Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. 25(1) Особенности ВНД человека. I и II сигнальные системы. Речь

Сигнальная система – набор условно-рефлекторных связей организма с окружающей средой, который впоследствии служит основой для формирования высшей нервной деятельности.

Для различения высшей нервной деятельности животных и человека И.П.Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности.

По времени образования выделяют первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система – комплекс рефлексов на конкретный раздражитель, например на свет, звук и т. д. Осуществляется за счет специфических рецепторов, воспринимающих действительность в конкретных образах. В данной сигнальной системе играют большую роль органы чувств, передающие возбуждение в кору больших полушарий с помощью анализаторов.

Вторая сигнальная система формируется на основе первой и является условно-рефлекторной деятельностью в ответ на словесный раздражитель. Она функционирует за счет речедвигательного, слухового и зрительного анализаторов. Ее раздражителем является слово, поэтому она дает начало абстрактному мышлению. В качестве морфологического субстрата выступает речедвигательный отдел коры больших полушарий. Вторая сигнальная система обладает высокой скоростью иррадиации, характеризуется быстротой возникновения процессов возбуждения и торможения.

Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребёнка со взрослыми. Слово как сигнал сигналов, с помощью которого осуществляется обобщение и абстракция, характеризующие человеческое мышление, стало той исключительной особенностью ВНД, которая обеспечивает необходимые условия прогрессивного развития человеческого индивидуума. Способность произносить и понимать слова развиваются у ребёнка в результате ассоциации определённых звуков - слов устной речи. Пользуясь языком, ребёнок меняет способ познания: на смену чувственного (сенсорного и моторного) опыта приходит оперирование символами, знаками. Обучение уже не требует обязательного собственного чувственного опыта, оно может происходить опосредованно с помощью языка; чувство и действие уступает место слову.

Речь объединяет множество конкретных явлений и событий в отвлеченное, обобщающее их

понятие, выраженное словом, легко передаваемым друг другу. Устная речь обеспечивает непосредственное общение людей, письменная - даёт возможность накапливать знания, мысленная - позволяет думать и творить. Благодаря этому человек проявляет исключительную способность к разумному планированию, своей деятельности, к чему не способны животные. Функции речи:

- Коммуникативная функция - речь как средство общения передаёт слуша­телю: вербальную информацию (смысл словесного сообщения) и невер­бальную информацию (тембр, высота голоса, пол и возраст, эмоциональное состояние говорящего).

- Регулирующая функция - внешняя и внутренняя речь как средство регуляции функций организма и поведения: управление поведением других людей (например, во врачебной практике - внушение, гипноз); управление собственными действиями (внутренняя речь, самовнушение, развитие волевого поведения).

- Понятийная функция - речь как орудие абстрактного мышления, средство выражения мыслей, один из механизмов интеллектуальной деятельно

- Программирующая функция - построение смысловых схем речевых конструкций, основанных на внутреннем программировании, осуществляемом с помощью внутренней речи.

Центральные и периферические механизмы речи. К центральным механизмам речи относятся - Центр Брока, Вернике и оптический центр. Двигательный центр-Центр Брока, расположен у основания нижней фронтальной извилины в левом полушарии, он отвечает за устную речь. При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций. Человек понимает всё услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова.

Центры Брока (1); центр артикуляции речи (2); центр контроля движения руки при письме (3); центр анализа звуков речи (4); центр Вернике (5); центр письменных словесных сигналов (6); центр зрительного анализатора (7)

Слуховой центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части - надкраевой извилине левого полушария. Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. Больной всё слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие больные не могут читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь.

Оптический (зрительный центр) речи расположен в угловой извилине (затылоч­ная доля), поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.

К периферическим механизмам речи относятся: механизм фонации, артику­ляции.

Механизм фонации локализован в гортани. Его физическая основа - колебания голосовых связок. Участвует в фонации: генератор тонов - мышцы гортани и голосовые связки; энергодатчики - межрёберные мышцы, диафрагма, мышцы брюшного пресса и спины, гладкие мышцы бронхов.

Механизмы артикуляции обеспечивают образование гласных и согласных звуков. Физическая основа артикуляции - резонанс полостей с постоянной или переменной конфигурацией (полости глотки, рта, носа, придаточные пазухи).

Развитие тонких манипуляторных функций правой руки (в том числе языка жестов) в ходе эволюции привело к формированию особых функций левого полушария и передаче «способностей» руки артикуляционным органам (развитию речи).

 


Нарушения речи. Среди наиболее распространённых нарушений функции второй сигнальной системы различают:

- Агнозию - потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия - при повреждении височных зон коры большого мозга).

- Афазию - нарушение речевой деятельности, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха, возникает при локальных поражениях головного мозга. Причинами афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.

- Аграфию - нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятель­ности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка. Аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при этом сохра­няется.

- Алалию - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранённом интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни. Тяжёлые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков - слов. В более лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным запасом слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Б.25(2) Акт глотания. Двигательная деятельность ЖКТ

Жевание завершается глотанием - переходом пищевого комка из полости рта в пищевод и далее в желудок. Глотание возникает в результате раздражения чувствительных нервных окончаний тройничного, гортанных и языкоглоточного нервов. По афферентным волокнам этих нервов импульсы - поступают в продолговатый мозг, где расположен центр глотания. От него импульсы по эфферентным двигательным волокнам тройничного, языкоглоточного, подъязычного и блуждающего нервов достигают мышц, обеспечивающих глотание. Доказательством рефлекторного характера глотания служит то, что если обработать корень языка и глотку раствором кокаина и «выключить» таким образом рецепторы, то глотание не осуществится. Деятельность центра глотания координируется двигательными центрами среднего мозга, коры больших полушарий. Центр глотания находится в тесной связи с центром дыхания, тормозя его при глотании, что предотвращает попадание пищи в воздухоносные пути. Рефлекс глотания состоит из трёх последовательных фаз:

I - ротовой (произвольной);

II - глоточной (быстрой, короткой непроизвольной);

III - пищеводной (медленной, длительной непроизвольной).

Во время I фазы из пищевой пережёванной массы во рту формируется пищевой комок, который движениями языка перемещается на его спинку, прижимается к твердому нёбу и переводится на корень языка.

Во время фазы II раздражение рецепторов корня языка рефлекторно вызывает сокращение мышц приподнимающих мягкое нёбо, что препятствует попаданию пищи в полость носа. Движениями языка пищевой комок проталкивается в глотку. Одновременно происходит сокращение мышц, смещающих подъязычную кость и вызывающих поднятие гортани, вследствие чего закрывается вход в дыхательные пути, что препятствует поступлению в них пищи. Переходу пищевого комка в глотку способствует повышение давления в полости рта и снижение давления в глотке. Препятствуют обратному движению пищи в ротовую полость поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к нему дужки. Вслед за поступлением пищевого комка, в глотку происходит сокращение мышц суживающих просвет выше пищевого комка, вследствие чего он продвигается в пищевод. Этому способствует разность давления -в глотке и пищеводе.

Перед глотанием глоточно-пищеводный сфинктер закрыт, во время глотания давление в глотке повышается до 45 мм рт. ст., сфинктер открывается, и пищевой комок поступает в начало пищевода, где давление не более 30 мм рт. ст. Первые две фазы акта глотания длятся около 1 с. Фазу II нельзя выполнить произвольно, если в полости рта нет пищи, жидкости или слюны. Если механически раздражать корень языка, то произойдет глотание, которое произвольно остановить нельзя. В фазу II вход в гортань закрыт, что предотвращает обратное движение пищи и попадание ее в воздухоносные пути.

Фазу III глотания составляют прохождение пищи по пищеводу и перевод её в желудок сокращениями пищевода. Движения пищевода вызываются рефлекторно при каждом глотательном акте. Продолжительность фазы III при глотании твердой пищи 8-9 с, жидкой 1-2 с. В момент глотания пищевод подтягивается к зеву и начальная его часть расширяется, принимая пищевой комок. Сокращения пищевода имеют волновой характер, возникают в верхней его части и распространяются в сторону желудка. Такой тип сокращения называется перистальтическим. При этом последовательно сокращаются кольцеобразно расположенные мышцы пищевода, передвигая перетяжкой пищевой комок. Перед ним движется волна пониженного тонуса пищевода (релаксационная). Скорость её движения несколько больше, чем волны сокращения, и она достигает желудка за 1-2 с.

