Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особый механизм реализации норм международного права.

Го­сударства, являясь создате­лями международно-правовых норм, самостоятельно обеспечивают их реализацию. Процесс реализации включает в себя два вида деятельности – правовое и организационное обеспечение реализации и непосредственную деятельность по достижению результата. Выделяют международный и внутригосударственный механизмы реализации.

Особый круг источников.

Источниками международного права являются обычай, международный договор, правотворческие решения международных организаций, решения международных судебных органов.

 

Исторически сложилось деление на международное публичное и международное частное право. Международ­ное частное право - это совокупность норм, регулирующих международные отношения негосударственного характера, имея в виду прежде всего граж­данско-правовые и родственные им отношения с иностранным элементом. Такие правила содержатся не только в национальном законодательстве, но и в международных договорах и международных обычаях.

Вопрос о соотношении международного публичного праваи международного частного праваявляется дискуссионным.Весь спектр мнений по вопросу о разграничении международного частного и публичного права можно свести к трем основным направлениям:

1) одни ученые с позиций единства объекта относят МЧП к международному праву «в широком смысле» (С. Б. Крылов, В. Э Грабарь, И.П. Блищенко, С. А. Малинин, Д.И. Фельдман, Л.Н. Галенская);

2) другие исходят из концепции внутригосударственной природы международного частного права (М.И. Брун, И.С. Перетерский, С.И. Лебедев, Л.А. Лунц, Г.К. Матвеев, О.Н. Садиков, М.М. Богуславский, Дж. Чешир, Г.К. Дмитриева);

3) третье направление, исходит из двойственности норм МЧП: норм международно-правовых и норм внутригосударственных (А. Н. Макаров, Р. А. Мюллерсон, В.Г. Храбсков). Еще в 1907 году Г.Ф. Шершеневич отметил, что различие между частным и публичным правом, «установившееся исторически и упорно поддерживаемое, скорее сознается инстинктивно, чем основывается на точных признаках». Сходный взгляд у М. М. Агаркова, который полагает, что «разделение на публичное и частное право покоится не на принципиальных основаниях, а на исторически сложившихся традициях».

Разграничение частного и публичного права проводится еще по ряду критериев: различие цели рассматриваемых норм, содержание и субъектный состав регулируемых отношений, характера норм и другие.

Некоторые элементы частного права тесно переплетаются с отдельными элементами публичного права, кроме того, наблюдается сходство характера норм той и другой ветви права. «Целеустремленность обоих, — писал И. С. Перетерский, — является однородной». Исходные начала для международного публичного и частного права едины, поскольку речь идет о регулировании отношений, возникающих в международной жизни. Ряд авторов отмечает, что некоторые принципы международного публичного права имеют фундаментальное значение для сферы международного частного права и находят в нем свое отражение (Л.Н. Галенская).

Фактором, сближающим международное публичное и частное право, является возрастание количества международных договоров, в нормах которых переплетаются публичные (межгосударственные) и частно - правовые аспекты.

Конституция РФ, квалифицируя нормы международного права как составную часть российской правовой системы, не проводит различие между публичной и частной природой этих норм. В международные отношения могут вступать не только государства, но и международные организации, юридические и физические лица, общественные организации, транснациональные компании. Соответственно, правовое регулирование этих отношений осуществляется как нормами международного публичного права, так и нормами международного частного права.

4. Система международного права

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Традиционно в международном праве выделяют такие отрасли: право международных договоров, дипломатическое и консульское право, право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право, международное морское право, международное космическое право. Однако, содержание и наименование многих отраслей оживленно обсуждается в науке. Нет единого мнения о международном гуманитарном праве, международном уголовном праве, международном экономическом праве.

В пределах отраслей существуют правовые институты нор по конкретным вопросам регулирования. Например, в международном морском праве сложились группы норм, регулирующие режим территориального моря, открытого моря, континентального шельфа, исключительно экономической зоны, Района морского дна.

В литературе выделяют общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функциональ­ного назначения, - нормы о международной правосубьектности, нормы о международном правотворчестве, нормы о международном правоприменении (Г.В. Игнатенко).

Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Системе права присуща характерная для нее структура. Международное право имеет сложную нормативную струк­туру. Основные принципы международного права составляют ядро системы и имеют определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования. Международное право включает единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами,и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Систему международного права следует отличать от международной нормативной системы. Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании международных отношений. В нее входят политические, правовые, моральные и иные международные нормы.

По своей природе политические нормы представляют согласованную волю государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы международного права. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, государства придали ему не юридическую, а политическую обязательную силу. Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений. Санкции при нарушении политических норм заключаются в отрицательной реакции государств и международных организаций на нарушение этих норм. Связь политических и правовых норм двусторонняя. Политические нормы создаются и осуществляются, не вступая в противоречие с международным правом. С другой стороны, правовые нормы создаются и реализуются с учетом существующих политических норм.

Появление многочисленных международных органов и организаций вызвало к жизни большое количество норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием государств. Организационные нормы - это нормы внутреннего права международных организаций.

Отношения государств могут регулироваться обыкновениями. Когда определенному правилу следуют длительное время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юридическая сила, становится обычной нормой международного права.

Участники международного общения могут руководствоваться правилами международной вежливости. Это - не обладающие юридической силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения. Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры. Например, реторсия представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки международного права, действия.

 

Рекомендованная литература

 

Дмитриева Г. К. Мораль и международное право / Г.К. Дмитиева. М., 1991.

Мовчан А.П. Международное право и мировой порядок / А.П. Мовчан // Москов. журн. междунар. права. 1993. № 2.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...