Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Таким образом, план как необходимый элемент эффектив­ного управления предприятием представляет собой:

· рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;

· развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматри­вающую оценку расходов и доходов;

· документ, характеризующий основные стороны деятель­ности и развития предприятия;

· результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес- планов, в которых степень детализации обоснований может бьггь различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

Любой план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (схема 15).

 

 

Схема 15

НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

2.2 Функции и принципы планирования на предприятии

 

 

Бизнес-планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций,среди которых наибольшее значение име­ют следующие:

· инициирование— активизация, стимулирование и моти­вация намечаемых действий, проектов и сделок;

· прогнозирование— предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупнос­ти факторов;

· оптимизация— обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

· координация и интеграция— учет взаимосвязи и взаимозави­симости всех структурных подразделений компании с ори­ентацией их на единый общий результат;

· безопасность управления— обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреж­дающих мер по уменьшению или предотвращению отри­цательных последствий;

· упорядочение— создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

· контроль — возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

· воспитание и обучение— благоприятное воздействие образ­цов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

· документирование— представление действий в доку­ментальной форме, что может быть доказательством ус­пешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При разработке планов необходимо соблюдать основопо­лагающие принципы планирования, которые создают предпосыл­ки для успешной деятельности предприятия в конкретной эконо­мической среде. Первые четыре основных принципа планирования (непрерывность, единство, гибкость и точность) сформулировал А, Файоль, а принцип участия обосновал А. Ансофф. Однако в тео­рии и практике планирования учитывают до 16—17 принципов (табл. 9).

 

Таблица 9

Основные принципы внутрифирменного планирования

Продолжение табл. 9

Окончание табл. 9

 

Принцип необходимостипланирования состоит в том, что применение планирования в предпринимательской деятельнос­ти позволяет успешно реализовать ряд важнейших преимуществ:

· подготовиться к использованию возможных в будущем благоприятных условий или преодолению возникающих препятствий;

· увеличить информационные возможности фирмы;

· улучшить координацию действий персонала и структур­ных подразделений предприятия;

· более рационально распределить дефицитные ресурсы;

· организовать четкий контроль работы фирмы;

обосновать желаемые результаты и обеспечить их дости­жение.

Принцип единствавыражается в системном характере плани­рования на предприятии, представляющего собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Взаимо­связи между подразделениями предприятия осуществляются на основе координации по горизонтали,т.е. на уровне функцио­нальных и структурных хозяйственных единиц, а единое направ­ление плановой деятельности, общность целей всех элементов фирмы достигается в системе ее вертикальногоединства, т.е. един­ства управленческой иерархии: предприятие в целом -> цех -> бригада -> звено -» рабочее место.

Координация плановой деятельности отдельных функциональ­ных подразделений выражается в том, что:

· деятельность ни одной части организации нельзя эффек­тивно планировать без взаимной связи с плановой дея­тельностью других единиц данного уровня;

· всякие изменения в планах одного из взаимосвязанных подразделений должны одновременно учитываться в со­ответствующей мере в планах других подразделений.

Принцип участиятесно связан с принципом единства и озна­чает, что каждый член организации становится участником пла­новой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Иначе говоря, процесс планирования должен вов­лекать в себя всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным. Применение его позволяет реализовать но­вые возможности фирмы, так как:

· каждый из участников организации получает более обшир­ную и объективную информацию о предприятии, а также знание различных сторон его жизни. В результате процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается;

личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы предприятия становятся личными планами ра­ботающих, а участие в достижении целей его приносит удовлетворение работникам. У каждого работника появля­ются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется трудовая дисциплина и порядок в организации;

· применение принципа участия способствует тому, что ра­ботники организации, занимаясь планированием разви­вают себя. У них появляются новые навыки, новые зна­ния, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих задач ;

· партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые могут вступать в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Пла­ны перестают быть чем-то внешним для руководителей, которые сами участвуют в их составлении.

Принципы непрерывности и гибкостиосуществляются в са­момпроцессе планирования.

Смысл непрерывности планирования заключается в том, что:

· процесс планирования на предприятиях должен осуще­ствляться постоянно в рамках жизненных циклов проек­тов, производимых продуктов и предприятия;

· разработанные планы должны непрерывно сменять друг друга во времени и по содержанию (второй — на смену первому, третий — на смену второму и т.д.), в том числе возможными систематическими корректировками или пе­репланированием.

Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:

· неопределенность внешней среды и наличие непредвиден­ных изменений вызывают необходимость постоянной кор­ректировки ожиданий фирмы относительно внешних ус­ловий и соответствующее исправление и уточнение планов;

· изменяются не только фактическая среда и предпосылки, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие из­менения, то запланированный и полученный результат может потерять свое значение.

 

 

Непрерывный процесс планирования позволяет обеспечить постоянное участие работников фирмы в плановой деятельнос­ти со всеми вытекающими из этого положительными послед­ствиями.

Понятие гибкости связано с непрерывностью планирования в придании планам и процессу планирования способности ме­нять свою направленность в связи с возникновением непредви­денных обстоятельств. Для осуществления принципа гибкости планы следует составлять так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с меняющимися внутренними и вне­шними условиями. Поэтому в планы обычно включают резервы, иначе называемые надбавками безопасности или финансовыми подушками (амортизаторами).

Принцип точности.Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима со сложив­шейся степенью неизвестности, т.е. планы должны быть конк­ретизированы и детализированы в той степени, в какой позво­ляют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Стратегическое, долгосрочное планирование обычно ограни­чивается определением основных целей и самых общих направ­лений деятельности, потому что количество достоверной ин­формации о будущем очень ограничено, а диапазон и скорость ее изменения обычно возрастают. Планы, рассчитанные на ко­роткие периоды и для отдельных подразделений, должны быть более конкретными и детализированными.

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и в конечном счете ориентируют предпринимате­лей на всестороннее обоснование плановых показателей и дос­тижение наилучших социально-экономических результатов пред­приятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последова­тельной реализации.

Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе пла­нирования обычно учитываются и общеэкономическиепринци­пы научности, приоритетности, динамичности, директивнос­ти, эффективности, комплектности и др.

 

 

2.3 Процесс и организация планирования на предприятии

 

 

В практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обо­снованию предстоящих действий и определению наиболее эф­фективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. В отличие от импровизации и спонтанного поведения планирование предполагает тщательную подготовку принимае­мых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируемых условиях и ограничениях. Сам про­цесс планирования состоит из поиска, анализа, синтеза, срав­нения и выбора.

В технологическом отношении планирование как процесс научной и практической деятельности в виде последовательно­сти взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:

· определение целейпланирования — желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;

· анализ проблем— фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;

· поиск альтернатив— выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;

· определениепотребности в ресурсах и способов достиже­ния поставленных целей, объемов производства и др.;

· оценка— проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;

· оформлениеплана в виде единого документа.

Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они со­ставляют определенную систему планирования, которые можно классифицировать по степени определенности условий, времен­ной ориентации разработчиков плана, типу целей, методам обо­снования и другим признакам (схема 16).

При организацииразработки плана предварительно оп­ределяют:

· объекты планирования — предприятие в целом, структур­ные подразделения или отдельные направления деятель-

 

Схема 16

СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ности, определение общих целей, потенциала, программ и действий;

· разработчиков плана — ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация;

· средства планирования — калькуляторы, компьютерная техника и ее программное обеспечение;

· порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последователь­ное согласование (координация) частных планов и их объе­динение в общий проект;

· методы планирования — обычные традиционные приемы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.

Организацияпланово-экономической работы предприятия за­висит от его размера и типа. На малых предприятиях обычно нет глубокого разделения управленческих функций и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планиро­вания и организации производства.

На крупных и средних предприятиях стратегические, тактичес­кие и календарные планы разрабатывают децентрализованно с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчи­нения управляющих, контроля и кооперации всех функций орга­низации как единого целого. Именно в подразделениях сосредо­точены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. Поэтому подразделе­ния обычно выдвигают реальные предложения в календарные, тактические и даже стратегические планы предприятия.

На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов:

· сверху вниз;

· снизу вверх по иерархической структуре предприятия;

· круговым способом (встречное планирование).

Организационно централизованное планирование на боль­шинстве крупных и средних предприятий осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления — определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития пред­приятия, механизм их реализации, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем эти цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие уровни структуры предпри­ятия в более детализированной и конкретной форме включают­ся в планы подразделений. На этом этапе технологического пла­нирования устанавливаются пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После согласования пла­новых заданий с конкретными исполнителями они окончатель­но утверждаются высшим руководством предприятия.

Такая организация планирования, построенная на централиза­ции важнейших решений в высшем звене управления предприятием (акционерном обществе и др.), допускает опре­деленную самостоятельность филиалов цехов и других подраз­делений, необходимую при разработке календарных планов на базе показателей, единых для всего предприятия.

При схеме организационных работ по составлению планов снизу вверх, следуя иерархии предприятия, планирование осуществляется от планов на местах и планов подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректиро­вок. Низшие организационные единицы — участки, цехи — со­ставляют подобные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.

Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе сверху вниз осуществляется предварительное планиро­вание по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов.

Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраня­ются разногласия между частями единого объекта планирова­ния. В соответствии с обстоятельствами может быть осуществлен многократный интернативный процесс согласования плана. Организация планирования снизу вверх имеет существенные пре­имущества:

· устраняет порочный круг: не зная вышестоящих целей, нельзя принимать обоснованные решения по нижестоя­щим целям, планам и альтернативным вариантам действий (недостаток схемы «снизу вверх»);

· вклады в планирование производятся всеми подразделе­ниями объекта и требуют знания общего плана по пред­приятию в целом (недостаток нисходящего сверху способа планирования).

Функциональные службы по планированию на многих средних по размеру предприятиях выделяются в самостоятельные подразделения, подчиненные вице-президенту по экономике и финансам (схема 20).

Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления предприятием. Поскольку планирование — это основная функция управления, то высшим звеном системы планирования можно считать Совет директоров, принимающий решения по наиболее важным проблемам стратегии и тактики предприятия.

 

Схема 17

ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Центральное звено аппарата планирования — отдел плани­рования, в функции которого входит разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными подразделениями, корректировка и уточнение плановых пока­зателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подразделений.

Менеджер по планированию намечает цели организации и определяет наилучшие способы их достижения, анализирует бюджеты, информацию о состоянии отрасли, имеющиеся и не­обходимые ресурсы. Важнейшим аспектом планирования явля­ется тщательная оценка исходных данных.

В производственных подразделениях функции планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля. Их задача — составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничений и общехозяйственных целей (схема 18).

 

Схема 18

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ НА СРЕДНЕМ ПО РАЗМЕРУ ПРЕДПРИЯТИИ

Функции плановых отделов во многом зависят от типа Предприятия. Особенности планирования на специализирован­ных и диверсифицированных предприятиях Японии приведены таблица 10.

Годовой план предприятия подробно разрабатывают при непосредственном участии работников производственных под­разделений. В годовом плане детализируются планы — производства и сбыта помесячно, устанавливаются задания для низовых уровней управления в нормо-часах трудовых затрат и расхода сырья на единицу товара.

Таблица 10

Особенности планирования на специализированных и диверсифицированных предприятиях Японии

 

Цикл годового планирования предприятия в зависимости от особенностей его построения включает систему взаимосвязан­ных мероприятий (табл. 11).

 

Таблица 11

Примерная организация планирования на предприятии

 

Окончание табл. 11

 

Плановые показатели, нормы и нормативы

 

Разработка бизнес-плана осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов.

Показатель— это качественно определенная переменная вели­чина, которой может соответствовать множество количественных значений. Он состоит из одного или нескольких признаков,отра­жающих сущность — качественную сторону явлений или процес­сов, и всегда одного основания— количественной их характери­стики: размера, относительной или абсолютной величины. Осно­вания применяют для расчета необходимых величин, а признаки — для поиска нужных единиц, выборки их, членения и т.п. Исполь­зуемые в планировании показатели должны обладать:

· достоверностью, т.е. точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления;

· свойствами меры, т.е. быть измеряемыми и вполне определенными;

· достаточностью — полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта продукции;

· однозначностью — не допускать различных толкований, не быть двусмысленными;

· способностью агрегироваться, разукрупняться и быть сопоставимыми;

· гибкостью, адаптивностью и способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планиро­вания;

· оперативностью — своевременно поступать к разработчи­ку плана;

· лаконичностью — высокой информационной насыщенно­стью;

· экономичностью — минимум затрат на сбор и обработку.

i

 

В зависимости от содержания плановые показатели подразделя­ется на следующие основные группы: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественныепоказатели отражают объемы производства Валовой, товарной продукции, прибыли, численность работаю­щих и т.д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человеко-часах и др.).

Качественные показатели— относительные величины, напри­мерповышение производительности труда, прирост эффек­тивности, снижение затрат и др., выражающие соотношение меж­ду количественными показателями. Следует иметь в виду, что ка­чественные показатели имеют количественную определенность, а количественные — качественную сторону.

Натуральныепоказатели характеризуют материально-веще­ственное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каж­дого вида товара — в литрах, килограммах, метрах и т.д. Для сопоставления объемов однородных товаров различного каче­ства в планах применяют условно-натуральныепоказатели, в которых за условную единицу принимают один сорт (вид) данного товара, а все остальные приравнивают к нему с помощью переводных коэффициентов. Например, все марки тракторов измеряются в 15-сильном исчислении, все виды мыла — в 40%-й жирности, а топливо — 7000 ккал (1 т угля = 1) и т.д.

Стоимостныепоказатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.

Важное значение в планировании имеют технико-экономи­ческие нормы и нормативы.

Норма— мера затрат труда и расхода сырья, энергии, мате­риалов и т.д. в Абсолютном измерении на производство единицы продукции (работы, услуги) при заданных нормальных средних условиях.

Норматив— относительные показатели степени использова­ния средств производства при современной технике и техноло­гий, прогрессивной организации труда и высокой квалифика­ции персонала.

В практике планирования применяют шесть основных групп норм и нормативов:

· удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и т.д.;

· нормативы использования орудий труда — машин, оборудования, инструментов, механизмов;

· организационные нормативы — длительность рабочего периода, времени обращения, объем незавершенного производ­ства, запасы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др.;

· нормы качества продукции — соответствие стандартам;

· нормы окупаемости затрат и прибыльности производства;

· нормы труда:

· нормы затрат времени— количество рабочего времени на единицу продукции (работ, услуг);

· норма численности— количество работников соответству­ющей квалификации, необходимых для выполнения пла­нируемого объема работ;

· норма времени обслуживания— рабочее время для обслужи­вания объекта;

· норма выработки— объем работы (штук, метров, кг и т.д.), который планируется выполнить в единицу времени (час, смену и т.д.);

норма обслуживания— количество машин, единиц оборудо­вания, рабочих мест, площади и др. производственных объектов, закрепленных за одним или группой работни­ков.

Нормы и нормативы должны быть обоснованы техничес­ки, экономически и физиологически. Техническаяобоснован­ность норм состоит в учете влияния факторов на продолжи­тельность выполнения работ при среднем уровне умения

· работника и интенсивности труда. Экономическаяобоснован­ностьсостоит в обеспечении равной и оптимальной напря­женности норм. Физиологическаяобоснованность — соответ­ствие регламенту труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиям.

Впроцессе планирования применяют два основных методаустановления норм — аналитический и суммарный (схема 19).

 

Схема 19

МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМ

Таблица 12

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...