Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговое право как под отрасль финансового права: понятие, предмет, метод, система.

Налоговое право является одной из крупнейших под отрас­лей финансового права. Общественные отношения, входящие в сферу регулирования налогового права, можно сгруппировать следующим образом:

отношения по установлению налогов и сборов;

отношения по введению налогов и сборов;

отношения по взиманию налогов;

отношения, возникающие в процессе осуществления нало­гового контроля;

отношения, возникающие в процессе обжалования актов

налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

отношения, возникающие в процессе привлечения к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ круг имущественных и процес­суальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширенному толкованию не под­лежит.

Таким образом, предмет налогового права — это совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования. Способы воздей­ствия обусловлены самой природой финансовой деятельности государства и муниципальных образований (составной частью которой выступают налоговые отношения), ее публичным ха­рактером, направленностью на достижение общего интереса. Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний(императивный, командно-волевой), поскольку государство са­мостоятельно определяет процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отно­шений.

Методы налогового права как способы государственного воздействия на общественные отношения не могут оставаться не­изменными, иметь постоянно одинаковое содержание.

Наличие самостоятельного предмета (в рамках предмета финансового права) и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что налоговое право представляет собой под отрасль финансового права, которая регулирует обществен­ные отношения, складывающиеся в процессе финансовой дея­тельности государства или местного самоуправления. Посред­ством этой отрасли права государство воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возни­кающих относительно аккумулирования государственных (му­ниципальных) денежных фондов.

Следовательно, налоговое право — это под отрасль финансово­го права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных имущественных и свя­занных с ними неимущественных общественных отношений, скла­дывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совер­шение налогового правонарушения.

Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.
1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника.

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;
8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Источники налогового права.

Источникаминалоговогоправа выступают нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. При этом налогово-пра­вовые нормы представляют собой санкционированное государством об­щеобязательное социально определенное, обязательное правило пове­дения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соот­ветствующих налоговых правоотношений и являющееся критерием оцен­ки поведения как правомерного либо неправомерного.

Система важнейших источников налогового права выглядит следующим образом.
1.Конституция Российской Федерации.
2. Специальное налоговое законодательство (в Налоговом кодексе РФ(НК РФ) оно именуется "законодательством о налогах и сборах"), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:
• федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодатель­ство о налогах и сборах Российской Федерации), включающее:
- НК РФ;
- иные федеральные законы о налогах и сборах;

• региональное законодательство о налогах и сборах:
- законы субъектов РФ;
- иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

• нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представи­тельными органами местного самоуправления.
3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права).
4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
• акты органов общей компетенции:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

• акты органов специальной компетенции - ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложе­нием и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.
Решения Конституционного Суда РФ.
Нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...