Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Композиция анкеты и ее апробацияАнкета, каким бы образом она не применялась, представляет собой «рабочую лошадку» в сфере рыночных исследований. Использование анкет позволяет убедиться в том, что изучение идет последовательно, а результаты собираются в формате, который облегчает анализ.1 Анкеты могут быть неструктурированными (в них все вопросы открытые), полностью структурированными (используются только закрытые вопросы), полуструктурированными (сочетание двух вариантов). Полностью структурированные анкеты подразумевают, что полный спектр ответов известен, но чтобы его охватить, может понадобиться предварительное, неструктурированное исследование (исследования). Если полный спектр ответов неизвестен, то большая часть респондентов из множества вариантов может выбрать вариант «другое». ^ Концепция рабочих документов строится на двух посылках: ,( • состав и характер получаемой в ходе исследования информа-{ ции полностью определяется поставленными целями и задачами. Причина очевидна — рабочие документы являются источником информации для дальнейшего анализа; • подготовка рабочих документов требует обязательной процеду Последовательность вопросов в анкете В композиции анкеты отражается, во-первых, избранный исследователем принцип последовательности вопросов в анкете; во-вторых, функционально-целевое назначение вопроса; в-третьих, приемлемая для респондента форма вопросов; в-четвертых, способ связи с респондентом. При почтовом опросе анкета обязательно должна содержать преамбулу, в которой респонденту сообщаются цели и характер исследования, название организации-исследователя, а также подробные инструкции по заполнению анкеты. При личном интервью преамбулу можно убрать из текста, поручив озвучить ее самому интервьюеру. Структура анкеты Любая анкета содержит по крайней мере два раздела: раздел, в котором задаются вопросы по теме исследования (например о потребностях покупателей), и раздел идентификации личности респондента («паспортичка»). Целесообразно добавить в начале анкеты преамбулу (введение). Во введении кратко и в доступной форме объясняется цель исследования, подчеркивается важность участия данного респондента в опросе, в случае необходимости гарантируется анонимность, даются разъяснения по заполнению анкеты. Основная часть содержит вопросы, раскрывающие тему исследования. Последовательность вопросов в этой части может соответствовать двум принципам: • тоннельный принцип предполагает постепенный переход от ши • секционный принцип предполагает группировку вопросов по те Определяя порядок вопросов основной части, следует учесть ряд рекомендаций:1
' Маркетинг/ Под ред. М. Бейкера. - СПб.: Питер, 2002. С. 329. 1 Социологический словарь. — Минск: Университетское, 1991. С. 164-165. 170 Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов 1. Последовательность вопросов должна соответствовать логике ре 2. Не допускается влияние одних вопросов на другие. Респондент 3. Необходимо постепенно подготавливать респондента к ответам 4. Не следует задавать вопросы на осведомленность после вопро 5. Вопросы личного характера следует задавать в конце основной Приведенные из «Социологического словаря» рекомендации в большей степени относятся к длительным интервью; в случаях же, когда задачи опроса описываются с помощью нескольких вопросов, задача исследователя существенно облегчается. Информация из раздела «паспортички» служит для анализа полученных ответов по сегментам рынка. Ответы этой части позволяют идентифицировать пол, возраст, семейное положение и т. д. Довольно часто респонденты неохотно отвечают на вопросы раздела «паспортички», поэтому лучше не начинать с вопросов такого рода. По той же причине в разделе идентификации личности последними задаются вопросы о личных доходах. Однако если к опросу надо привлечь лиц с совершенно определенными характеристиками, то допускается размещение ряда демографических и статусных вопросов в начале основной части анкеты. Излишне детальная «паспортичка» может вызвать у респондентов сомнения в анонимности опроса. Поэтому в нее включаются только необходимые вопросы. В завершение опроса респонденту обычно предлагается высказать в свободной форме свое отношение к теме опроса и выражается благодарность за участие. Довольно часто в структуре анкеты выделяется часть вопросов контролирующего характера (детектор), призванных проверить правильность и искренность ответов респондентов. Однако вопросы этой части «рассеиваются» между другими вопросами, не представляя целостного блока. Необходимо, чтобы контрольные вопросы не находились рядом с теми вопросами, для проверки которых они сформулированы.
, 4 Композиция анкеты и ее апробация Контроль составления анкеты Контроль составления анкеты заключается в проверке формулировки всех вопросов и композиции рабочего документа в целом. Проверка формулировки вопроса К формулировке вопросов предъявляется ряд общих требований (см. рис. 5.14): • Вопрос должен соответствовать теме и задачам исследования. • Формулировка вопроса должна обеспечить возможность точного • Вопрос должен использовать язык среды, в которой проводятся • В закрытых вопросах необходимо предлагать респонденту такие • Постановка закрытого вопроса должна давать возможность вы • Последовательность предлагаемых вариантов ответа влияет на 172_____ Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов 5 4 Композиция анкеты и ее апробация
дятся в середине и в конце. Поэтому одной половине респондентов следует предлагать одну последовательность возможных ответов, а другой — обратную, т. е. должно быть два варианта анкеты. • Вопросы должны задаваться нейтрально; не допускается, чтобы 11 дователей к предмету опроса. Пример неверной формулировки: «Считаете ли вы, что яркие тона более подходят для оформления детской комнаты?» • Вопросы не должны быть множественными, т. е. не должны со- ли вы, что в нашем кафе быстро обслуживают и предоставляют широкий выбор блюд?» разделяется на два вопроса. Первый — , о быстроте обслуживания, второй — о выборе блюд. Перед запуском исследования формулировка каждого вопроса анкеты проверяется на точность, корректность и уместность. В частности, выясняется (рис. 5.15): , 1. Все ли варианты ответов присутствуют, следует ли добавить ва- > рианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» (дающие воз- > можность уклониться от ответа), а к многовариантным вопросам — '* 2. Относится ли вопрос ко всей аудитории или только к ее части (в этом случае вводится вопрос-фильтр). •' 3. Объясняется ли техника заполнения (например сколько вариан-' тов ответов можно отметить, как отвечать на вопрос в табличной форме или на вопрос-рисунок). Формулировка вопроса должна: соответствовать теме и задачам исследования, включение каждого вопроса в анкету обосновывается; быть такой, чтобы на вопрос можно было дать точный ответ; использовать язык среды, в которой проводятся исследования; предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени, соответствовать предлагаемым вариантам ответа; учитывать два варианта последовательности ответов, чтобы избавиться от влияния порядка перечисления; скрывать отношение исследователей к предмету опроса; заключать в себе только один вопрос. Рис. 5.14.Памятка об общих требованиях к составлению вопросов
4. Используются ли непонятные респонденту термины. 5. Не превышает ли вопрос возможностей респондента с точки зрения 6. Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента. 7. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос (тог 8. Не вызывают ли вопросы какой-либо психологический диском Вопросы классифицируются по типам замечаний в 4 группы:
• вопросы без замечаний; • вопросы, формулировки которых могут быть исправлены; • вопросы, подлежащие замене; & • вопросы, требующие проверки в пробном исследовании. А у ,'(> 2 Композиция анкеты подлежит проверке по следующим позициям: « 1. Объяснение цели опроса и правил заполнения анкеты (преам 2. Соблюдение принципа чередования простых и сложных вопросов. 3. Исключение нежелательного взаимного влияния вопросов, 4. Обеспечение четкости перехода к последующим вопросам после 5. Исключение концентрации однотипных вопросов, ведущих к утом 6. Соблюдение правил графического оформления. Не допускается
Добавить варианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» или «другое» (может быть, со свободной строкой) Ввести вопрос-фильтр Дать описание сколько вариантов ответов можно отметить, как отвечать на вопрос в табличной форме или на вопрос-рисунок Изменить формулировку Добавить вопрос-фильтр на оценку компетентности респондента "О о X1 О .С тз I 7^ Си тз о\ I
Изменить формулировку или заменить вопрос Заменить вопрос, разбив список на тематические блоки, и сделать два вопроса или более Изменить формулировку С Рис. 5.15.Алгоритм проверки формулировки вопроса 176 Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов Апробация анкет Цель пилотажного исследования — апробация подготовленной анкеты, в ходе которой выясняется: • реакция респондентов на тему опроса; • доступность для понимания формулировок вопросов; • затруднения в технике заполнения Индикатором успешности анкеты служит отсутствие незаполненных или неправильно заполненных форм. Исключение в этом случае — вопросы об информированности респондентов об изучаемом объекте. ч| Глава 6 Наблюдение 1зучив этуглаву, вы узнаете: • каковы особенности наблюдения как метода сбора информации; • какие формы может принимать процесс наблюдения, • какие основные этапы включает в себя процесс наблюдения
• полноценно использовать возможности наблюдения для сбора • выбрать наиболее приемлемый для целей исследования вариант • понять специфику измерений событий, используемую в процес • организовать сбор информации методом наблюдения. |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |