Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Десять управленческих ролей менеджера
Роль
| Описание
| Характер деятельности
по материалам обследования
работы руководителей
| Межличностные роли
| Главный руководитель
| Символический глава выполняет обычные обязанности правового или социального характера
| Церемониалы, действия,
обязываемые положением, ходатайства
|
Продолжение табл. 20.3
| Роль
| Описание
| Характер деятельности
по материалам обследования
работы руководителей
|
|
|
| Лидер
| Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
| Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
| Связующее
звено
| Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних и внутренних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги
| Переписка, участие во внешних совещаниях, другая работа с внешними организациями и лицами
| Информационные роли
| Приемник
информации
| Получает специализированную информацию (в основном текущую) для использования в интересах дела;
выступает как центр
сосредоточения внутренней и внешней информации,
поступающей в организацию
| Обработка всей почты и контакты, связанные преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки, Интернет, беседы и др.)
| Распространитель
информации
| Передает информацию, полученную из внешних источников или от других людей, членам организации;
часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации фактов
| Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным
(обзоры, беседы)
| Представитель
| Передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики
действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам
данной отрасли
| Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая
передачу информации во внешние организации и другим лицам
|
Окончание табл. 20.3
| Роль
| Описание
| Характер деятельности
по материалам обследования
работы руководителей
| Роли, связанные с принятием решений
| Предприниматель
| Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты
изменений, контролирует
разработку проектов
| Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, анализ ситуаций, включающий инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
| Устраняющий помехи
| Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных помех
| Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
| Распределитель
ресурсов
| Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию
или одобрению всех
значительных решений
в организации
| Составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
| Ведущий
переговоры
| Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах
| Ведение переговоров
|
Управленческий труд осуществляется людьми, которые должны обладать определенными к тому способностями (рис. 20.9)[30].
Структурно-психоло-гический критерий
| | Функционально-деятельный критерий
| | Менеджерские
характеристики
| | Управленческие способности
| |
Рис. 20.9. Структура управленческих способностей
Менеджерские характеристики – это основные характеристики личности управленца, которые либо необходимы для управленческой деятельности, либо желательны для нее, поскольку обусловливают – при прочих равных условиях – высокий уровень ее успешности:
• первая группа – биографические характеристики, свойственные «эффективному менеджеру» (социально-экономический статус, культурно-образовательный уровень, пол, возраст и др.);
• вторая группа – личностные качества «эффективного менеджера» (концепция Р. Стогдилла):
° доминантность – черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле;
° уверенность в себе;
° эмоциональная стабильность;
° стрессоустойчивость;
° креативность;
° стремление к достижениям;
° предприимчивость;
° ответственность;
° надежность в выполнении заданий;
° независимость;
° общительность.
Собственно управленческие способности – это те свойства, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность, определяются ее содержанием и требованиями:
• первая группа – это общеуправленческие (или общеорганизационные) способности, которые определяют эффективность данного типа деятельности в целом, а не успешность какой-либо входящей в ее состав функции (функций);
• вторая группа – это частные управленческие способности, которые обеспечивают эффективное выполнение отдельных функций управления.
Управленческие способности в сочетании с грамотным самоменеджментом становятся залогом преодоления закона Парето, который утверждает, что 80 % времени отвечают за 20 % результатов, а 20 % времени – за 80 % результатов[31].
Чтобы стать эффективным, следует взять время из тех 80 %, что соответствуют рутинным обязанностям (неактивным), и прибавить его к 20 % времени, являющемуся активным, т. е. приводящему к целенаправленным результатам.
|