Перистальтика пищевода обеспечивает глотание и вне содействия ему сил гравитации (например, при горизонтальном положении тела или вниз головой, а также в условиях невесомости у космонавтов).


Регуляция моторики пищевода осуществляется в основном эфферентными волокнами блуждающего и симпатического нервов.

Вне глотания вход из пищевода в желудок закрыт нижним пищеводным сфинктером. Когда релаксационная волна достигает конечной части пищевода, сфинктер расслабляется и перистальтическая волна проводит через него пищевой комок в желудок. При наполнении желудка тонус кардии повышается, что предотвращает забрасывание содержимого желудка в пищевод. Парасимпатические волокна блуждающего нерва стимулируют перистальтику пищевода и расслабляют кардию, симпатические волокна тормозят моторику пищевода и повышают тонус кардии. Одностороннему движению пищи способствует острый угол впадения пищевода в желудок.

При некоторых патологических состояниях тонус кардии снижается, перисталь­тика пищевода нарушается и содержимое желудка может забрасываться в пищевод.

Это вызывает неприятное ощущение, называемое изжогой. Нарушением глотания является аэрофагия - избыточное заглатывание воздуха, что чрезмерно повышает внутрижелудочное давление, и человек испытывает дискомфорт. Воздух выталки­вается из желудка и пищевода, часто с характерным звуком (отрыгивание).

Моторная функция желудка. Во время и в первые минуты после приёма пищи желудок расслабляется - наступает пищевая рецептивная релаксация желудка, которая способствует депонированию пищи в желудке и его секреции. Спустя некоторое время в зависимости от вида пищи сокращения увеличиваются, при этом наименьшая сила сокращения отмечается в кардиальной части желудка и наибольшая в пилорической. Сокращения желудка начинаются на большой кривизне в непосредственной близости от пищевода, где находится кардиальный водитель ритма. Второй водитель ритма локализован в пилорической части желудка.

В наполненном пищей желудке возникают три основных вида движений: перистатические волны, систолические сокращения пилорического отдела и тонические, уменьшающие размер полости дна и тела желудка. Частота перистальтических сокрашений около 3 в минуту; они распространяются от кардиальной части желудка к пилорической со скоростью около 1 см/с, быстрее по большой, чем по малой кривизне, длятся около 1,5 с. В пилорической части скорость распространения перистальтической волны увеличивается до 3-4 см/с.

Время пребывания смешанной пищи в желудке взрослого человека составляет 6-10 часов. Пища, богатая углеводами, задерживается в желудке меньше, чем богатая белками. Жирная пища эвакуируется из желудка с наименьшей скоростью. Жидкости начинают переходить в кишку сразу после их поступления в желудок.

Эвакуация пищи из желудка обусловлена не только открытием сфинктера, но и сокращениями мышц всего желудка, особенно его привратниковой части (рис. 7.4). Именно последние создают высокий градиент давления между желудком и двенадцатиперстной кишкой. Существенное значение в изменении скорости эвакуации имеют величина давления в двенадцатиперстной кишке и её моторная активность. Сочетание указанных факторов обеспечивает ту или иную скорость эвакуации пищи из желудка при участии нейрогуморальных механизмов. Последние изменяют скорость эвакуации в зависимости от консистенции, химического состава, рН, объёма содержимого желудка и кишечника. В результате обеспечивается порционная загрузка пищевым содержимым основного «химического реактора» - двенадцати­перстной кишки.

Ведущее значение в регуляции скорости эвакуации содержимого желудка имеют рефлекторные влияния из желудка и двенадцатиперстной кишки. Воздействия на механорецепторы желудка ускоряют эвакуацию, а воздействия на рецепторы двенадцатиперстной кишки замедляют. Торможение эвакуации содержимого желудка вызывают также химические агенты, находящиеся в двенадцатиперстной кишке кислые (рН ниже 5,5) и гипертонические растворы, 10%-ный раствор этанола, глюкоза и продукты гидролиза жира. Скорость эвакуации зависит также от эффективности гидролиза питательных веществ в желудке (белка) и тонкой кишке.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...