![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы-стратегии и тактики разрешения конфликтов
Стандартными методами-стратегиями управления (разрешения) конфликтами, достигших уровней, которые угрожают функционированию организации, являются: • уход (уклонение) – отказ от каких-либо активных действий по разрешению конфликта или отказ от претензий; • сглаживание – избегание точек разногласия под лозунгом «мы все – одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку»; • поиск компромиссов – предполагает достижение компромисса и взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон под девизом «мы вам, а вы нам» или «ни вам, ни нам», путем: ° четкая формулировка требований к работе; ° использование координирующих механизмов; ° система поощрения; ° установление единых целей и формирование общих ценностей и т. п.; • приспособление (уступка) – основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента; • силовое давление (принуждение) – конкурентное выделение одной точки зрения за счет других, навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения; • конфронтация – открытое обсуждение, ориентированное на решение проблем, конструктивную работу с разногласиями; • сотрудничество – поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны; • идентификация общего «врага» – вовлеченные в конфликт стороны могут разрешить существующие между ними противоречия, объединившись в борьбе против общего «врага»; • ответные действия и др. Решение ролевого конфликта может заключаться в построении суперроли, интегрирующей в себя все отдельные роли, т. е. в координации различных ролей между собой. В. М. Шепель классифицировал тактические действия по реализации перечисленных методов-стратегий[23], во-первых, на жесткие, нейтральные и мягкие, и, во-вторых, на рациональные и иррациональные: • тактика захвата и удержания объекта конфликта применяется, когда объект материален (например, самовольное заселение в квартиру); • тактика физического насилия (ущерба) применяется в форме таких приемов, как: ° уничтожение материальных ценностей; ° физическое воздействие; ° нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства); ° блокирование чужой деятельности; ° причинение боли и т. п.; • тактика психологического насилия (ущерба) нацелена на то, чтобы вызвать у оппонента обиду, задеть самолюбие, достоинство и честь; ее проявления: ° оскорбление; ° грубость; ° оскорбительные жесты; ° негативная личностная оценка; ° дискриминационные меры; ° клевета; ° дезинформация; ° обман; ° унижение; ° жесткий контроль за поведением и деятельностью; ° диктат в межличностных отношениях; • тактика давления применяется чаще всего в конфликтах по вертикали; ее проявления: ° предъявление требований; ° указаний; ° приказов; ° компромата; ° угрозы; ° вплоть до ультиматума; ° шантаж; • тактика демонстративных действий применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне; ее проявления: ° публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья; ° невыход на работу; ° заведомо неудачная попытка самоубийства; ° неотменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т. п.); • тактика санкционирования предполагает воздействие на оппонента с помощью: ° взыскания; ° увеличения рабочей нагрузки; ° наложения запрета; ° установления блокад; ° невыполнения распоряжений под каким-либо предлогом; ° открытого отказа от выполнения; • тактика коалиций нацелена на усиление своего ранга в конфликте; ее проявления: ° образование союзов; ° увеличение группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращений в СМИ, различные органы власти; • тактика фиксации своей позиции основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции; ее проявления: ° убеждение; ° просьбы; ° критика; ° выдвижение предложений и т. д.; • тактика дружелюбия имеет проявления: ° корректное обращение; ° подчеркивание общего; ° демонстрация готовности решать проблему; ° предъявление необходимой информации; ° предложение помощи; ° оказание услуги; ° извинение; ° поощрение; • тактика сделок имеет проявления: ° взаимный обмен благами; ° обещания; ° уступки; ° извинения.
Этапы деятельности руководителя По урегулированию конфликта
Деятельность руководителя в процессе урегулирования конфликта имеет свою этапность (рис. 19.3).
Рис. 19.3. Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта
Каждый из используемых методов-стратегий и тактик имеет свои сильные и слабые стороны и может быть более или менее эффективным в зависимости от конкретных условий или ситуаций. Оценить усилия и эффективность использования в деятельности руководителя по урегулированию конфликта возможно по ряду признаков[24]: 1. Проясняет интересы: ° путем содействия общим и неконфликтующим интересам обеих групп; ° информируя другую группу об интересах каждой группы, устраняя опасность шантажа на основе таких интересов. 2. Создает нормальные рабочие отношения: ° позволяя группам эффективно устранять свои разногласия в данном споре; ° стимулируя такие отношения, которые группы хотели бы иметь; ° облегчая группам взаимодействие при возникновении следующего конфликта. 3. Помогает выявить удачные варианты: ° побуждая группы к поиску многих вариантов, прежде чем приступить к их оценке и выбору; ° стимулируя поиск группами путей формулирования ценностей, которые обеспечивают общую выгоду; ° считается легитимным: ° не давая группам повода считать, что баланс сил склоняется в одну из сторон; ° внушая группам чувство, что полученные решения будут честными и справедливыми. 4. Исходит из наличия у сторон процедурных альтернатив: ° позволяя обеим сторонам реально оценить свои варианты и варианты другой стороны; ° улучшает контакты: ° стимулируя проверку и оценку существующих допущений; ° облегчая понимание и обсуждение представлений сторон; ° устанавливая действенные двусторонние контакты между группами. 5. Ведет к разумным договоренностям: ° позволяя группам выработать договоренности, которые реалистичны и осуществимы; ° позволяя сторонам прибегнуть к тяжбе в случае, если им не удается достичь окончательного соглашения или если оно не выполняется. Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация». 2. Назовите основные причины и последствия конфликтов в действующих организациях. 3. Охарактеризуйте основные типы и уровни конфликтов. 4. Дайте развернутую характеристику ролевого конфликта. 5. Охарактеризуйте основные этапы развития конфликта в организации. 6. Охарактеризуйте основные методы-стратегии и тактики разрешения конфликтов. 7. Охарактеризуйте основные правила, меры, этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликтов.
Список литературы
1. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М., 2004. 2. Гибсон, Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х. Доннелли–мл. – М., 2000. 3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб., 2000. 4. Джордж, Дж. М. Организационное поведение. Основы управления: учебное пособие / Дж. М. Джордж, Г. Р. Джоунс. – М., 2003. 5. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В. И. Кнорринг. – М., 2001. 6. Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учебное пособие / А. И. Кочеткова. – М., 2003. 7. Психология менеджмента: учебник / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., 2000. 8. Теория управления: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М., 2004. 9. Управление современной компанией: учебник / под ред. Б. Мильнера и Ф. Лиса. – М., 2001. 10. Холл, Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Х. Холл. – СПб., 2001.
Тема 20. Управленческий труд И самоменеджмент руководителя
§ 1. Управленческий труд и самоменеджмент: основные понятия
Самоменеджмент – это менеджмент в полном объеме, но развернутый не вовне, а на субъекта управления – менеджера. Это многоуровневый процесс самодеятельности, преодоления и возвышения себя, способ организации жизни. Исходя из уникальности индивидуальной жизни самоменеджмент своей первоочередной проблемой имеет развитие, преобразование личности менеджера. Самоменеджмент – это творчество, импровизация, нестандартный подход, который носит ситуационный характер, разрушает любой стереотип, это искусство открывания себя в окружающей действительности. Личная тектология руководителя является частью менеджмента, которая включает в себя: ° рациональную организацию самодеятельности личности; ° создание личностных предпосылок успешной управленческой деятельности; ° управление открытой, динамической, неравновесной системой – личностью менеджера; ° многоуровневый процесс самодеятельности, преодоления и возвышения себя; ° опережающее отражение действительности; ° способ организации жизни; ° творчество, нестандартность, импровизацию. Цели самоменеджмента[25]: • преобразование личности менеджера как основа успеха в жизни и деятельности (первоочередная методологическая проблема); • экономия времени; • выявление и использование собственных возможностей; • проектирование внешней среды; • выявление и анализ уроков своего опыта; • рациональная организация самодеятельности. Управленческий труд – это, прежде всего, вид умственного общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Управленческий труд, хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного работника. В ходе разделения и кооперации общественного труда управленческий труд обособлен в относительно самостоятельную сферу, которая имеет свою структуру (табл. 20.1)[26]. Таблица 20.1 Виды разделения управленческого труда
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |