Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные типы и уровни конфликтов
Основные типы конфликтов (классификация К. Боулдинга)[16]: • личностные: ° внутриличностные (личность А ↔ личность А) – отсутствие согласия человека с самим собой, возможные дисфункциональные последствия такого конфликта разрушительны, он может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, неуверенности в себе и организации, в связи со стрессом и по другим причинам; ° межличностные (личность А ↔ личность В) – самый распространенный тип конфликта, так как люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом, проявляется по-разному, например, как борьба за ограниченные ресурсы, капитал или людей, время использования оборудования или одобрение проекта, столкновение личностей, ценностей, методов достижения целей; ° между личностью и группой (личность А ↔ группа А) – может возникнуть, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, и хотя не исключено, что человек, мнение которого отличается от мнения группы, принимает близко к сердцу интересы организации, однако, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы; ° межгрупповые (группа А ↔ группа В) – искажают восприятие членов каждой группы, негативные стереотипы («все они такие»), развивая все более глубокое убеждение в важности и значимости своего подразделения, при этом каждая группа считает себя превосходящей своих соперников в результативности и расценивает себя и свою работу как более важный фактор для выживания всей организации; • безличностные или ролевые: ° внутриролевые – между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и ролевых ожиданий, возникают в том случае, когда различные индивиды определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет личности, выполняющей эту роль, удовлетворять все требования (находиться «между двух огней»); ° межролевые – борьба между ролями, выполняемыми одним человеком, так как с ними связаны противоречивые ожидания; ° конфликт «личность – роль» – имеет место в том случае, когда требование роли нарушает основные ценности, отношения и потребности индивида, занимающего определенное положение (руководитель, которому трудно уволить подчиненного, имеющего семью, и руководитель, который подает в отставку, чтобы не быть замешанным в определенной неэтичной деятельности); ° конфликт, вызванный предъявлением различных требований к выполнению личностью одной и той же роли. Среди личностных конфликтов особого внимания заслуживают конфликты между сотрудниками и руководством (тип: личность А ↔ группа А), которые чаще всего происходят по вине руководителей и специфичны тем, что руководитель «затягивает» в конфликт весь свой коллектив, который вопреки своей воле начинает конфликтовать с сотрудником или другим коллективом по прихоти своих начальников, которые очень часто: • уверены, что занимаемое положение в организации позволяет им не считаться с подчиненными; • не учитывают, что большинство людей весьма болезненно реагируют на грубость начальства, при этом производительность их труда резко снижается, от чего страдают интересы организации; • не учитывают, что, выполняя свои должностные обязанности, сотрудники не застрахованы от ошибок; • безропотно отдают своих подчиненных «на растерзание» вышестоящему начальству; • недооценка профессионализма своих коллег и проч. Уровни, на которых может возникнуть личностный конфликт[17]: • духовно-нравственный – заключается в несогласованных системах ценностей, а так как именно система ценностей определяет, какое решение мы будет принимать в той или иной ситуации, то разные системы ценностей могут привести к принятию различных решений в одной и той же ситуации, в то же время, понимание системы ценностей своего партнера поможет правильно спрогнозировать его поведение в нештатных ситуациях, а следовательно, и избежать совершенно ненужных конфликтных ситуаций и конфликтов: ° игровая система ценностей – система ценностей, основанная на желании переиграть партнера и получить преимущество; ° открытая система ценностей – система, основанная на желании достичь честного и выгодного для всех решения; • чувственный – заключается в непонимании чувственного спектра, а так как именно понимание чувственного спектра своего партнера позволяет спрогнозировать его энергетические пики и спады, а также схемы мышления, то игнорирование этого обстоятельства может привести к ошибочному прогнозированию поведения партнера, а следовательно, и к совершенно бессмысленным конфликтным ситуациям; • установочный и эмоциональный – заключаются в столкновении установок и девизов, с которыми человек идентифицирует свою личность, сильно зависит от них, а различия в установках и девизах, предполагает различную реакцию на одну и ту же ситуацию, поэтому распознавание подлинных установок и девизов, хотя и является трудоемкой задачей, оправдано, так как позволяет предвидеть реакцию партнера на ту или иную ситуацию, хотя распознавание может осложняться тем, что партнер может не знать или быть не в состоянии признаться даже самому себе в своих истинных установках и девизах; • мыслительный – заключается в столкновении логических схем мышления, которые определяют ход рассуждения индивидуума, хотя существуют точки переключения, т. е. мыслительные состояния, в которые сходятся несколько логик, схем мышления; • рутинный – заключается в столкновении бессознательных стереотипов мышления и поведения, он опасен тем, что его корни обычно лежат вне рамок нашего сознания, мы очень редко задумываемся, почему мы что-то делаем одним, а не другим путем (в таких случаях полезно применять анонимные правила – не привязанные к личностям правила решения конфликта интересов, что в юриспруденции применяется в прецедентном праве). Определенную сложность создает выявление и управление ролевым конфликтом, который возникает, прежде всего, в том случае, когда личность в организации получает несовместимые команды относительно соответствующего поведения. Роль – это то, что должен делать индивид для того, чтобы подтверждать свое право на какое-либо определенное положение в организации. Роль включает в себя отношения и ценности, а также характерные типы поведения. В организациях каждой должности соответствует определенная деятельность, которая определяет собой роль этой должности с точки зрения организации. Организация разрабатывает функциональные обязанности, которые определяют деятельность человека, занимающего данную должность, и связь этой должности с другими должностями в организации. Как формальные (административные и оперативные), так и неформальные (по интересам и на основе дружбы) группы могут не иметь письменно установленных правил, но все же правила соблюдаются членами группы. Таким образом, имеются установленные статус иерархий и соответствующие роли, которые, являясь официальными или неофициальными, составляют неотъемлемую часть организации[18]. Каждый человек выполняет множественные роли, т. е. выполняемые одновременно, так как индивид занимает определенное место в различных организациях и группах. У каждой роли есть очертание, т. е. индивидуальные ожидания определенного поведения от человека в какой-либо определенной роли, поскольку большинство групп имеют собственные ожидания от роли. Для индивида, играющего многие различные роли, каждая из которых имеет сложные очертания, характерна предельная сложность индивидуального поведения. Многочисленные роли и очертания роли представляют собой многочисленные концепции. Важность той или иной концепции определяется возможными трудностями той или иной специфической роли, особенно в организационных очертаниях. Это может часто приводить к противоречиям роли индивида. Различные индивиды различно воспринимают поведение, связанное с ролью. В организационной структуре точность восприятия роли может иметь определенное влияние на деятельность. Но в организации может быть три различных восприятия одной и той же роли, которые могут очень сильно не совпадать и еще сильнее увеличивать возможность противоречия роли: ° восприятие организаций – положение, которое занимает индивид в организации, представляет собой сумму организационно определенных ролей личности, включающую в себя служебную инстанцию, связанную с занимаемым положением, власть, функции и обязанности этого положения, но все эти роли, как это определяется организацией, относятся к положению, а не к какой-либо личности; ° восприятие группы – восприятие роли развивается, что связывает индивидов с различными как формальными, так и неформальными группами, к которым они принадлежат, но с течением времени ожидания изменяются и могут совпадать или не совпадать с восприятием роли организацией; ° восприятие индивида – любой индивид, который занимает определенное положение в организации или группе, четко воспринимает свою роль, на его восприятие оказывают влияние его прошлое и социальная принадлежность, так как они влияют на основные ценности и отношения, с которыми индивид приходит в организацию, и на восприятие своей роли. В результате наличия многочисленных ролей и очертания ролей индивид может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы индивид испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «я» и обязательств перед собой в обмен на внутригрупповую лояльность. Когда это происходит, индивид сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт. Управление конфликтами в организациях основывается на: ° разработке общеорганизационных правил и процедур разрешения конфликтов; ° принятии процедур решения конфликта заранее на стадиях подготовительного планирования, что позволяет создать заранее известные всем «правила игры», которые, в свою очередь, позволяют избежать обвинений в предвзятости и необъективности предлагаемых решений конфликта, повысить их моральный вес; ° использовании мнений и решений вышестоящих руководителей, что позволяет им выступать в роли окончательных арбитров; ° прямых контактах и открытом обсуждении, что позволяет максимально прояснять интересы участников, абстрагироваться от позиций и формировать решения, которые в максимальной мере реализуют интересы всех участников. При возникновении конфликта менеджеру следует: • изучить проблему и собрать всю доступную информацию; • использовать подходы, учитывающие конкретные обстоятельства и ситуацию; • сформировать подходящую для разрешения конфликта атмосферу и климат. Если необходима встреча для открытого и конструктивного обсуждения проблем, то менеджеру следует: • сформировать желание участников конфликта участвовать в конструктивном обсуждении; • проанализировать как каждый из участников конфликта видит себя и других; • собрать информацию и быть максимально открытым; • максимально прояснить все интересы и позиции, т. е. определить проблему; • сделать информацию доступной для всех участников; • сформировать приоритеты; • организовать группы для решения проблем, затрагивающих несколько подразделений; • установить взаимодействие между подразделениями, приоритеты и временные рамки; • разработать план действий (встать во главе решения проблемы); • внедрить план действий; • получить обратную связь по мере выполнения плана. Эффективное управление требует: ° знания организации; ° акцента на выслушивание и понимание, а не на оценки; ° выявления природы конфликта; ° понимания чувств и эмоций участников; ° предложения процедур для разрешения разногласий; ° поддерживания рабочих отношений с конфликтующими сторонами; ° облегчения процессов коммуникации; ° поиска путей решения.
Стадии развития конфликтов
Стадии развития конфликтов: предрасполагающая – появление условий, при которых может возникнуть столкновение: длительное бесконфликтное состояние коллектива, постоянные перегрузки и переутомление сотрудников, информационно-сенсорный голод, недостаточность условий для самореализации, стиль организации жизни и управления коллективом; зарождение – столкновение может произойти, но может и не произойти (формы столкновения: принципиальное, столкновение из-за формы отношений, мнимое); созревание – столкновение становится неизбежным; осознание конфликта; собственно конфликт; угасание; разрешение. Возможны и иные подходы к выявлению стадий конфликта, например, подход Н. Тренева[19]. В соответствии с этим подходом, конфликт развивается по следующим стадиям: I стадия – конструктивная, на которой конфликт не выходит за рамки конфликтной ситуации и является легко разрешимым, так как участники относятся друг к другу конструктивно, ориентируясь на сотрудничество: • возникновение рассогласования интересов; • обсуждение рассогласования интересов; • поиск решений; II стадия – игнорирования, на которой конфликт уже становится запущенным, а конструктивное отношение сменяется нейтральным – действующие лица стараются не замечать друг друга: • сглаживания; • игнорирования; • уклонения; III стадия – деструктивная, на которой конфликт является уже трудно разрешимым, так как он уже переходит в войну; партнерские отношения друг к другу сменяются на враждебные: • предупреждающих ударов; • болевых ударов; • поражающих ударов. Одной из наиболее широко признанных моделей конфликта является модель Луиса Понди, который рассматривал конфликт как динамичный процесс, протекающий по пяти последовательным этапам (рис. 19.2)[20]. Управление конфликтами необходимо, так как, во-первых, оно позволяет превратить потенциальные потери в выгоду организации, а во-вторых, ликвидирует стихийное явление в искусственно созданной организационной конструкции (или придает ему тот же искусственный характер). Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт, так как силовое воздействие обычно связано с эмоциональными переживаниями. Эмоциональный настрой может начать поддерживаться автономно, переводя конфликт в самодостаточное состояние. Если же конфликтная ситуация уже успела перерасти в конфликт, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Умение решать конфликты зависит от способности трансформировать взаимное представление участников из врагов в партнеров. Игровое управление позволяет добиваться принятия выгодных решений прежде всего в краткосрочной перспективе, так как, основанное на сокрытии и манипулировании информацией, оно не позволяет использовать весь имеющийся потенциал, что оборачивается потерей целого ряда конкурентных преимуществ. Оно не способствует раскрытию творческих способностей сотрудников и оздоровлению морального климата, что приводит к более медленному накоплению опыта и к более медленному освоению новых технологий. Возрастает упущенная выгода, растет текучесть персонала.
Рис. 19.2 . Модель организационного конфликта Понди
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |