пытались с этим сделать? СТ(10): Я после этого уже не так хорошо училась. Это на меня очень сильно действовало. Я больше хотела быть с ними, чем с учительницей, и даже больше, чем быть в учительском списке лучших. Так что это было очень важно. СК(И): Это был очень важный опыт — (Да.) — для Вас, и Вы оказались включены в конфликт между учительницей и Вашими одноклассниками или переживали это как конфликт. (Да.) Ваши родители вмешивались в эту ситуацию? Часть III. Семь этапов исследования с помощью интервью СТ(Н): Этого я не помню, потому что это было для меня... Мое восприятие оценок изменилось очень сильно. Для них это было очень незначительно. Их все это продолжало удовлетворять, было все так же приемлемо, и в общем меня продолжали вознаграждать за то, что я хорошо учусь, успешно. Так что эта двойственность поддерживалась. СК(12): Этот диссонанс между, скажем, лояльностью по отношению к учителю и расположением одноклассников — такая ситуация когда-нибудь еще повторялась? Это Вам не напоминает что-то другое...? СТ(12): Да это все время повторяется в моей жизни. Как только я начинаю меньше внимания обращать на моих друзей или на коллег, то сразу получаю какой-то сигнал: «Ну-ка, что для меня важнее?». А для меня важнее всего дружба. СК(13): Ммм... Это главный вопрос. Вы до этого несколько раз упомянули слово «вознаграждали» — что Вы имели в виду под этим «вознаграждением»? СТ(13): Ох, когда я была в третьем классе, то, наверное, позволяли смотреть телевизор, или куда-то пойти, или попозже лечь спать, покупали мороженое, какую-то еду... СК(14): То есть материальное вознаграждение — (Да.) — за оценки? И это заставляло вас лучше учиться, или Вы и так учились? СТ(14): Это заставляло меня сильнее хотеть хорошо учиться, так что да, я лучше училась. СК(15): Я где-то слышал про «отметочные деньги». СТ(15): Отметочные?.. СК(16): Деньги. Что некоторые получают деньги за отметки. СТ(16): Если они хорошо учатся? СК(17): Да, а Вы их когда-нибудь получали? СТ(17): Нет. Только еду! (Смеется). Мороженое. СК(18): Есть такое понятие «льстить» или «подлизываться». Или подыгрывать учителю. Вас когда-нибудь в этом обвиняли? СТ(18): Да. СК(19): Обвиняли. И как Вы это воспринимали? СТ(19): Это было обидно. Глава 7. Ситуаций интервью СК(20): Дети в Дании, которых я опрашивал, тоже упоминали этот конфликт. У них возникали хорошие отношения с учителем, и почти автоматически другие ученики могли начать поговаривать о подлизывании... Так. Теперь попробуем прыгнуть вперед — попробуйте вспомнить последний раз, когда Вы получали оценки. СТ(20): Что-нибудь кроме зачет—незачет? СК(21): Да. СТ(21): Я вспомнила провал по английскому в колледже! Это меня очень травмировало. То есть я не смогла закончить колледж вместе со всеми. Совершенно неожиданно. Мне было очень плохо. Но я закончила, выполнив тест по телефону вместе с учителем и, в конечном итоге, закончила последний год вместе с моим классом. С их стороны это было очень мило. СК(22): Тогда Вы оказались на другом полюсе. СТ(22): Мне и друзья многие так говорят! (Смеется). СК(23): Так что, похоже, это почти непрекращающийся конфликт как в отношении учителя, так и в отношении одноклассников. А где же вы сами? Остались в стороне? СТ(23): Я рада, что больше с этим дела не имею. СК(24): Да, я вижу... А если обратиться конкретно к учебному процессу, полученные оценки как-то влияли на то, как Вы учились? СТ(24): Да, я очень беспокоилась о том, чтобы выбрать подходящую тему сочинения, правильно провести исследования и достичь нужного результата, не обязательно самого лучшего. Так что сейчас (в Сэйбруке, учась по программе для соискателей докторской степени, где система оценок только зачет—незачет), у меня больше свободы при написании эссе, больше возможностей выразить собственное мнение. Я думаю: «Ну, попробуем, это может быть и не примут, но это не будет провалом». Это дает мне большую свободу творчества, и мое желание рисковать увеличилось. Когда я знала, что мне поставят оценку, возможности рисковать почти не было, понятно: мне нужно было утвердиться среди одноклассников, говорить об этом и быть уверенной, что я на том же уровне, что и все. Теперешний опыт настолько индивидуален и так безопасен, что мне больше хочется творческого риска. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |