Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проектаТехнико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта— важнейший этап предынвестиционной стадии предпринимательского проекта. Его цель — принятие окончательного решения о наличии необходимых условий для практического осуществления проекта, и выбор из множества альтернатив наиболее рационального варианта. В узком смысле ТЭО проекта — это обоснование затрат ресурсов и экономических результатов в натуральном и стоимостном выражениях по возможности реализации целевой проблемы, комплекса работ, производственных, технических, технологических, инвестиционных проектов для принятии управленческих решений. В зависимости от условий, целей и масштабов ТЭО может быть самостоятельным документом и предшествовать разработке детального бизнес-плана или входить в него в качестве необходимой составной части, как это имеет место в приведенных Приложениях. Проект Проект— это замысел (задача, проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата. Проект понимается также как совокупность организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных действий. Инвестиционный проект— это: · комплекс мероприятий по созданию нового или модернизации действующего производства товаров или оказа-
нию услуг с целью получения дохода и достижения социального эффекта; обоснование экономической целесообразности объем3 и сроков · осуществления капитальных или портфельных вложений; · проектно-сметная документация, необходимая для осуществления соответствующих действий по инвестированию средств; · описание практических действий по осуществлению инвестиций; вид деятельности, при котором все ресурсы организуется особым образом для достижения поставленных целей в ограниченные сроки (схема 13).
Схема 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Проект строительный, технический— модель (образ) планируемого к созданию объекта в форме комплекта чертежей, расчетов, схем, обоснований, архитектурно-планировочной и сметной документации. Ниша рынка— это незанятая или неполностью занятая конкурентами часть («место») рынка. Иначе говоря, это ограниченная сфера предпринимательской деятельности, ориентированная на определенного потребителя, позволяющая предприятию наиболее эффективным способом реализовывать свои возможности. В отличие от сегмента рынка емкость ниши обычно меньше и в ней в чистом виде нет конкурентов. Предпринимательский проект Предпринимательский проект— это проект организации и производства продукции, проведения работ и оказания услуг в любой сфере деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей и получение прибыли. Предпринимательская деятельность в любой сфере народного хозяйства связана с возможными рисками достижения цели. В условиях рыночной экономики конечный успех предпринимательского проекта зависит от множества факторов: одни обусловливают перспективность предпринимаемого мероприятия, другие указывают на его невозможность или большую степень риска его осуществления. Переменчивость многих важных слагаемых предпринимательского проекта многократно усиливает непредсказуемость исхода дела. Тщательный учет возможного направления их влияния на предпринимательский проект — важнейшее условие успешной деятельности предпринимателя. Опыт десятков поколений предпринимателей, успех и неудача бизнеса, крах надежд одних и блестящие карьеры других, обобщенные мировой практикой и экономической наукой, привели к выработке целого арсенала мероприятий. В результате риск выполнения предпринимательского проекта можно выявить заранее и значительно снизить, а предсказуемость успешности бизнеса определить в достаточной степени точно. Таким образом, главное в предпринимательском проекте — анализ возможностей его реализации, выгодности для предпринимателя, оценки его рыночной, финансовой эффективности. Каждый разработчик плана выбирает соответствующую или разрабатывает свою методику, при использовании которой, по его мнению, возможно получение наиболее адекватных реше-
ний предпринимательского проекта. Поэтому универсальной методики, которая подходила бы для всех случаев, нет. Вся информация о предпринимательском проекте, его перспективности, возможности осуществления и рентабельности систематизируется в форме предпринимательского плана, основного документа, характеризующего все исходные, аналитические и результативные данные о данном проекте. Необходимость разработки плана возникает как у действующих и занявших прочные позиции на рынке фирм, так и у начинающего бизнесмена, изобретателя, автора какой-либо идеи. Многие, особенно начинающие российские предприниматели, склонны недооценивать роль внутрифирменного планирования вообще и подготовки технико-экономического обоснования предпринимательского проекта в частности. При этом они полагаются на собственную интуицию и опыт, установившиеся неформальные связи в деловых кругах, кажущиеся хорошими рыночные перспективы и другие обстоятельства. Однако многих из них ожидает разочарование, поскольку реальная обстановка на рынке может оказаться иной, чем представлялась ранее. План как сценарий деятельности предпринимателя в течение нескольких часов или дней работы покажет, стоит ли реализовывать предпринимательский проект. Таким образом, начинающий предприниматель может сэкономить свои деньги, время и труд и найти оптимальное решение. Игнорирование систематической плановой работы приведет к принятию неэффективных управленческих решений, а в результате — к нерентабельности перспективного предпринимательского проекта. Поскольку в бизнес-плане оценивается перспектива развития фирмы, он необходим и для принятия таких решений, которые одобрили бы партнеры, соучредители или акционеры фирмы. На его основе решаются жизненно важные для фирмы вопросы — распределение прибыли, выплата дивидендов, совершенствование организационной структуры производства, изменение характера взаимоотношений с фирмами-партнерами и т.д. Грамотно оформленный и обоснованный план важен и для персонала предприятия, так как служит основой организации труда и способствует уверенной работе по его реализации.
Основные задачи предпринимательского проекта — изучение емкости и перспектив развития рынка сбыта, обнаружение рисков и «подводных камней», подстерегающих бизнес, определение его эффективности. Кроме того, предпринимательский проект позволяет: · обосновать экономическую целесообразность направления развития фирмы (стратегий, концепций, проектов); · рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности, в первую очередь объемы продаж, прибыль, доходы на капитал; · определить намечаемое финансирование выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов. Таким образом, план: · позволяет определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции; · содержит ориентиры для предпринимателя на каждом этапе становления предприятия; · служит главным инструментом получения финансовой поддержки от инвесторов. В разработке плана участвуют специалисты разного профиля. В зависимости от масштабов предпринимательского проекта, наличия у фирмы собственных кадров, ее финансового положения этот документ разрабатывают специалисты фирмы и/или сторонние эксперты, либо консалтинговые агентства. Крупные фирмы, как правило, формируют группу специалистов и экспертов из состава персонала фирмы с привлечением неработающих в фирме консультантов. Участие руководителя фирмы обязательно, так как именно он представляет бизнес- план внешним потребителям, потенциальным инвесторам, обосновывает перспективность предпринимательского проекта, чтобы заручиться поддержкой и кредитами. Предпринимательский проект является документом, который постоянно корректируется в зависимости от реальных объективных условий его реализации. Сроки, на которые он рассчитан, определяются продолжительностью выполнения самого проекта. Обычно он составляется на полгода, 3—5 и более лет.
Первый год реализации проекта рекомендуется планировать с помесячной или поквартальной разбивкой. В зависимости от сложности предпринимательского проекта, точности исследования, объема необходимой информации формируется стоимость подготовки этого документа. Общепризнанных норм стоимости разработки предпринимательского проекта нет. Его цена определяется договором, заключаемым между заказчиком и исполнителем. Точность технико-экономического обоснования зависит от уровня анализа собранной информации и существенно влияет на стоимость проекта. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры создаваемого предприятия, резюме реализуемого проекта и его основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Резюме обычно предназначается для внешнего потребителя, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Резюме содержит основные сведения о фирме, краткое описание предлагаемой идеи, ее отличия от аналогичных идей, рыночные возможности и финансовые показатели. Основная часть включает сведения о товаре, рынке, маркетинговой и производственной стратегии, менеджменте и рабочих кадрах, финансовых результатах, расчеты периода достижения окупаемости предпринимательского проекта, времени и графика возврата кредитов. Для предприятий, работающих в сфере малого бизнеса, объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией, как правило, не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть значительно больше или меньше (Приложения 1—3). Крупные проекты соответственно требуют более масштабных исследований, и поэтому объем их значителен. Как показано на схеме 14, разработка предпринимательского проекта начинается с тщательного анализа состояния дел в предыдущем периоде, выявлении слабых сторон деятельности фирмы, ее позиции на рынке, конкурентоспособности, уровня цен, издержек производства и реализации продукции, состояния менеджмента, маркетинга фирмы и финансовых результатов. Итогом такого анализа должна стать разработка системы мероприятий по устранению существующих недостатков и формирование планируемых изменений по основным факторам, влияющим на финансовые результаты бизнеса.
Схема 14 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |