Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.Нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия.

Организационно-правовые формы. Организационные типы построения структуры управления. Управление организацией.

 

В Российской Федерации предпринимательская деятельность может осуществляться в двух согласно ГК РФ (часть первая) организационных видах (рис.1): индивидуальное предпринимательство, осуществляемое гражданином без образования юридического лица;

предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами (предприятиями различных организационно-правовых форм).

Индивидуальное предпринимательство — это такой вид предпринимательской деятельности, которая организуется и реализуется отдельным гражданином (физическим лицом).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Субъекты предпринимательской деятельности: Юридическое лицо; Некоммерческие организации; Общественные организации (объединения; Религиозные организации; Фонды; Учреждения; Общественные юридических лиц (ассоциации и союзы); Коммерческие организации; Унитарные предприятия (УП); Государственное предприятие; Муниципальное предприятие; Федеральное казенное предприятие; Общества с ограниченной ответственностью (ООО); Акционерные общества (АО); Открытые акционерные общества (ОАО); Закрытые акционерные общества (ЗАО) и пр.

Организационно-правовую систему Российской Федерации (РФ) с 1 января 1995 г. определяет новый Гражданский кодекс РФ.

 

Классификация коммерческих предприятий

 

 

Рисунок 2.1.Классификация коммерческих предприятий

 

Все юридические лица согласно ст. 50 ГК РФ подразделяются на:

коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности»;

Полное товарищество отличается двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам любой из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада. Этим обусловлены и особенности правового положения данной формы предприятия и его участников.

Отличия в степени ответственности перед кредитором

 

Член общества ^ [Член общества б| [Член общества Б| [Член общества в]

Рисунок 2.2. Отличия в степени ответственности перед кредитором

 

Согласно Гражданскому кодексу все предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на некоммерческие и коммерческие.

Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли не является их основной целью, и прибыль распределяется между участниками. Примером таких предприятий являются различные потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации. В дальнейшем названные предпри­ятия не будут рассматриваться.

Коммерческие предприятия в соответствии с их организацион­но-правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам (рис. 2.1).

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации (предприятия) с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом.

Товарищества, как правило, представляют собой объединение лиц, а общества — объединения капиталов. Основное отличие между объединениями лиц и капиталов состоит в степени ответственности учредителей перед кредиторами (рис. 2.2, табл. 2.1).

Хозяйственные товарищества могут создаваться как полные това­рищества или товарищества на вере (коммандитное товарищество).

Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Значение малых предприятий в экономике страны:

мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направ­лений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры; мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частич­ную или полную автоматизацию производства, достигать опти­мального сочетания автоматизированного и ручного труда; развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей.

. Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Значение малых предприятий в экономике страны: мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах; для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направ­лений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры; мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частич­ную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда; развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей.

Единого международного стандарта классификации предпри­ятий, их деления на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от специфики отраслей, уровня развития и структуры эко­номики каждой страны.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объеди­нений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не яв­ляющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел.;

в научно-технической сфере – 60 чел.;

в оптовой торговле – 50 чел.;

Единого международного стандарта классификации предприятий, их деления на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от специфики отраслей, уровня развития и структуры эко­номики каждой страны. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объеди­нений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не яв­ляющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел.;

в научно-технической сфере – 60 чел.;

в оптовой торговле – 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов.

Малые предприятия обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпус­каемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в остальных сферах деятельности предприятия. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

В России еще не создана действенная система поддержки малого бизнеса, однако уже существует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Правительством РФ, и фонды субъектов РФ. Малые предприятия имеют определенные льготы :освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль;

ускоренная амортизация основных фондов;

представление отчетов о налогах один раз в квартал;

снижение количества статистических отчетов, которые должны представлять малые предприятия в статорганы; сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и др.

В остальном малые предприятия платят налоги так же, как предприятия среднего и крупного бизнеса. К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них – малая величина индивидуального капитала. Для большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, т.к. это сопряжено с гораздо большим риском. Это становится причиной большей части банкротств.

Опыт развития экономики в нашей стране и за рубежом свиде­тельствует об эффективности объединения индивидуальных капи­талов для создания крупных производственных акционерных об­ществ. Основная отличительная черта акционерного общества в сравнении с любым другим хозяйственным обществом заключается в том, что его уставный капитал делится на определенное число одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой — акцией. Поэтому акции одного выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков — утраты стоимости принадлежащих им акций.

Акционирование не только достаточно быстро мобилизует капиталы и порождает разнообразие способов их объединения. Оно также способствует демократизации экономики и оказывает существенное влияние на социальные процессы, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности, получающих право управлять деятельностью предприятия и участвовать в распределении прибыли.

Акционерное общество — одна из наиболее сложных организа­ционно-правовых форм предприятий. Поэтому в нем должно быть несколько органов управления, внутреннего и внешнего контроля. В уставе общества четко оговаривается распределение компетенций между этими органами, устанавливается порядок принятия решений и действий управляющих органов от имени общества, определяется ответственность за причиненные убытки. Все эти вопросы регламентируются Федеральным законом «Об акционерных обществах». Согласно ему управляющими органами акционерного общества являются:

> общее собрание акционеров;

> совет директоров (наблюдательный совет);

> единоличный исполнительный орган (генеральный директор);

Коллективный исполнительный орган (правление, исполнительный совет, исполнительный директор); ревизионная комиссия (орган внутреннего контроля над фи­нансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества);

Ø счетная комиссия (постоянно действующий орган общего собрания).

Схема органов управления акционерного общества

 

 

Рисунок 2.3. Схема органов управления акционерного общества.

Гражданским кодексом вновь введена такая форма предприятия, как производственные кооперативы. Они создаются на основе добровольного объединения граждан для совместной производственной, хозяйственной или иной деятельности, не противоречащей законодательству, основанной на личном трудовом или ином участии. В производственном кооперативе всем участникам предоставляются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественного взноса.

Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом Российской Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Руководитель (директор) такого предприятия назначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллекти­ва или какому-либо аналогичному органу. Согласно Кодексу пред­приятие должно иметь наименование с указанием собственника его имущества, например «Федеральное государственное предприятие», «Областное государственное предприятие».

Уставный фонд унитарного предприятия полностью оплачива­ется собственником до государственной регистрации. Такие предприятия могут создавать другие унитарные предприятия с правом юридического лица путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Унитарные предприятия основываются на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Различают также казенные предприятия, которые создаются по решению Правительства РФ. Оно же утверждает устав и принимает решения о ликвидации предприятия. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет Российская Федерация.

Создаваемые государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с полным или иным решающим участием государства как учредителя. Однако, учитывая традиции общественного сознания и реалии отечественной экономики, данная форма сохранена не только для государственных и муниципальных предприятий, но и для тех предприятий, которые были созданы частными лицами и общественными организациями до принятия нового Гражданского кодекса РФ.

Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП), занимая до 60—70% его общего объема.

Российским законодательством установлены два критерия для отнесения предприятий к категории «малых»: численность занятых и удельный вес юридических лиц в уставном капитале.

В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

В промышленности, строительстве и на транспорте — 100 че­ловек;

Сельском хозяйстве — 60 человек; инновационной деятельности — 60 человек;

>► оптовой торговле — 50 человек; >► научно-технической сфере — 60 человек; >► розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек; >► остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или лиц) превышает 25%. Другими словами, малыми предприятия­ми считаются предприятия, не связанные в своем функционирова­нии решениями других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики действий.

К основным преимуществам малого предприятия можно отнести:

>► доступность многим гражданам в силу небольших первона­чальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах; >► повышенная мобильность, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса; >► решение проблемы создания новых рабочих мест; >► низкие накладные расходы и небольшой аппарат управления;

>► использование местных сырьевых ресурсов, а во многих случаях и отходов производства. Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.

Малый бизнес все сильнее воздействует на экономику и процесс ее стабилизации. Исключительное влияние малое предпринимательство оказывает на социальную сферу, оставаясь основным источником создания новых рабочих мест.

На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране происходит структурная перестройка промышленного производства. Ее цель — создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия (кооперация или концентрация).

Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения общих целей без создания при этом единого органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности.

В настоящее время на первый план российских экономических преобразований выходит формирование предприятий в финансово-промышленные группы (ФПГ). В этих хозяйственных структурах аккумулируются интегрированные возможности финансового, промышленного и торгового капитала. ФПГ могут во многом содействовать стабилизации экономики в нашей стране.

Важнейшие предпосылки, обусловливающие необходимость создания ФПГ, следующие:

>► необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности; >► острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;

Рост количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами в промышленность;

Наличие серьезного финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; >► необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперированных связей, в том числе с государствами СНГ; >- сложность и недостаток опыта выхода отечественных предприятий на внешний рынок;

Направление деятельности инвестиционного механизма концерна

Научно- техническое

1. Использова­ние научно – технической продукции концерна,

В том числе: патентов, лицензий, ноу-хау.

2. Первоочередное оказание консультаций и интеллектуальной помощи собственным и другим разработкам.

Производственное

1. Централизация функций технического оснащения (спецоснастка спецобо­рудование

И т. п.).

2. Оказание производственной помощи (необходи­мые спецтовары, ресур­сы и т. п.).

3. Увеличение капитальных вложений

В техническое перевооружение и реорганизацию.

4. Повышение квалификационного уровня.

Финансовое

1. Аккумулирование

На центральном счете отчислений для совместной деятельности и оказания помощи в научно производственном и социальном развитии.

2. Внутренние налоговые, кредитные льготы.

3. Введение разнообразных форм собственности для повышения заинтересованности участников (аренда, акции, облигации). Введение прогрессивных форм организации и оплаты труда

(контрактная система, ВТК и др.).

5. Введение системы само кредитования на базе коммерческого банка концерна.

6. Получение дивидендов отличных вкладов

В развитие производства.

Организационное

1. Разумная централизация и децентрализация деятельности,

2. Централизованное информационное обслуживание.

3. Применение принципов экономического партнерства.

4. Единый баланс науки и производства.

5. Централиза­ция рекламной деятельности.

Социальное

1. Развитие единой социальной базы концерна (санато­рии, медико – диагностические комплексы и др.).

2. Высокие темпы и объемы строительства жилья и социальных объектов

Для каждого предприятия.

3. Комплексная программа социальной защиты

В условиях перехода к рынку.

4. Внутренняя биржа труда концерна (профессиональная реабилита­ция, переобу­чение и т. д.).

> потеря значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем крупных зарубежных компа­ний.

ФПГ создаются не только на базе технологически и кооперационною связанных предприятий, но и на основе диверсификации деятельности промышленных предприятий.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и уч­режденная ими центральная компания либо основные и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.

Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ на условиях, определяемых собственником их имущества.

В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — членов СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, ре­гистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы. Для таких ФПГ национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Вопросы по теме

1. Сущность и социально-экономические формы предприятия. Трудовой коллектив предприятия.

2. Виды предприятий. Малые предприятия и их роль в экономическом прогрессе.

3. Предприятия и рыночные решения основных экономических проблем.

4. Законодательное регулирование деятельности предприятий.

5. Управление предприятием.

6. Предприятие и государство.

7. Источники формирования имущества предприятия.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...