Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники личной власти по Дж. Френчу и Б. Рейвену
Источник власти
| Описание
| Вознаграждение
| Лидер обладает ресурсами, необходимыми для вознаграждения последователей
| Принуждение
| Источник власти – страх (например, потерять работу)
| Легитимность
| Поведение лидера согласуется с разделяемыми ценностями последователей, поэтому они «передают» лидеру полномочия
| Экспертиза
| Основа власти – знания и опыт, относящиеся к заданию
| Харизма
| Черты личности, делающие лидера привлекательным в глазах последователей
| Из данной таблицы следует, что у лидера есть широкие возможности приобретения личной власти, привлекательной для последователей. В то же время воздействие лидера на них может сильно возрасти при переходе от непосредственного применения власти к использованию различных стратегий влияния (табл. 18.3), так как влияние позволяет добиваться от других нужных результатов даже в отсутствие какой-либо власти над ними.
Таблица 18.3
Стратегии влияния
Возмездие (принуждение и запугивание)
| | Общая форма
| «Если вы этого не сделаете, вы пожалеете!»
| | Угроза
| «Если вы не подчинитесь, я вас накажу»
| | Социальное давление
| «Другие члены вашей группы согласны.
Так какое ваше решение?»
| | Достаточно
| «Я перестану к вам придираться, если вы подчинитесь»
| | Ощущаемый недостаток
и давление времени
| «Если вы не начнете действовать прямо сейчас, вы упустите возможность / создадите проблемы другим людям»
| | Избегайте причинять боль другим
| «Если вы не согласитесь, это причинит вред другим»
| | Взаимодействие (обмен и интеграция)
| Общая форма
| «Если вы выполните Х, вы получите Y»
| | Обещание
| «Если вы подчинитесь, я вас вознагражу»
| | Уважение
| «Люди, мнением которых вы дорожите, будут думать лучше (хуже) о вас, если вы подчинитесь (не подчинитесь)»
| | «Кредит»
| «Я сделаю для вас что-нибудь, чего вы хотите;
вы тогда сделаете это для меня?»
| | Обязательство
| «Вы обязаны подчиниться мне, поскольку в прошлом я оказал вам услуги (даже если я не беру на себя никаких обязательств в отношении будущего...)»
| | Взаимный компромисс
| «Я снизил мое первоначальное предложение/ цену, и теперь я надеюсь, что вы ответите тем же (не важно, насколько неразумным,
было мое первоначальное предложение)»
| | Рост обязательств
| «Я заинтересован только в небольшом обязательстве с вашей стороны (но потом я потребую больше)»
| |
Окончание табл. 18.3
| | Обоснование (убеждение, основанное на фактах,
потребностях и личных ценностях)
| Общая форма
| «Я хочу, чтобы вы сделали X, поскольку это согласуется с /хорошо для/ необходимо для...»
| | Доказательство
| «Эти факты / мнение экспертов демонстрируют достоинства моей позиции/ просьбы»
| | Потребность
| «Вот что мне надо; вы поможете?»
| | Достижение цели
| «Уступчивость поможет вам достичь своей личной цели»
| | Схожесть ценностей
| «Это действие соответствует вашей приверженности X»
| | Готовность
| «Мы бы предприняли эту попытку, если бы могли положиться на ваши способности / опыт»
| | Лояльность
| «Поскольку мы друзья, вы сделаете это?»
| | Альтруизм
| «Группе нужна ваша поддержка, сделайте это для общего блага»
| |
Успех в реализации задач, стоящих перед лидером, зависит от правильного выбора и использования стратегии влияния в зависимости от ситуации (табл. 18.4).
Таблица 18.4
Сравнение стратегий влияния
Стратегия
влияния
| Когда
использовать
| Возможные
преимущества
| Возможные
недостатки
| Возможные
обвинения
| Возмездие
| Неравенство
власти в пользу
воздействую-щего
Преданность
и качество
не важны
Жесткие временные рамки
Серьезные
нарушения
Проблема
неважна
| Быстрое,
непосредственное действие
Апеллирует
к чувству личной безопасности
| Подавляет
приверженность,
творчество
Небезопасно
для лидера
Порождает чувство обиды
Порождает чувство страха потерять
работу / должность
| Нарушение прав
|
| Если вопрос важен, возмездие
маловероятно
Конкретная,
недвусмысленная
просьба
Возможно со-
противление
требованию
|
| Порождает страх
допустить ошибку
Порождает страх быть обойденным
другими
Порождает страх
потерять собственное «Я»
Порождает чувство страха не справиться
с работой
Надо усиливать
серьезность угроз для поддержания
давления
«Дороговизна» – она требует разветвленной и громоздкой системы контроля
Скованность, страх, месть, отчуждение
|
|
|
|
|
|
| Взаимодействие
| Стороны
взаимозависимы
Каждая из сторон имеет нечто важное для другой
| Редкие
случаи обиды
Нет необходимости
в доказательстве правомочности
требования
| Возникает
инструментальный взгляд на работу
(конкретные
вознаграждения за конкретные
действия)
| Несправедливость, разбитые
ожидания,
манипуляция
|
| Достаточно
времени для
переговоров
Существуют
установленные
нормы обмена
Стороны доверяют друг другу
Преданность
общим целям и
ценностям
не критична
Потребности
специфичны и
краткосрочны
|
| Порождает у людей ощущение, что условия назначения открыты для переговоров
|
| Обоснование
| Достаточно времени для пространного обсуждения
Общие цели/
ценности
Стороны доверяют друг другу
и уверены во взаимной
надежности
Стороны
удовлетворены
существующими
взаимоотношениями
| Потребность
надзора
увеличивается
| Необходимо
определенное время для создания
атмосферы доверия (время
увеличивается,
если увеличивается число участников)
Требуется наличие
общих целей
и ценностей
| Разница мнений,
противоречия в представлениях
о приоритетах
|
Основные традиционные концепции лидерства[6]:
• личностно-поведенческие – появление лидера зависит от его личных качеств и его поведения;
• ситуационные – появление лидера зависит от требований сложившейся ситуации;
• атрибутивного лидерства – атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин плохой работы последователю и недостоверная информация о нем, например, лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие лидера и заставляют его быть непоследовательным в своем поведении, так как в результате последователи чрезмерно влияют на лидера, что может привести к развалу неформальной группы, но если отношения адекватны ситуации (взгляды и поведение лидера в работе с последователями принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений, что достигается, если обе стороны извлекают уроки из поведения друг друга;
• харизматического лидерства – лидер может эффективно влиять на последователей, не отдавая себе отчета в том, «что» и «как» он делает, он может только догадываться, что обладает харизматическим влиянием, под которым понимается влияние, основанное не на логике действий, а на особых личных качествах (внешняя и внутренняя привлекательность, имидж, манера и стиль поведения, речь, жесты, позы и т. д.), харизма дает лидеру власть над людьми, формирует у последователей симпатию вплоть до обожания и готовность следовать за лидером;
• преобразующего лидерства – способность лидера переводить новые видения решения проблем в действия последователей, привлекать последователей к управлению и самому активно участвовать в деятельности группы, вызывать их энтузиазм, постоянно балансировать между соглашательством с группой и доминированием в ней, при этом лидер-преобразователь вдохновляет творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями, а не мифами; отношения с последователями строятся по принципу «уважаю/ рассчитываю», при этом последователи вдохновляются не краткосрочными целями (заработок, быстрейшее исполнение работы), а долгосрочными – измениться всей группой путем развития.
|