Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение системы категорий и единиц анализа

Категория контент-анализа— это наиболее общие, ключевые поня­тия, позволяющие группировать затрагиваемые темы в содержании сообщения в соответствии с выбранной классификацией (например по проблематике), что позволяет идентифицировать содержание мате­риалов в общем виде. Категория анализа имеет то же назначение, что и вопросы в анкете, т. е. призвана указывать характер получаемых данных.

1 Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. — М.: Наука, 1990. С. 78.


о.З Контент-анализ

Требования к процедуре формирования категорий анализа: *

• выделенные категории должны охватывать все вопросы исследо­
вания, т. е. быть исчерпывающими;

• одни и те же элементы содержания не должны быть отнесены
к различным категориям, т. е. категории должны быть взаимо­
исключающими;

• не должно быть разногласий по поводу отнесения элемента со­
держания к той или иной категории, т. е. категории должны быть
надежными.

Единица контент-анализа— это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает определенную категорию. Что­бы определение категории было надежным, необходимо перечислить все единицы анализа или индикаторы их присутствия (признаки на­личия определенного элемента содержания). Это могут быть опреде­ленные термины, слова, выражения, предложения, имена, темы и т. д. Единицы анализа могут включать в себя оценки отношения (хорошо/ плохо) или оценки эффективности (выгодно/невыгодно) к анализи­руемым элементам содержания.

Если продолжить рассмотрение примера об изменении земельного законодательства, то в качестве основных категорий анализа можно выделить:

• проблемы, вынуждающие к изменению законодательства;

• ожидаемые положительные перемены, вызванные изменением
законодательства;

• ожидаемые отрицательные перемены, вызванные изменением за­
конодательства;

• конкретные предложения по совершенствованию законода­
тельства.

Расшифровка категории «ожидаемые отрицательные перемены, вызванные изменением законодательства о земле» может быть дана с помощью таких единиц: «земли скупят иностранцы», «земля станет объектом спекуляций» и т. д.

В исследованиях сообщений средств массовых коммуникаций, где контент-анализ применим наиболее широко, выделяются некоторые «стандартные» смысловые единицы:1'

1 Е. П. Голубков. Маркетинговые исследования: теория, практика и методо­логия. - М.: Финпресс, 1998. С. 143.


11°.

Глава 9 Кабинетные исследования

Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочета­
нием слов.
Применение такой смысловой единицы целесообразно
при изучении способов, посредством которых источник инфор-

; мации организует сообщение, передает свои намерения тем, кому , оно направлено, например в рекламе.

Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, це-
{ лостных текстах.
Тема является важной смысловой единицей

при анализе направленности интересов, ценностных ориентации, установок тех, кто передает сообщение. Однако определение темы бывает затруднено в связи с ее неясностью в тексте. Анали­тику приходится определять тему и ее границы внутри текста. Выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также * внутреннее разделение текста на определенные части (единицы контекста), в рамках которых тема может быть определена.

Имена людей, географические названия, торговые марки, названия
' организаций, упоминание какого-либо события.
Частота и дли­
тельность временного интервала, с которыми они присутствуют
в сообщениях, могут послужить показателями их важности, зна­
чимости.

Выбор характеристик текста

На этом этапе выбираются количественные и качественные характе­ристики текста, интересующие исследователя для анализа взаимосвя­зи содержания с внешними параметрами (табл. 9.2 и 9.3).

Таблица 9 2 Фиксируемые количественные характеристики текста

Единицы измерения

Наименование характеристики

Общий объем внимания к изучаемой проблеме

а) Абсолютные:число строк, минут При разработке
программы исследования важно добиться стандартизации
единиц измерения, поскольку из-за разного размера
шрифта текст занимает разный объем.

б) Относительные,удельный вес материалов по
исследуемой теме к общему объему материалов

Частота внимания (регулярность)

Количество раз появления материала за определенный период времени. Например, передачи, выходящие в эфир по определенной проблеме один раз в месяц по два часа и один раз в неделю по 30 мин , имеют одинаковый общий объем внимания, однако в первом случае частота составляет I раз в месяц, а во втором — 4 раза в месяц


 

Контент-анади?

- •->'«> г в Таблица 9.3

Фиксируемые качественные характеристики текста

Наименование характеристики

Приемы измерения

Место и время

Фиксируются по выходным данным

Отношение автора (газеты, канала) к передаваемому содержанию

Открытовысказанное автором отношение может содержать-

а) абсолютные оценки (например с использованием слов
«благоприятный», «неблагоприятный», «нейтральный»,
«хорошо», «плохо», «безразлично»):

б) относительныеоценки («лучше», «равноценно»,
«хуже»)

Измерение скрытогоотношения осуществляется на основе анализа

а) использования автором определенной лексики,
отражающей его отношение;

б) отнесения автором события к моральным или
аморальным явлениям

Модальность

Выявляются признаки допущения (утверждения) определенных событий и степень убежденности (уверенности) в отношении высказываемых автором действий, последствий и т. д. В качестве индикаторов используются слова «необходимо», «обязательно», «должен», «разрешается», «запрещено», «желательно», «хотелось бы», «представляется важным» и др.

Форма отражения события

Прямая форма отражения события — в содержании представлены только факты

Косвенная форма отражения события — в содержании представлены чьи-либо оценочные суждения, описания

Авторство

Может быть использована такая группировка авторов' мнения простых людей (письма в газету), мнения конкретных лиц (бизнесменов, политиков, ученых), официальные документы, редакционные материалы и т. д.

Например, нас интересует объем внимания, уделяемого средствами массовой информации вопросам земельного законодательства, время и территориальные границы публикаций, уровень конкретности ма­териалов, авторство. Эти параметры позволяют зафиксировать кон­текст появления документа. Регистрируемые характеристики текста также получили название единиц счета.



Глава 9 Кабинетные исследования


4 Информативно-целевой анализ



 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...