Условия действенности управленческого контроля:
• конкретизация наиболее важных исходных факторов;
• построение модели контроля;
• особое внимание динамике модели;
• постоянная корректировка выбранных исходных факторов;
• оценка расхождения между планируемым и фактическим;
• определение возможных корректирующих действий.
Контроль не является вопросом доверия или недоверия к сотрудникам. Это обязательный компонент системы управления, который реализуется в обязательном порядке при соблюдении ряда принципов:
• всеохватность;
• централизованность (руководитель должен первым знать обо всех серьезных отклонениях, сбоях от установленного плана, а если это невозможно, то контролировать самые важные участки работы);
• адекватность содержанию деятельности (система контроля должна быть приспособлена к характеру деятельности конкретной организации);
• контроль должен быть прямым (осуществляется непосредственным руководителем, отвечающим за выполнение соответствующих планов);
• стратегическая направленность (отражение общих приоритетов организации и их поддержка);
• объективность (недопустимость использования личных симпатий и антипатий руководителя в отношении кого-либо из подчиненных и, более того, использования контроля как «карательного» средства в работе с персоналом, в особенности когда у руководителя имеется предубеждение против того или иного сотрудника; достигается введением системы контроля по объективным показателям, понятным и принятым всеми членами коллектива);
• гибкость (приспособление к происходящим изменениям);
• опережающим (должен давать сигнал об отклонениях еще до того, как они произойдут, чтобы можно было вовремя поправить положение);
• нацеленность на решение проблемы (а не на ее выявление и констатацию);
• простота (обеспечивает лучшее понимание целей и инструментов контроля, а значит, и поддержку существующей системы контроля персоналом организации);
• приоритетность мониторинговых точек (руководителю нет необходимости проверять все до мелочей, достаточно сосредоточить внимание на узловых моментах деятельности, по которым можно проверять ход выполнения работ);
• постоянство (чем меньше промежуток времени между операциями контроля, тем выше активность контроля и тем более действенные меры можно принять);
• стандартизированность (критерии эффективности работы должны быть выражены в поддающихся проверке количественных или качественных показателях, дающих четкое и однозначное представление о результативности деятельности);
• своевременность (обеспечение возможности устранять отклонения прежде, чем они примут серьезные размеры);
• экономичность (преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование);
• автоматизация (должен осуществляться автоматически при минимальном вмешательстве руководителя);
• адекватность системы контроля личности руководителя (система контроля должна выбираться индивидуально для каждого руководителя с учетом его личностных особенностей);
• ориентация на человеческий фактор и т. д.
Известно чрезвычайно много видов управленческого контроля. Их классификация возможна по многим основаниям (рис. 12.6):
• по времени осуществления контрольных действий – предварительный, текущий, итоговый (последующий) контроль;
• по временной направленности контроля – стратегический, тактический, операционный контроль;
• по масштабу – всеобщий, коллегиальный и индивидуальный (вопрос справедливости) контроль;
• по иерархичности объектов контроля – контроль системы объектов в целом (всей организации), контроль подсистем системы объектов, контроль отдельных объектов;
• по степени открытости – открытый, полуоткрытый, скрытый контроль;
• по возможности дальнейшего использования объекта контроля – разрушающий и неразрушающий контроль;
• по характеру контрольных мероприятий – плановый и внезапный контроль;
• по источнику данных контроля – документальный, фактический, автоматизированный контроль;
• по характеру отношения к объекту – направляющий и фильтрующий (этапный) контроль;
• по принимаемому решению – активный и пассивный контроль;
• по методике проведения – формализованный и визуальный контроль;
• по способу взаимоотношений работников – односторонний (функционально-принудительный), взаимный (двусторонний или многосторонний) контроль;
• по характеру взаимоотношений контролирующего и контролируемого работников – контроль, обусловленный отношениями подчиненности (формальный) и контроль, не обусловленный отношениями подчиненности (неформальный);
• по этапу получения информации – первичный и сводный контроль;
• по объекту контроля – контроль предмета труда, контроль за средствами производства, технологический контроль, информационный контроль, экологический контроль и т. д.;
• по величине (сложности) объекта контроля – тематический и комплексный контроль;
• по стадии производственного процесса – входной контроль, операционный, контроль хранения, контроль транспортировки, контроль готовой продукции и т. д.;
• по исполнителю – самоконтроль, управленческий контроль, государственный контроль, международный контроль, контроль силами органов местного самоуправления, партийный контроль, врачебный контроль, этический, религиозный и т. д.;
• по режиму – усиленный контроль, нормальный (в облегченном режиме) контроль;
• по пространственному аспекту – входной, процессный, выходной контроль;
• по полноте охвата объекта контроля – сплошной (тотальный) контроль и несплошной (выборочный) контроль;
• по периодичности проведения контрольных мероприятий – систематический, периодический и эпизодический контроль;
• по степени механизации – ручной, механизированный, компьютеризированный, технологизированный и т. д.;
• по способу получения и обработки информации – статистический, расчетно-аналитический, регистрационный контроль;
• по степени мотивационной значимости – жесткий и мягкий, констатирующий и делающий выводы, карательный и носящий характер помощи;
• по фазе воспроизводственного цикла – контроль снабженческо-заготовительной деятельности, контроль производственной деятельности, контроль финансово-сбытовой деятельности;
Рис. 12.6. Типы управленческого контроля
• по функциональной направленности – администраторский, финансово-экономический, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации;
• по направленности на сферу организации – внешний (осущест-вляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность) и внутренний (осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал) и т. д.
|