Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть III. Семи этапов исследований с помощью интервьюцессе развития современных общественных наук образовалась пропасть между фактами и ценностями, между дескриптивным и нормативным, между тем, что есть, и тем, что должно быть. Эта дихотомия очень заметна в позитивистской философии, с ее очень резким делением на объективную научную и субъективную человеческую стороны исследования. Моральные аспекты исследования, принадлежащие к ценностному полюсу этой дихотомии, отнесли к второстепенным и стали считать проблемой лишь профессиональных этических кодексов и личным делом исследователя. Пропасть между фактическими знаниями и этическими ценностями сейчас обсуждается как проблема (например, у Хабермаса, в его очерке взаимодействия между человеческими интересами и научными знаниями — см. глава 3, «Герменевтическая интерпретация», а также в феминистских исследованиях — см. глава 4, «Феминизм и качественные исследования»). С утратой веры в идею Просвещения об освобождении посредством знания и веры в прогресс человечества посредством прогресса науки цели и средства научных исследований стали подвергаться тщательному анализу, в котором моральной стороне исследования придается такое же значение, как и научной. Этические теории обеспечивают нас системой координат для размышлений о конкретных моральных проблемах исследования. Они содержат более широкий контекст осмысления этического выбора, чем частные принципы, выделенные выше. Существуют три глобальные философские этические позиции: принципиальная этика долга, утилитарная этика последствий и нравственная этика умений (см., например, Eisner, Peshkin, 1990; Kimmel, 1988). Принципиальная этика долга, еще называемая деонтологической и ин-тенциональной позицией, выносит суждение о поступке независимо от его последствий. Нравственным считается такой поступок, который соответствует принципам — таким, как честность, справедливость и уважение к личности. Этика долга выражена в максимах Канта «Обращайся с любым человеком как с целью, но не как со средством» и «Поступай так, как если бы правила твоих действий могли бы по твоей воле сделаться универсальным законом природы». Эти общие этические принципы могут быть конкретизированы в этических правилах для различных типов исследований. В предельной форме интенциональная позиция может обернуться моральным абсолютизмом, требующим соответствовать абсолютным принципам правильного действия, независимо от того, каковы человеческие последствия поступка. Утилитарная позиция, также называемая телеологической позицией, делает акцент на последствиях действия: о действии прагматично судят по Глава 6. Этика проведения исследования... тому эффекту, который оно производит. В конечном итоге именно результат действия определяет его правильность. Конечной целью может быть величайшее благо для всех; то есть благо определяется тем, насколько увеличилось счастье, здоровье или знание. В предельной форме утилитарной позиции цель оправдывает средства. Противоречивость реальных следствий из положений этики долга и утилитарной теории можно прояснить на следущих крайних примерах: Пациент говорит терапевту по телефону: «Я собираюсь прыгнуть в озеро Сортедамсен и утопиться». Терапевт отвечает: «Что ж, прыгай!». Пациент несколько дней спустя подает жалобу на терапевта в Этический комитет Датской психологической ассоциации, обвиняя его в подстрекательстве к самоубийству и, тем самым, отсутствии должного уважения к его человеческому достоинству. Похоже, в данном случае терапевт спонтанно действовал, исходя из утилитарной позиции выживания, и, отвечая пациенту по телефону, использовал парадоксальную технику. Пациент, которому, очевидно, прагматичная интервенция терапевта пошла на пользу, занял позицию долга — принципа абсолютного уважения к своей персоне, который, согласно его жалобе, нарушил терапевт. И утилитарная этика последствий и интенциональная этика долга порождают вопрос о том, существуют ли универсальные этические принципы, или же все они зависят от ценностей конкретной группы людей. Третья позиция, идущая от аристотелевых концепций добродетели и практического суждения, предполагает этическую позицию, зависящую от контекста. Этическое поведение видится не столько как применение общих принципов и правил, сколько как интернализация исследователем моральных ценностей. Принципиально важна в данном случае личностная целостность исследователя, взаимодействие с изучаемым сообществом и отношение к этическим ценностям этого сообщества. Акцент делается на этической интуиции исследователя, его чувствах и умениях, а также на отношениях между действующими лицами в конкретном сообществе. Учиться этике исследовательского поведения приходится в течение всей жизни, основываясь на нравственных правилах отдельной профессиональной культуры. Набираясь практического опыта, общаясь с более искушенными коллегами по профессии, возможно в форме отношений ученик-учитель, новичок постепенно приобретает чувствительность к контексту и Мудрость зрелого этического поведения. Философии долга, пользы и добродетели делают упор на разных аспектах этического выбора. Эти подходы могут приводить к принятию различ- |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |