Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Графическое определение точки безубыточности

Графически ТБ можно определить с помощью двух уравне­ний, выражающих издержки производства (u), U = f+ V • X и доходы от продаж (Y)Y = РX (рис. 1).

 

Пересечение линий является ТБ, которая в данном случае выражается в виде единиц производства. Зная расчетную мощ­ность проекта, можно определить коэффициент использования производственных мощностей в точке безубыточности.

При расчете ТБ и построении графика предполагаются опре­деленные условия: объем производства равен объему продаж, цена единицы продаваемого товара одинакова во времени, уро­вень переменных и постоянных издержек остается неизменным, производится единственный вид изделия и другие. На практике эти условия не всегда реальны. Поэтому анализ безубыточности следует рассматривать лишь как один из методов финансовой оценки предпринимательского проекта, дополняющий другие методы.

 

 

Глава 11

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

 

 

Планирование технического прогресса предприятия включа­ет планирование повышения его технического уровня и улуч­шения организации производства, научной организации труда, капитального ремонта основных фондов, производства новых видов продукции и проведения научно-исследовательских ра­бот.

Технический уровень производства определяется соответстви­ем действующих на предприятии средств производства, машин и оборудования, технологий, предметов труда современным достижениям науки и техники.

Уровень технического развития характеризуется следующи­ми основными параметрами:

· состав и структура орудий труда по видам выполняемых операций, мощности и возрасту;

· соответствие применяемых на предприятии технологий современным мировым требованиям, позволяющим созда­вать конкурентоспособную продукцию;

· энерговооруженность и фондовооруженность персонала предприятия.

Показателями технического уровня производства являются специализация производства, трудоемкость продукции, произ­водительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и уровень механизации и автоматизации произ­водства.

Работа по составлению плана повышения технического уровня на предприятии осуществляется наиболее квалифицированны­ми работниками технических и экономических служб и начина­ется с выявления фактически сложившегося уровня в данном году. На основе этого анализа определяются наиболее перспек­тивные направления повышения технического уровня, состав­ляются перспективные и текущие плановые задания, разраба­тываются конкретные мероприятия по их выполнению.

При планировании оцениваются экономические и социальные последствия внедрения новой техники. Определение эффектив­ности позволяет сделать вывод об экологической целесообраз­ности внедрения новой техники. Экологически эффективным считается применение машин, повышающих производительность труда, экономящих материальные ресурсы и, в конечном счете, увеличивающих рентабельность и конкурентоспособность про­изводимой с их помощью продукции, а также улучшающих ус­ловия труда. Основные показатели эффективности:

· срок, в течение которого новая техника и технологии мо­гут быть внедрены;

· объем финансовых ресурсов, необходимый для приобре­тения новой техники и технологии;

· рост производительности труда;

· увеличение объема выпускаемой продукции;

· повышение рентабельности производства и снижение се­бестоимости производимой продукции.

План повышения технического уровня предприятия включа­ет разработку и внедрение следующих мероприятий:

· замену действующих средств труда более совершенными;

· модификацию действующих средств труда;

· внедрение новых технологий;

· применение новых материалов;

· улучшение условий и организации труда работников.

Организационный уровень производства — это система орга­низации управления производства, позволяющая наиболее эф­фективно использовать ресурсы предприятия для достижения основных его целей. При составлении плана улучшения органи­зации производства анализируют состояние на предприятии средств производства, организацию труда и производства. При планировании мероприятий плана повышения организацион­ного уровня предприятия используется стандартная методика оценки экономической эффективности каждого мероприятия.

 

План повышения технического уровня и улучшения органи­зации производства предприятия включает следующие оргтехмероприятия (по разделам);

I. раздел. Повышение технического уровня производства;

· механизация производства;

· автоматизация производства;

· внедрение прогрессивной технологии;

· модернизация производства и замена устаревшего обору­дования.

II. раздел. Совершенствование систем управления, планиро­вания и организации производства.

III. раздел. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе:

· внедрение передовых проектов организации рабочих мест отдельно для рабочих и ИТР и служащих;

· совершенствование разделения и кооперации труда;

· совершенствование нормирования и оплаты труда, в том числе внедрение передовых норм и нормативов труда раз­дельно для рабочих и ИТР и служащих;

· улучшение условий труда.

IV. раздел. Улучшение качества продукции.

V. раздел. Прочие оргтехмероприятия.

Данная классификация разделов и показателей служит осно­вой для составления плана повышения технического уровня и улучшения организации производства по табл. 49.

Примерная схема плана научной организации труда представ­лена в табл. 50. Таблицы 51—52 могут быть использованы для составления планов ремонта основных фондов, производства но­вых видов продукции и проведения научно-исследовательских работ.

Планирование научно-исследовательских работ на предпри­ятии заключается в определении и уточнении тематики, трудо­емкости, продолжительности и стоимости объемов, которые должны быть выполнены в плановом периоде. Как и в других разделах, определяется экономический эффект от каждой темы в денежном выражении.

 

 

Таблица 49

 

Таблица 50

 

Убедившись по предварительному расчету в эффективности каждого мероприятия, плановая группа должна рассчитать необ­ходимые объемы и источники финансирования данного мероп­риятия. При этом подразделяют капитальные (т.е. единовремен­ные затраты, увеличивающие стоимость факторов производства) и текущие затраты (не инвестиционные расходы), включающиеся в себестоимость продукции и работ.

Таблица 51

 

Все затраты помимо денеж­ных расходов включают расходы материалов, топлива, энергии, живого труда, потребность в которых следует тщательно рассчи­тывать. Определяют также источники финансирования меропри­ятий по техническому прогрессу (ими могут быть собственные или заемные средства), порядок и время возврата кредитов, если их предполагают использовать.

Таблица 52

 

Таблица 53

 

 

Глава 12

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Внешнеэкономическая деятельность — одна из форм хозяй­ственной деятельности, связанная с международным производ­ством, научно-технической кооперацией и выходом на внешний рынок. Она является следствием развития внешнеэкономиче­ских связей как совокупности направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотруд­ничества, а также валютно-финансовых и кредитных отноше­ний государства с зарубежными странами в целях рационально­го использования преимуществ международного разделения труда и международных экономических отношений для решения на­родно-хозяйственных и внешнеполитических задач. В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (орга­низация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешне­экономической деятельности предприятий: расширение сбыта; приобретение ресурсов;

диверсификация источников снабжения и сбыта. Необходимость стратегического планирования внешнеэконо­мической деятельности определяется существенными перемена­ми в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осу­ществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие их от чрез­мерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

В основе любой формы внешнеэкономических связей лежит идея взаимовыгодного международного обмена. В принципе меж­дународный обмен всегда выгоден. Это справедливо в отноше­нии промышленно развитых и слаборазвитых стран.

Международный обмен продукцией (изделиями) целесооб­разен для страны, если она затрачивает на производство экс­портной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта).

Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем стра­нам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому необходимо увеличивать масштабы внешне­торгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортную продукцию (изделия) валюту, обеспечить себе возможность импорта продукции (изделий). Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производ­ство экспортной продукции (изделий), которая позволяет полу­чить наибольшую валютную выручку на единицу затрат обще­ственного труда, и импортировать ту продукцию (изделия), соб­ственное производство которой потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валют­ных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта нау­коемкой готовой продукции (изделий). В мировой торговой прак­тике сложилось такое соотношение: 40% международного това­рооборота приходится на сырьевую продукцию, 60% — на готовую промышленную продукцию (изделия). В структуре же экспорта России сложилось обратное соотношение — 70% и 30%.

Такое состояние внешнеэкономических связей, естественно, никого не устраивает, а, учитывая их потенциально высокую рентабельность, задача совершенствования внешнеэкономичес­кой деятельности становится одной из первоочередных. И не случайно перестройка хозяйственного механизма России нача­лась с совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Начало реформирования внешнеэкономической деятельнос­ти в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении Прави­тельства № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действи­тельно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономичес­ких связей, как прямые связи, совместное предприниматель­ство.

Первый этап закончился в 1989 г. с выходом известного по­становления Правительства № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим по­становлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути, свертывающие процесс демократизации внешнеэкономи­ческой деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала от­дельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявила о но­вом подходе к организации внешнеэкономической деятельнос­ти в своих странах. Начался третий этап реформы — этап либерализации внешнеэкономической деятельности.

В России началом третьего этапаможно считать Указ Прези­дента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешне­экономической деятельности». Вслед за данным указом появил­ся ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществ­ления внешнеэкономической деятельности.

Основные правила осуществления внешнеэкономической деятельности в России предусматривают: внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на террито­рии России предприятиям независимо от форм собственности; разрешена посредническая деятельность; значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий); введена аукцион­ная продажа квот и лицензий; сняты ограничения на открытия валютных счетов; разрешено проведение валютных операций, при этом курс рубля к иностранным валютам определяется спро­сом и предложением. Введено понятие коммерческого курса руб­ля; введена и система обязательных валютных отчислений; вве­дены экспортные тарифы (пошлины) на отдельные группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин произ­водится в рублях. Ставка пошлины в иностранной валюте подле­жит пересчету по рыночному курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком России, на момент уплаты пошлины.

В отношении экспортных операций, по которым в соответ­ствии с действующим законодательством не требуется обяза­тельная продажа части валютной выручки в валютный резерв России, устанавливается надбавка к экспортной пошлине.

Правительством России намечена стратегия развития внеш­неэкономической деятельности, включающая в себя четыре эта­па, причем первый (подготовительный) считается пройденным. Важнейшим этапом стратегии является второй, предусматрива­ющий мероприятия, закладывающие каркас всей модели внеш­неэкономической деятельности на ближайшие годы. Основные из них — изменение практики лицензирования и контроля за экспортом и введение единого валютного курса рубля.

На этом этапе сокращен перечень квотируемой экспортной продукции (изделий) при одновременном расширении конкурс­ной продажи остающихся квот. Отменен специальный коммер­ческий курс рубля. При этом обязательную продажу валютной выручки предусмотрено производить по рыночному курсу.

Стратегия предусматривает также поддержание плавающего по текущим операциям, а затем и фиксированного рыночного курса рубля по инвестиционным операциям с постепенным их выравниванием.

12.1Формы внешнеэкономической деятельности предприятия1

 

Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и бо­лее стран, преследующих в конечном счете получение прибы­ли, могут включать различные направления и хозяйственные операции (схема 111).

Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая дея­тельность предприятия, содержание которой — кооперация в сферах производства и обращения, в инновационной, инвести­ционной, внедренческой и сервисной областях, может осуще­ствляться с использованием ассоциаций делового сотрудниче­ства (дома делового сотрудничества), производственно-сбытовых

[1] См. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности. М.: Инфра-М, 1997.

Схема 111

предприятий (торговые дела), концессий, консорциумов, ак­ционерных обществ, совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, предоставления услуг (сервисные орга­низации, рекламные бюро, лизинговые организации, техничес­кие центры и др.), совместных объектов производственного и инфраструктурного назначения, открытых городов и районов, международных экономических организаций и других форм.

Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных пред­приятий. При этом могут быть поставлены следующие цели:

· привлечение передовой зарубежной технологии и управ­ленческого опыта;

· насыщение внутреннего рынка высококачественной про­дукцией;

· привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов;

· замещение импорта;

· развитие экспортного потенциала;

· обучение национальных кадров.

При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической деятельности предприятия детализиру­ются в зависимости от его общих целей (табл. 54).

Таблица 54

Выработка эффективных целей внешнеэкономической дея­тельности усиливает побудительные мотивы, устанавливает чет­кие стандарты и долгосрочные ориентиры работы. Руководители высшего звена определяют стратегические цели,направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом. Они должны охватывать следующие основные области:

· рынок;

· нововведения;

· человеческие, материальные и финансовые ресурсы;

· производительность;

· социальная ответственность;

· прибыль.

Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на решение проблем подразделений, и описывающие результаты, необходимые для достижения стратеги­ческих целей предприятия.

Менеджеры низшего уровня устанавливают оперативные цели, связанные с решением текущих задач и характеризующие результаты, необходимые для достижения тактических и стра­тегических целей организации.

После определения целей внешнеэкономической деятельно­сти создание совместного предприятия осуществляется в следу­ющей последовательности:

· поиск и выбор иностранного партнера;

· подготовка протокола о намерениях;

· разработка технико-экономического обоснования;

· согласование учредительных документов и регистрация совместного предприятия.

Планирование внешнеэкономической деятельности должно учитывать функционирующую систему международных рынков (схема 111) и специальных экономических зон (схема 112).

Планирование ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) капита­ла может быть предусмотрено в двух формах: ссудной и пред­принимательской.

 

Схема 112

 

Схема 113

меж­дународные кредиты и займы) и товарной формах (машины, оборудование, патенты и ноу-хау, если они ввозятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемого или покупаемого пред­приятия).

Предпринимательская форма ввоза (вывоза) капитала — это международное инвестирование, т.е. создание совместных пред­приятий и их филиалов. Импорт капитала в предпринимательс­кой форме может быть в виде прямых и портфельных инвестиций. Характерная черта прямых инвестиций в том, что инвестор имеет право управленческого контроля над объектом вложения — фили­алом предприятия, дочерним или зависимым хозяйственным обществом, совместным предприятием.

Портфельные инвестиции такого контроля не дают и обычно существуют в виде пакета акций, на которые приходится менее 10—25% собственного капитала предприятия.

Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляю­щее все или часть его функций. Филиал не является юридичес­ким лицом, имущество ему выделяет материнское предприятие.

Решения, принимаемые дочерним хозяйственным обществом, определяются основным предприятием в связи с преобладаю­щей долей в его уставном капитале, либо в соответствии с зак­люченным между ними договором, либо иным образом.

В зависимом хозяйственном обществе родительское предприя­тие имеет более 20% голосующих акций акционерного общества (20% уставного капитала). Пределы взаимного участия хозяйствен­ных обществ в уставном капитале друг друга устанавливаются за­коном. Через ввоз (вывоз) прямых инвестиций учреждают новые фирмы (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей организации, поглоща­ют ее полностью.

В совместном предприятии правом собственности на прямые инвестиции обладают две или более организаций разных стран. Смешанное предприятие характеризуется участием государствен­ных органов в частной организации.

Основные характеристики прямых инвестиций:

· контроль над ними;

· высокий уровень обязательств в части вложенного капита­ла, персонала и технологии;

· доступ к внешним рынкам;

· преобладание продаж от производства за границей над экспортом отечественной продукции;

· частичное право собственности.

При привлечении иностранного капитала предприятия, вы­возящие капитал за границу, преследуют следующие цели:

· обход тарифных и нетарифных протекционистских барье­ров;

· использование разницы в стоимости ресурсов, включая рабочую силу;

· повышение конкурентоспособности, внедрение на рынок изнутри;

· получение некоторых льгот и финансового выигрыша при использовании завышенных трансфертных (внутрифирменных) цен позволяющих легко превратить филиал фирмы в «убыточный», а прибыль перекачать за границу без выплаты налогов.

Основные преимущества иностранного инвестирования:

· долгосрочная гарантия сбыта продукции ;

· участие, в получении прибыли;

· снижение издержек производства и обращения; распределение риска;

· доступ к освоению достижений научно-технического про­гресса.

Портфельные инвестиции тесно связаны с торговлей техно­логиями, т.е. покупкой не товара, а технологии производства. Патент на открытие или изобретение предприятие может про­дать, получив разовую прибыль, или продавать право на вре­менное пользование патентом или ноу-хау.

Для использования патента надо предусмотреть покупку ли­цензии.

Лицензионная торговля — это торговля специфическим това­ром — технологией, имеющей свою цену.

При планировании купли-продажи валюты необходимо учи­тывать валютный курс и его воздействие на интересы экспорте­ров (импортеров) товаров и капитала (табл. 55).

Таблица 55

 

12.2 Планирование сферы внешнеэкономической деятельности1

 

В зависимости от целей предприятия могут планировать при­менение на внешнем рынке различных альтернативных страте­гий. Если предприятие уже контролирует часть рынка по опре­деленной группе товаров, оно может с учетом конкретных обстоятельств принять одну из следующих стратегий: созидатель­ную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка.

При подходе по признакам новизны рынка и продукта воз­можны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицирован­ного развития.

Стратегии внешнеэкономической деятельности могут изме­няться в течение жизненного цикла товара (табл. 56).

Таблица 56

 

 

Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолют­ное, но и относительное преимущество, т.е. оно может произво­дить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затра­тами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое пред­приятие.

В зависимости от того, какой товар — индивидуального по­требления (ИП) или производственного назначения (ПН) — выпускает и продает предприятие, содержание стратегического плана экспорта имеет существенные особенности (табл. 57).

Таблица 57

 

Планирование эффективной внешнеэкономической деятель­ности предприятия основывается на тщательном учете много­численных факторов внешней и внутренней среды (схема 114).

Схема 114

Поскольку товар определяет судьбу внешнеэкономической деятельности, то и вся система мер, связанная с товаром, — создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п. — занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода.

 

[1] См. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. М.: Филин, 2000.

[1] Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. М. 1990, С. 14.

1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.

2. Частичное приспособление имеющегося товара к внешне­му рынку, его доработка и улучшение, модернизация.

3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.

Для внедрения нового товара на рынке предусматривается формирование спроса и стимулирование сбыта (табл. 58).

Таблица 58

Весь процесс планирования внешнеэкономической деятель­ности предприятия (схема 115) включает в себя семь основных блоков (табл. 59).

Таблица 59

Окончание таблицы 59

Схема 115

Международные торговые сделки

 

Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, нахо­дящимися в разных странах, по поставке определенного количе­ства продукции (изделий) оговоренного качества или оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.

Международный характер соглашения определяется субъектами договора, которые находятся в разных странах.

Основные правовые аспекты международных торговых сде­лок зафиксированы в; Конвенции ООН о договорах междуна­родной купли-продажи продукции (Венская конвенция 1980 г.); Гаагской конвенции о праве, применяемом к договорам между­народной купли-продажи, 1935 г.

Международная торговая сделка может осуществляться в фор­ме договора купли-продажи (контракта) или заказа. Международ­ная торговая сделка предполагает наличие субъекта и объекта сделки.

Субъектами могут выступать: государство, предприятия и физические лица. Объектами — продукция (изделия), услуги, результаты производственного и научно-технического сотруд­ничества. Объекты определяют вид международных торговых сде­лок. Различают международные торговые сделки, связанные с реализацией продукции (изделий) в материально-вещественной форме, и сделки, связанные с организацией товародвижения.

Осуществление внешнеэкономической деятельности предпо­лагает проведение различных операций, подразделяемых на ос­новные и обеспечивающие (схема 116).

Схема 116

 

Центральное место во внешнеэкономической деятельности занимают сделки купли-продажи, оформляемые в виде контрак­тов. Важным моментом в составлении контракта является опреде­ление базисных условий поставки. Они определяют обязанности и расходы сторон (продавца и покупателя) по транспортировке товара, страхованию в пути, оформлению таможенных докумен­тов и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, передачу то­вара от продавца к покупателю и переход права собственности на товар от продавца к покупателю.

Существуют также международные арендные отношения между партнерами, что позволяет их участникам получать экономичес кие преимущества по сравнению с приобретением продукции (изделия) в кредит: для производителей — дополнительная воз­можность сбыта продукции (изделий) на внутреннем и внешнем рынках, для потребителей — возможность обновлять оборудова­ние (имущество) без единовременной мобилизации значитель­ных финансовых средств на его приобретение.

В нормативных документах различают три вида аренды: дол­госрочную аренду (финансовый лизинг), среднесрочную и крат­косрочную аренду (оперативный лизинг).

Наиболее типичная схема осуществления лизинга представ­лена на схеме 117. Между арендатором (лизингополучателем) и арендатором (лизингодателем) подписывается контракт 1, пос­ле чего арендодатель (лизингодатель) — компания, приобрета­ет у производителя продукцию (изделия) в кредит 3, получен­ный у банка 2. Компания приобретает продукцию (изделия) в свою собственность и сдает ее в пользование за арендную плату, причем поставку продукции (изделий) осуществляет произво­дитель 4. После поступления платежей за аренду от арендатора (лизингодателя) 5 лизинговая компания возвращает банку кре­дит 6. Арендатор (лизингодатель) поставляет произведенную продукцию (изделие) заказчику 7. Условия контракта могут пре­дусматривать техническое обслуживание изделий за счет лизин­говой компании (лизингодателя) или производителя.

Схема 117

Если приобретается не новое изделие (оборудование), то осу­ществляется его реновация в специализированных фирмах за счет арендатора (лизингодателя) .

Договоры аренды (лизинга) имеют особенности, отличаю­щие их от обычных договоров купли-продажи; оговаривается техническое состояние арендуемого изделия (оборудования), так как это влияет на размер платежей; фиксируется срок аренды (лизинга); арендодатель (лизингодатель) — лизинговая компа­ния — обязуется информировать арендатора (лизингодателя) о появлении более современных изделий (оборудования) и по­ставлять их, но при условии перезаключения контракта; арен­датор (лизингополучатель) может включать в договор (контракт) право купли изделия (оборудования), после окончания срока договора, по остаточной стоимости; в договор включается пра­во арендатора (лизингополучателя) продлить (пролонгировать) срок аренды; в договоре устанавливается базисный период, в течение которого контрагенты не имеют право расторгнуть кон­тракт; аренда может быть прервана в случае неплатежеспособ­ности арендатора (лизингополучателя).

Стоимость аренды (лизинга) рассчитывается на основе кон­кретных расчетов и с учетом остаточной стоимости возвращае­мых изделий (оборудования) после окончания срока аренды (лизинга), также с учетом издержек арендодателя (лизингодате­ля) и планируемой им прибыли на вложенный капитал.

Международная торговля охватывает продажу, т.е. разреше­ние на передачу физическими или юридическими лицами (ли­цензиарами) принадлежащих им прав на использование изоб­ретения, промышленного образца и товарного знака другим физическим или юридическим лицам (лицензиатам).

Изобретения — это технические решения, обладающие су­щественной новизной, неочевидностью и производственной полезностью. Охрана собственности на изобретения осуществ­ляется патентами — официальными документами, удовлетворя­ющими право изобретателя на владение, использование и рас­поряжение изобретением на определенной территории в течение установленного времени.

Наряду с лицензиями большим спросом на внешнем рынке пользуются ноу-хау («знаю, как»), представляющие технические знания, умение и опыт, но не имеющие правовой охраны. Ноу-хау определяется наличием нового научно-технического достижения, имеющего коммерческую ценность. Ноу-хау может вклю­чать способы и навыки в проектировании, строительстве, монта­же, методы лечения болезней, экономические знания и т.д. По­требительские свойства ноу-хау заключаются в полезности и конфиденциальности содержащейся в нем информации.

Экспорт и импорт лицензий осуществляются путем подписа­ния лицензионных договоров, контрактов, соглашений. Согла­шения на передачу ноу-хау имеют определенные особенности: стороны должны четко определить содержание ноу-хау, представ­ляющее полезность, конфиденциальность или секретность. При­чем интересы экспортеров и импортеров здесь расходятся. Им­портеры стремятся к сужению содержания ноу-хау; более подробно излагается весь комплекс обязательств по передаче знаний; особо прорабатываются гарантийные обязательства экспортеров в час­ти завершения передаваемых разработок, их современного тех­нического уровня и патентной чистоты использования решений; серьезное внимание обращается на обязательства импортера по сохранению конфиденциальности или секретности передаваемо­го процесса; самыми распространенными в мировой практике являются соглашения, основным содержанием которых является передача отдельных конструкций и технологических процессов, защищенных патентами. При этом патенты могут принадлежать нескольким владельцам, не являющимся разработчиками ноу-хау. Торговля лицензиями может осуществляться как непосред­ственно между владельцами и потребителями патентов и ноу-хау, так и через посредников.

В международной торговле различают три вида лицензион­ных договоров. Договор о простой лицензии не ограничивает прав лицензиатов продавать аналогичные простые лицензии дру­гим лицензиатам, самостоятельно производить продукцию (из­делия) с использованием тех же изобретений и ноу-хау, а так­же сбывать ее на той же территории.

По договору об исключительной лицензии лицензиат приоб­ретает монопольное право на ее использование, включая пере­продажу другим лицам и организациям, в пределах оговорен­ной территории. Лицензиат лишается прав продавать аналогичную лицензию на договорной территории другим лицам и организа­циям, а также самому производить и продавать на этой террито­рии продукцию (изделия) с использованием изобретений и ноу-хау, являющихся предметом лицензии. Продажа полной лицензии ­ практически означает продажу патента, в результате чего ли­цензиат полностью и бессрочно теряет права на изобретение.

Определение цен лицензионных соглашений представляет сложную проблему, так как техническая сущность лицензии, определяющая ее потребительские свойства, строго индивидуа­лизирована и редко удается найти конкурентные материалы на аналогичные изобретения и ноу-хау. Проблема цен осложняется тем, что потребительская стоимость лицензий определяется ин­дивидуальной полезностью.

Наиболее распространенные способы определения цен ли­цензий:

· по затратам лицензиата на разработку изобретения или ноу- хау до стадии, на которой предлагается их продажа;

· по минимально допустимой цене для разработчика, ниже которой продажа нецелесообразна;

· по оценке затрат покупателя на альтернативные решения для достижения тех же результатов, которые могут быть получены при использовании лицензии;

· по прецедентам ранее заключенных лицензионных соглаше­ний на близкие по характеру изобретения и ноу-хау.

Международная торговля инженерно-консультационными услугами получила особое развитие под влиянием научно-технической революции в результате концентрации капитала в об­ласти инженерной деятельности. При этом инжиниринговую деятельность можно разделить на проектно-консультационную, подрядную и управленческую.

Проектно-консультационная деятельность заключается в выпол­нении заказов на технико-экономические исследования и обосно­вания целесообразности развития новых производств, сооружения или реконструкции промышленных объектов. Инжиниринговые компании выполняют заказы на разработку проектов; гото<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...