Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б.19(1) Характеристика безусловных рефлексов. Классификация. Инстинкты. Ориентировочный рефлекс.

Безусловные рефлексы
Врождённые, т.е. передаются по наследству
Постоянные, не изменяются в течение жизни
Видоспецифичные, т.е. одинаковые у всех представителей данного вида
Самостоятельные
Выработка не нужна, появляются сразу после рождения
Центры расположены в спинном, продолгова­том, среднем, промежуточном мозге
Рефлекторная дуга сформировалась к моменту рождения
Появляются при действии биологически значимого раздражителя
Составляют основу низшей нервной деятельности
Обеспечивают жизнедеятельность (гомеостаз)

Биологическое значение: они регулируют и координируют деятельность органов и систем, обеспечивая постоянство параметров внутренней среды организма – гомеостаз, объединяют все органы и системы в единое целое, лежат в основе взаимодействия организма с внешней средой, обеспечивая актуальное приспособление.

Классификация Павлова по эффекту: выделял пищевые, оборонительные, ориентировочные, родительские, а также рефлексы: цели, осторожности, свободы, самосохранения, агрессивности, сторожевые, игровые, половые и т.д.

На основе классификации по сложности им были выделены простые рефлексы, центры которых лежат в спинном мозге, усложнённые - рефлексы продолговатого мозга, сложные - рефлексы среднего мозга, сложнейшие - рефлексы подкорки и коры Б.П.

Так как безусловные рефлексы имеют адаптационное значение, А.Д. Слоним предложил выделить три группы безусловных рефлексов, связанные с: -поддержанием постоянства внутренней среды (гомеостатические и пищевые);

-изменениями во внешней среде (ориентировочные, ситуационные, защитные); -сохранением вида (территориальные, иерархические, половые, родительские).

По биологической роли Ю. Конорски разделял рефлексы на сохранительные, к которым относятся: рефлексы поступления и выведения всего необходимого, восстановительные рефлексы (сон), рефлексы сохранения вида; и защитные - рефлексы отдёргивания и отступления; наступательные рефлексы. Кроме того, рефлексы делились им на подготовительные (мотивационные) и исполнительные.

Наиболее сложные врождённые реакции - это инстинкты. Инстинкт представляет определённую последовательность безусловных рефлексов, обеспечивающих сложные врождённые приспособительные реакции организма.

Виды инстинктов:

1. Витальные (неудовлетворение потребности ведёт к гибели особи, peaлизация не требует участия другой особи), например, пищевой, питьевой, оборонительный, инстинкт, регулирующий сон - бодрствование.

2. Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы, «что хорошо для группы, то хорошо для индивида»), например, половые - выбор партнёра; родительские - разделение роли отца и матери, забота о потомстве; территориальные - охрана зоны обитания сохранения ресурсов.

3. Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на coвершенствование психической деятельности), например, исследовательский, новизны, свободы, подражательный, игровой.

Немецкий учёный Циглер разработал следующие критерии инстинктов:

-побуждение и действие являются наследственными свойствами вида; -инстинкты не требуют специального обучения; -выполняются всеми индивидуумами вида; -связаны с нормальной функцией органов; -приспособлены к нормальным экологическим условиям существования вида. Таким образом, инстинкт - это сумма опыта поколений данного вида.

Ориентировочный рефлекс - это сложный безусловный рефлекс, появляющийся при воздействии на организм нового или неожиданного раздражителя, он имеет комплексный характер, обеспечивает всестороннюю готовность организма к восприятию действия раздражителей и к ответу на них. И.П. Павлов назвал его рефлексом «что такое?». Он включает в себя следующие компоненты:

двигательный - общая двигательная реакция, связанная с повышением тонуса мускулатуры (вздрагивание, затаивание) и реакция, направленная на локализацию раздражителя в пространстве (поворот туловища, головы, глаз в сторону сигнала);

дыхательный - углубление и учащение дыхания;

вегетативный, связанный с активацией симпатической нервной системы. Он включает в себя расширение зрачков, кожно-гальваническую реакцию (уменьшение электрического сопротивления кожи), начальные замедления с последующим учащением сердцебиений, расширение кровеносных сосудов головы и сужение сосудов конечностей;

изменение электрической активности головного мозга (угнетение а-ритма, с возникновением более частых колебаний). Неспецифическое повышение возбудимости коры ведёт к снижению порогов чувствительности к ряду раздражителей, в результате чего обостряется зрение, слух, обоняние. Это способствует срочному анализу раздражителя и организации ответной реакции.

Ориентировочный рефлекс обеспечивается участием многих структур головного мозга: вегетативных ядер ствола, ядер гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации, центров коры.

Особенность ориентировочного рефлекса в том, что при неоднократном повто­ри действия раздражителя, т.е. при утрате им новизны, неожиданности, ориентировочная реакция ослабляется, а затем перестаёт проявляться. Так, впервые увидев большие, тикающие настенные часы, ребёнок проявляет все признаки ориентировочного рефлекса. Но через некоторое время он перестаёт реагировать на ставший привычным раздражитель.

 


Ориентировочный рефлекс лежит в основе любопытства и непроизвольного внимания, поэтому его роль в процессе обучения велика. Например, находящиеся в кабинете новые яркие наглядные пособия будут вызывать у учеников ориентировочную реакцию. Это будет способствовать усвоению материала, но лишь тогда, когда пособия соответствуют теме урока. В противном случае эти раздражители будут отвлекать учащихся от объяснений учителя.

Значение ориентировочного рефлекса - лежит в основе выработки условных рефлексов.

Б.19(2). Пищеварительная система - это совокупность органов пищеварения и связанны с ними пищеварительных желез. Система органов пищеварения представлена пищеварительным каналом и рядом желез, расположенных за его пределами (печень, поджелудочная железа и крупные слюнные железы). Пищеварительный канал начинается ротовой полостью, затем идут глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная, тонкая и толстая кишки. Его длина составляет 8-10 м, процесс пищеварения в нём может длиться около двух суток.

Пищеварение - это сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается физическим и химическим изменениям, и питательные вещества всасываются в кровь и лимфу.

Физические изменения пищи состоят в её размельчении, набухании, растворении химические - в ферментативном расщеплении белков, жиров и углеводов до конечных продуктов, подвергающихся всасыванию. Важнейшая роль в этом принадлежит гидролитическим ферментам секретов пищеварительных желез и исчерченной каёмки тонкой кишки.

Функции пищеварительной системы.

1. Моторная (механическая) - механическое измельчение пищи (жевание), передвижение пищи вдоль пищеварительного тракта (глотание, перисталь­тика, перемешивание пищевой кашицы с пищеварительным соком), выде­ление не переваренных продуктов (дефекация).

2. Секреторная (химическая) - выработка ферментов пищеварительных соков (желудочного, кишечного, панкреатического), слюны и жёлчи.

3. Всасывающая - всасывание продуктов переваривания белков, жиров, углеводов, а также воды, минеральных солей и витаминов.

4. Эндокринная - секреция ряда гормонов, регулирующих пищеваренние (гастрин, энтерогастрин, секретин, холецистокинин, вилликинин и др.) и влияющих на нервную и кровеносную системы (вещество Р, бомбезин, эндорфины и т.д.).

Типы пищеварения

В зависимости от происхождения гидролитических ферментов, пищеварение делят на три типа (А.М. Уголев): собственное, симбионтное и аутолитическое.

Собственное пищеварение осуществляется ферментами, синтезированные данным организмом, его железами, эпителиальными клетками - ферментами слюны, желудочного и поджелудочного соков, эпителия тонкой кишки.

Симбионтное пищеварение - гидролиз питательных веществ за счёт ферментов, синтезированных симбионтами организма - бактериями и простейшими, находя­щимися в пищеварительном тракте. Симбионтное пищеварение у человека осущест­вляется в толстой кишке. Благодаря этому пищеварению происходит расщепление клетчатки, в котором принимают участие бактерии толстого кишечника.

Аутолитическое пищеварение осуществляется за счет экзогенных гидролаз, которые поступают в организм в составе принимаемой пищи. Роль этого пищеварения существенна при недостаточно развитом собственном пищеварении. У новорож­денных собственное пищеварение ещё не развито, поэтому возможно его сочетание с аутолитическим пищеварением, т.е. питательные вещества грудного молока перевариваются ферментами, поступающими в пищеварительный тракт младенца в составе грудного молока.

В зависимости от локализации процесса гидролиза питательных веществ пищеварение делится на несколько типов. Прежде всего на внутри- и внеклеточное.

Внутриклеточное пищеварение состоит в том, что поступившие в клетку путем фагоцитоза и пиноцитоза (эндоцитоза) вещества гидролизуются клеточными (лизосомальными) ферментами либо в цитоплазме, либо в пищеварительной вакуоли. Этот тип пищеварения распространён у простейших и примитивных многоклеточных (губки, плоские черви и т.д.). У высших животных и человека выполняет защитные функции (фагоцитоз).

Внеклеточное пищеварение делят на дистантное, или полостное, и пристеночное, или мембранное.

Дистантное пищеварение совершается в среде удаленной от места синтеза ферментов. Так осуществляется действие на питательные вещества в полости пищеварительного тракта ферментов слюны, желудочного сока и сока поджелудочной железы.

Пристеночное, или мембранное, пищеварение открыто в 50-е годы XX в. AM. Уголевым. Такое пищеварение происходит в тонкой кишке на колоссальной поверхности, образованной складками, ворсинками и микроворсинками эпителиоцитов слизистой оболочки. Гидролиз происходит с помощью ферментов, «встроенных» в мембраны микроворсинок.

Богаты ферментами слизь, выделяемая слизистой оболочкой тонкой кишки, и зона исчерченной каёмки, образованная микроворсинками и мукополисахаридными нитями - гликокаликсом. В слизи и гликокаликсе находятся ферменты поджелудочной железы, перешедшие из полости тонкой кишки, и собственно кишечные ферменты, образующиеся в результате непрерывных процессов кишечной секреции и отторжения энтероцитов.

Следовательно, пристеночное пищеварение в широком его понимании совершается в слое слизи, зоне гликокаликса и на поверхности микроворсинок с участием большого количества ферментов кишки и поджелудочной железы.

В настоящее время процесс пищеварения рассматривают как трёхэтапный: полостное пищеварение —> пристеночное пищеварение —> всасывание. Полостное пищеварение заключается в начальном гидролизе полимеров до стадии олигомеров, пристеночное обеспечивает дальнейшее ферментативное расщепление олигомеров мономеров, которые затем всасываются - так называемый пищеварительно-транспортный конвейер.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...