Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Клятва невольника от чистоты его помыслов в правдивости и искренности своего друга
905[Невольник] ответил: «Нет, клянусь Великим Аллахом! Властелином Царства, Милостивым, Милосердным! Тем Господом, который послал пророков не по необходимости [для себя], а из великодушия и величия! Тем Господом, который из презренного праха сотворил великолепных царственных всадников 2! Очистил он их от черт, присущих сотворенным из праха, возвысил их над небожителями. Выхватил он их из огня и сделал светом, и тогда этот свет превзошел все другие виды света. 910Это блеск молнии 3, которая озарила души, чтобы Адам обрел знание от того света. То, что произросло от Адама, было сорвано десницей Шиса 4. увидев это, Адам назначил его своим наместником. Нух из обретенных им жемчугов щедро раздавал во имя любви к морю души (т. е. к Богу). Душа Ибрахима из-за обилия того света бесстрашно вступила в пламень огня 5. Поскольку Исма‘ил окунулся в его (света) ручей, покорно склонил голову под удар закаленного ножа [своего отца] 6. 915Душа Давуда была согрета лучами [того света], железо в его руках размягчилось 7. Поскольку Сулайман был вскормлен лицезрением [этого света], дивы стали его покорными слугами 8. Когда Иа‘куб склонил голову перед Божиим приговором, он прозрел благодаря запаху своего сына 9. Луноликий Йусуф, увидев то солнце, стал знатоком толкования снов 10.
2 То есть пророков и святых. 3 Словосочетание, заимствованное из Корана: «Блеск молнии Его готов унести зрение» (24: 43 (43)). 4 Шис — библейский Сиф, третий сын Адама и Евы, родившийся после того, как Кабил (Каин) убил Абила (Авеля). 5 Многобожники (согласно преданиям, по велению царя Нимруда) решили сжечь Ибрахима в огне, но Бог сделал пламя для него прохладным и приятным, так что Ибрахиму не было от него никакого вреда (см.: Коран, 21: 68 (68)—70 (70)). 6 Коран, 37: 100 (102)—105 (105). См. примеч. к б. 383. 7 Бог даровал Давуду умение обрабатывать железо и делать из него доспехи: «И научили Мы его де- лать кольчугу для вас, чтобы она защищала вас от вашей ярости…» (Коран, 21: 80 (80)). Также см.: Коран, 34: 10—11 (10). 8 Сулайман — библейский царь Соломон. Он знал язык зверей и птиц, ему подчинялись шайтаны и джинны (Коран, 21: 81 (81)—82 (82)). 9 Иа‘куб — библейский Иаков, отец Йусуфа (Иосифа). Когда братья Йусуфа приехали в Египет, он пе- редал с ними свою рубаху, и когда ее приложили к лицу ослепшего Йа‘куба и он почувствовал за- пах Йусуфа, он прозрел (Коран, 12: 93 (93)—96 (96)). 10 О толковании снов Йусуфом см.: Коран, 12: 43 (43)—49 (49).
Когда посох испил воды из рук Мусы, то мигом проглотил царство Фир‘ауна 11. 920Когда ‘Иса, сын Марйам, обрел свою лестницу 12, то вознесся на четвертое небо. Когда Мухаммад достиг власти и благополучия, он в единый миг расколол надвое диск луны 13. Когда Абу Бакр стал символом преуспеяния 14, то при таком царе (Мухаммаде) он стал сподвижником и [удостоился прозвища] „Правдивейший“ 15! Когда ‘Умар обезумел от страсти к тому Возлюбленному, он, словно сердце, стал различающим истину и ложь 16. Когда ‘Усман 17 стал источником того явного, стал излучать свет и стал Обладателем двух светов. 925Когда Избранный (Муртаза) 18, увидев Его лик, стал рассыпать перлы [красноречия], он стал Божиим Львом на лугу души. Когда Джунайд 19 был поддержан ратью Его, его нравственные достоинства стали неисчислимы. Ба Йазид 20 увидел путь к изобилию Его и услышал от Истинного прозвание „Полюс ‘арифов“. Когда Кархи 21 стал стражем Его дома, он стал наместником любви и обладателем божественного дыхания. Сын Адхама 22 радостно погнал коня в ту сторону и стал властелином властелинов правосудия. 930И Шакик 23 из-за тягот того чудесного пути стал умным, как солнце, и остроглазым. Сотни тысяч сокрытых падишахов достославны по ту сторону этого мира. Имена их из-за ревности Господа остались сокрытыми, чтобы каждый попрошайка не трепал их имен. Клянусь тем Светом и мужами, озаренными им (т. е. пророками и святыми), что они плавают в том море словно рыбы.
11 «И бросил Муса свой жезл, и вот — он пожрал то, что они лживо измыслили» (Коран, 26: 44 (45)). 12 То есть чудесным образом был вознесен на небо. 13 Р а с к а л ы в а н и е д и с к а л у н ы — одно из чудес, показанных Богом пророку Мухаммаду. Также см. айат: «Приблизился час, и раскололся месяц» (54: 1 (1)). 14 См. примеч. к б. 576. 15 Сид д ик — «Правдивейший», прозвище Абу Бакра. 16 Одно из почетных прозвищ ‘Умара б. ал-Хаттаба — Фарук («Различающий»). 17 ‘Усман — третий праведный халиф (правил в 644—656 гг.). Прозвище Зу-н-нурайн («Обладатель двух светов») он получил за то, что был женат на двух дочерях Пророка: Рукийие и Умм Кулсум. 18 М у р т а з а («Избранный») — один из эпитетов имама ‘Али; «Лев Бога» также его прозвище. 19 Джунайд б. Мухаммад Багдади (830—910) — знаменитый богослов, теоретик суфизма. 20 Ба Йазид (Абу Йазид) Бистами (ум. 875) — знаменитый суфий. 21 Ма‘руф Кархи (ум. 815—16) — знаменитый суфий, родом из квартала Карх в Багдаде. 22 Ибрахим ибн Адхам — известный мистик; согласно легенде, он был сыном царя Балха, но отказался от своего сана и стал аскетом. 23 Абу‘Али Шаких ибн Ибрахим Балхи (ум. 792—93) — знаменитый суфий.
Назову ли я его (Свет) морем души или душой моря, это недостойно его, и я буду искать для него новое название. 935Клянусь Тем, Кто сотворил и то, и это, ядра рядом с Ним — [всего лишь] скорлупа, Что достоинства моего друга и раба моего хозяина в сотни раз превышают то, что я говорил о нем. Тому, что я знаю о достоинствах моего друга, ты не поверишь, о муж великодушный. Так что же говорить мне?» Шах ответил ему: «А теперь о своих достоинствах скажи, доколь же будешь говорить о других и о нем? Что есть у тебя, что ты обрел? Какие жемчужины ты извлек из морских глубин? 940В день смерти эти твои чувства станут бесполезными, есть ли у тебя душевный свет, который стал бы тебе другом сердца? В яме могильной, когда прах наполнит твои глаза, есть ли у тебя что-либо, что осветит [твою] могилу? В тот миг, когда оторвут тебе руки и ноги, будут ли у тебя крылья и перья, чтобы душа [твоя] взлетела? В тот миг, когда этой животной души не останется, понадобится тебе, чтобы вечная душа вместо нее вселилась. Слова „Кто придет с добрым делом“ 24 не о деянии, а о принесении этого деяния Богу. 945У тебя природа человека или же ты осел? Когда эти акциденции сгинут, как ты [их] понесешь? Ведь акциденции намаза и поста, — поскольку то, что не длится два мига, перестает существовать, — невозможно перенести в другое место, но они устраняют болезни субстанции. Затем субстанция меняется вместе с акциденцией подобно тому, как от воздержания излечивается болезнь. Акциденция воздержания стала субстанцией благодаря усердию, горький рот, благодаря воздержанию, становится медовым. 950Земледелием почва превращается в колосья, лекарство для волос превращает волосы в косы. Замужество женщины есть акциденция, оно исчезло, но была обретена сущность ребенка из влаги (т. е. семени). Случка жеребца или верблюда есть акциденция, породила субстанцию жеребенка эта акциденция. Разбивание сада — это тоже акциденция, субстанцией же стал урожай сада, в этом и цель. Считай акциденцией и применение философского камня, если благодаря философскому камню медь становится субстанцией (т. е. золотом), то применяй.
24 Фраза, встречающаяся в Коране в двух айатах: «Кто придет с добрым делом, для того — десять подоб- ных ему…» (6: 161 (160)); «Кто приходит с хорошим, тому — еще лучшее…» (27: 91 (89), 28: 85)).
955Полировать зеркало — акциденция, о шах 25! но благодаря этой акциденции субстанция рождает чистоту. Так не говори, мол, я совершил деяния, а покажи результаты этих акциденций, не бойся. Это описание [тоже] есть акциденция, замолчи, не убивай в жертву тень козла». [Невольник] ответил: «O шах! И разуму ведомо отчаяние, раз ты говоришь, что акциденцию нельзя перенести. О падишах! Отчаиваться будет раб, если ушедшая акциденция не возвращается. 960Если бы акциденции не переносились и не собирались, то деяния были бы тщетны, а речи — пустословием. Акциденции переходят в другое состояние, воскрешение же всякого бренного — иное бытие. Переход одной вещи в другую происходит в соответствии с ее достоинством, стадо достойно своего погонщика. В день Воскресения у каждой акциденции своя форма, а для каждой формы — свой срок. Взгляни на себя, разве ты не был акциденцией, движением к спариванию, и спариванию намеренному? 965Взгляни на дома и дворцы: в [голове] зодчего они были подобны повестям. Тот дом, который нам приглянулся, веранды, двери и крыша которого были соразмерны, Те акциденции и мысли, [что были] от архитектора, принесли орудия труда и столбы от ремесел. В чем основа и сущность каждого ремесла, если не в мыслях, акциденциях и думах? Если ты беспристрастно все частицы мира рассмотришь, [то убедишься,] что они порождены акциденциями. 970Сначала бывает мысль, затем она претворяется в действие 26, такова основа мира извечно. Плоды сначала бывают в помыслах сердца, благодаря труду они в конце концов становятся явными. Если ты потрудился и посадил дерево, то ты в конце концов прочел первую букву. Хотя ветви, листья и корни бывают вначале, но все они дарованы [Богом] ради плодов. Поэтому тайна, что была в разуме небес, в конечном итоге была тем, кому было сказано: „Если бы не ты...“ 27
25 Поскольку говорит эту речь шах, то слова «о шах!» следует понимать как почтительное обращение к невольнику. 26 Перефразирование арабской пословицы: «Сначала мысль, потом действие» (ﻞﻤﻌﻟا ﺮﺧﺁ ﺮﻜﻔﻟا لوا). 27 Начало хадиса: «Если бы не ты [, Мухаммад,] Я не сотворил бы небеса» (ﮎﻼﻓﻻا ﺖﻘﻠﺧ ﺎﻤﻟ ﮎﻻ ﻮﻟ) (Аха- дис-и Маснави. С. 172).
975Это разъяснение — перенос акциденции, эти лев и шакал 28 — перенос акциденции. Весь мир был акциденцией, пока не прозвучали об этом слова: „Разве прошел [срок]…“ 29 Из чего возникают акциденции? Из телесных форм. А эти формы из чего возникли? Из мыслей. Этот мир лишь одна мысль Абсолютного Разума. Разум — как царь, а формы — посланники. Первый (этот) мир — мир испытания, второй (тот) мир — воздаяние за то и это. 980О шах! Слуга твой преступает закон, и эта акциденция оборачивается оковами и темницей. Если твой раб совершит достойную услугу, эта акциденция не обернется ли почетным халатом в битве? Эта акциденция с субстанцией есть яйцо и птица: оно происходит из нее, а она — из него, по кругу». Шах сказал: «Допустим, смысл таков; но твои акциденции не породили ни одной субстанции!» [Невольник] ответил: «[Абсолютный] разум держит это втайне, чтобы этот мир добра и зла был сокровенным. 985Ибо если бы стали явными образы мысли, то и неверующий, и верующий только поминали бы Бога. Ибо, о шах, были бы очевидны, а не сокрыты знаки веры или неверия на челе каждого. Разве были бы в этом мире идолы и идолопоклонники? Дерзнул бы кто-либо высмеивать [пророков и святых]? И в таком случае настал бы Судный день в этом мире. Кто же будет грешить в Судный день?» Шах ответил: «Господь скрыл возмездие за грехи, однако только от простых людей, а не от избранных Им. 990Если я заключу в темницу какого-нибудь из амиров, то смогу утаить от амиров, но не от вазира. Истинный показал мне воздаяния за дела и сто тысяч разных форм деяний. Ты укажи хотя бы на одно из твоих деяний, ибо мне ведомо все, облаку не заслонить предо мной луны». Невольник ответил: «Зачем же мне тогда говорить, коли ты знаешь то, что случилось?» Шах сказал: «Смысл появления мира был в том, чтобы знание [Его] стало явным. 995Пока [Бог] не сделал явным того, что знал, не возложил на этот мир страдание родовых схваток и боли.
28 То есть примеры, притчи. 29 Отсылка к айату: «Разве прошел над человеком срок времени, когда он не был вещью поминаемой» (Коран, 76: 1 (1)).
Ты не можешь ни одного мига сидеть без дела, не содеяв что-нибудь доброе или плохое. Эти побуждения к действию ради того стали твоими представителями, чтобы стала явью твоя тайна. Останется ли неподвижным моток пряжи тела, если его влачит за собой нить души? Твоя печаль — знак этого влачения, для тебя безделье — словно агония. 1000И этот мир, и тот вечно что-то порождают, каждая причина есть матерь, а ее результат — дитя. Когда результат породил что-либо, он тоже стал причиной, чтобы породить удивительные результаты. Эти причины следуют поколение за поколением, [чтобы увидеть их,] нужен глаз, озаренный светом весьма и весьма». Беседа шаха с ним дошла до этого места, и то ли шах увидел в нем какую-то примету, то ли нет. Если увидел тот взыскующий [истину], то не следует удивляться, но нам нет указания разглашать ее. 1005Когда тот [красивый] невольник вернулся из бани, доблестный шах подозвал его к себе И сказал: «Здравия тебе и вечного благополучия! Ты очень любезен, изящен и прекраснолик. Горе! О если бы не было в тебе того, что приписывает тебе такой-то. Радовался всяк, кто видел твое лицо, созерцание тебя было бы равноценно власти над миром». Невольник промолвил: «О падишах! Поведай мне хоть один намек из того, что наговорил обо мне этот нечестивец». 1010Шах ответил: «Прежде всего, он описал тебя лицемером, что ты на лицо — лекарство, а втайне — болезнь». Когда он выслушал от шаха о коварстве друга, мигом взбурлило море его гнева. На губах у него выступила пена, [сам он] побагровел, так что волны его гнева вышли из берегов. [И он воскликнул]: «С самого начала, как он стал моим другом, как голодная собака, он ел дерьмо (т. е. поносил меня)». Поскольку он непрестанно поносил его, словно колокольчик, шах прикрыл рукой его рот, чтобы тот умолк. 1015Шах ответил: «Я распознал тебя и твоего друга при помощи этого; у тебя душа гнилая, а у твоего друга только скверно пахнет изо рта. Так что, мерзкий душой, сядь подальше, повелевать будет он, а ты — его подчиненный». В хадисе сказано: четки лицемера считай подобными сорнякам, выросшим на навозе, о великий!
Да будет тебе известно, что красивое лицо, если характер дурной, не стоит и гроша. Если же внешность невзрачна и неприятна, но характер добрый, то умри у ног такого человека. 1020Знай же: внешний облик сгинет, а мир смыслов пребудет вечно. Доколь ты будешь влюблен в форму кувшина? Отринь форму кувшина и ищи воду. Ты видишь его форму, то не ведаешь о содержании, если мудр ты, выбери в раковине жемчужину. Оболочки-раковины этого мира хоть и живут все благодаря морю души, Тем не менее не в каждой раковине бывает жемчужина, [Посему] открой же глаза и загляни в нутро каждой из них. 1025Что в этой? А что в той? Выбирай, ведь драгоценные жемчужины редки. Если судишь по внешности, то гора по форме своей в сотни раз больше, чем рубин. Также руки, ноги и борода твои в сто раз превосходят по размерам твои глаза, Но да не скроется от тебя то, что из всех частей тела предпочтение отдано именно глазам. От одной мысли, приходящей в голову, в единый миг опрокидывается сотня миров. 1030Хоть по форме тело у султана одно, сотни тысяч воинов бегут вслед за ним. И опять же тело и облик шаха-избранника подвластны одной сокровенной мысли. Посмотри, как несчетное число людей благодаря единой мысли стали подобны селевому потоку, несущемуся по земле. По сравнению с людьми эта мысль кажется маленькой, но она, словно потоп, проглотила мир и увлекла за собой. Итак, раз ты [теперь] видишь, что на одной мысли держится в этом мире каждое ремесло, 1035Дома, дворцы и города, горы, степи и реки; Земля и моря, солнце и небо живы благодаря ей, как рыба благодаря морю, — Так почему по глупости, о слепец, для тебя тело — Сулайман, а мысль — муравей? Твоим глазам гора кажется огромной, мысль — мышью, а гора — великой, словно волк. Мир тебе представляется ужасным и великим, от туч, грома, неба ты дрожишь и трепещешь.
1040А о мире мыслей, о ты, кто глупее осла, ты не имеешь опасений и беспечен, словно камень, не ведающий [ничего]. Поскольку ты лишь рисунок и лишен разума, нeт у тебя человеческого нрава, ты лишь осленок. По невежеству ты тень принимаешь за человека, и потому человек стал для тебя игрушкой никчемной. Жди же [Судного] дня, когда мысль и воображение без всякой завесы расправят [перед тобой] крылья. Увидишь горы, которые стали мягкими, как шерсть, а эта земля, то холодная, то теплая, вовсе исчезнет. 1045Ни неба не увидишь, ни звезд, ни существования, кроме Бога Единого, Вечносущего, Снисходительного. Одно преданье, правдиво оно иль нет, [приведу], чтобы подтвердило оно правду.
Некий падишах одного раба по великодушию возвысил над всеми приближенными. Его жалованье равнялось жалованью сорока военачальников, десятую часть его не видели и сто вазиров. По счастью, везению и фортуне он был как Аййаз, а шах — Махмудом своего времени 1. 1050Души невольника и шаха задолго до этого телесного общения были едины и родственны. Важно то, что существовало раньше тела, отрекись от того, что возникло вновь. Работа — для ‘арифа, ведь он — не косоглазый, глаза его устремлены на первые посевы. Сеют [люди] пшеницу или ячмень, глаза его туда смотрят и днем и ночью. Чем беременна ночь, то она и родит, предосторожности и уловки всего лишь ветер, ветер. 1055Разве сделает радостным свое сердце уловками тот, кто видит над своей головой уловку Бога. Он — в капкане, и сам ставит капкан. Клянусь твоей жизнью, что не спасутся [в Судный день] ни [капкан] тот, ни [человек] этот. Если сто разных трав вырастут и осыплются, в конце концов прорастет то, что посеял Бог. Если посеют новый злак на прежнюю ниву, то новый посев сгинет, а первый пребудет. Первое семя совершенно, оно избранно, а семена второго сгнили, пришли в негодность. 1060Свои затеи брось к ногам Друга, если даже они — часть Его затей. Действенно лишь то, что Истинный воздвиг, в конце концов взрастает только то, что Он посеял. Все, что сеешь ты, сей ради Него, ибо ты — пленник Друга, о любящий. Не вращайся вокруг вороватой телесной души и ее дел, [ибо все,] что не от Истинного — ничто и никто. До того, как настанет Судный день, ночной вор будет опозорен перед Властелином.
1 Махмуд ибн Сабуктагин (правил в 998—1030 гг.) — правитель из династии Газнавидов, при котором государство Газнавидов достигло наибольшей мощи. Его любовь к тюркскому рабу Аййазу стала популярным сюжетом в персидской литературе.
1065Скарб, что похитил он уловками и хитростью, в день Суда будет взгроможден ему на шею. Сотни тысяч умов объединятся, чтобы помимо Его капкана поставить свой капкан. Капкан, [в который они попали сами], они увидят более крепким, разве может мериться силой с ветром былинка? Если спросишь: «Какая же польза от бытия?» — [отвечу]: «В вопросе твоем есть польза? Если этот вопрос твой бесполезен, то ради чего нам без толку слушать пустые слова? 1070Если же в твоем вопросе много полезного, то почему же этот мир бесполезен? Если мир с одной стороны бесполезен, то с других сторон он полон добра. Если польза твоя не полезна мне, поскольку она полезна тебе, не упускай ее». Красота Йусуфа была полезна всему миру, хоть для его братьев она была напрасна и породила зло. Звуки свирели очень пленительны, а для лишенных [музыкального вкуса] они все равно что звуки ударов дерева о дерево. 1075Вода реки Нил целебнее живой воды, но для неверных и отверженных она обернулась кровью. Для верующего мученическая смерть — это жизнь, а для лицемера (мунафик) — смерть и гниение. Есть ли в мире, скажи, такое благо, которого не был бы лишен хотя бы один народ? Волу и ослу какой прок в сахаре? Ведь у каждой души свой корм. Но если для нее какое-либо кушанье несущественно, то наставления для нее — объездчик. 1080Подобно человеку, который заболел и ест глину, считая, что это и есть его [основная] еда. Свою основную еду он позабыл и навлек на себя этим болезнь. Отвергнув бальзам, он стал есть яд, болезнетворную еду, поскольку она делала его тучным. Основная еда человека есть Божий свет, животная еда его недостойна. Но из-за болезни сердце его привыкло к тому, чтобы есть днем и ночью эту воду и глину. 1085[У такого человека] желтое лицо, слабые ноги и больное сердце. Так где же пища «неба, обладателя путей» 2?
2 Коран, 51: 7 (7).
Она и есть еда избранных счастьем, едят ее не горлом и не столовым прибором. Питание для солнца — от Света Небесного престола, а для завистника и дива — от дыма земли. Истинный сказал о шахидах: «Они получают удел» 3, и для этой еды ни рот не нужен, ни блюдо. Сердце человека вкушает пищу от каждого друга, сердце от каждого знания обретает чистоту. 1090Форма каждого человека подобна миске, лишь глаз улавливает его сущность. Ты, [человек], обретаешь что-либо из встречи с каждым человеком и обретаешь что-нибудь от сближения с каждым близким тебе. Если звезда сходится с другой звездой, это несомненно оказывает влияние, зависящее от них обеих. Так от сближения мужчины и женщины рождается человек, а от сближения камня и железа возникает искра, А от сближения земли и дождевой воды — плоды, овощи и ароматные травы. 1095А от сближения человека и овощей возникают радость, беспечалие и веселье. От сближения же нашей души с радостью рождаются наши доброта и благожелательность. Достойными пищи становятся наши тела, поскольку исполняется желаемое от радости. Румяно лицо оттого, что оно близко к крови, а кровь красна благодаря приятному солнцу. Наилучший цвет — красный, он — от солнца, от него [к нам] приходит. 1100Земля, которая соединится с Сатурном, превратится в солончак и станет негодной для посевов. Сила приходит в действие от единения, подобного объединению дива со смутьянами. Эти смыслы [нисходят] прямиком от Девятого неба, обретают пышность безо всякой [материальной] пышности. Для человека пышность — нечто заимствованное, а для [Божественного] веления пышность — его сущность. [Люди] ради пышности пресмыкаются, надеясь достичь величия, унижаются, 1105В надежде на десять дней величия они печалятся, шеи свои сделали от горя [тонкими,] как веретено. Почему люди не приходят ко мне? Ведь я в своем величии подобен блистающему солнцу!
3 Отсылка к айату: «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые. Они у своего Господа получают удел…» (Коран, 3: 163 (169)).
Место восхода солнца — это башня цвета смолы, наше же солнце — за пределами востоков (т. е. вне пространства). Его восход существует лишь в отношении его частиц; ни восход, ни заход не присущи его природе. Мы — последние остатки частиц [эманации] Его, в обоих мирах мы — солнце, не отбрасывающее тени. 1110И вновь я кружусь вокруг солнца. Диво это! И причина этому — блеск солнца [Истины]. Солнце ведает обо всех причинах, оно же временами разрывает цепь причин. Я сотни тысяч раз терял надежду. На кого? На солнце, поверите ли в это? Не верь мне, что с солнцем могу сносить разлуку, что рыба может жить без воды. Если же отчаялся я, то мое отчаяние сотворено солнцем, о добрый муж! 1115Как может творение от себя оторвать творца? Может ли какое-нибудь существо питаться от чего-либо кроме Существующего? Все существа пасутся в этом [райском] саду, будь то Бурак 4, или арабские кони, или же ослы 5. Тот же, кто не узрел, что все движения происходят в том море, каждый миг обращается к новому михрабу.. Он из пресного моря пьет соленую воду, так что соленая вода делает его слепым. Море говорит ему: «Пей правой рукой воду мою, о слепец, чтобы обрести зрение». 1120«Правая рука» означает здесь «правильный помысел», который знает, откуда пришли добро и зло. О копье! Существует бросатель копья, а ты же то прямо летишь, то криво. Мы из-за любви к солнцу веры бессильны, а не то мы того слепца сделали бы зрячим. О Свет Истины Хусам ад-дин, побыстрей приготовь лекарство для слепоты завистливых глаз, Великое быстродействующее зелье, лекарство, убивающее мрак, сильнодействующее, 1125Такое, что если капнуть в глаза слепые, оно вырвет из них столетний мрак. Вылечи всех слепцов, исключая завистников, ибо завистники отрицают тебя.
4 Б у р а к — конь или некое иное существо, на котором Мухаммад перенесся в Ночь вознесения из Мекки в Иерусалим и вознесся в высшие сферы (ми‘радж). 5 На полях Кунийского списка далее приведен следующий байт: «Однако слепая лошадь слепо пасется, не видит райского сада, и поэтому она отвергнута».
Для завистника, если даже это я, не жертвуй собой, пока я не буду при смерти. Тот, кто завидует солнцу, и тот, кто страдает от существования солнца, — Вот он-то страдает неизлечимым недугом, слеп, стонет, вот он-то и упал навеки на дно колодца. 1130Отрицание солнца предвечности надобно ему! Но когда осуществится это желание его, скажи? Соколом бывает тот, кто возвращается к шаху; слеп тот сокол, который сбился с пути. [Один сокол] заблудился и очутился в развалинах, в развалинах он очутился среди сов. Он весь был светел светом удовлетворенности [своей судьбой], но ослепил его предводитель войска судьбы. Он насыпал в его глаза прах, сбил с верного пути и поселил в развалинах с совами. 1135К тому же совы стали клевать его голову, рвать его нежные перья и крылья. Совы подняли гвалт: «Ну вот! Прилетел сокол, чтобы занять наше место!» Словно уличные собаки, полные ярости и гнева, они набросились на рубище пришельца. Сокол в ответ: «Я никогда не водился с совами, я готов пожертвовать совам сотни таких развалин. Я не останусь здесь, улечу, направлюсь обратно к шаханшаху. 1140О совы! Не убивайтесь, ибо я не поселюсь здесь, вернусь на свою родину. Эти развалины только вам кажутся благоустроенным жильем, а для меня рука шаха — место благополучия». Одна сова ответила: «Сокол хитрит, чтобы из дома вас выбросить вон. Он коварно отберет у нас дома, изгонит нас из гнезд хитростью. Этот хитрец только притворяется сытым, клянусь Аллахом, он жаднее самых алчных. 1145Он ест по жадности глину, словно патоку. Не поручайте курдюк медведю! Он хвастает шахом и тем, что сидит на его руке, чтобы сбить с пути нас, простаков. Что общего с шахом у какой-то пташки? Не верь ему, если есть у тебя чуточка ума. Шаху ли он родственник или вазиру? Пара ли миндальной халве чеснок?
То, что он говорит из хитрости и лицемерия, мол, султан и его свита меня ищут, 1150Так вот это — неправдоподобная чушь, пустое бахвальство, тенета, расставленные для глупцов. Если кто поверит этому, то лишь по глупости. На что шаху эта тощая пташка? Если самая маленькая сова клюнет его по голове, то придет ли к нему на помощь шах?» Сокол возразил: «Если сломается у меня хотя бы одно перо, то Шаханшах велит разрушить все жилища сов. Что говорить о совах? Если даже какой-нибудь сокол обидит меня или проявит насилие, 1155То Царь воздвигнет на низинах и холмах сотни тысяч груд из соколиных голов. Мой хранитель — благоволение Царя, и, куда бы я ни полетел, за мной Царь следует. Мысли обо мне всегда в сердце у Султана, а без мыслей обо мне занедужит его сердце. Когда Царь пускает меня в полет, я летаю по высям сердец, как луч Его. Я летаю, как луна и солнце, разрывая завесы небес. 1160Свет умов — от моих мыслей, раскалывание небес — от моей природы. Сокол я, и восторгается мною птица Хума 6, так что же такое сова, чтобы ведать о моей тайне? Царь ради меня вспомнил об узилище, освободил сотни тысяч заключенных. На один миг Царь поселил меня с совами и посредством моего дыхания превратил сов в соколов. Блаженна сова, которой в моем полете посчастливилось узнать мою тайну. 1165Следуйте за мной, чтобы благоденствовать, и хотя вы совы, но станете шахскими соколами. Тот, кого возлюбит такой Царь, где бы ни оказался, разве будет он чужестранцем. Тот, болезням которого Царь — лекарство, если даже будет стенать, как свирель, не останется несчастен. Я властелин мира, а не нахлебник, Царь барабанной дробью отсылает меня [на охоту], Барабанная дробь для меня и призыв к возвращению 7, тому свидетель Истинный, вопреки недругу.
6 Х у м а — вещая птица; согласно иранским преданиям, тот, кого осеняла ее тень, становился шахом. 7 Отсылка к айату: «О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей до- вольство!» (Коран, 89: 27 (27)—28 (28)).
1170Я не родственник Царю, я далек от Него, однако через эманацию я получаю Его свет». Родство бывает не только по телу и сущности, в растении вода становится родственной земле. [Еще пример]: ветер породняется с огнем в возжигании, вино, наконец, породняется с нашим темпераментом, [возбуждая веселье]. Поскольку наша природа не родственна природе Царя, наше «мы» исчезает в Его «мы». Когда же наше «мы» исчезло, остался Он один, а я стал подобен праху под копытами Его коня. 1175Душа и признаки ее превратились в прах, и на прахе ее — отпечаток Его стопы. Ты, [о суфий], стань прахом у Его ног, чтобы обрести эту честь, чтобы стать венцом на головах великих горделивых мужей. Да не обманет вас моя внешность, вкушайте сладость [моих проповедей], до того как унесут меня [из этого мира]. Как много мужей, которых ограбил в дороге внешний облик! Они покусились на внешний облик, но нанесли удар по Аллаху. Ведь эта душа связана с телом, хотя эта душа ни в чем на тело не похожа. 1180Сияние света глаз совмещено с белизной, свет сердца сокрыт в капле крови. Радость сокрыта в почках, скорбь — в печени, разум, словно свеча — внутри мозга в голове. Эта взаимосвязанность не лишена качественности, но человеческий разум слаб в познании качеств. Абсолютная Душа (Бог) встретилась с частичной (т. е. человеческой) душой, и [частичная] душа обрела от нее жемчужину (т. е. частицу эманации), спрятала за пазуху. Таким же образом Марйам 8 от встречи с Джибрилом забеременела пленительным Масихом (Иисусом), 1185Не тем Масихом, что [стоит] на суше и воде, а тем Масихом, который превыше пространства. Итак, если от Души душ забеременела душа, то от такой души забеременеет весь мир. Затем мир породит другой мир, этому сборищу покажет место собрания [в Судный день]. Если я буду говорить и считать до Дня Воскрешения, все равно не справиться мне с описанием этого воскрешения. Смысл этих слов сводится к [одному возгласу]: «О Господи!» Речи лишь силок, который ловит слова сладкоустого.
8 Марйам — дева Мария.
1190Так как же человек может быть нерадивым, как может уклоняться, если слова Его: «Вот Я перед тобой» приходят [в ответ на призыв раба] «О Господи!». Это «Вот Я перед тобой», которое ты не можешь услышать, но можешь испытать всем своим существом.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |