Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Графическое определение точки безубыточностиГрафически ТБ можно определить с помощью двух уравнений, выражающих издержки производства (u), U = f+ V • X и доходы от продаж (Y) • Y = Р • X (рис. 1).
Пересечение линий является ТБ, которая в данном случае выражается в виде единиц производства. Зная расчетную мощность проекта, можно определить коэффициент использования производственных мощностей в точке безубыточности. При расчете ТБ и построении графика предполагаются определенные условия: объем производства равен объему продаж, цена единицы продаваемого товара одинакова во времени, уровень переменных и постоянных издержек остается неизменным, производится единственный вид изделия и другие. На практике эти условия не всегда реальны. Поэтому анализ безубыточности следует рассматривать лишь как один из методов финансовой оценки предпринимательского проекта, дополняющий другие методы.
Глава 11 ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Планирование технического прогресса предприятия включает планирование повышения его технического уровня и улучшения организации производства, научной организации труда, капитального ремонта основных фондов, производства новых видов продукции и проведения научно-исследовательских работ. Технический уровень производства определяется соответствием действующих на предприятии средств производства, машин и оборудования, технологий, предметов труда современным достижениям науки и техники. Уровень технического развития характеризуется следующими основными параметрами: · состав и структура орудий труда по видам выполняемых операций, мощности и возрасту; · соответствие применяемых на предприятии технологий современным мировым требованиям, позволяющим создавать конкурентоспособную продукцию; · энерговооруженность и фондовооруженность персонала предприятия. Показателями технического уровня производства являются специализация производства, трудоемкость продукции, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и уровень механизации и автоматизации производства. Работа по составлению плана повышения технического уровня на предприятии осуществляется наиболее квалифицированными работниками технических и экономических служб и начинается с выявления фактически сложившегося уровня в данном году. На основе этого анализа определяются наиболее перспективные направления повышения технического уровня, составляются перспективные и текущие плановые задания, разрабатываются конкретные мероприятия по их выполнению. При планировании оцениваются экономические и социальные последствия внедрения новой техники. Определение эффективности позволяет сделать вывод об экологической целесообразности внедрения новой техники. Экологически эффективным считается применение машин, повышающих производительность труда, экономящих материальные ресурсы и, в конечном счете, увеличивающих рентабельность и конкурентоспособность производимой с их помощью продукции, а также улучшающих условия труда. Основные показатели эффективности: · срок, в течение которого новая техника и технологии могут быть внедрены; · объем финансовых ресурсов, необходимый для приобретения новой техники и технологии; · рост производительности труда; · увеличение объема выпускаемой продукции; · повышение рентабельности производства и снижение себестоимости производимой продукции. План повышения технического уровня предприятия включает разработку и внедрение следующих мероприятий: · замену действующих средств труда более совершенными; · модификацию действующих средств труда; · внедрение новых технологий; · применение новых материалов; · улучшение условий и организации труда работников. Организационный уровень производства — это система организации управления производства, позволяющая наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия для достижения основных его целей. При составлении плана улучшения организации производства анализируют состояние на предприятии средств производства, организацию труда и производства. При планировании мероприятий плана повышения организационного уровня предприятия используется стандартная методика оценки экономической эффективности каждого мероприятия.
План повышения технического уровня и улучшения организации производства предприятия включает следующие оргтехмероприятия (по разделам); I. раздел. Повышение технического уровня производства; · механизация производства; · автоматизация производства; · внедрение прогрессивной технологии; · модернизация производства и замена устаревшего оборудования. II. раздел. Совершенствование систем управления, планирования и организации производства. III. раздел. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе: · внедрение передовых проектов организации рабочих мест отдельно для рабочих и ИТР и служащих; · совершенствование разделения и кооперации труда; · совершенствование нормирования и оплаты труда, в том числе внедрение передовых норм и нормативов труда раздельно для рабочих и ИТР и служащих; · улучшение условий труда. IV. раздел. Улучшение качества продукции. V. раздел. Прочие оргтехмероприятия. Данная классификация разделов и показателей служит основой для составления плана повышения технического уровня и улучшения организации производства по табл. 49. Примерная схема плана научной организации труда представлена в табл. 50. Таблицы 51—52 могут быть использованы для составления планов ремонта основных фондов, производства новых видов продукции и проведения научно-исследовательских работ. Планирование научно-исследовательских работ на предприятии заключается в определении и уточнении тематики, трудоемкости, продолжительности и стоимости объемов, которые должны быть выполнены в плановом периоде. Как и в других разделах, определяется экономический эффект от каждой темы в денежном выражении.
Таблица 49
Таблица 50
Убедившись по предварительному расчету в эффективности каждого мероприятия, плановая группа должна рассчитать необходимые объемы и источники финансирования данного мероприятия. При этом подразделяют капитальные (т.е. единовременные затраты, увеличивающие стоимость факторов производства) и текущие затраты (не инвестиционные расходы), включающиеся в себестоимость продукции и работ. Таблица 51
Все затраты помимо денежных расходов включают расходы материалов, топлива, энергии, живого труда, потребность в которых следует тщательно рассчитывать. Определяют также источники финансирования мероприятий по техническому прогрессу (ими могут быть собственные или заемные средства), порядок и время возврата кредитов, если их предполагают использовать. Таблица 52
Таблица 53
Глава 12 ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Внешнеэкономическая деятельность — одна из форм хозяйственной деятельности, связанная с международным производством, научно-технической кооперацией и выходом на внешний рынок. Она является следствием развития внешнеэкономических связей как совокупности направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений государства с зарубежными странами в целях рационального использования преимуществ международного разделения труда и международных экономических отношений для решения народно-хозяйственных и внешнеполитических задач. В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий: расширение сбыта; приобретение ресурсов; диверсификация источников снабжения и сбыта. Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие их от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов. В основе любой формы внешнеэкономических связей лежит идея взаимовыгодного международного обмена. В принципе международный обмен всегда выгоден. Это справедливо в отношении промышленно развитых и слаборазвитых стран. Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта). Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортную продукцию (изделия) валюту, обеспечить себе возможность импорта продукции (изделий). Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции (изделий), которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать ту продукцию (изделия), собственное производство которой потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции (изделий). В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40% международного товарооборота приходится на сырьевую продукцию, 60% — на готовую промышленную продукцию (изделия). В структуре же экспорта России сложилось обратное соотношение — 70% и 30%. Такое состояние внешнеэкономических связей, естественно, никого не устраивает, а, учитывая их потенциально высокую рентабельность, задача совершенствования внешнеэкономической деятельности становится одной из первоочередных. И не случайно перестройка хозяйственного механизма России началась с совершенствования внешнеэкономической деятельности. Начало реформирования внешнеэкономической деятельности в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении Правительства № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономических связей, как прямые связи, совместное предпринимательство. Первый этап закончился в 1989 г. с выходом известного постановления Правительства № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути, свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявила о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы — этап либерализации внешнеэкономической деятельности. В России началом третьего этапаможно считать Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным указом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической деятельности. Основные правила осуществления внешнеэкономической деятельности в России предусматривают: внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на территории России предприятиям независимо от форм собственности; разрешена посредническая деятельность; значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий); введена аукционная продажа квот и лицензий; сняты ограничения на открытия валютных счетов; разрешено проведение валютных операций, при этом курс рубля к иностранным валютам определяется спросом и предложением. Введено понятие коммерческого курса рубля; введена и система обязательных валютных отчислений; введены экспортные тарифы (пошлины) на отдельные группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в иностранной валюте подлежит пересчету по рыночному курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком России, на момент уплаты пошлины. В отношении экспортных операций, по которым в соответствии с действующим законодательством не требуется обязательная продажа части валютной выручки в валютный резерв России, устанавливается надбавка к экспортной пошлине. Правительством России намечена стратегия развития внешнеэкономической деятельности, включающая в себя четыре этапа, причем первый (подготовительный) считается пройденным. Важнейшим этапом стратегии является второй, предусматривающий мероприятия, закладывающие каркас всей модели внешнеэкономической деятельности на ближайшие годы. Основные из них — изменение практики лицензирования и контроля за экспортом и введение единого валютного курса рубля. На этом этапе сокращен перечень квотируемой экспортной продукции (изделий) при одновременном расширении конкурсной продажи остающихся квот. Отменен специальный коммерческий курс рубля. При этом обязательную продажу валютной выручки предусмотрено производить по рыночному курсу. Стратегия предусматривает также поддержание плавающего по текущим операциям, а затем и фиксированного рыночного курса рубля по инвестиционным операциям с постепенным их выравниванием. 12.1Формы внешнеэкономической деятельности предприятия1
Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном счете получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции (схема 111). Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая деятельность предприятия, содержание которой — кооперация в сферах производства и обращения, в инновационной, инвестиционной, внедренческой и сервисной областях, может осуществляться с использованием ассоциаций делового сотрудничества (дома делового сотрудничества), производственно-сбытовых [1] См. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности. М.: Инфра-М, 1997. Схема 111 предприятий (торговые дела), концессий, консорциумов, акционерных обществ, совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, предоставления услуг (сервисные организации, рекламные бюро, лизинговые организации, технические центры и др.), совместных объектов производственного и инфраструктурного назначения, открытых городов и районов, международных экономических организаций и других форм. Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели: · привлечение передовой зарубежной технологии и управленческого опыта; · насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией; · привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов; · замещение импорта; · развитие экспортного потенциала; · обучение национальных кадров. При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической деятельности предприятия детализируются в зависимости от его общих целей (табл. 54). Таблица 54 Выработка эффективных целей внешнеэкономической деятельности усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие стандарты и долгосрочные ориентиры работы. Руководители высшего звена определяют стратегические цели,направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом. Они должны охватывать следующие основные области: · рынок; · нововведения; · человеческие, материальные и финансовые ресурсы; · производительность; · социальная ответственность; · прибыль. Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на решение проблем подразделений, и описывающие результаты, необходимые для достижения стратегических целей предприятия. Менеджеры низшего уровня устанавливают оперативные цели, связанные с решением текущих задач и характеризующие результаты, необходимые для достижения тактических и стратегических целей организации. После определения целей внешнеэкономической деятельности создание совместного предприятия осуществляется в следующей последовательности: · поиск и выбор иностранного партнера; · подготовка протокола о намерениях; · разработка технико-экономического обоснования; · согласование учредительных документов и регистрация совместного предприятия. Планирование внешнеэкономической деятельности должно учитывать функционирующую систему международных рынков (схема 111) и специальных экономических зон (схема 112). Планирование ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) капитала может быть предусмотрено в двух формах: ссудной и предпринимательской.
Схема 112
Схема 113 международные кредиты и займы) и товарной формах (машины, оборудование, патенты и ноу-хау, если они ввозятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемого или покупаемого предприятия). Предпринимательская форма ввоза (вывоза) капитала — это международное инвестирование, т.е. создание совместных предприятий и их филиалов. Импорт капитала в предпринимательской форме может быть в виде прямых и портфельных инвестиций. Характерная черта прямых инвестиций в том, что инвестор имеет право управленческого контроля над объектом вложения — филиалом предприятия, дочерним или зависимым хозяйственным обществом, совместным предприятием. Портфельные инвестиции такого контроля не дают и обычно существуют в виде пакета акций, на которые приходится менее 10—25% собственного капитала предприятия. Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом, имущество ему выделяет материнское предприятие. Решения, принимаемые дочерним хозяйственным обществом, определяются основным предприятием в связи с преобладающей долей в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом. В зависимом хозяйственном обществе родительское предприятие имеет более 20% голосующих акций акционерного общества (20% уставного капитала). Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставном капитале друг друга устанавливаются законом. Через ввоз (вывоз) прямых инвестиций учреждают новые фирмы (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей организации, поглощают ее полностью. В совместном предприятии правом собственности на прямые инвестиции обладают две или более организаций разных стран. Смешанное предприятие характеризуется участием государственных органов в частной организации. Основные характеристики прямых инвестиций: · контроль над ними; · высокий уровень обязательств в части вложенного капитала, персонала и технологии; · доступ к внешним рынкам; · преобладание продаж от производства за границей над экспортом отечественной продукции; · частичное право собственности. При привлечении иностранного капитала предприятия, вывозящие капитал за границу, преследуют следующие цели: · обход тарифных и нетарифных протекционистских барьеров; · использование разницы в стоимости ресурсов, включая рабочую силу; · повышение конкурентоспособности, внедрение на рынок изнутри; · получение некоторых льгот и финансового выигрыша при использовании завышенных трансфертных (внутрифирменных) цен позволяющих легко превратить филиал фирмы в «убыточный», а прибыль перекачать за границу без выплаты налогов. Основные преимущества иностранного инвестирования: · долгосрочная гарантия сбыта продукции ; · участие, в получении прибыли; · снижение издержек производства и обращения; распределение риска; · доступ к освоению достижений научно-технического прогресса. Портфельные инвестиции тесно связаны с торговлей технологиями, т.е. покупкой не товара, а технологии производства. Патент на открытие или изобретение предприятие может продать, получив разовую прибыль, или продавать право на временное пользование патентом или ноу-хау. Для использования патента надо предусмотреть покупку лицензии. Лицензионная торговля — это торговля специфическим товаром — технологией, имеющей свою цену. При планировании купли-продажи валюты необходимо учитывать валютный курс и его воздействие на интересы экспортеров (импортеров) товаров и капитала (табл. 55). Таблица 55
12.2 Планирование сферы внешнеэкономической деятельности1
В зависимости от целей предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий. Если предприятие уже контролирует часть рынка по определенной группе товаров, оно может с учетом конкретных обстоятельств принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка. При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития. Стратегии внешнеэкономической деятельности могут изменяться в течение жизненного цикла товара (табл. 56). Таблица 56
Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, т.е. оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие. В зависимости от того, какой товар — индивидуального потребления (ИП) или производственного назначения (ПН) — выпускает и продает предприятие, содержание стратегического плана экспорта имеет существенные особенности (табл. 57). Таблица 57
Планирование эффективной внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды (схема 114). Схема 114 Поскольку товар определяет судьбу внешнеэкономической деятельности, то и вся система мер, связанная с товаром, — создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п. — занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода.
[1] См. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. М.: Филин, 2000. [1] Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. М. 1990, С. 14. 1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов. 2. Частичное приспособление имеющегося товара к внешнему рынку, его доработка и улучшение, модернизация. 3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции. Для внедрения нового товара на рынке предусматривается формирование спроса и стимулирование сбыта (табл. 58). Таблица 58 Весь процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия (схема 115) включает в себя семь основных блоков (табл. 59). Таблица 59 Окончание таблицы 59 Схема 115 Международные торговые сделки
Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке определенного количества продукции (изделий) оговоренного качества или оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями. Международный характер соглашения определяется субъектами договора, которые находятся в разных странах. Основные правовые аспекты международных торговых сделок зафиксированы в; Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи продукции (Венская конвенция 1980 г.); Гаагской конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи, 1935 г. Международная торговая сделка может осуществляться в форме договора купли-продажи (контракта) или заказа. Международная торговая сделка предполагает наличие субъекта и объекта сделки. Субъектами могут выступать: государство, предприятия и физические лица. Объектами — продукция (изделия), услуги, результаты производственного и научно-технического сотрудничества. Объекты определяют вид международных торговых сделок. Различают международные торговые сделки, связанные с реализацией продукции (изделий) в материально-вещественной форме, и сделки, связанные с организацией товародвижения. Осуществление внешнеэкономической деятельности предполагает проведение различных операций, подразделяемых на основные и обеспечивающие (схема 116). Схема 116
Центральное место во внешнеэкономической деятельности занимают сделки купли-продажи, оформляемые в виде контрактов. Важным моментом в составлении контракта является определение базисных условий поставки. Они определяют обязанности и расходы сторон (продавца и покупателя) по транспортировке товара, страхованию в пути, оформлению таможенных документов и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, передачу товара от продавца к покупателю и переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Существуют также международные арендные отношения между партнерами, что позволяет их участникам получать экономичес кие преимущества по сравнению с приобретением продукции (изделия) в кредит: для производителей — дополнительная возможность сбыта продукции (изделий) на внутреннем и внешнем рынках, для потребителей — возможность обновлять оборудование (имущество) без единовременной мобилизации значительных финансовых средств на его приобретение. В нормативных документах различают три вида аренды: долгосрочную аренду (финансовый лизинг), среднесрочную и краткосрочную аренду (оперативный лизинг). Наиболее типичная схема осуществления лизинга представлена на схеме 117. Между арендатором (лизингополучателем) и арендатором (лизингодателем) подписывается контракт 1, после чего арендодатель (лизингодатель) — компания, приобретает у производителя продукцию (изделия) в кредит 3, полученный у банка 2. Компания приобретает продукцию (изделия) в свою собственность и сдает ее в пользование за арендную плату, причем поставку продукции (изделий) осуществляет производитель 4. После поступления платежей за аренду от арендатора (лизингодателя) 5 лизинговая компания возвращает банку кредит 6. Арендатор (лизингодатель) поставляет произведенную продукцию (изделие) заказчику 7. Условия контракта могут предусматривать техническое обслуживание изделий за счет лизинговой компании (лизингодателя) или производителя. Схема 117 Если приобретается не новое изделие (оборудование), то осуществляется его реновация в специализированных фирмах за счет арендатора (лизингодателя) . Договоры аренды (лизинга) имеют особенности, отличающие их от обычных договоров купли-продажи; оговаривается техническое состояние арендуемого изделия (оборудования), так как это влияет на размер платежей; фиксируется срок аренды (лизинга); арендодатель (лизингодатель) — лизинговая компания — обязуется информировать арендатора (лизингодателя) о появлении более современных изделий (оборудования) и поставлять их, но при условии перезаключения контракта; арендатор (лизингополучатель) может включать в договор (контракт) право купли изделия (оборудования), после окончания срока договора, по остаточной стоимости; в договор включается право арендатора (лизингополучателя) продлить (пролонгировать) срок аренды; в договоре устанавливается базисный период, в течение которого контрагенты не имеют право расторгнуть контракт; аренда может быть прервана в случае неплатежеспособности арендатора (лизингополучателя). Стоимость аренды (лизинга) рассчитывается на основе конкретных расчетов и с учетом остаточной стоимости возвращаемых изделий (оборудования) после окончания срока аренды (лизинга), также с учетом издержек арендодателя (лизингодателя) и планируемой им прибыли на вложенный капитал. Международная торговля охватывает продажу, т.е. разрешение на передачу физическими или юридическими лицами (лицензиарами) принадлежащих им прав на использование изобретения, промышленного образца и товарного знака другим физическим или юридическим лицам (лицензиатам). Изобретения — это технические решения, обладающие существенной новизной, неочевидностью и производственной полезностью. Охрана собственности на изобретения осуществляется патентами — официальными документами, удовлетворяющими право изобретателя на владение, использование и распоряжение изобретением на определенной территории в течение установленного времени. Наряду с лицензиями большим спросом на внешнем рынке пользуются ноу-хау («знаю, как»), представляющие технические знания, умение и опыт, но не имеющие правовой охраны. Ноу-хау определяется наличием нового научно-технического достижения, имеющего коммерческую ценность. Ноу-хау может включать способы и навыки в проектировании, строительстве, монтаже, методы лечения болезней, экономические знания и т.д. Потребительские свойства ноу-хау заключаются в полезности и конфиденциальности содержащейся в нем информации. Экспорт и импорт лицензий осуществляются путем подписания лицензионных договоров, контрактов, соглашений. Соглашения на передачу ноу-хау имеют определенные особенности: стороны должны четко определить содержание ноу-хау, представляющее полезность, конфиденциальность или секретность. Причем интересы экспортеров и импортеров здесь расходятся. Импортеры стремятся к сужению содержания ноу-хау; более подробно излагается весь комплекс обязательств по передаче знаний; особо прорабатываются гарантийные обязательства экспортеров в части завершения передаваемых разработок, их современного технического уровня и патентной чистоты использования решений; серьезное внимание обращается на обязательства импортера по сохранению конфиденциальности или секретности передаваемого процесса; самыми распространенными в мировой практике являются соглашения, основным содержанием которых является передача отдельных конструкций и технологических процессов, защищенных патентами. При этом патенты могут принадлежать нескольким владельцам, не являющимся разработчиками ноу-хау. Торговля лицензиями может осуществляться как непосредственно между владельцами и потребителями патентов и ноу-хау, так и через посредников. В международной торговле различают три вида лицензионных договоров. Договор о простой лицензии не ограничивает прав лицензиатов продавать аналогичные простые лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить продукцию (изделия) с использованием тех же изобретений и ноу-хау, а также сбывать ее на той же территории. По договору об исключительной лицензии лицензиат приобретает монопольное право на ее использование, включая перепродажу другим лицам и организациям, в пределах оговоренной территории. Лицензиат лишается прав продавать аналогичную лицензию на договорной территории другим лицам и организациям, а также самому производить и продавать на этой территории продукцию (изделия) с использованием изобретений и ноу-хау, являющихся предметом лицензии. Продажа полной лицензии практически означает продажу патента, в результате чего лицензиат полностью и бессрочно теряет права на изобретение. Определение цен лицензионных соглашений представляет сложную проблему, так как техническая сущность лицензии, определяющая ее потребительские свойства, строго индивидуализирована и редко удается найти конкурентные материалы на аналогичные изобретения и ноу-хау. Проблема цен осложняется тем, что потребительская стоимость лицензий определяется индивидуальной полезностью. Наиболее распространенные способы определения цен лицензий: · по затратам лицензиата на разработку изобретения или ноу- хау до стадии, на которой предлагается их продажа; · по минимально допустимой цене для разработчика, ниже которой продажа нецелесообразна; · по оценке затрат покупателя на альтернативные решения для достижения тех же результатов, которые могут быть получены при использовании лицензии; · по прецедентам ранее заключенных лицензионных соглашений на близкие по характеру изобретения и ноу-хау. Международная торговля инженерно-консультационными услугами получила особое развитие под влиянием научно-технической революции в результате концентрации капитала в области инженерной деятельности. При этом инжиниринговую деятельность можно разделить на проектно-консультационную, подрядную и управленческую. Проектно-консультационная деятельность заключается в выполнении заказов на технико-экономические исследования и обоснования целесообразности развития новых производств, сооружения или реконструкции промышленных объектов. Инжиниринговые компании выполняют заказы на разработку проектов; гото< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |